Рабочая программа по русскому языку. 7 классс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Календарно – тематическое планирование
на 2012/2013 учебный год
Предмет: русский язык_
Класс: 7
УМК: 1. Русский язык. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос идр.; под ред. М. М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_7.doc | 322 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 кл., 10-11 кл./ сост. Е.И.Харитонова. – 2-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009», «Методических рекомендаций к учебнику «Русский язык 7 класс» / М.М.Разумовская и др. - М.: Дрофа, 2004», «УМК: Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс» / Л.И. Новикова. – М.: Издательство экзамен, 2008. (Рекомендовано Российской Академией Образования)».
Программа рассчитана на 170 часов.
При планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий с дополнительными заданиями), тест, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, лингвистические рассказы на основе интерактивных таблиц, сочинения небольшого объема по началу, по опорным словам и т.д.
Главная цель обучения русскому языку в школе состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Задачи обучения:
1) дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
2) развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению форм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
3) формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучению связной речи. Теория приближена к потребностям практики.
Теоретическую основу обучения составляют три группы понятий: текст, стили речи, функционально-смысловые типы речи.
Уточнены и приведены в систему умения связной речи, которые сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности. Всего 170 часов (5 часов в неделю), из них на развитие речи - 39 часов, резервные – 2 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
К концу 7 класса по русскому языку учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объясняют их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;
по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в V-VII классах знаки препинания; пользоваться разными видами лингвистических словарей.
Основные умения по разделу «Речь».
Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояния и пр.
Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и достояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету.
Совершенствование текста. С учетом стиля речи могут совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного, публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.
Форма №2
Календарно – тематическое планирование
на 2012/2013 учебный год
Предмет: русский язык_
Класс: 7
УМК: 1. Русский язык. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос идр.; под ред. М. М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2004
- Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008
- Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.:АРКТИ,1999
- Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя.- М:Просвещение,2001
- Розенталь Л.Э. и Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2-ое, испр. и доп. М., «Просвещение», 1976.- 543с
Дата проведения урока | № урока | Тема урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Форма контроля | Оборудование урока (ЭСО, ТСО, эксперимент, наглядные пособия ит.п.) |
с начала года | по теме |
О языке (2 часа) |
1 | Изменяется ли язык с течением времени. | Иметь представление о том, как язык развивается, изменяется ли с течением времени. Уметь строить небольшие рассуждения на лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа. | Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка» | Таблица. |
2 | Этимология как раздел о языке | Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики Уметь пользоваться этимологическим словариком при объяснении значения, происхождения и правописания слова | Работа с текстом, этимологиче-ским словарем; этимологиче-ский анализ слова как текст | Этимологический словарь |
Культура речи и правописание. (Повторение) (12 часов) |
1. | Р.Р. Что мы знаем о стилях речи. | Знать, как строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций Уметь выполнять стилистический разбор текста по предложенному плану. | Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос, работа с текстом | Таблица. |
2. | Р.Р. Что мы знаем о типах речи. | Знать, как строить научное высказывание с опорой на обобщающую схему («читать» схемы) Уметь относить текст к тому или иному типу речи, выделять в тексте смешанного типа изученные типовые фрагменты, а в них опорные слова. | Проверка домашнего задания. Высказывание научного стиля. Стилистический разбор небольшого текста Рассказ об ученом-лингвисте | Таблица. |
