Элективный курс "Элементы деловой риторики" 11 класс
календарно-тематическое планирование на тему
Материал содержит программу элективного курса "Элементы деловой риторики", тематическое планирование,
некоторые методические материалы. Объём курса 8 часов, в рамках основного курса "Мысль и слово"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 584.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель курса: Расширить возможности социализации личности учащихся через освоение новых способов общения
Задачи курса: Познакомить с содержанием предмета. Помочь освоить самопрезентацию. Помочь в освоении делового этикета. Организовать практикум по проведению деловой беседы. Развивать рефлексивные и аналитические умения учащихся.
Программа курса Введение – 1 час Деловая беседа -1 час Формы самопре зентации 1 час У меня зазвонил телефон – 1 час Деловой этикет – 2 часа Конфликт и его решение – 1 час Определение своего типа оратора – 1 час
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА Задачи Тема и содержание занятия часы Предполагаемый результат Формы контроля - Познако- мить с содержанием курса Вводное занятие Освоение содержания понятия деловая риторика. Сфера применения. Жанры делового общения 1 час Усвоение содержания понятия деловая риторика. Умение дать определение Устная беседа - Помочь составить представление о деловой беседе. - организовать практическую работу учащихся Деловая беседа Анализ деловой беседы учителя и учащегося (наблюдение и анализ) Вопрос как важнейшая сторона беседы. Составление модели деловой беседы. Характеристика каждого этапа. 1 час Усвоение содержания модели Знание основных требований к вопросу. Умение составить и провести несложную деловую беседу. - Работа в парах: составить и провести беседу на тему: Покупка путевки в турбюро - Оценка работы товарищей
Помочь освоить приемы составления визитки и резюме Формы самопрезентации -Знакомство с визиткой организаций и частных лиц, выявление закономерностей. - Резюме как способ самопрезентации. Виды резюме, Содержание. Основные требования. Составление модели на основе наблюдений. - Знакомство со статьей «Я – бренд!» (как выставить себя на первый план) 1 час Знание требований к резюме и визитке, начальные умения необходимые для составления данных документов - Проверка визитки - Проверка резюме - решение деловых задач Помочь освоить приемы составления визитки и резюме Формы самопрезентации -Знакомство с визиткой организаций и частных лиц, выявление закономерностей. - Резюме как способ самопрезентации. Виды резюме, Содержание. Основные требования. Составление модели на основе наблюдений. - Знакомство со статьей «Я – бренд!» (как выставить себя на первый план) 1 час Знание требований к резюме и визитке, начальные умения необходимые для составления данных документов - Проверка визитки - Проверка резюме - решение деловых задач Помочь освоить приемы составления визитки и резюме Формы самопрезентации -Знакомство с визиткой организаций и частных лиц, выявление закономерностей. - Резюме как способ самопрезентации. Виды резюме, Содержание. Основные требования. Составление модели на основе наблюдений. - Знакомство со статьей «Я – бренд!» (как выставить себя на первый план) 1 час Знание требований к резюме и визитке, начальные умения необходимые для составления данных документов - Проверка визитки - Проверка резюме - решение деловых задач
Помочь освоить приемы составления визитки и резюме Формы самопрезентации -Знакомство с визиткой организаций и частных лиц, выявление закономерностей. - Резюме как способ самопрезентации. Виды резюме, Содержание. Основные требования. Составление модели на основе наблюдений. - Знакомство со статьей «Я – бренд!» (как выставить себя на первый план) 1 час Знание требований к резюме и визитке, начальные умения необходимые для составления данных документов - Проверка визитки - Проверка резюме - решение деловых задач Помочь освоить приемы составления визитки и резюме Формы самопрезентации -Знакомство с визиткой организаций и частных лиц, выявление закономерностей. - Резюме как способ самопрезентации. Виды резюме, Содержание. Основные требования. Составление модели на основе наблюдений. - Знакомство со статьей «Я – бренд!» (как выставить себя на первый план) 1 час Знание требований к резюме и визитке, начальные умения необходимые для составления данных документов - Проверка визитки - Проверка резюме - решение деловых задач
