Элективный курс "Элементы деловой риторики" 11 класс
календарно-тематическое планирование на тему

Попова Елена Александровна

Материал содержит программу элективного курса "Элементы деловой риторики", тематическое планирование,

некоторые методические материалы. Объём курса 8 часов, в рамках основного курса "Мысль и слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon elementy_delovoy_ritoriki_11_klass.ppt584.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Элементы деловой риторики элективный курс 11 класс в рамках курса риторики «Мысль и слово»

Слайд 2

Цель курса: Расширить возможности социализации личности учащихся через освоение новых способов общения

Слайд 3

Задачи курса: Познакомить с содержанием предмета. Помочь освоить самопрезентацию. Помочь в освоении делового этикета. Организовать практикум по проведению деловой беседы. Развивать рефлексивные и аналитические умения учащихся.

Слайд 4

Программа курса Введение – 1 час Деловая беседа -1 час Формы самопре зентации 1 час У меня зазвонил телефон – 1 час Деловой этикет – 2 часа Конфликт и его решение – 1 час Определение своего типа оратора – 1 час

Слайд 5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА Задачи Тема и содержание занятия часы Предполагаемый результат Формы контроля - Познако- мить с содержанием курса Вводное занятие Освоение содержания понятия деловая риторика. Сфера применения. Жанры делового общения 1 час Усвоение содержания понятия деловая риторика. Умение дать определение Устная беседа - Помочь составить представление о деловой беседе. - организовать практическую работу учащихся Деловая беседа Анализ деловой беседы учителя и учащегося (наблюдение и анализ) Вопрос как важнейшая сторона беседы. Составление модели деловой беседы. Характеристика каждого этапа. 1 час Усвоение содержания модели Знание основных требований к вопросу. Умение составить и провести несложную деловую беседу. - Работа в парах: составить и провести беседу на тему: Покупка путевки в турбюро - Оценка работы товарищей

Слайд 6

Помочь освоить приемы составления визитки и резюме Формы самопрезентации -Знакомство с визиткой организаций и частных лиц, выявление закономерностей. - Резюме как способ самопрезентации. Виды резюме, Содержание. Основные требования. Составление модели на основе наблюдений. - Знакомство со статьей «Я – бренд!» (как выставить себя на первый план) 1 час Знание требований к резюме и визитке, начальные умения необходимые для составления данных документов - Проверка визитки - Проверка резюме - решение деловых задач Помочь освоить приемы составления визитки и резюме Формы самопрезентации -Знакомство с визиткой организаций и частных лиц, выявление закономерностей. - Резюме как способ самопрезентации. Виды резюме, Содержание. Основные требования. Составление модели на основе наблюдений. - Знакомство со статьей «Я – бренд!» (как выставить себя на первый план) 1 час Знание требований к резюме и визитке, начальные умения необходимые для составления данных документов - Проверка визитки - Проверка резюме - решение деловых задач Помочь освоить приемы составления визитки и резюме Формы самопрезентации -Знакомство с визиткой организаций и частных лиц, выявление закономерностей. - Резюме как способ самопрезентации. Виды резюме, Содержание. Основные требования. Составление модели на основе наблюдений. - Знакомство со статьей «Я – бренд!» (как выставить себя на первый план) 1 час Знание требований к резюме и визитке, начальные умения необходимые для составления данных документов - Проверка визитки - Проверка резюме - решение деловых задач

Слайд 7

Помочь освоить приемы составления визитки и резюме Формы самопрезентации -Знакомство с визиткой организаций и частных лиц, выявление закономерностей. - Резюме как способ самопрезентации. Виды резюме, Содержание. Основные требования. Составление модели на основе наблюдений. - Знакомство со статьей «Я – бренд!» (как выставить себя на первый план) 1 час Знание требований к резюме и визитке, начальные умения необходимые для составления данных документов - Проверка визитки - Проверка резюме - решение деловых задач Помочь освоить приемы составления визитки и резюме Формы самопрезентации -Знакомство с визиткой организаций и частных лиц, выявление закономерностей. - Резюме как способ самопрезентации. Виды резюме, Содержание. Основные требования. Составление модели на основе наблюдений. - Знакомство со статьей «Я – бренд!» (как выставить себя на первый план) 1 час Знание требований к резюме и визитке, начальные умения необходимые для составления данных документов - Проверка визитки - Проверка резюме - решение деловых задач