3.-4. | Фонетика и орфоэпия. Понятие о звукописи | Умение видеть фонетические и орфоэпические особенности слова, делать фонетический, орфографический и орфоэпический разбор слова, владеть навыками работы с орфоэпическим словариком. Опознавать звукопись в поэтических текстах, понимать роль этого приема в создании художественного образа. | Фонетический анализ небольшого текста Фонетический разбор слова Объяснительный диктант. Работа с текстами по определению приемов звукописи (аллитерация, ассонанс). | Карточки-слова |
5.-8 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Разбор слова по составу. | Знать способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, прист.-суф., сложение. Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова, уметь работать со словообразовательным словариком. Иметь представление об основных способах неморфологического образования слов: переход слова из одной части речи в другую. Используя этимологический словарь, уметь объяснить, какие изменения произошли в морфемном строении слова. | Выборочный диктант с творческим заданием (добавление ласкательных суффиксов). Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев. | Таблица |
9. | Контрольная работа №1 по словообразованию, морфемике, фонетике, орфоэпии. | Уметь делать фонетический, словообразовательный, морфемный разбор. | Контрольная работа (тест) | Раздаточный материла |
10. | Р.Р. Способы и средства связи предложений в тексте | Знать средства связи и способы связи предложений в тексте: последовательный и параллельный. Уметь составлять небольшие тексты с последовательной связью. | Аналитическая работа с текстом | КАТ |
11.-12. | РР Контрольная работа №2 Полное изложение по тексту | Уметь полно, подробно излагать текст с сохранением авторского стиля | Изложение по тексту. | Текст изложения |
Причастие (повторение изученного в 6 классе) (23 часа) |
1. | Причастие как часть речи | Знать грамматические признаки причастий. | Тест, составление текста с причастиями | Таблица, раздаточный материал |
2. | Склонение причастий. | Знать правила склонения причастий. | Проверка домашнего задания, связный рассказ о причастии, запись под диктовку | Таблица, КАТ |
3.-4 | Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте | Знать отличия причастного оборота и одиночного причастия, его роли в предложении. Уметь выделять запятыми причастный оборот. | Диктант. | Таблица, КАТ |
5.-6. | Действительные и страдательные причастия. Краткие страдательные причастия | Знать признаки действительных, страдательных и кратких страдательных причастий. Уметь отличать действительные, страдательные и краткие страдательные причастия. | Тест, фронтальный опрос | Таблица, КАТ |
7. | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени. | Проверка домашнего задания, индивидуальные карточки, тест | Таблица, раздаточный материал, КАТ |
8. – 9. | Действительные причастия прошедшего времени | Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени. Уметь находить и правильно писать суффиксы действительных причастий прошедшего времени | Проверка домашнего задания, индивидуальные карточки, словарная диктовка | Таблица, раздаточный материал, КАТ |
10.-11. | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Знать способы образования и написания действительных причастий прошедшего времени. Уметь находить и правильно писать суффиксы причастий. | Проверка домашнего задания, индивидуальные карточки, словарная диктовка | Таблица, раздаточный материал, КАТ |
12. | Страдательные причастия прошедшего времени | Знать способы образования страдательных причастий прошедшего времени. Уметь находить и правильно писать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени | Фронтальный опрос, тест | Таблица, раздаточный материал, КАТ |
13. | Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов | Знать условия выбора гласной перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Уметь составлять устный связный рассказ на лингвистическую тему. | Фронтальный опрос, анализ текста | Таблица, КАТ |
14.-15. | Одна и две буквы н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов | Знать условия выбора одной и двух букв н в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Уметь составлять устный связный рассказ на лингвистическую тему. | Фронтальный опрос, анализ текста, объяснительный диктант | Таблица, КАТ |
16. | Одна и две буквы н в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных, образованных от глаголов | Знать условия выбора одной и двух букв н в кратких причастиях. Уметь отличать причастия и прилагательные, образованные от глагола. | Проверка домашнего задания, объяснительный диктант | Таблица, раздаточный материал |
