Рабочая программа по русскому языку. 7 классс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

 

Календарно – тематическое планирование

на 2012/2013 учебный год

Предмет:  русский язык_

              Класс:    7

УМК: 1. Русский язык. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос идр.; под ред. М. М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_7.doc322 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 кл., 10-11 кл./ сост. Е.И.Харитонова. – 2-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009», «Методических рекомендаций к учебнику «Русский язык 7 класс» / М.М.Разумовская и др. - М.: Дрофа, 2004», «УМК: Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс» / Л.И. Новикова. – М.: Издательство экзамен, 2008. (Рекомендовано Российской Академией Образования)».

Программа рассчитана на 170 часов.

При планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий с дополнительными заданиями), тест, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, лингвистические рассказы на основе интерактивных таблиц, сочинения небольшого объема по началу, по опорным словам и т.д.

Главная цель обучения русскому языку в школе состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

           Задачи обучения:

     1) дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

    2) развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению форм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

3) формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

         В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучению связной речи. Теория приближена к потребностям практики.

Теоретическую основу обучения составляют три группы понятий: текст, стили речи, функционально-смысловые типы речи.

Уточнены и приведены в систему умения связной речи, которые сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности. Всего 170 часов (5 часов в неделю), из них на развитие речи -  39 часов, резервные – 2 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

            К концу 7 класса по русскому языку учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объясняют их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;

по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в V-VII классах знаки препинания; пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Основные умения по разделу «Речь».

Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояния и пр.

Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и достояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету.

Совершенствование текста. С учетом стиля речи могут совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного, публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.


Форма №2

Календарно – тематическое планирование

на 2012/2013 учебный год

Предмет:  русский язык_

Класс:    7

УМК: 1. Русский язык. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос идр.; под ред. М. М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009

  1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2004
  2.  Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008
  3.  Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.:АРКТИ,1999
  4.  Ларионова  Л.Г. Сборник упражнений   по  орфографии.   7  класс.   Книга  для  учителя.- М:Просвещение,2001
  5.  Розенталь Л.Э. и Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2-ое, испр. и доп. М., «Просвещение», 1976.- 543с

Дата проведения урока

№ урока

Тема урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Форма

контроля

Оборудование урока  (ЭСО, ТСО, эксперимент, наглядные пособия ит.п.)

с начала года

по теме

О языке (2 часа)

1

Изменяется ли язык с течением времени.

Иметь представление о том, как язык развивается, изменяется ли с течением времени. Уметь строить небольшие рассуждения на лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа.

Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка»

Таблица.

2

Этимология как раздел о языке

Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики

Уметь пользоваться этимологическим словариком при объяснении значения, происхождения и правописания слова

Работа с текстом, этимологиче-ским словарем; этимологиче-ский анализ слова как текст

Этимологический словарь

Культура речи и правописание. (Повторение) (12 часов)

1.

Р.Р. Что мы знаем о стилях речи.


Знать, как строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций Уметь выполнять стилистический разбор текста по предложенному плану.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос, работа с текстом

Таблица.

2.

Р.Р. Что мы знаем о типах речи.


Знать, как строить научное высказывание с опорой на обобщающую схему («читать» схемы)

Уметь относить текст к тому или иному типу речи, выделять в тексте смешанного типа изученные типовые фрагменты, а в них опорные слова.

Проверка домашнего задания. Высказывание научного стиля.

Стилистический разбор небольшого текста

Рассказ об ученом-лингвисте

Таблица.


3.-4.

Фонетика и орфоэпия. Понятие о звукописи

Умение видеть фонетические и орфоэпические особенности слова, делать фонетический, орфографический и орфоэпический разбор слова, владеть навыками работы с орфоэпическим словариком. Опознавать звукопись в поэтических текстах, понимать роль этого приема в создании художественного образа.

Фонетический  анализ небольшого текста

Фонетический разбор слова Объяснительный диктант.

Работа с текстами по определению приемов звукописи (аллитерация, ассонанс).

Карточки-слова




5.-8

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Разбор слова по составу.

