Рабочая программа по риторике для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Рабочая программа включает в себя пояснитльную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ritorike.rar77.73 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

урока

дата

Тема

Кол-

Во

часов

Материал учебника

Форма учебного

занятия

Требования к уровню подготовки учащихся

Базовые знания

Развитие познавательных

умений

Формирование ценностно-мировоззренческих

ориентаций

Раздел 1. Речевая ситуация. 2ч

Тема 1. Вспоминаем – знакомимся с новым. 1ч

1

Вспоминаем – знакомимся с новым.

1

Ч.1

Стр.

9-18

практикум

Знать: понятия «адресант», «адресант», «речевая ситуация», «коммуникативное намерение», «коммуникативная задача», «информация», «техника речи», способы выражения коммуникативных намерений два вида информации: правила презентации

Уметь: вступать в речевое общение, определять коммуникативное намерение, выбирать словесные средства общения; определять тип информации; проводить презентацию-представление.

Формирование

коммуникативной

 компетенции

Тема 2. Когда и где мы общаемся.  Будем знакомы. 1ч

2

Когда и где мы общаемся.  Будем знакомы

1

Ч.1

Стр.

18-34

практикум

Знать: понятия «общение», «речевое намерение», «сигналы речи», «речевая задача»; способы выражения коммуникативных задач, интонацию истинного коммуникативного намерения; правила знакомства

Уметь: учитывать разные компоненты речевого общения в зависимости от задачи речи; рассказывать о себе; владеть монологической и диалогической речью, вступать в речевое общение

Содействовать формированию культуры поведения в повседневной жизни 

Раздел 2. Виды общения. 1ч

Тема 1. Вспоминаем изученное, узнаём новое. Личное – публичное общение.1ч

3

Вспоминаем изученное, узнаём новое. Личное – публичное общение.

1

Ч.1

Стр.

35-44

практикум

Знать: виды общения, зависимость выбора тех или иных средств общения от его вида. Словесные и несловесные виды общения, их роль в речевом общении; уместное использование жестов и мимики как интонационных средств, помогающих говорящему полнее и точнее выразить свою мысль.

Уметь: выбирать средство общения,  уместно пользоваться жестами и мимикой в соответствии с ситуацией общения; выразительно читать тексты публичных выступлений, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;  владеть основными видами публичных выступлений

Содействовать социальной адаптации учащихся, вступающих в речевое общение

Тема 2. И личное, и публичное общение. Просто личное общение.1ч

4

И личное, и публичное общение. Просто личное общение.

1

Ч.1

Стр.

45-51

практикум

Знать: понятия «личное общение», «публичное общение», правила личного и публичного общения

Уметь: применять полученные знания в практике речевого общения

Формирование культуры речевого общения

Раздел 3. Вежливое возражение. 1ч

       Тема 1. Вежливое возражение. 1ч

5

Вежливое возражение.

1

Ч.1

Стр.

52-63

практикум

Знать: речевые формулы согласия и несогласия; аргументы несогласия; правила вежливого несогласия

Уметь: употреблять речевые формулы согласия и несогласия, подбирать аргументы для выражения несогласия, применять правила вежливого возражения; участвовать в диалоге,  понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою

Содействовать социальной адаптации учащихся

Раздел 4. Подружимся с голосом. 1ч

          Тема 1. Что мешает голосу «летать»? Учимся «лепить» свой голос. 1ч

6

Что мешает голосу «летать»? Учимся «лепить» свой голос

1

Ч.1

Стр.

64-82

практикум

Знать: отражение чувств в голосе говорящего. Речевая задача и возможности голоса. Интонационный, тембральный, громкостный рисунок голоса; голосовые средства воздействия на слушателя

Уметь: умело пользоваться возможностями голоса для решения коммуникативных задач, определять чувства говорящего, отражающиеся в голосе.

