Урок русского языка в 8 классе
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Седельникова Оксана Антоновна

Обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 8 классе

Рождество - великий праздник

«Односоставные предложения. Повторение и обобщение».

Цель урока: 

Цели: Обобщить и повторить сведения учащихся по теме «Односоставные предложения».

Задачи:

Образовательная: Систематизировать и проконтролировать знания по теме при помощи опроса; самостоятельной работы.

Развивающая:

Совершенствовать умения и навыки учащихся в нахождении односоставных предложений в тексте, в определении их вида, применении в собственной речи; выявить слабые стороны по теме для корректировки знаний учащихся; продолжить работу по развитию устной и письменной речи учащихся.

Воспитательная: Воспитывать учащихся в духе народных традиций; воспитывать национальное самосознание.

Тип урока: 

Урок обобщения и систематизации знаний  (комбинированный)

Краткое описание: 

  1. Вступительное слово учителя. Формулирование учащимися темы и цели.
  2. Словарная  работа.
  3. Фронтальный опрос.

IV.       Работа c текстом.

  1. Музыкальная пауза.
  2. Анализ предложений.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Вывод

Оборудование: мультимедиа, презентация к уроку, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Оргмомент.

   Девиз урока:                       Знание сила.

                                                  Повторение мать учения.

Задание (устно): какие знаки нужны в этих предложениях и почему?

Отгадайте загадки. Скажите о чём пойдёт речь на уроке? О каком празднике?

Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – Христово…
(Рождество)

На Рождество и торжеством, и тайной веет отовсюду,
И сердце замирает в ожидании…
(Чуда)

Давайте придумаем тему нашего урока.

Рождество - великий праздник

А что такое Рождество? Что это за праздник?

(ответы ребят)

Рождество – один из ярких праздников декабря- января. Этот праздник пользуется издавна  особым уважением.

Сообщение ученика (Евсеева Татьяна)

Когда-то, а точнее, до 1918 года, до перехода с юлианского календаря на григорианский, сначала, 25 декабря, праздновали Рождество Христово, потом, 1 января, Новый год. Следом за ними шел праздник Крещение Господне – 6 января. Время от Рождества до Крещения называли Святками. В наши дни святочных дней стало не меньше – на них приходятся дни с 7 января (современная дата празднования Рождества) по 19 января (Крещение). Причем период от Рождества до Нового года называли «святые вечера» - из-за близости к Рождеству Христова, а с новогодней ночи до Крещения – «Страшные вечера». Последние получили такое интригующее название потому, что считалось: в это время идет разгул нечистой силы. Впрочем, в народе весь период Святок считали временем «без креста». Потому-то тогда и веселиться можно было во всю русскую удаль – с лихими плясками, задорными песнями, драками и другими бесчинствами, и ворожить, и гадать, и обряды соблюдать языческие, несмотря ни на какие запреты церкви.

  1. Разноуровневая работа со словом. Словарно – орфографическая работа.

Рождество

Ударение в слове (словосочетании) Рождество и разные формы слова:

Рождеств`о, -`а

Подберите однокоренные слова:

(родство, родственный, родня, родить, новорождённый, родимый, родинка, родненький, родина,  родственник, Рождество, родители, уродиться, народ)

Каким способом образовалось слово Рождество? (суффиксальным)

Составьте словосочетания и определите тип связи.

Например, весёлое рождество (согласование), в ночь на рождество (управление), и т.д.

А какие художественные произведения об этом празднике вы читали?

Гоголь Н. В. «Вечера на хуторе близ Диканьки»; Гайдар А. П. «Чук и Гек»; Гофман Э. Т. «Щелкунчик и мышиный король»; Андерсен, Х.К.  «Ель»; «Рождественский фонарь» ; «Снежная королева».

  1. Работа c текстом. Выразительное чтение текста (аудиозапись).

Распечатать текст

А помните, как описывает Н.В.Гоголь рождественскую ночь в одной из повестей «Вечеров на хуторе близ Диканьки»? (Показ слайда).

                     1. Последний день перед Рождеством прошел. 2. Зимняя, ясная ночь наступила. 3. Глянули звезды. 4. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.5.  Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. 6. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег. 7.Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

         

                             Вопросы для работы с текстом.