Знать способы образования  

слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, прист.-суф., сложение.  

Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова, уметь работать со словообразовательным словариком.

Иметь представление об основных способах неморфологического образования слов: переход слова из одной части речи в другую. Используя этимологический словарь, уметь объяснить, какие изменения произошли в морфемном строении слова.

Выборочный диктант с творческим заданием (добавление ласкательных суффиксов). Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев.

Таблица

9.

Контрольная работа №1 по словообразованию, морфемике, фонетике, орфоэпии.

Уметь делать фонетический, словообразовательный, морфемный разбор.

Контрольная работа (тест)

Раздаточный материла

10.

Р.Р. Способы и средства связи предложений в тексте

Знать средства связи и  способы связи предложений в тексте: последовательный и параллельный.          Уметь

составлять небольшие тексты с последовательной связью.

Аналитическая работа с текстом

КАТ


11.-12.

РР    Контрольная работа №2  Полное изложение по тексту

Уметь полно, подробно излагать текст с сохранением авторского стиля

Изложение по тексту.

Текст изложения

Причастие (повторение изученного в 6 классе) (23 часа)

1.

Причастие как часть речи

Знать грамматические признаки причастий.
уметь различать причастия и прилагательные.

Тест, составление текста с причастиями

Таблица, раздаточный материал

2.

Склонение причастий.

Знать правила склонения причастий.
уметь определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных.

Проверка домашнего задания, связный рассказ о причастии, запись под диктовку

Таблица, КАТ


3.-4

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

Знать отличия причастного оборота и одиночного причастия, его роли в предложении.

Уметь выделять запятыми причастный оборот.

Диктант.

Таблица, КАТ


5.-6.

Действительные и страдательные причастия. Краткие страдательные причастия

Знать признаки действительных, страдательных и кратких страдательных причастий.

Уметь отличать действительные, страдательные и краткие страдательные причастия.

Тест,  фронтальный опрос

Таблица, КАТ

7.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Знать способы образования действительных причастий настоящего времени.
Уметь находить и правильно писать суффиксы действительных причастий настоящего времени

Проверка домашнего задания, индивидуальные карточки, тест

Таблица, раздаточный материал, КАТ


8. – 9.

Действительные причастия прошедшего времени

Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени.

Уметь находить и правильно писать суффиксы действительных причастий прошедшего времени

Проверка домашнего задания, индивидуальные карточки, словарная диктовка

Таблица, раздаточный материал, КАТ


10.-11.

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Знать способы образования и написания действительных причастий прошедшего времени.

Уметь находить и правильно писать суффиксы причастий.

Проверка домашнего задания, индивидуальные карточки, словарная диктовка

Таблица, раздаточный материал, КАТ

12.

Страдательные причастия прошедшего времени

Знать способы образования страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь находить и правильно писать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Фронтальный опрос, тест

Таблица, раздаточный материал, КАТ

13.

Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Знать условия выбора гласной перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Уметь составлять устный связный рассказ на лингвистическую тему.

Фронтальный опрос, анализ текста

Таблица,  КАТ


14.-15.

Одна и две буквы н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов

Знать условия выбора одной и двух букв  н в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Уметь составлять устный связный рассказ на лингвистическую тему.

Фронтальный опрос, анализ текста, объяснительный диктант

Таблица,  КАТ

16.

Одна и две буквы н в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных, образованных от глаголов

Знать условия выбора одной и двух букв  н в кратких причастиях.

Уметь отличать причастия и прилагательные, образованные от глагола.

Проверка домашнего задания, объяснительный диктант

Таблица, раздаточный материал

17.

Морфологический разбор причастий

Знать порядок морфологического разбора причастия.

Уметь разбирать причастия морфологически.

Морфологический разбор, взаимопроверка

Таблица


18.-19.

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Знать правила написания не с причастиями.

Уметь различать не-   - приставку,  не- - часть корня, не – частицу.

Морфологический разбор, словарная диктовка

Таблица

20.

Буквы о и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Знать условия выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь составлять связный рассказ на грамматическую тему, уметь употреблять причастия в речи.