Содействовать формированию культуры поведения в повседневной жизни

Раздел 5.Жесты вместе с мимикой. 1 ч

Тема 1. Помощники слова. Контакт начинается со взгляда. 1ч

7

Помощники слова. Контакт начинается со взгляда

1

Ч.1

Стр.

83-98

практикум

Знать: роль жестов и мимики в речевом общении. Однозначные и многозначные жесты. Уместные и неуместные жесты. Использование жестов и мимики в речевом общении

Уметь: определять роль жестов и мимики; уместно пользоваться жестами и мимикой в практике речевого общения; решать коммуникативные задачи.

Содействовать формированию культуры поведения в повседневной жизни

Раздел 6. Учимся отвечать. 1ч

Тема 1. Определение. Мы строим определения и правила. 1ч

8

Определение. Мы строим определения и правила.

1

Ч.1

Стр.

99-116

практикум

Знать: понятия «определение» и «правило»; части виды определений; языковые модели, позволяющие строить определения.

Уметь: строить определения, конструировать правила; использовать языковые модели для построения определений,  создавать текст, используя риторические определения;  редактировать речевые ошибки.

Формирование

коммуникативной

 компетенции

Раздел 7. От души посоветовать. 1ч

                Тема 1.Советы бывают разными. 1ч

9

Советы бывают разными

1

Ч.1

Стр.

120-132

практикум

Знать: что такое совет, цели совета. Общее и различное между советом и другими речевыми действиями; советы разных видов; пожелания советчикам

Уметь:  решать коммуникативные задачи;

применять полученные знания в практике речевого общения

Содействовать социальной адаптации учащихся, вступающих в речевое общение

Раздел 8. Качества речи. 1ч

Тема 1. Д Достоинства и недостатки речи. Уместность речи и её соответствие ситуации и стилю высказывания.  1ч

10

Достоинства и недостатки речи. Уместность речи и её соответствие ситуации и стилю высказывания.

1

Ч.1

Стр.

133-150

практикум

Знать: виды речи, достоинства и недостатки речи. Понятие «правильная речь», «стиль высказывания»; качества речи; стиль высказывания, ситуация общения.

Уметь: вступать в речевое общение в соответствии с ситуацией общения и стилем высказывания; находить ошибки, решать коммуникативные задачи.

Формирование культуры речевого общения

Раздел 9. Я - редактор. 1ч

Тема 1. Редактирование текста. 2ч

11

12

Редактирование текста. Практическая работа по редактированию текста.

1

Ч.1

Стр.

151-166

Практикум

Проверочная работа

Знать: условные знаки редакторской правки; уместность и неуместность лексического повтора

Уметь: находить  недостатки в содержании и речевом оформлении чужих и собственных текстов, редактировать текст, используя условные знаки правки текста

Содействовать воспитанию культурно-ценностного отношения  к русской речи

Раздел 10. Учимся читать учебную книгу. 2ч

Тема 1. Виды чтения. Приёмы осмысления учебного текста. Выписки. 2ч

13

14

Виды чтения. Приёмы осмысления учебного текста. Выписки.

2

Ч.1

Стр.

167-189

Практикум

Практическая работа

Знать: понятия «ознакомительное чтение», «изучающее чтение»;  цели и задачи ознакомительного и изучающего  чтения

Уметь: строить монологическое высказывание по заданной теме; находить информативно важные слова; делать выписки.

Формирование культуры письменной  речи

Раздел 11. Изобретения. 2ч

Тема 1. Изобретения. Обратимся к примерам. Что в имени тебе моём? 2ч.

15

16

Изобретения. Обратимся к примерам.

Что в имени тебе моём?

2

Ч.2

Стр.

7-17

Ч.2

Стр. 18-24

Практикум, творческая работа

Знать: что такое творчество; две разновидности определений: логические и риторические. Понятие «пример», виды примеров.

Понятие «топонимика».