17. | Морфологический разбор причастий | Знать порядок морфологического разбора причастия. Уметь разбирать причастия морфологически. | Морфологический разбор, взаимопроверка | Таблица |
18.-19. | Слитное и раздельное написание не с причастиями | Знать правила написания не с причастиями. Уметь различать не- - приставку, не- - часть корня, не – частицу. | Морфологический разбор, словарная диктовка | Таблица |
20. | Буквы о и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Знать условия выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь составлять связный рассказ на грамматическую тему, уметь употреблять причастия в речи. | Словарная диктовка, фронтальный опрос, самостоятельная работа | Раздаточный материал |
21. | Контрольная работа № 3 «Причастие» | Знать морфологические и грамматические признаки причастий. Уметь находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот. | Диктант (м/п Богдановой, 7 класс, с. 88, урок 46) |
22.-23. | Р.Р.: Комплексный анализ текста | Знать правила употребления причастий в речи. Уметь конструировать предложения с причастиями и причастными оборотами. | КАТ | КАТ |
Деепричастие (Повторение изученного в 6 классе) (11 часов) |
1.-2. | Деепричастие и деепричастный оборот. Правописание не с деепричастиями. | Знать грамматическое значение деепричастие как часть речи, правило написания не с деепричастиями. Уметь находить деепричастный оборот и выделять его запятыми | Объяснительный диктант, фронтальный опрос | Таблица, КАТ |
3-.4. | Закрепление полученных знаний о деепричастиях. Пунктуация при деепричастном обороте. | Знать грамматическое значение деепричастие как часть речи, правило написания не с деепричастиями. Уметь находить деепричастный оборот и выделять его запятыми | Объяснительный диктант, фронтальный опрос | Таблица, КАТ |
5.-6. | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | Знать способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. Уметь правильно писать гласную перед суффиксами –в-, -вши-. | Словарный диктант, фронтальный опрос, тест | Таблица, КАТ |
7. | Морфологический разбор деепричастия | Знать порядок морфологического разбора деепричастия. Уметь разбирать деепричастия морфологически. | Морфологический разбор, взаимопроверка | Таблица |
8. | Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие» | Знать морфологические и грамматические признаки причастий. Уметь находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот. | Карточки | Раздаточный материал |
9. | Контрольная работа № 4 «Деепричастие» | Знать морфологические и грамматические признаки причастий. Уметь находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот. | Тест | Раздаточный материал |
10.-11. | Р.Р.: Комплексный анализ текста | Знать правила употребления деепричастий в речи. Уметь конструировать предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами. | КАТ | КАТ |
Правописание. Повторение изученного в 5-6 классах (27 часов) |
1. | О роли чтения и письма в жизни людей. Орфография и пунктуация. | Понимать значение письма и правописания. Свободно владеть орфографическим словарём. Знать основные разделы орфографии: правила употребления букв, правила слитно-дефисно-раздельного написания слов; правила употребления прописных букв. Уметь назвать пунктуационные знаки, знать изученные правила употребления запятой, тире, двоеточия, кавычек. | Работа с орфографическим словарём |
2. -3. | Правописание: орфография и пунктуация. Буквы Ъ и Ь разделительные. | Владеть орфографическим словарем. Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь, Ь для обозначения мягкости согласного звука. Безошибочно писать слова с данными орфограммами. | Объяснительный диктант | Таблица |
4. | Правописание: орфография и пунктуация. Буквы О и Ё после шипящих и ц. | Знать правописание букв Буквы О и Ё после шипящих и ц. Уметь безошибочно писать слова с данными орфограммами. | Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы | Раздаточный материал |
5. -6. | Правописание приставок. | Знать, какие 3 группы приставок выделяются с учётом правил их правописания; Уметь привести соответствующие примеры; верно писать слова с данными приставками. | Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы | Раздаточный материал |
7.-8 | Правописание: орфография и пунктуация. Правописание в корнях слов. | Знать, что в корне употребляются различные орфограммы, их употребление регулируется различными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте. | Тематический тест. (15мин.) Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне. | Раздаточный материал |
9.-10. | Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов | Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами. | Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Тренировочные упражнения по алгоритму. |