Слайд 8

Приложения Тема: Способы самопрезентации: Визитка. Представление. Резюме. Алгоритм замысла представления: Изучи ситуацию предполагаемого представления и адресата (его знания, интересы) Отбери из материала о себе то, что интересно собеседникам. Подумай, как и чем проиллюстрировать свои идеи, как их «сцерить». Проработай речевое оформление текста. Найди яркие и оригинальные вступление и заключение. Подумай, как организовать работу с аудиторией заигрывай НЕ будь скучным будь занудой скромничай излишне НЕ принижай себя утомляй других

Слайд 9

МОДЕЛЬ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ Этапы Цель Тактика Начало беседы Прояснить позиции Открытые вопросы. Закрытые вопросы в том случае, если хочешь подавить собеседника. Основная Часть беседы Обсудить проблему : А) сбор информации Б) закрепление информации В) переход к новой проблеме, если их несколько; Г) начало обсуждения проблемы №2 По преимуществу открытые вопросы. Риторические вопросы для обдумывания Переломные вопросы Закрытые вопросы типа «да»-«нет» Окончание беседы Подвести итог А) Закрытые или альтернативные вопросы, если собеседник колеблется Б) Поздравление, если достигнут результат, заверение в успешном сотрудничестве. В) Не заканчивать на ответе собеседника «нет», добиться хотя бы формального «да»

Слайд 10

Иллюстроация к объяснению Этап Цель Тактика Комментарий Представление Начало беседы Знакомство. Выяснить позицию по вопросу издания книги - Мы хотим издать новый детектив малоизвестного автора. Чем ваша фирма могла бы нам помочь? - Как я понял, вы представляете фирму «Мир книги»? –Да - Вы занимаетесь издательской деятельностью фирмы? –Да - Вы являетесь менеджером по издательской деятельности фирмы? –Да - Значит вы полномочны решать вопросы о планировании изданий в вашей фирме? - Да Вопрос открытый. Собеседник сообщит вам, каковы возможности и планы его организации -Вопросы закрытого типа. Если вы их задаете пулеметным образом, значит хотите подавить собеседника, показать, что лидером в дальнейшем будете вы. - Можно такие вопросы задавать после открытого, но тогда нужно дать время собеседнику спокойно ответить, этот поможет расположить собеседника к себе и к проблеме.

Слайд 11

Основная часть Достичь соглашения по вопросу издания книги. А) сбор информации(более подробное ознакомление с позицией, возможностями и намерениями) Б) закрепление информации В) переход к новой проблеме -Не могли бы вы подробнее рассказать о полиграфических возможностях вашей фирмы? - Какой тираж книги вы считаете целесообразным? - Какие у вас в среднем сроки выхода книги? И т.д. - Не кажется ли вам, что сотрудничество с нами по поводу издания этой книги было бы для вашей фирмы выгодным? - Не думаете ли вы, что нам стоит начать сотрудничество? - Правильно ли я понял ваше сообщение, что большой тираж сразу для вас нежелателен? - Сумел ли я вам верно обрисовать перспективы нашего сотрудничества? Как вы считаете, насколько прибыльным будет сейчас издание детективов в жанре комиксов? Преимущественно вопросы открытого типа. Дать возможность собеседнику максимально высказаться. Риторические вопросы уже заключают в себе ответ и побуждают собеседника внутренне согласиться с вами. Это вопросы для обдумывания, они побуждают партнера поразмыслить над проблемой, прокомментировать её, высказать дополнения, поправки. Они стимулируют доверие, взаимопонимание, закрепляют проблему. Переломные вопросы, чтобы перейти к новой части проблемы, или новой проблеме.

Слайд 12

Конец беседы Выработать резюме А) если собеседник колеблется Б) если партнер принимает положительное решение Если ответ отрицательный Мы будем издавать книгу? – Да - Если мы будем издавать книгу в мягкой обложке, не снимет ли это наши проблемы? - Может быть начнем с маленького тиража, и это решит проблемы? - Давайте представим, что мы будем совместно издавать книгу в мягкой обложке или малым тиражом? - Какой из этих вариантов вас больше устраивает? Поздравляю вас с принятием правильного решения, уверен, что сотрудничество будет плодотворным. Надеюсь, что мы ещё вернемся к этому вопросу. - Надеюсь, мы сможем предложить вам ещё варианты. - Вы позволите держать вас в курсе наших дальнейших планов? - Возможно, мы найднм равноинтересный для нас вариант? Закрытый вопрос Косвенные вопросы, подводящие к положительному решению проблемы Гипотеза Альтернатива Заготавливается заранее Никогда не заканчивать беседу на слове «нет»