Уметь: создавать текст, используя риторические и логические определения; самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; строить устные и письменные высказывания

Формирование мировоззренческого кругозора

Раздел 12. Заголовок. 1ч

Тема 1. Заголовки и названия. 1ч

17

Заголовки и названия. Заголовок-прогноз и заголовок-ассоциация.

1

Ч.2

Стр.

25-36

практикум

Знать:  понятия «заголовок-прогноз» и «заголовок-ассоциация»; виды заголовков и их отличительные особенности

Уметь: подбирать заголовок  в соответствии с темой,  идеей и основной мыслью текста; выразительно читать тексты; решать коммуникативные задачи; строить устные монологические высказывания

Формирование

коммуникативной

 компетенции

Раздел 13. Необычные тексты. 2ч

Тема 1. Каким должно быть слово рядом с фотографией? 2ч.

18

Каким должно быть слово рядом с фотографией?

1

Ч.2

Стр.

37-44

Урок изучения нового материала

Знать: в чём необычность текста, созданного к фотографии; как соединять слова с фотографией в соответствии с замыслом и речевой ситуацией

Уметь: применять полученные знания на практике, создавать подписи и тексты к фотографиям

Формирование

коммуникативной

 компетенции

19

Фотозарисовка.

История снимка.

1

Ч.2

Стр.

44-50

Урок- презентация

Знать: что такое фотозарисовка; жанровые и языковые особенности письменных высказываний, создаваемых по фотографиям

Уметь: самостоятельно создавать высказывания по заданной теме; представлять результаты своей деятельности

Формирование

коммуникативной

 компетенции

Раздел 14. Коллективный дневник. 1ч

Тема 1. Дневниковые записи. 1ч

20

Дневниковые записи. Учимся писать летопись класса.

1

Ч.2

Стр.

51-59

Повторение с элементами нового

Знать: что такое дневниковые записи, о чём, что и как писать в дневнике  

Уметь: самостоятельно вести дневниковые записи; создавать письменные высказывания; представлять результаты своей деятельности

Формирование

коммуникативной

 компетенции

Раздел 15. Чужая речь в моём тексте. 1ч

Тема 1. Что такое чужая речь? 1ч

21

Что такое чужая речь? Для чего нужна цитата?

1

Ч.2

Стр.

60-

Урок изучения нового

Знать: что такое чужая речь, цитата; речевые задачи цитат; цель использования цитат; правила цитирования

Уметь: использовать чужую речь в собственном тексте в соответствии с правилами цитирования.

Формирование

коммуникативной

 компетенции

Раздел 16. От отзыва к рецензии. 2ч

Тема 1. Рецензия на сочинение товарища. 2ч

22

23

Рецензия на сочинение товарища.

Написание рецензии

1

1

Ч.2

Стр.

77-85

Урок повторения

Практикум, с/р

Знать: понятия «отзыв», «рецензия», «аннотация»; сходство и различие данных речевых жанров; языковые штампы, используемые при рецензировании

Уметь: использовать языковые штампы при рецензировании сочинения; редактировать написанное;

Содействовать социальной адаптации учащихся

Раздел 17. Деловой стиль. 2ч

Тема 1. Заявление. 1ч

23

Заявление.

1

Ч.2

Стр.

87-91

практикум

Знать: понятие «деловой стиль речи»; составные части заявления; языковые штампы заявлений

Уметь: составлять заявление в соответствии с нормами деловой речи

Содействовать формирование культуры деловой письменной  речи

Тема 2. Объяснительная записка.1ч

24

Объяснительная записка.

1

Ч.2

Стр.

91-98

практикум

Знать: составные части объяснительной записки; языковые штампы деловой речи

Уметь: составлять объяснительную записку в соответствии с нормами деловой речи

Содействовать формирование культуры деловой письменной  речи

Раздел 19. Дневниковые записи. 1ч

Тема 1. Дневниковые записи. 1ч

25

Дневниковые записи

1

Ч.2

Стр.