11. | Контрольная работа № 5. | Диктант с грамматико-орфографическим заданием. |
12.-13. | Правописание: орфография и пунктуация. Орфограммы в окончаниях | Знать способ определения написания окончаний слов разных частей речи. Уметь свободно им пользоваться. | Контрольное списывание. | Таблица |
14.-15. | Слитно-раздельное написание не с разными частями речи. | Знать правило слитного и раздельного написание НЕ с разными частями речи, уметь применять его, действуя по алгоритму. Различать «глаголы и его формы алгоритму. Различать «глаголы и его формы – существительные и прилагательные. | Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой | Блок-схема, раздаточный материал |
16. | Написание сложных существительных, прилагательных, местоимений. Употребление дефиса. | Знать правила употребления дефиса в разных частях речи. Приводить примеры. | Лингвистический рассказ по таблице. Распределитель-ный диктант. | Таблица |
17. -18. | Р.Р.: Словарное богатство русского языка. Русские лингвисты (Д.Н. Ушаков) | Владеть изученными сведениями в области лексики. Уметь работать с лексическими словарями. Уметь опознавать в тексте слова, использованные в переносном значении; употреблять в речи слова-синонимы. | Работа с толковым словарём, со словарями синонимов, антонимов. | Словари |
19.-20. | Грамматика: морфология и синтаксис | Понимать, что такое грамматика, знать её основные разделы. Опознавать части речи и их морфологические признаки. | Разбор слов по частям речи, синтаксический разбор. | Таблица |
22. | Контрольная работа № 6. Диктант с грамматическими заданиями | Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употребление. | Диктант с дополнительными заданиями рассуждения (на основе слайдов с изображением памятника архитектуры) | Презентация |
23.-24. | РР Стили речи. Публицистический стиль речи. | Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте. Знать признаки публицистического стиля, уметь выделять фрагменты рассуждения-размышления в тексте. . | Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистиче-ском стиле в парах. Анализ текстов публицистиче-ского стиля. | Газеты, журналы |
25.-26. | РР Публицистический стиль. Жанр - Заметка в газету. | Тематика- сообщение об интересном факте, событии общественной жизни. Цель речи – привлечь внимание к событию. Документальность жанра – сообщается, где, когда, произошло событие, называются его участники, сообщается имя автора заметки. | Уметь просматривать детские и юношеские газеты, находить в них заметки об интересном факте, определять их тему, основную мысль, тип речи (обычно повествование). | Газеты, журналы |
25-27 | РР Контрольная работа № 7. Сочинение – заметка в газету. | Знать отличительные признаки заметки в газету Уметь использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя. Составлять текст – повествование. | Работа над коллективной стенгазетой «Человек и природа в городе» |
Наречие (38 часов) |
1-2 | Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. Русские лингвисты – А.Н. Гвоздёв | Знать способы отличия наречий от других частей речи. Уметь сопоставлять наречия с другими частями речи и производить его морфологический разбор. | Аналитическая работа с текстом Упр.201 | Таблица |
3-4 | Разряды наречий по значению | Знать разряды наречий по значению, уметь находить наречия в тексте разных разрядов, употреблять наречия для более точного выражения мыслей, как одно из средств связи предложений в тексте. | Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров. | Таблица |
5-6 | Степени сравнения наречий. | Знать степени сравнения наречий в сопоставлении со степенями сравнения прилагательных. Находить в тексте его формы. Уметь провести морфологический разбор наречий. | Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений | Таблица |
7-8 | Словообразование наречий | Знать способы образование сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, критерии их разграничения от сравнительной степени прилагательных, уметь употреблять наречия как средство связи частей текста, для уточнения различных смысловых оттенков, соблюдать нормы образования и употребления наречий в сравнительной и превосходной степени. | Лингвистическое рассуждение. Объяснительный диктант. | Таблица |
9 | Контрольная работа № 8 по теме «Наречие» | Знать способы образования наречий с помощью приставок и суффиксов. Уметь различать морфологические омонимы, доказывая свой выбор. | Задания, УМК, с.231 |
10-11 | Правописание наречий, образованных от имен существительных и местоимений. | Уметь опознавать наречия, словосочетания с наречиями, определять разряд по значению и способ образования. Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (в миг – вмиг и др.) | Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями. | Таблица |