  1. Определите тему и основную мысль текста.
  2. Определите стиль и тип речи.
  3. Какое средство выразительности помогает автору описать рождественскую ночь? (олицетворение).
  4. Какие предложения по наличию главных членов предложения нам встретились? (Двусоставные и односоставные)
  5. Назовите односоставные предложения и определите их вид.

Блиц-опрос

  1. Какие предложения называются односоставными?

  1. На какие группы делятся односоставные предложения?
  2. Как выражается глагол- сказуемое в определённо-личных предложениях?
  3. Как выражается глагол- сказуемое в неопределённо-личных предложениях?
  4. Как выражается глагол- сказуемое в безличных предложениях?
  5. Как определить обобщённо-личные предложения?
  6. Что такое назывные предложения?

- Продолжим разговор о Рождестве. А какой же праздник без  песен? Сейчас (выступление ученицы с индивидуальным заданием) Суламита  расскажет нам о том, с какими песнями было принято встречать Рождество.

  1. Выступление ученицы, сопровождающееся показом слайдов.

         « На Рождество было принято колядовать. Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Колядованием назывались праздничные обходы домов с пением песен-колядок, в которых славились хозяева и содержались пожелания хорошего урожая, богатства и т.д. Колядовала в основном молодежь и детишки. Веселая компания несла на шесте звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду, появившуюся на небосводе в момент рождения Иисуса Христа. Подходя к каждому дому, пели под окнами. (Колядки распечатать)

                           Коляда, коляда!

                           Подавай пирога,

                           Блин да лепешку

                           В заднее окошко.

                           Новый год пришел,

                           Старый угнал,

                           Себя показал!

                           Ходи, народ,

                           Солнышко встречать,

                           Мороз прогонять!

         Хозяева в ответ одаривали колядующих пирогами, колбасами, сочнями. Если хозяева скупились, то им пелись озорные колядки с шуточными угрозами, например:

                              Не дашь пирога –

                              Мы корову за рога.

                              Не дашь кишку –

                              Мы свинью за виску.

                              Не дашь блинка –

                              Мы хозяина в пинка.

Какие односоставные предложения встречаются   в  колядках? (Определённо-личные, безличные).

Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Найдите среди данных предложений односоставные.

А. Не плачь попусту.

Б. Часам к двум по полудню началась гроза.

В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.(С.Есенин)

Г. Тротуары заливают асфальтом.

2. Найдите безличное предложение.

А. Ещё не успевшая остыть земля излучало тепло.

Б. Хорошо в зимнем лесу!

В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

Г. Газеты приносят утром.

3. Определите тип предложения  Тропинки в лесу замело снегом.

А. двусоставное

Б. определённо-личное

В. безличное

Г. неопределённо-личное

4. Какая схема соответствует предложению Россия воспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена?

А. [ двусост.], и[двусост.]

Б. [ двусост.], и [определённо-личн.]

В. [ двусост.], и [неопределённо-личн.]

5. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А. Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.

Б.  Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.

В.  Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.

Г.  Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.

Вариант 2

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

А. Веет с поля ночная прохлада.

Б. Осенний день шуршал ломкой листвой.

В. Свет луны во все концы.

Г. В лесу держался запах прелой листвы.

2. Найдите определённо- личное  предложение.

А. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.

Б. Зачем всё-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?

В. Наконец-то позвали меня.

Г. В классе тепло.

3. . Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час.

А. определённо-личное

Б. неопределённо-личное

В. безличное

4. . Какая схема соответствует предложению Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой?

А. [ двусост.], и[двусост.]

Б.  [определённо-личн.], и  [двусост.]

В.  [безл.], и [двусост.]

5. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А. Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами.

Б. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

В. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика.

Г. Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А. Пушкин)

Домашнее задание:  Написать сочинение-миниатюру о своем любимом народном празднике. Выделить односоставные предложения, определить вид.

(Кому сложно, составить предложения односоставные на тему «Рождество», определить их вид)

Подготовиться к сжатому изложению, вспомнить способы сжатия текста.

Рефлексия:

- Как вы думаете, нужно ли вам, нынешнему поколению, изучать народные обычаи и традиции?

Что нового вы узнали на уроке?

Чему вы научились?

Где пригодятся полученные знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...