Разработка урока "Назывные предложения",8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Это 5-ый урок русского языка в 8 классе в разделе "Односоставные предложения".Учащиеся самостоятельно разберут предложения, научатся составлять синквейн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока "Назывные предложения" , 8 класс | 86.5 КБ |
презентация урока "Назывные предложения", 8 класс | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Айбашская средняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района
Республики Татарстан»
Разработка урока русского языка в 8 классе
«Назывные предложения»
Автор:учитель русского языка и литературы
МБОУ «Айбашская СОШ»
Шакирова Альбина Шаукатовна
2012г.
Тема урока: Назывные предложения
(5-ый урок в разделе «Односоставные предложения» )
Цель: организовать деятельность учащихся на усвоение новых знаний и умений о назывных предложениях в рамках раздела «Односоставные предложения».
Задачи:
-образовательные:
формировать умение нахождения назывных предложений в тексте;
обеспечить формулирование учащимися выводов по изучаемому материалу;
совершенствовать умение лаконично, точно и выразительно строить свою речь;
обеспечить связь содержания учебного занятия с личностным опытом учащихся;
-развивающие:
развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;
развивать способность к рефлексии своей деятельности, поведения;
развивать коммуникативную культуру учащихся;
-воспитательные:
воспитывать культуру речевого поведения;
воспитывать чуткое отношение к состоянию природы;
воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность.
Тип урока: усвоение нового материала.
Форма урока: учебная мастерская.
Оборудование: учебник для 8 класса татарской средней общеобразовательной школы «Русский язык », Л.Д.Умарова, Н.Н.Фаттахова, Г.К.Хамзина, Н.А.Андромонова; под редакцией Л.З.Шакировой. – Казань:Магариф, 2007, презентация Power Point для демонстрации на экране, перфокарты на каждого ученика, раздаточные карточки-примеры.
Ход урока
1.Повторение:
1.Вводное слово учителя:
Расправьте плечи, улыбнитесь!
И вслушайтесь в мои слова.
Сегодня, ребята, мы продолжим изучение видов односоставного предложения: назывного.(2 слайд)
Цель нашего урока – научиться находить в тексте назывные предложения, научиться использовать их в своей речи.
2.Вначале повторим.
Два человека будут работать у доски по карточкам. Из одного и того же текста один выпишет определенно-личные предложения, другой неопределенно-личные предложения, подчеркнув ГО.
Карточка:
1.Жду от тебя известий.
2. Переведу часы, хотя знаю, что будет гонка.
3.Вдруг стучатся у дверей.
4.Перевели его в другую губернию.
5. Вас, наверное, тоже арестуют?
6.Вале уже звонили из клуба.
Ответ: ОПЛ – 1,2,5; НПЛ -3,4,6.
3. А мы обратимся к слайду №3.
Прочтите предложения: Хорошо пахнет сено. Хорошо пахнет сеном.
Найдите ГО. Разберите по членам предложения и ответьте на вопросы:
-Что общего между этими предложениями?
-Назовите отличительные черты каждого типа предложений?
4. Проверка задания у доски.(слайды №6,7)
-Расскажите об односоставных предложениях.(слайд №5)
-Назовите алгоритм нахождения вида односоставного предложения.
II. Объяснение нового материала.
1.Откроем тетради и запишем тему урока «Назывные предложения»
(слайд№8)
Перепишите эти предложения, подчеркнув главные члены.
-Чем являются главные члены и как называются такие предложения? (являются подлежащими, выраженными им.существительным в Им.падеже)
-О чем они говорят или какова функция каждого из данных предложений?
(они сообщают о том, что какое-то явление или предмет существуют в настоящее время).(слайд №9)
Посмотрите еще раз на определение. (слайд №10)
2.Работа с учебником.
Откроем учебник на стр.138 и обратимся к упр.256 и выполним его письменно. (Выписывают назывные предложения и характеризуют их, выделяя второстепенные члены в них.)