12-13 | Правописание Не с наречиями. | Знать правила правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными, существительными. Уметь определять взаимосвязь с правилом правописания НЕ с наречиями на –О. | Подбор к наре-чиям синонимов с приставкой НЕ-, лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределитель-ный диктант: слитно или раздельно? | Таблица |
14-15 | РР Порядок слов в спокойной монологической речи. Рассуждение-размышление | Знать, что представляют «данное» и «новое» как смысловые части предложения, их последовательность в спокойной монологической речи. Уметь устанавливать порядок слов в спокойной монологической речи. | Анализ сочинения-рассуждения. (упр 458). Рассуждение по поводу установления порядка слов в спокойной монологической речи. | Таблица |
16-17 | РР Контрольная работа № 9 Сочинение –рассуждение публицистического стиля. | Сочинение-рассуждение публицистического стиля по данному началу (тезису). Возможная тематика: «Хочу» и «надо» или «Свободное время! Многое в твоей жизни будет зависеть от того, как ты его проводишь». |
18-20 | Буквы Н,НН в наречиях на -О, -Е. | Знать условия выбора слитного и раздель-ного написания Не с наречиями и другими частями речи. Уметь формулировать общее правило правописания НЕ с наречиями, прилагательными и существительными, безошибочно писать НЕ с наречиями. | Образование наречий с Н и НН от прилагатель-ных. Распределительный диктант. Работа с текстом. | Таблица |
21-23 | Правописание наречий. Буквы –О, -А на конце наречий | Знать правило и уметь осуществлять правильно выбор -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- для безошибочного написания | Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом | Таблица |
24-25 | Дефис в наречиях. | Знать словообразовательные признаки наречий, которые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и верно писать их. | Распределитель-ный диктант. Аналитическая работа с текстом. | Таблица |
26-27 | Не и ни в отрицательных наречиях. | Знать правило и верно писать отрицательные наречия. Опознавать сходство и различие в правописании отрицательных местоимений и отрицательных наречий. | Лингвистический рассказ по интерактивной таблице) | Таблица |
28-29 | Ь в конце наречий после шипящих. | Знать правило и верно писать отрицательные наречия. Опознавать сходство и различие в правописании отрицательных местоимений и отрицательных наречий. | Распределитель-ный диктант. Аналитическая работа с текстом. | Таблица |
30-31 | Употребление наречий в речи | Понимать роль наречий в речи, разницу между обстоятельственными и определительными наречиями. Уметь объяснять роль наречий в текстах разных стилей, употреблять их в своей речи. | Лингвистический рассказ по интерактивной таблице) | Таблица |
32-33 | Повторение изученного о теме «Наречие». | Повторение изученного материала по теме. | Распределитель-ный диктант. Аналитическая работа с текстом. | Таблица, раздаточный материал |
34 | Контрольная работа № 10 «Наречие» | Диктант с грамматико-орфографическим заданием. | Таблица |
35-36 | РР Описание состояния человека. | Уметь строить фрагмент текста со значением «описание состояния человека». («Данное» обозначает лицо, «новое» - его состояние, ведущий способ связи предложения в тексте – параллельный.) | Работа с текстом. Нахождение опорных слов и выражений, передающих состояние героя | Таблица, тексты |
37-38 | РР Контрольная работа № 11 «Изложение публицистического стиля» | Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи. | Изложение | Текст изложения |
Служебные части речи |
1-2 | Предлог как часть речи. Разряды предлогов. | Владеть сведениями о предлоге, уметь опознавать предлог в речи. Различать разряды предлогов: производные и непроизводные; простые и составные. | Анализ словосочетаний типа: глаг. + сущ с предл. Сущ.+сущ.(мест.) с предл. Определять форму зависимого слова, грамматическое значение предлога. | Таблица |
3-4 | Правописание предлогов | Знать, какие предлоги пишутся через дефис. Верно писать производные предлоги. | Объяснительный диктант | Таблица |
5-6 | Употребление предлогов в речи. | Уметь употреблять предлоги в составе именных и глагольных словосочетаний. Учиться обнаруживать ошибки, связанные с употреблением производных и непроизводных предлогов. | Комплексный анализ текста | КАТ, раздаточный материал |
7-8 | РР Описание внешности человека | Уметь устанавливать порядок слов с учётом развития мысли в тексте. | Анализ и создание текста, используя в нём конструкции, характерные для описания предмета и описания места. | Таблица |
