Методическая разработка урока в 5 классе (по ФГОС) на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данная разработка поможет учителю подготовиться к уроку по заявленной теме: Виды предложений по цели высказывания и знаки препинания в конце предложений. Урок получится интересным и полезным для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_v_5_klasse.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока в 5 классе (по ФГОС) на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений".
Овсова Татьяна Владимировна
ГБОУ школа 181 Центрального района СПб учитель русского языка и литературы.
План - конспект урока.
Тема: Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения.
Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учётом речевой ситуации.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.
Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.
Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.
Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.
Метапредметные:
Регулятивные: Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
Формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
Извлекать нужную информацию.
Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Основные методы обучения:
Проблемное изложение
Частично-поисковый
Словесный
Самоконтроль
Наглядно-вербальный
Диалогический
Эвристический
Творческий
Ход урока:
1 этап. Организационный.
Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремлённости понимания в сотрудничестве.
Учитель предлагает учащимся встать, взяться за руки и улыбнуться друг другу.
Таким образом создаётся условие контакта и доброжелательности.
Учитель: Давайте на уроке будем очень внимательны, бережны друг к другу и к словам, которые будем произносить
2 этап. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята! У меня текст, который мы должны будем прочитать на уроке. Но я никак не могу понять и разобраться в этом тексте. Может быть, вы мне поможете?
1)Учитель раздаёт текст ученикам.
2)Ученики пробуют прочитать текст.
3) Что мешает вам понять текст? (Нет знаков препинания в конце предложения)
4) А какие знаки препинания вы ставите в конце предложения? Знаете ли вы, почему в конце одних предложений ставится (!) или (?) или (.) ?
Учитель: Помогите мне сформулировать тему.
Ученики формулируют тему. Тему записываем на доске: «Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения».
Расставьте по мере возможности знаки препинания в конце предложений. (Учитель проходит по рядам и отмечает, что не все знаки расставлены верно):
Я посмотрела, что вам не удалось правильно расставить все знаки препинания в конце предложений. Давайте подумаем, что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? (Какие бывают предложения по цели высказывания? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения и почему?)
Попробуем вместе сформулировать цель урока, достижение которой поможет
нам справиться с поставленной задачей.
Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Цели запишите. Давайте озвучим цели и разместим их на «дереве целей».
Дети предлагают цели:
- узнать, почему предложения делятся на предложения по цели высказывания?
- чем эти предложения между собой отличаются?
- почему иногда в конце предложения ставится такой знак: ? или !
- правильно ставить знаки препинания в конце предложения.
Ученики размещают на «дереве целей» зелёные листочки, которые символизируют цель урока.
3 этап. Реализация. Получение новой информации.
Получение новой информации происходит из текста, предложенного ученикам.
Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать текст и расставить значки.
V- знал(а)
+ - новое для меня
- - думал(а) иначе
? – осталось непонятным
Работа с текстом после прочтения:
Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)
Какая информация была новой? +
А о чём вы думали иначе?
Что осталось непонятным?
4 этап. Закрепление полученной информации.
Учитель: Давайте вновь обратимся к тексту, который мы читали в самом начале урока. Попробуйте ещё раз выполнить задание и расставить знаки препинания в конце каждого предложения. (Ученикам выдаются тексты для самопроверки). Проверьте, правильно ли Вы расставили знаки препинания в тексте. Прокомментируйте, почему именно этот знак вы поставили в конце предложения.
Прочитайте выразительно текст.
О чём этот текст? Почему важно знать, как правильно себя вести на дороге?
Вы уже знаете и соблюдаете правила дорожного движения, но вот первоклассники не всегда внимательны на дороге. Какие бы вы им дали советы?
Закрепление новой информации будет происходить через создание творческой работы.
Свои советы и предложения оформите в виде рекламного плаката, где вы используете предложения разные по цели высказывания, как надо соблюдать правила дорожного движения.
Творческое задание.
Ребята делятся на 3 группы.
Каждая группа получает большой лист для выполнения рекламного плаката, фломастеры, клей, листочки для записи предложений и картинки для оформления.
После выполнения данной работы один из учеников от каждой группы показывает свою работу и объясняет, почему они здесь использовали разные по цели высказывания предложения.
Учитель говорит детям, что завтра они смогут отнести свои рекламные плакаты в 1 классы, чтобы учащиеся изучили их и были внимательными на летних каникулах при переходе дороги.
5 этап. Домашнее задание.
Дифференцированное задание:
1) Подобрать из художественного текста (не менее 6 предложений) разные виды предложений по цели высказывания. Вы можете использовать произведение А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
2) Написать письмо другу, в котором вы расскажете, как надо вести себя в лесу, если ты заблудился. (В вашем тексте-письме должно быть не менее 6 предложений)
6 этап. Рефлексия.
Каждый ученик индивидуально работает с листом рефлексии, где он формулирует цель, если цель достигнута, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы - ставим (?)
Те ученики, которые цели формулировали у «дерева целей», выходят и рассказывают, что они узнали по данному вопросу, который они формулировали как цель. Снимаем «листочек-цель» с дерева.
Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.
В конце урока ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.
Способ реализации:
Формулировка цели урока
| +
| - |
|
|
1 2 3 4 |
|
| 1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2. Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь. (4 балла) 3. Для полного понимания мне нужно повторить тему. (3 балла) 4. Я ничего не понял. (2 балла) |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировке по теме: «Виды бандеролей. Порядок их отправления. » 7 класс.
Уроки СБО с специальной (коррекционной) школе 8 вида направлены на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование знани...
Конспект урока письма для 4 класса "Знаки препинания в конце предложения".
Разработка конспекта урока письма (русского языка) для 4 класса школы VIII вида....
Урок русского языка по теме "Виды предложений по цели высказывания"
Виды предложений по цели высказывания.Цели: дать понятие о видах предложений по цели высказывания ; показать особенности интонации для каждого вида предложения; развивать культуру речи; формиров...
Урок русского языка по теме "Виды предложений по цели высказывания" презентация
Виды предложений по цели высказывания.Цели: дать понятие о видах предложений по цели высказывания ; показать особенности интонации для каждого вида предложения; развивать культуру речи; формиров...
Урок в 5 классе на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений."
План-конспект урока по русскому языку согласно ФГОС....
Конспект урока ФГОС по теме "Виды предложений по цели высказывания"
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Виды предложений по теме высказывания"...
Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме "Виды сил"
Предлагаемый урок – урок решения задач по теме «Решения задач «Механическая работа. Мощность» применяется в курсе физики 7 класса средней школе, на котором учащиеся проявляют т...