Словарная диктовка, фронтальный опрос, самостоятельная работа

Раздаточный материал

21.

Контрольная работа № 3 «Причастие»

Знать морфологические и грамматические  признаки причастий.

Уметь находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

Диктант  (м/п Богдановой, 7 класс,  с. 88, урок 46)


22.-23.

Р.Р.: Комплексный анализ текста

Знать правила употребления причастий в речи.

Уметь конструировать предложения с причастиями и причастными оборотами.

КАТ

КАТ

Деепричастие (Повторение изученного в 6 классе) (11 часов)


1.-2.

Деепричастие и деепричастный оборот. Правописание не с деепричастиями.

Знать грамматическое значение деепричастие как часть речи, правило написания не с деепричастиями.

Уметь находить деепричастный оборот и выделять его запятыми

Объяснительный диктант, фронтальный опрос

Таблица, КАТ


3-.4.

Закрепление полученных знаний о деепричастиях. Пунктуация при деепричастном обороте.

Знать грамматическое значение деепричастие как часть речи, правило написания не с деепричастиями.

Уметь находить деепричастный оборот и выделять его запятыми

Объяснительный диктант, фронтальный опрос

Таблица, КАТ


5.-6.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Знать способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Уметь правильно писать гласную перед суффиксами –в-, -вши-.

Словарный  диктант, фронтальный опрос, тест

Таблица, КАТ

7.

Морфологический разбор деепричастия



Знать порядок морфологического разбора деепричастия.

Уметь разбирать деепричастия морфологически.

Морфологический разбор, взаимопроверка

Таблица

8.

Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие»

Знать морфологические и грамматические  признаки причастий.

Уметь находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

Карточки

Раздаточный материал

9.

Контрольная работа № 4 «Деепричастие»

Знать морфологические и грамматические  признаки причастий.

Уметь находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

Тест

Раздаточный материал


10.-11.

Р.Р.: Комплексный анализ текста

Знать правила употребления деепричастий в речи.

Уметь конструировать предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами.

КАТ

КАТ

Правописание. Повторение изученного в 5-6 классах (27 часов)

1.

О роли чтения и письма в жизни людей. Орфография и пунктуация.

Понимать значение письма и правописания. Свободно владеть орфографическим словарём.

Знать основные разделы орфографии: правила употребления букв, правила слитно-дефисно-раздельного написания слов; правила употребления прописных букв. Уметь назвать пунктуационные знаки, знать изученные правила употребления запятой, тире, двоеточия, кавычек.

Работа с орфографическим словарём

  1.  

2. -3.

Правописание: орфография и пунктуация. Буквы Ъ и Ь разделительные.

Владеть орфографическим словарем. Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь, Ь для обозначения мягкости согласного звука. Безошибочно писать слова с данными орфограммами.

Объяснительный диктант

Таблица


4.

Правописание: орфография и пунктуация. Буквы О и Ё после шипящих и ц.

Знать правописание букв Буквы О и Ё после шипящих и ц. Уметь безошибочно писать слова с данными орфограммами.

Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы

Раздаточный материал


5. -6.

Правописание приставок.                  

Знать, какие 3 группы приставок выделяются  с  учётом правил их правописания;                                                                                                                                                                               Уметь привести соответствующие примеры; верно писать слова с                                                                                                          данными приставками.

Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы

Раздаточный материал


7.-8

Правописание: орфография и пунктуация. Правописание в корнях слов.

Знать, что в корне употребляются различные орфограммы, их употребление регулируется различными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте.

Тематический тест. (15мин.)

Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне.

Раздаточный материал



9.-10.

Правописание: орфография и пунктуация.  Правописание суффиксов

Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами.

Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Тренировочные упражнения по алгоритму.

11.

Контрольная работа № 5.

Диктант с грамматико-орфографическим заданием.


12.-13.

Правописание: орфография и пунктуация. Орфограммы в окончаниях

Знать способ определения  

написания окончаний слов разных частей речи.  

Уметь свободно им пользоваться.

Контрольное списывание.

Таблица


14.-15.

Слитно-раздельное написание не с разными частями речи.