Приложения Тема: Способы самопрезентации: Визитка. Представление. Резюме. Алгоритм замысла представления: Изучи ситуацию предполагаемого представления и адресата (его знания, интересы) Отбери из материала о себе то, что интересно собеседникам. Подумай, как и чем проиллюстрировать свои идеи, как их «сцерить». Проработай речевое оформление текста. Найди яркие и оригинальные вступление и заключение. Подумай, как организовать работу с аудиторией заигрывай НЕ будь скучным будь занудой скромничай излишне НЕ принижай себя утомляй других
МОДЕЛЬ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ Этапы Цель Тактика Начало беседы Прояснить позиции Открытые вопросы. Закрытые вопросы в том случае, если хочешь подавить собеседника. Основная Часть беседы Обсудить проблему : А) сбор информации Б) закрепление информации В) переход к новой проблеме, если их несколько; Г) начало обсуждения проблемы №2 По преимуществу открытые вопросы. Риторические вопросы для обдумывания Переломные вопросы Закрытые вопросы типа «да»-«нет» Окончание беседы Подвести итог А) Закрытые или альтернативные вопросы, если собеседник колеблется Б) Поздравление, если достигнут результат, заверение в успешном сотрудничестве. В) Не заканчивать на ответе собеседника «нет», добиться хотя бы формального «да»
Иллюстроация к объяснению Этап Цель Тактика Комментарий Представление Начало беседы Знакомство. Выяснить позицию по вопросу издания книги - Мы хотим издать новый детектив малоизвестного автора. Чем ваша фирма могла бы нам помочь? - Как я понял, вы представляете фирму «Мир книги»? –Да - Вы занимаетесь издательской деятельностью фирмы? –Да - Вы являетесь менеджером по издательской деятельности фирмы? –Да - Значит вы полномочны решать вопросы о планировании изданий в вашей фирме? - Да Вопрос открытый. Собеседник сообщит вам, каковы возможности и планы его организации -Вопросы закрытого типа. Если вы их задаете пулеметным образом, значит хотите подавить собеседника, показать, что лидером в дальнейшем будете вы. - Можно такие вопросы задавать после открытого, но тогда нужно дать время собеседнику спокойно ответить, этот поможет расположить собеседника к себе и к проблеме.
Основная часть Достичь соглашения по вопросу издания книги. А) сбор информации(более подробное ознакомление с позицией, возможностями и намерениями) Б) закрепление информации В) переход к новой проблеме -Не могли бы вы подробнее рассказать о полиграфических возможностях вашей фирмы? - Какой тираж книги вы считаете целесообразным? - Какие у вас в среднем сроки выхода книги? И т.д. - Не кажется ли вам, что сотрудничество с нами по поводу издания этой книги было бы для вашей фирмы выгодным? - Не думаете ли вы, что нам стоит начать сотрудничество? - Правильно ли я понял ваше сообщение, что большой тираж сразу для вас нежелателен? - Сумел ли я вам верно обрисовать перспективы нашего сотрудничества? Как вы считаете, насколько прибыльным будет сейчас издание детективов в жанре комиксов? Преимущественно вопросы открытого типа. Дать возможность собеседнику максимально высказаться. Риторические вопросы уже заключают в себе ответ и побуждают собеседника внутренне согласиться с вами. Это вопросы для обдумывания, они побуждают партнера поразмыслить над проблемой, прокомментировать её, высказать дополнения, поправки. Они стимулируют доверие, взаимопонимание, закрепляют проблему. Переломные вопросы, чтобы перейти к новой части проблемы, или новой проблеме.