Сделаем вывод: что назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
3.Замените несколько БЛ и НПЛ назывными.
1. Похолодало. Подмораживает. Нет ничего интереснее, чем шуршать опавшей листвой.(Осень.)
2. Подморозило. Залили под окном каток. (Зима.)
3. Небо заволокло черными тучами. Душно. Вдруг громыхнуло вдали .Затем оглушило совсем. (Гроза.)
Сделайте вывод: назывные предложения…
- Очень кратки, но выразительны.
- Они создают картину.
- Позволяют увидеть обстановку, в которой происходят описываемые события, вводят в нее.
Рефлексия.
1.Составление синквейна по картине. Самостоятельная работа.
(слайды №13, 14)
Возьмите карточки и прочтите задание. Синквейн должен быть написан на раздаточных листах.
*определите основную мысль вашего синквейна
*прочтите свое односоставное предложение. Попробуйте определить вид односоставного предложения.
Примеры:
Лоси.
Голодные, дружные.
Скопились, едят, прижимаются.
Холодно лосиной семье в лесу!
Зима.
Холод.
Трескучий, скрипучий.
Застывает, морозит, леденит.
Лоси жмутся к скирде сена – лакомятся!
Зима.
Сделаем вывод:
*Назывные предложения чаще употребляются в художественной литературе, в газетных и журнальных статьях.
*С их помощью лаконично и точно рисуется место и время действия, пейзаж, обстановка.
III.Закрепление.
Определите вид односоставного предложения, заполнив перфокарту:
- Горит в сердцах у нас любовь к земле родной.
- Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
- Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.
- Так забудь же про свою тревогу.
- На улице было морозно.
- И вот снега больше нет.
- Уральский хребет
- Друга узнают в несчастье.
- Цыплят по осени считают
ОПЛ | НПЛ | БЛ | Н |
1 | + |
2 | + |
3 | + |
4 | + |
5 | + |
6 | + |
7 | + |
8 | + |
9 | + |
IV. Итоги урока
1.Беседа:
Что узнали нового?
Что осталось непонятным?
Что понравилось больше всего?
Что показалось самым трудным?
2. Оценки за урок.
Дом.задание: выполнить упр.263(у.), упр.265(п.), подготовиться к тестированию по разделу «Односоставные предложения».
Приложение №1
1 строчка –* 1 существительное
2 строчка –* 2 прилагательных
3 строчка –* 3 глагола
4 строчка ––* 4 слова или предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке)
5 строчка – * 1 существительное
*определите основную мысль вашего синквейна
*прочтите свое односоставное предложение. Попробуйте определить вид односоставного предложения.
Примеры:
Лоси.
Голодные, дружные.
Скопились, едят, прижимаются.
Холодно лосиной семье в лесу!
Зима.
Холод.
Трескучий, скрипучий.
Застывает, морозит, леденит.
Лоси жмутся к скирде сена – лакомятся!
Зима.
Приложение №2
№1
Выпиши ОПЛ из предложений:
1.Жду от тебя известий.
2. Переведу часы, хотя знаю, что будет гонка.
3.Вдруг стучатся у дверей.
4.Перевели его в другую губернию.
5. Вас, наверное, тоже арестуют?
6.Вале уже звонили из клуба.
№2
Выпиши НПЛ из предложений:
1.Жду от тебя известий.
2. Переведу часы, хотя знаю, что будет гонка.
3.Вдруг стучатся у дверей.
4.Перевели его в другую губернию.
5. Вас, наверное, тоже арестуют?
6.Вале уже звонили из клуба.
Приложение №3
Определите вид односоставного предложения, заполнив перфокарту:
- Горит в сердцах у нас любовь к земле родной.
- Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
- Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.
- Так забудь же про свою тревогу.
- На улице было морозно.
- И вот снега больше нет.
- Уральский хребет
- Друга узнают в несчастье.