Знать правило слитного и раздельного написание НЕ с разными частями речи, уметь применять его, действуя по алгоритму.  Различать «глаголы и его формы алгоритму.  Различать «глаголы и его формы – существительные и прилагательные.

Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой

Блок-схема, раздаточный материал

16.

Написание сложных существительных, прилагательных, местоимений. Употребление дефиса.

Знать правила употребления дефиса в разных частях речи. Приводить примеры.

Лингвистический рассказ по таблице. Распределитель-ный диктант.

Таблица


17. -18.

Р.Р.: Словарное богатство русского языка. Русские лингвисты (Д.Н. Ушаков)

Владеть изученными сведениями в области лексики. Уметь работать с лексическими словарями. Уметь опознавать в тексте слова, использованные в переносном значении; употреблять в речи слова-синонимы.

Работа с толковым словарём, со словарями синонимов, антонимов.

Словари


19.-20.

Грамматика: морфология и синтаксис

Понимать, что такое грамматика, знать её  основные разделы. Опознавать части речи и их морфологические признаки.

Разбор слов по частям речи, синтаксический разбор.

Таблица

22.

Контрольная работа № 6. Диктант с грамматическими  заданиями  

Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употребление.

Диктант с дополнительными заданиями  рассуждения

(на основе слайдов с изображением памятника архитектуры)    

Презентация


23.-24.

РР Стили речи. Публицистический стиль речи.

Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте. Знать признаки публицистического стиля, уметь выделять фрагменты рассуждения-размышления в тексте.


.

Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистиче-ском стиле в парах.

Анализ текстов публицистиче-ского стиля.

Газеты, журналы




25.-26.

РР  Публицистический стиль. Жанр -  Заметка в газету.

Тематика- сообщение об интересном факте, событии общественной жизни.

Цель речи – привлечь внимание к событию. Документальность жанра – сообщается, где, когда, произошло событие, называются его участники, сообщается имя автора заметки.

Уметь просматривать детские и юношеские газеты, находить в них заметки об интересном факте, определять их тему, основную мысль, тип речи (обычно повествование).

Газеты, журналы



25-27

РР Контрольная работа № 7. Сочинение – заметка в газету.
Анализ сочинений

Знать отличительные признаки заметки в газету Уметь использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя. Составлять текст – повествование.

Работа над коллективной стенгазетой «Человек и природа в городе»

Наречие (38 часов)


1-2

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. Русские лингвисты – А.Н. Гвоздёв

Знать способы отличия наречий от других частей речи.

Уметь сопоставлять наречия с другими частями речи и производить его морфологический разбор.

Аналитическая работа с текстом

 Упр.201

Таблица


3-4

Разряды наречий по значению

Знать разряды наречий по значению, уметь находить наречия в тексте разных разрядов, употреблять наречия для более точного выражения мыслей, как одно из средств связи предложений в тексте.

Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров.

Таблица


5-6

Степени сравнения наречий.

Знать степени сравнения наречий в сопоставлении со степенями сравнения прилагательных. Находить в тексте его формы. Уметь провести морфологический разбор наречий.

Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений

Таблица


7-8

Словообразование наречий

Знать способы образование сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, критерии их разграничения от сравнительной степени прилагательных, уметь употреблять наречия как средство связи частей текста, для уточнения различных смысловых оттенков, соблюдать нормы образования и употребления наречий в  сравнительной и превосходной степени.

Лингвистическое рассуждение. Объяснительный диктант.


Таблица

9

Контрольная работа № 8 по теме «Наречие»

Знать способы образования наречий с помощью приставок и суффиксов. Уметь различать морфологические омонимы, доказывая свой выбор.

 Задания, УМК, с.231



10-11

Правописание наречий, образованных от имен существительных и местоимений.

Уметь опознавать наречия, словосочетания с наречиями, определять разряд по значению и способ образования. Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (в миг – вмиг и др.)

Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями.

Таблица


12-13

Правописание Не с наречиями.

Знать правила правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными, существительными.

Уметь  определять взаимосвязь с правилом правописания НЕ с наречиями на –О.