69-76

практикум

Знать: о чём, что и как писать в дневнике

Уметь: вести дневниковые записи, составлять текст

Формирование

коммуникативной

 компетенции

Раздел 20. Учимся спорить. 2ч

Тема 1. Настоящий спор и его основные признаки. 2ч

26

27

Настоящий спор и его основные признаки.

Тезис и аргумент спора. Культура спора.

1

Ч.2

Стр.

99-113

практикум

Знать: что такое спор,  отличие спора от ссоры, основные компоненты спора;  задачи спора;

Понятия «тезис», «аргумент», речевые стереотипы, которые помогают ввести тезис в аргументированный текст, виды аргументов

Уметь: вести спор, соблюдая правила ведения спора; определять задачи спора; решать коммуникативные задачи; участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

строить устные высказывания;

владеть основными видами публичных выступлений

Формирование культуры речевого общения

Раздел 21. Газетная информация. 2ч

Тема 1.Информационные газетные жанры . 2ч

28

СМИ. Информационные газетные жанры. Хроника.

1

Ч.2

Стр.

122-137

Изучение нового материала

Знать: понятие «информация», «СМИ»; виды информации, основные газетные жанры. Понятие «хроника», обязательные элементы хроники; языковые средства различных речевых жанров

Уметь:

определять виды информации; различать основные газетные жанры; писать хронику, заметку в соответствии с нормами русского литературного языка;

использовать языковые средства различных речевых жанров;

 самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата

Формирование

коммуникативной

 компетенции

29

Информационные газетные жанры. Заметка.

1

Ч.2

Стр.

137-142

Изучение нового материала, практикум

Знать: 

понятие «заметка», языковые средства, используемые для создания заметки

Формирование

коммуникативной

 компетенции

Раздел 22. Репортаж. 2ч

Тема 1. Репортаж. 2ч

30

31

Репортаж.

Вы – репортёр.

2

Ч.2

Стр.

145-167

Изучение нового материала, практикум

Знать: особенности жанра репортажа, законы создания репортажа; языковое своеобразие и стилевые особенности жанра.  

Уметь: создавать репортаж в соответствии с правилами, языковыми и стилевыми особенностями, использовать языковые средства в соответствии с коммуникативным намерением

Формирование нравственных основ личности, ориентированной на общечеловеческие ценности

Раздел 23. Уроки житейской мудрости. 1ч

Тема 1. Уроки житейской мудрости 1ч

32

Уроки житейской мудрости

1

Ч.2

Стр.

168-185

Урок-конкурс

Знать: жанр притчи, двухчастное и трёхчастное строение питчи;  аллегорическое повествование и толкование притч. Мораль притчи и способы ее выражения; план выполнения творческой работы и критерии их

Уметь: находить аллегорию в притче;  моделировать притчевые ситуации, решать коммуникативные задачи; .выполнять творческое задание в соответствии с темой, идеей, стилем, задачей; работать в группе, оценивать работу других.

Содействовать развитию мировоззренческого кругозора

Раздел 24. Итоговые задания.1ч

Тема 1. Итоговые задания. 1ч

33

Итоговые задания

1

Ч.2

Стр.

186-192

Урок контроля

Знать: изученные в курсе риторики понятия

Уметь: применять полученные на уроках риторики знания в практике речевого устного и письменного общения

Содействовать социальной адаптации учащихся, вступающих в речевое общение

34-

Резервный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по риторике.8 класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного  общего образования Ладыженской Т.А.Рассчитана на 34ч+1ч резерв. Включает пояснительную записку, планирование....

Рабочая программа по риторике 1 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 1 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 2 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 2 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 3 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 7 класс

Рабочая программа курса "Речь и культура общения 7 класс...

Рабочая программа по риторике 6 класс

Рабочая программа курса "Речь и культура общения" для 6 класса...

Рабочая программа по риторике. 5 класс

Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Т.А. Ладыженской...