- Цыплят по осени считают
ОПЛ | НПЛ | БЛ | Н |
1 |
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока : Научиться находить в тексте назывные предложения Задачи: Знакомство с назывными предложениями; Развивать умение самостоятельно давать определение изучаемому понятию; Развивать умения использовать назывные предложения при описании чего-либо
Хорошо пахнет сено. Хорошо пахнет сеном.
*Что общего между этими предложениями? *Назовите отличительные черты каждого типа предложений.
Односоставные предложения . БЛП НЛП НП ОЛП
1.Жду от тебя известий . 2. Переведу часы, хотя знаю, что будет гонка . 3.Вдруг стучатся у дверей . 4.Перевели его в другую губернию. 5. Вас, наверное, тоже арестуют ? 6.Вале уже звонили из клуба .
1, 2, 5 3,4, 6
Посмотрите на предложения: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека . 1. Как вы думаете, какова функция каждого из данных предложений? 2. Чем являются главные члены предложений? 3. Как называются такие предложения?
Назывные предложения- это односоставные предложения с главным членом подлежащим, выраженным существительным. Они сообщают о том, что какое - нибудь явление или предмет существуют, имеют указательное значение (частицы вот и вон ).
1. Похолодало. Подмораживает. Нет ничего интереснее, чем шуршать опавшей листвой. 2. Подморозило. Залили под окном каток. 3. Небо заволокло черными тучами. Душно. Вдруг громыхнуло вдали .Затем оглушило совсем. 3 1 2
1 Осень. 2 Зима. 3. Гроза. 1 2 3
1 строчка – * 1 существительное 2 строчка – * 2 прилагательных 3 строчка – * 3 глагола 4 строчка –– * предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке) 5 строчка – * 1 существительное
Очень кратки, но выразительны. Они создают картину. Позволяют увидеть обстановку, в которой происходят описываемые события, вводят в нее.
Назывные предложения чаще употребляются в художественной литературе, в газетных и журнальных статьях. С их помощью лаконично и точно рисуется место и время действия, пейзаж, обстановка.
Горит в сердцах у нас любовь к земле родной. Усердней с каждым днем гляжу в словарь. Зимним холодом пахнуло на поля и на леса. Так забудь же про свою тревогу. На улице было морозно. И вот снега больше нет. Уральский хребет Друга узнают в несчастье. Цыплят по осени считают
ОПЛ НПЛ БЛ Н 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 +
П.36, упр.263 (п.)
Итоги урока Что узнали нового? Что осталось непонятным? Что понравилось больше всего? Что показалось самым трудным?
Всего доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: "Сложное предложение" 5 класс
Разработка урока по теме: "Сложное предложение" 5 класс...
методическая разработка урока в 5 классе по теме "Однородные члены предложения"
Методическая разработка поможет актуализировать знания учащихся об однородных членах предложениях, находить их в тексте, составлять схемы....
разработка урока в 9 классе "Сложное предложение"
разработка и презентация к уроку "Сложное предложение" в 9 классе...
Методическая разработка урока в 8 классе по теме «Односоставные предложения»(обобщение)
Цели: развивать навык самостоятельной работы, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Односоставное предложение», научить видеть художественные особенности односоставных предложений в поэт...
Разработка урока по теме "Однородные члены предложения" 5 класс (в соответствии с ФГОС)
Урок разработан по учебнику А.Д.Шмелева...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Осложненное предложение: однородные члены предложения" 8 класс.
Методическая разработка содержит:- план-схему урока;- технологическую карту урока;- конспект урока;- материал для заданий урока;- презентацию к уроку....
Методическая разработка урока в 5 классе (по ФГОС) на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений".
Данная разработка поможет учителю подготовиться к уроку по заявленной теме: Виды предложений по цели высказывания и знаки препинания в конце предложений. Урок получится интересным и полезным для учащи...