Подбор к наре-чиям синонимов с приставкой НЕ-, лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределитель-ный диктант: слитно или раздельно?

Таблица


14-15

РР Порядок слов в спокойной монологической речи.

Рассуждение-размышление

Знать, что представляют «данное» и «новое» как смысловые части предложения, их последовательность в спокойной монологической речи. Уметь устанавливать порядок слов в спокойной монологической речи.

Анализ сочинения-рассуждения. (упр 458). Рассуждение по поводу установления   порядка слов в   спокойной монологической речи.

Таблица


16-17

РР   Контрольная работа № 9 Сочинение –рассуждение публицистического стиля.
Анализ сочинений

Сочинение-рассуждение публицистического стиля по данному началу (тезису). Возможная тематика: «Хочу» и «надо» или «Свободное время! Многое в твоей жизни будет зависеть от того, как ты его проводишь».



18-20

Буквы Н,НН в наречиях

 на -О, -Е.

Знать условия выбора слитного и раздель-ного написания Не с наречиями и другими частями речи.  

Уметь формулировать общее правило правописания НЕ с наречиями, прилагательными и существительными, безошибочно писать НЕ с наречиями.

Образование наречий с Н и НН от прилагатель-ных. Распределительный диктант. Работа с текстом.

Таблица



21-23

Правописание наречий.

Буквы –О, -А на конце наречий

Знать правило и уметь осуществлять правильно выбор -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- для безошибочного написания

Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом

Таблица


24-25

Дефис в наречиях.

Знать словообразовательные признаки   наречий,   которые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и верно писать их.

Распределитель-ный диктант.

Аналитическая работа с текстом.

Таблица


26-27

Не и ни в отрицательных наречиях.

Знать правило и верно писать отрицательные  наречия.

Опознавать сходство и различие в правописании отрицательных    местоимений   и отрицательных наречий.

Лингвистический рассказ по интерактивной таблице)

Таблица



28-29

Ь в конце наречий после шипящих.

Знать правило и верно писать отрицательные  наречия.

Опознавать сходство и различие в правописании отрицательных    местоимений   и отрицательных наречий.

Распределитель-ный диктант.

Аналитическая работа с текстом.

Таблица


30-31

Употребление наречий в речи


Понимать роль наречий в речи, разницу между обстоятельственными и определительными наречиями. Уметь объяснять роль наречий в текстах разных стилей, употреблять их в своей речи.

Лингвистический рассказ по интерактивной таблице)

Таблица


32-33

Повторение изученного о теме «Наречие».

Повторение изученного материала по теме.

Распределитель-ный диктант.

Аналитическая работа с текстом.

Таблица, раздаточный материал


34

Контрольная работа № 10 «Наречие»


Диктант с грамматико-орфографическим заданием.

Таблица



35-36

РР   Описание состояния человека.

Уметь строить фрагмент   текста со значением «описание состояния человека».  («Данное»  обозначает лицо, «новое» - его состояние, ведущий способ связи предложения в тексте – параллельный.)

Работа с текстом. Нахождение опорных слов и выражений, передающих состояние героя

Таблица, тексты


37-38

РР   Контрольная работа № 11 «Изложение публицистического стиля»

Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи.

Изложение

Текст изложения

Служебные части речи
Предлог (10 часов)


1-2

Предлог как часть речи. Разряды предлогов.

Владеть сведениями о предлоге, уметь опознавать предлог в речи. Различать разряды предлогов: производные и непроизводные; простые и составные.

Анализ словосочетаний типа: глаг. + сущ с предл.

Сущ.+сущ.(мест.) с предл.

Определять форму зависимого слова, грамматическое значение предлога.

Таблица


3-4

Правописание предлогов

Знать, какие предлоги пишутся через дефис. Верно писать производные предлоги.

Объяснительный диктант

Таблица


5-6

Употребление предлогов в речи.

Уметь употреблять предлоги в составе именных и глагольных словосочетаний. Учиться обнаруживать ошибки, связанные с употреблением производных и непроизводных предлогов.

