Риторика и информационные технологии. Дидактический материал к уроку риторики для 9-11 классов
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Журавлева Юлиана Юрьевна

Данный материал может быть использован на уроках риторики при изучении такой темы, как "Риторика и Интернет. Дистантное общение", а также на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Риторика и информационные технологии. Дидактический материал к уроку риторики для 9-11 классов

Класс: 10

Тема: «Риторика и Интернет. Дистантное общение»

Задания

  1. Вашему вниманию предлагается видеофрагмент (Из фильма «Елки» режиссера Тимура Бекмамбетова. 12:44-13:43, 15:13-15:17, 1:05:03-1:07:06). В ходе просмотра ответьте на следующие вопросы:
  • Какова ситуация общения (где, кто, с кем, о чем говорит)?
  • Какова коммуникативная цель?
  • С помощью каких средств общение стало возможным?
  • Какова причина обмана? Почему собеседники выдают себя за тех, кем не являются в реальной жизни?
  • Возможно ли было общение без обмана? Каким образом?
  • Одинаковы ли манера речи и поведение молодого человека в начале и в конце видеофрагмента? Правильно ли он поступил, прервав общение?
  • Каковы особенности дистантного общения? Каковы его преимущества и недостатки?
  • Как не быть обманутым в процессе такого общения?

Сформулируйте и запишите особенности дистантного общения.

  1. Представьте, что Вы оказались в такой же ситуации, что и молодой человек: Ваш обман открылся, человек, которого Вы обманули Вам дорог. Ваши речевые действия.

  1. Вашему вниманию предлагается следующий видеофрагмент (тот же фильм, 14:34-15:86). Сопоставьте его с предыдущим, ответив на следующие вопросы:
  • Чем отличается общение по телефону от общения по скайпу?
  • В чем заключаются преимущества и недостатки того и другого?
  • Почему ребенок в данной ситуации ведет себя как взрослый?
  • Какие языковые конструкции использует мальчик? Уместны ли их использование?
  • Соблюдает ли он правила этикета?

Сформулируйте и запишите правила этикета при дистантном общении по телефону, когда собеседники не имеют возможности видеть друг друга, и по скайпу, когда собеседники друг друга видят. Будут ли отличаться правила? Чем?

  1. Представьте, что герой – Ваш лучший друг, он хочет произвести впечатление на человека, которому симпатизирует, пытаясь вести себя как взрослый, поэтому выбирает «агрессивную» тактику общения собеседником, который от него дистанцирован (по телефону). Ваши речевые действия. Какой совет Вы ему дадите? Какими языковыми конструкциями предложите воспользоваться?

  1. В ходе просмотра ролика (https://www.youtube.com/watch?v=2Fc1-y-MqqE) запишите советы, которыми можно воспользоваться при общении в соцсетях, ответьте на вопросы:
  • Что необходимо учитывать при таком общении?
  • Какими советами нельзя не воспользоваться при составлении текста?
  • Какими бы советами Вы дополнили получившийся список? Почему, на Ваш взгляд, это важно?

  1. Представьте, что из-за болезни Вы пропустили несколько занятий по тому или иному предмету. Составьте два письменных текста, один из которых адресован другу, другой – учителю, с просьбой сказать домашнее задания, объясните причину своего отсутствия. Будут ли отличаться получившиеся тексты? Чем? Какие языковые конструкции Вы будете использовать?

«Свобода свободой, а совет не помешает»

Памятка
«Правила этикета при общении в социальных сетях»

  1. Начинайте разговор с приветствия.
  2. Называйте человека по имени.
  3. Будьте грамотны и вежливы.
  4. Не употребляйте ненормативную лексику: она и на слух, и при чтении воспринимается одинаково негативно.
  5. Прежде чем отправлять сообщение, задумайтесь: важно ли оно собеседнику?
  6. Не забывайте благодарить за полученную информацию, ведь Ваш оппонент потратил своё время для ответа Вам.
  7. Вступая в дискуссию, критикуйте не человека, а его аргументы. Обосновывайте Ваше мнение.
  8. Не злоупотребляйте повторами. Если собеседник не заметил ваше сообщение, не нужно повторять одно и то же несколько раз. Пользователь вам не отвечает на два одинаковых сообщения, отправленных подряд? Вероятно, он занят или отошел.
  9. Сообщение не должно быть перегружено смайликами. Послание, в котором смайликов больше, чем букв, сложно читать.
  10.  Не показывайте свою переписку другим пользователям без согласия собеседника. На то это и приватные разговоры, что их никто не видит, кроме участников беседы.

Источники

https://altapress.ru/zhizn/story/pravila-setevogo-etiketa-v-sotsialnih-setyah-chatah-i-onlayn-igrah-96212 

http://femenograd.ru/moda-i-stil/etiket/pravila-etiketa-pri-obshchenii-v-socialnyh-setyah 

https://etikket.ru/etiket-v-internete/etiket-v-internete.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам риторике в 9-11 классе

Дидактический материал к урокам риторике в 9-11 классе«Риторика и информационные технологии»...

Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Дистантное общение и современная техника.

Материал для работы на уроках риторики в 10 классе. Тема: "Дистантное общение и современная техника". Задание предполагает просмотр видеофрагмента, его риторический анализ и решение риториче...

Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Конфликтная ситуация. Конфликт.

Материал разработан к уроку риторики в 10 классе по теме: "Конфликтная ситуация. Конфликт". Задание предполагает просмотр и риторический анализ видеофрагмента, далее ребятам предлагается реш...

Дидактический материал к урокам: РИТОРИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (9-11 классы)

В данном файле представлен дидактический материал к урокам Риторики по теме: "Из комментария слов не выкинешь".Задание: оцените представление краткого содержания художественного произведения...

Дидактический материал к урокам: РИТОРИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (9-11 классы)

В данном файле представлены: риторическая задача и риторические вопросы к уроку на тему: "Дистантное общение" (10 класс)....

Дидактический материал к урокам: РИТОРИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (9-11 классы)

Дидактический материал к урокам Риторики на тему: "Из комментария слов не выкинешь" (10 кл.).Данный материал содержит памятку для детей и родителей о правилах речевого поведения в социальных...

«Риторика и информационные технологии». Дидактический материал к урокам риторике в 9-11 классе. Памятка.

laquo;Риторика и информационные технологии»Дидактический материал к урокам риторике в 9-11 классе...


 

Комментарии

Федосеева Татьяна Александровна

Интересные материалы, которые можно использовать на уроке и во внеурочной деятельности, интересные вопросы для анализа и риторические задачи.