9-10. | РР Контрольная работа № 12 «Сочинение – воспоминание». | Уметь рассказывать о своём состоянии, вызванном определённой жизненной ситуацией; уметь соединять описание состояния с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли. | Сочинение - воспоминание | Блок - схема |
Союз (15 часов) |
1-2 | Союз как часть речи. Разряды союзов. | Знать и безошибочно писать союзы, предложенные для заучивания. Отличать союзы от созвучных местоимений с предлогами. | Составление предложений по схемам. Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе» | Таблица |
3-6 | Правописание союзов. | Знать и безошибочно писать союзы, предложенные для заучивания. Отличать союзы от созвучных местоимений с предлогами. | Тест 10 мин. Осложненное списывание | Таблица, раздаточный материал |
7-10 | Употребление союзов и союзных слов в простых и сложных предложениях. | Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно определять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сл/подч.предл. | Объяснительный диктант | Таблица, раздаточный материал |
11 | Контрольная работа № 13 | Диктант с грамматико-орфогр. заданием. | Таблица, раздаточный материал |
12-15 | РР Описание внешности человека | Уметь анализировать и создавать текст, используя в нём конструкции, характерные для описания предмета и описания мест | Сочинение-миниатюра «Кто он? Портрет интересного человека» | Таблица, раздаточный материал |
Частица (12 часов) |
1-2 | Частица как часть речи. Разряды частиц | Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц. | Таблица, раздаточный материал |
3-6 | Правописание частиц. | Знать случаи употребления частиц НЕ и НИ с отдельными частями речи. Знать правила употребления и написания частиц БЫ, ЛИ, ЖЕ, -ТО, -КА. Разграничивать приставки и частицы НИ, НЕ, верно писать их. | Объяснительный диктант. Тест 15 мин. | Таблица, раздаточный материал |
7-9 | Употребление частиц в речи | Объяснить смысловую роль частиц в анализируемых высказываниях. Наблюдать над использованием частиц в отрывках из худ. текстов. | Составление текста с употреблением частиц. |
10 | Контрольная работа № 14 | Диктант с граммат. заданием. |
11-12 | Произношение предлогов, союзов и частиц. | Наблюдать за использованием частиц в отрывках их художественных произведений | Работа с орфоэпическим словарём. |
Междометие (5 часов) |
1-2 | Междометия | Знать языковые особенности междометий, определять роль их в речи, совершенствовать навыки выразительного чтения. | Объяснительный диктант |
3 | Звукоподражательные слова | Опознавать звукоподр.слова, выразительное чтение. | Фронтальный олпрос |
4-5 | Омонимия частей речи | Уметь различать омонимичные части речи на основе семантико-грамматического анализа. |
Речь (9 часов) |
1-2 | Характеристика человека | Уметь отбирать материал для сжатого изложения. (Подготовка к сжатому изложению). | Анализ фрагментов текстов, уметь создавать сжатую деловую характеристику на основе художественной (стилистическая трансформация). |
3-4 | РР Контрольная работа № 15 Сжатое изложение Анализ сочинений | Уметь соединять в одном тексте характеристику человека и описание его внешности. | Сжатое изложение по тексту К.И.Чуковского «О Чехове» |
5-6 | РР Повторение изученного по теме «Речь» Русские лингвисты – Г.О. Виноградов |
7-8 | РР Контрольная работа № 16 | Уметь соединять в одном тексте характеристику человека и описание его внешности. | Сочинение о человеке. Примерные темы: «Каким человеком был мой дедушка (отец)?» или «Что за человек мой брат (друг)?» |
Повторение. Итоговые уроки (8 часов) |
1-3 | Систематизация и обобщение знаний, полученных в 7 классе | Объяснительный диктант, словарный диктант, тесты | Таблицы, раздаточный материал |
4 | Контрольная работа № 17 | Итоговая срезовая контрольная работа | Итоговая срезовая контрольная работа | Раздаточный материал |
5 | Анализ контрольной работы |
6-7 | Резервные уроки | Повторение |
Форма №3
Тематический план
№ | Разделы, темы | Количество часов |
Количество |
диктантов | сочинений | проектов | комплексный анализ текста | тестов | контрольных работ | изложений |
О языке | 2 |
Культура речи и правописание (повторение) | 12 | 1 | 2 | 1 |
Причастие (повторение изученного в 6 классе) | 23 | 1 | 4 | 4 | 1 |
Деепричастие (повторение изученного в 6 классе) | 11 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 |
Правописание (повторение изученного в 5-6 классах) | 27 | 3 | 1 | 1 | 3 | 4 |
Наречие | 38 | 3 | 2 | 4 | 4 | 1 |
Предлог | 10 | 1 | 2 | 1 |
Союз | 15 | 1 | 2 | 1 |
Частица | 12 | 1 | 1 | 1 |
Междометие | 5 |
Речь | 9 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Повторение. Итоговые уроки | 8 | 1 | 2 | 1 |
Итого | 170 | 10 | 5 | 2 | 10 | 21 | 17 | 3 |
Форма №4
Лист корректировки учебной программы.