Комплексный анализ текста

КАТ, раздаточный материал

7-8

РР  Описание внешности человека

Уметь устанавливать порядок слов  с учётом развития мысли в тексте.

Анализ и создание текста, используя в нём конструкции, характерные для описания предмета и описания места.

Таблица



9-10.

РР   Контрольная работа № 12 «Сочинение – воспоминание».
Анализ сочинений


Уметь рассказывать о своём состоянии, вызванном определённой жизненной ситуацией; уметь соединять описание состояния с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли.

Сочинение - воспоминание

Блок - схема

Союз (15 часов)


1-2

Союз как часть речи. Разряды союзов.

Знать и безошибочно писать

союзы,    предложенные   для

заучивания. Отличать союзы от созвучных местоимений с предлогами.

Составление предложений по схемам. Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе»

Таблица




3-6

Правописание союзов.

Знать и безошибочно писать

союзы,    предложенные   для

заучивания. Отличать союзы от созвучных местоимений с предлогами.

Тест 10 мин.

Осложненное списывание

Таблица, раздаточный материал





7-10

Употребление союзов и союзных слов в простых и сложных предложениях.

Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно определять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сл/подч.предл.

Объяснительный диктант

Таблица, раздаточный материал


11

Контрольная работа №  13

Диктант с грамматико-орфогр. заданием.

Таблица, раздаточный материал




12-15

РР  Описание внешности человека

Уметь анализировать  и создавать текст, используя в нём конструкции, характерные для описания предмета и описания мест

Сочинение-миниатюра «Кто он? Портрет интересного человека»

Таблица, раздаточный материал

Частица (12 часов)


1-2

Частица как часть речи. Разряды частиц

Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц.

Таблица, раздаточный материал




3-6

Правописание частиц.

Знать случаи употребления частиц НЕ и НИ с отдельными частями речи. Знать правила употребления и написания частиц БЫ, ЛИ, ЖЕ, -ТО, -КА. Разграничивать приставки и частицы НИ, НЕ, верно писать их.

Объяснительный диктант.

Тест 15 мин.

Таблица, раздаточный материал

7-9

Употребление частиц в речи

Объяснить смысловую роль частиц в анализируемых высказываниях. Наблюдать над использованием частиц в отрывках из худ. текстов.

Составление текста с употреблением частиц.

10

Контрольная работа №  14

Диктант с граммат. заданием.


11-12

Произношение предлогов, союзов и частиц.

Наблюдать за использованием частиц в отрывках их художественных произведений

Работа с орфоэпическим словарём.

Междометие (5 часов)


1-2

Междометия

Знать языковые особенности междометий, определять роль их в речи, совершенствовать навыки выразительного чтения.

Объяснительный диктант

3

Звукоподражательные слова

Опознавать звукоподр.слова, выразительное чтение.

Фронтальный олпрос


4-5

Омонимия частей речи

Уметь различать омонимичные части речи на основе семантико-грамматического анализа.

Речь (9 часов)



1-2

Характеристика человека

Уметь отбирать материал для сжатого изложения. (Подготовка к сжатому изложению).

Анализ фрагментов текстов, уметь создавать сжатую деловую характеристику на основе художественной (стилистическая трансформация).


3-4

РР   Контрольная работа № 15 Сжатое изложение Анализ сочинений

Уметь соединять в одном тексте характеристику человека и описание его внешности.

Сжатое изложение по тексту К.И.Чуковского «О Чехове»


5-6

РР Повторение изученного по теме «Речь»

Русские лингвисты – Г.О. Виноградов


7-8

РР Контрольная работа № 16

Уметь соединять в одном тексте характеристику человека и описание его внешности.

Сочинение о человеке. Примерные темы: «Каким человеком был мой дедушка (отец)?» или «Что за человек мой брат (друг)?»