Слайд 13

Как вести деловые телефонные переговоры Правило 1 : Если даже инициатива в разговоре принадлежит собеседнику, не храните молчание, поддерживайте разговор. У собеседника не должно возникнуть впечатления, что вас разъединили или вы им пренебрегаете. Правило 2: Будьте корректны и вежливы в любой ситуации. Даже в ситуации неприми- римого спора и ссоры не опускайтесь до уровня брани по принципу: кто кого перекричит. Правило 3 : Телефонную трубку первой снимает секретарша. Это экономит ваше время. Правило 4 : Если вам настойчиво звонят, а вы очень заняты, лучше снять трубку и сказать об этом или отключить на это время телефон. Правило 5 : Если у вас посетитель, а в это время звонит телефон, предпочтение отдается человеку, а не телефону. Правило 6: Приучайте себя и своих собеседников экономить телефонное время. Правило 7 : Рядом с телефоном всегда имейте ручку, карандаш, телефонный справочник.

Слайд 14

Ситуации для обсуждения: Ситуация 1: Кому снимать трубку? Представим, что у вас в отделе есть секретарша, а у вас отдельный кабинет и параллельный телефон. Кто должен снимать трубку первым? Ситуация 2: Вы очень заняты, а вам звонят. Возникает проблема: брать или не брать трубку? У вас срочная работа, а телефон постоянно отвлекает вас. Более того, телефон звонит почти непрерывно, кто-то упорно добивается вас, а вам некогда снять трубку? Ситуация 3: У вас в кабинете посетители. Идет деловой разговор, а вам в это время звонят. Как быть? Кому отдать предпочтение – телефону или посетителю? Ясно, что если вы снимете трубку, то вы проявите неуважение к посетителю. Но с другой стороны, иногда это может быть очень важный звонок. Ситуация 4: Ваш собеседник по телефону весьма словоохотлив и затягивает разговор. Вы очень спешите. Как быть? Композиция делового разговора: А) взаимное приветствие и представление (15-20 секунд); Б) вводное разъяснение того, о чем пойдет речь, какова суть проблемы делового разговора (40 – 50 секунд); В) обмен мнениями, обсуждение проблемы и способ её решения (60 – 100 секунд) Г) завершение беседы ( 15 – 20 секунд) Для справки: - средняя продолжительность деловых телефонных разговоров 5 – 6 минут. В то время, как большинство разговоров могут уложиться в 3 -4 минуты.

Слайд 15

РЕЗЮМЕ Ф.И.О.__________________________________________________________________ Дата рождения: Адрес: Телефон (домашний): (мобильный): Электронный адрес: Семейное положение: Образование: Цель: Опыт работы: * * * * * Профессиональные навыки: Иностранный язык: Знание компьютера: Личные качества: Хобби: Число Подпись

Слайд 16

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ РЕЗЮМЕ Начало СТИЛЬ (стандартный, современный, изысканный) ТИП (обычное, хронологическое, функциональное профессиональное) АДРЕС СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ СТАНДАРТНЫЕ ПУНКТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ ДОБАВЛЕНИЯ Конец

Слайд 17

Успешная карьера – это здорово!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс. Деловая речь и деловое письмо

Материал представляет из себя презентацию, планирование, тесты, конспекты уроков...

Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе  авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...

Конспект занятия элективного курса в 10 классе "Культура делового общения"

В конспекте  занятия по теме "Культура делового общения" содержатся все необходимые материалы для проведения элективного курса. В презентации представлены основные особенности проведения занятия....

Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо»

Элективный курс знакомит с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенствует умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами....

"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс

Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...

Элективный курс "Деловая речь. Деловое письмо" 10 класс

Элективный  курс  «Деловая речь. Деловое письмо» рассчитан  на 35 ч и предназначен для учащихся 10-ых классов. Данная программа  составлена на основе авторской программы И.Н.К...

Элективный курс «Деловое письмо и деловые бумаги» .

Умение работать с деловыми бумагами и составлять деловое письмо - актуальное требование во всех сферах делопроизводства.Именно развитию этих умений и навыков посвящен данный элективный курс ,который м...