Конец беседы Выработать резюме А) если собеседник колеблется Б) если партнер принимает положительное решение Если ответ отрицательный Мы будем издавать книгу? – Да - Если мы будем издавать книгу в мягкой обложке, не снимет ли это наши проблемы? - Может быть начнем с маленького тиража, и это решит проблемы? - Давайте представим, что мы будем совместно издавать книгу в мягкой обложке или малым тиражом? - Какой из этих вариантов вас больше устраивает? Поздравляю вас с принятием правильного решения, уверен, что сотрудничество будет плодотворным. Надеюсь, что мы ещё вернемся к этому вопросу. - Надеюсь, мы сможем предложить вам ещё варианты. - Вы позволите держать вас в курсе наших дальнейших планов? - Возможно, мы найднм равноинтересный для нас вариант? Закрытый вопрос Косвенные вопросы, подводящие к положительному решению проблемы Гипотеза Альтернатива Заготавливается заранее Никогда не заканчивать беседу на слове «нет»
Как вести деловые телефонные переговоры Правило 1 : Если даже инициатива в разговоре принадлежит собеседнику, не храните молчание, поддерживайте разговор. У собеседника не должно возникнуть впечатления, что вас разъединили или вы им пренебрегаете. Правило 2: Будьте корректны и вежливы в любой ситуации. Даже в ситуации неприми- римого спора и ссоры не опускайтесь до уровня брани по принципу: кто кого перекричит. Правило 3 : Телефонную трубку первой снимает секретарша. Это экономит ваше время. Правило 4 : Если вам настойчиво звонят, а вы очень заняты, лучше снять трубку и сказать об этом или отключить на это время телефон. Правило 5 : Если у вас посетитель, а в это время звонит телефон, предпочтение отдается человеку, а не телефону. Правило 6: Приучайте себя и своих собеседников экономить телефонное время. Правило 7 : Рядом с телефоном всегда имейте ручку, карандаш, телефонный справочник.
Ситуации для обсуждения: Ситуация 1: Кому снимать трубку? Представим, что у вас в отделе есть секретарша, а у вас отдельный кабинет и параллельный телефон. Кто должен снимать трубку первым? Ситуация 2: Вы очень заняты, а вам звонят. Возникает проблема: брать или не брать трубку? У вас срочная работа, а телефон постоянно отвлекает вас. Более того, телефон звонит почти непрерывно, кто-то упорно добивается вас, а вам некогда снять трубку? Ситуация 3: У вас в кабинете посетители. Идет деловой разговор, а вам в это время звонят. Как быть? Кому отдать предпочтение – телефону или посетителю? Ясно, что если вы снимете трубку, то вы проявите неуважение к посетителю. Но с другой стороны, иногда это может быть очень важный звонок. Ситуация 4: Ваш собеседник по телефону весьма словоохотлив и затягивает разговор. Вы очень спешите. Как быть? Композиция делового разговора: А) взаимное приветствие и представление (15-20 секунд); Б) вводное разъяснение того, о чем пойдет речь, какова суть проблемы делового разговора (40 – 50 секунд); В) обмен мнениями, обсуждение проблемы и способ её решения (60 – 100 секунд) Г) завершение беседы ( 15 – 20 секунд) Для справки: - средняя продолжительность деловых телефонных разговоров 5 – 6 минут. В то время, как большинство разговоров могут уложиться в 3 -4 минуты.
РЕЗЮМЕ Ф.И.О.__________________________________________________________________ Дата рождения: Адрес: Телефон (домашний): (мобильный): Электронный адрес: Семейное положение: Образование: Цель: Опыт работы: * * * * * Профессиональные навыки: Иностранный язык: Знание компьютера: Личные качества: Хобби: Число Подпись
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ РЕЗЮМЕ Начало СТИЛЬ (стандартный, современный, изысканный) ТИП (обычное, хронологическое, функциональное профессиональное) АДРЕС СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ СТАНДАРТНЫЕ ПУНКТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ ДОБАВЛЕНИЯ Конец
Успешная карьера – это здорово!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/03/picture-64385.jpg)
Элективный курс. Деловая речь и деловое письмо
Материал представляет из себя презентацию, планирование, тесты, конспекты уроков...
Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-156926-1354547062.jpg)
Конспект занятия элективного курса в 10 классе "Культура делового общения"
В конспекте занятия по теме "Культура делового общения" содержатся все необходимые материалы для проведения элективного курса. В презентации представлены основные особенности проведения занятия....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/13/picture-163695-1355413697.jpg)
Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо»
Элективный курс знакомит с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенствует умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами....
"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс
Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-339407-1384069148.jpg)
Элективный курс "Деловая речь. Деловое письмо" 10 класс
Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо» рассчитан на 35 ч и предназначен для учащихся 10-ых классов. Данная программа составлена на основе авторской программы И.Н.К...
Элективный курс «Деловое письмо и деловые бумаги» .
Умение работать с деловыми бумагами и составлять деловое письмо - актуальное требование во всех сферах делопроизводства.Именно развитию этих умений и навыков посвящен данный элективный курс ,который м...