Повторение. Итоговые уроки (8 часов)



1-3

Систематизация и обобщение знаний, полученных в 7 классе

Объяснительный диктант, словарный диктант, тесты

Таблицы, раздаточный материал

4

Контрольная работа № 17

Итоговая срезовая контрольная работа

Итоговая срезовая контрольная работа

Раздаточный материал

5

Анализ контрольной работы



6-7

Резервные уроки

Повторение


Форма №3

Тематический план

Разделы, темы



Количество часов


Количество

диктантов

сочинений

проектов

комплексный анализ текста

тестов

контрольных работ

изложений

О языке

2

Культура речи и правописание (повторение)

12

1

2

1

Причастие (повторение изученного в 6 классе)

23

1

4

4

1

Деепричастие (повторение изученного в 6 классе)

11

1

1

3

2

1

Правописание (повторение изученного в 5-6 классах)

27

3

1

1

3

4

Наречие

38

3

2

4

4

1

Предлог

10

1

2

1

Союз

15

1

2

1

Частица

12

1

1

1

Междометие

5

Речь

9

1

1

2

1

1

Повторение. Итоговые уроки

8

1

2

1

Итого

170

10

5

2

10

21

17

3


Форма №4

Лист корректировки учебной программы.

№ урока

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки


Форма №5

Учебно-методическое обеспечение программы.

Авторская программа

Учебники и учебные пособия

Методические материалы

Дидактические материалы

Наглядные

пособия

Материалы

 для контроля

Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 кл., 10-11 кл./ сост. Е.И.Харитонова. – 2-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009»,

 Русский язык. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос идр.; под ред. М. М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009

Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией М.Разумовской. - М.:Дрофа,2004

Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.:АРКТИ,1999

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.

Русский язык. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. ФГОС. 7 класс/ Д. А. Хаустова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.

Розенталь Л.Э. и Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2-ое, испр. и доп. М., «Просвещение», 1976.- 543с

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2012

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

http://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»      

    http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216 

  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore

  Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

   http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

  http://www.openclass.ru/ 

Сборник упражнений   по  орфографии.   7  класс.   Книга  для  учителя.- М:Просвещение,2001

Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. .М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008


Форма №6

Диагностическая карта оценки рабочих программ Овсянниковой Галины Павловны

                                                                                                                         (Ф.И.О. учителя)

Критерии анализа

Классы___________________________________________________

Предметы:

Пояснительная записка

Основа составления  рабочей программы

Наличие единого титульного листа

Единая структура программы,  соответствие предъявляемым в ОУ к её  содержанию и оформлению требованиям

Соответствие рабочей программы обязательному минимуму содержания образования

Автор УМК

Выбор УМК в соответствии с перечнем – каталогом учебных изданий на текущий год

Соответствие УМК реализуемой программе

Целеполагание курса

Обоснованная корректировка базовой авторской программы

Почасовая разбивка программы с указанием количества времени на изучение отдельных разделов, модулей тем

Выделение резерва учебного времени на случай актированных и праздничных дней

Наличие форм контроля

Наличие требований к обязательному уровню подготовки обучающихся

Наличие листа корректировки программы

Наличие перечня учебно-методического обеспечения для реализации программы

Наличие списка использованной литературы

Календарно - тематическое планирование

Соответствие дат проведения урока календарю текущего года

Наличие номера и темы урока

Соблюдение последовательности изучения тем.

Наличие номера и темы контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений, тестовых работ).

Планирование повторения

Учёт индивидуальных особенностей и запросов обучающихся.

Рациональность использования ТСО, наглядных пособий

Наличие, характер домашнего задания

Подготовка к ЕГЭ (9, 11 классы).

Лист корректировки программы

Эстетика оформления.

Заместитель директора по УВР

                                                                                                       ________________________________

                                                                                    (подпись, расшифровка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. 6 классс

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Разумовская)...

Рабочая программа по русскому языку в 9 класссе

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего обр...

Рабочая программа по русскому языку ФГОС ООО 5 классс

Данная рабочая программа составлена к учебнику Т.А.Ладыженской....

Рабочая программа по русскому языку ФГОС ООО 6 классс

Данная программа составлена к учебнику Т.А.Ладыженской...

Рабочая программа по русскому языку ФГОС ООО 7 классс

Данная программа составлена к учебнику Т.А.Ладыженской....

Рабочая программа по русскому языку для 5 классс

Рабочая программа в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....