№ урока | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки |
Форма №5
Учебно-методическое обеспечение программы.
№ | Авторская программа | Учебники и учебные пособия | Методические материалы | Дидактические материалы | Наглядные пособия | Материалы для контроля |
Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 кл., 10-11 кл./ сост. Е.И.Харитонова. – 2-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009», | Русский язык. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос идр.; под ред. М. М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009 | Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией М.Разумовской. - М.:Дрофа,2004 | Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.:АРКТИ,1999 | http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы. | Русский язык. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. ФГОС. 7 класс/ Д. А. Хаустова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. |
Розенталь Л.Э. и Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2-ое, испр. и доп. М., «Просвещение», 1976.- 543с | Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2012 | Интернет-ресурсы для ученика и учителя: http://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья» http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page |
Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя.- М:Просвещение,2001 |
Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. .М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008 |
Форма №6
Диагностическая карта оценки рабочих программ Овсянниковой Галины Павловны
(Ф.И.О. учителя)
Критерии анализа | Классы___________________________________________________ |
Предметы: |
Пояснительная записка |
Основа составления рабочей программы |
Наличие единого титульного листа |
Единая структура программы, соответствие предъявляемым в ОУ к её содержанию и оформлению требованиям |
Соответствие рабочей программы обязательному минимуму содержания образования |
Автор УМК |
Выбор УМК в соответствии с перечнем – каталогом учебных изданий на текущий год |
Соответствие УМК реализуемой программе |
Целеполагание курса |
Обоснованная корректировка базовой авторской программы |
Почасовая разбивка программы с указанием количества времени на изучение отдельных разделов, модулей тем |
Выделение резерва учебного времени на случай актированных и праздничных дней |
Наличие форм контроля |
Наличие требований к обязательному уровню подготовки обучающихся |
Наличие листа корректировки программы |
Наличие перечня учебно-методического обеспечения для реализации программы |
Наличие списка использованной литературы |
Календарно - тематическое планирование |
Соответствие дат проведения урока календарю текущего года |
Наличие номера и темы урока |
Соблюдение последовательности изучения тем. |
Наличие номера и темы контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений, тестовых работ). |
Планирование повторения |
Учёт индивидуальных особенностей и запросов обучающихся. |
Рациональность использования ТСО, наглядных пособий |
Наличие, характер домашнего задания |
Подготовка к ЕГЭ (9, 11 классы). |
Лист корректировки программы |
Эстетика оформления. |
Заместитель директора по УВР
________________________________
(подпись, расшифровка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку. 6 классс
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Разумовская)...
Рабочая программа по русскому языку в 9 класссе
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего обр...
Рабочая программа по русскому языку ФГОС ООО 5 классс
Данная рабочая программа составлена к учебнику Т.А.Ладыженской....
Рабочая программа по русскому языку ФГОС ООО 6 классс
Данная программа составлена к учебнику Т.А.Ладыженской...
Рабочая программа по русскому языку ФГОС ООО 7 классс
Данная программа составлена к учебнику Т.А.Ладыженской....
Рабочая программа по русскому языку для 5 классс
Рабочая программа в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....