разработка урока в 9 классе "Сложное предложение"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
разработка и презентация к уроку "Сложное предложение" в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnoe_predlozhenie.rar | 687.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Обощающий урок в 9 классе
Тема: Виды сложных предложений.
Цель:
- Обощить и повторить ранее изученный материал по теме "Сложное предложение";
- Развивать и закрепить навыки и умения при постановке знаков препинаний в СП;
- подготовка к ГИА;
- воспитать
Средства оборудования:компьютер,проектор, ноутбуки.
Ход урока.
I. Организация урока.
Сообщение темы и целей урока, организационная психологическая подготовка учащихся к уроку.
II. Основная часть урока:
1.Проверка домашнего задания. (из художественной литературы нужно было найти сложное предложение со смешанной конструкцией)
Фронтальный опрос:
-Какое предложение мы называем сложным?
-Сколько видов имеет сложное предложение. Чем они отличаются друг от друга?
-Сколько видов сложного предложения в тувинском языке? В какой вид сложного предложения входят бессоюзные предложения?
-В каком разделе русского языка изучаются предложения.?
3. Задание по определению видов СП по данным схемам.
Прокомментируйте схемы:
[ ], ( ).
( ), [ ], ( ).
[ ], ( ), ( ).
[ ], но [ ].
[ ] : [ ].
[ ] : [ ],и[ ], (который).
Мультимедиа
Объясните, какое это предложение: простое или сложное, нужны ли знаки препинания?
- Желтым и кранным огнем полыхают вязы и клены в пойме.
- Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими крупными звездами.
3. Обратите внимание на схемы, попытайтесь их объяснить и найти предложения, которые будут соответствовать схемам:
3.1 [ ] и [ ].
Еще накануне ничто не предвещало беды и все вокруг было тихо и спокойно.
В сумерки в небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов.
Вывод: В предложениях с общим второстепенным членом запятая перед сочинительными союзами не ставится.
Задание №1.
Используя данные обстоятельства времени в качестве общего второстепенного члена, придумайте пять ССП:
- через полчаса, поздно вечером, к полудню, с раннего утра, весь день.
Задание №2.
Продолжите предложения по схемам: [ O и O ]. [ ] и [ ].
1.А у другого берега плещется рыба и …
2.На сосне, совсем рядом, запел зяблик и …
3.На бурой хвойной подстилке белеют поганки и …
3.2. ССП с общей придаточной частью: [ ] и [ ], ( ).
О чем говорит вам эта схема?
Задание №3.
Посмотрите внимательно на схему и найдите общую придаточную часть.
Когда наступил вечер, небо сплошь заволокло тучами и пошел дождь.
Как только открыли двери, послышалось нудное гудение комаров и они полетели в спальню.
Едва солнце взошло, туман начал рассеиваться и у воды стало холодно.
Задание №4.
Придумайте пять ССП по схеме, используя союзы: когда, пока, как только, лишь только, перед тем как.
СПП с двумя однородными придаточными с сочинительной связью: [ ], ( ) и( ).
В данное ниже правило вставьте пропущенные слова (на проекторе высвечивается запись правила, учащиеся сами должны сделать вывод) :
Если однородные придаточные соединяются неповторяющимися сочинительными союзами, запятая не ставится, как при однородных членах предложения, соединенных таким же образом.
Задание №5.
Пользуясь схемой, найдите главное и придаточные предложения.
Ты просила написать о том, что здесь было и что здесь стало.
Получили известие, что Волга встала и через нее потянулись обозы.
(Учащиеся еще раз делают вывод).
Задание №6.
Расставьте знаки препинания:
На поле, где цвела рожь и кричали перепела, теперь бродили спутанные лошади.
Слышно было, как дышит корова и ходит по стойлу теленок.
4. Создание проблемной ситуации:
Задание №7.
Объясните, почему перед союзом и не нужна запятая.
(На проекторе высвечиваются предложения, учащиеся дают обратную связь, проговаривая каждое предложение и подытоживая урок).
1.Словом, время уже истекло и пора было уходить. Вводное слово.
2.С деревьев капало и вокруг пахло листвой. Безличные предложения.
3.Где будет собрание и кто его председатель? Вопросительные предложения.
4.Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! Восклицательные предложения.
Тире в ССП.
Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между ними вместо запятой перед союзами ставится тире.
Тут раздался легкий свист - и Дубровский умолк.
Полчаса на отдых - и опять за работу!
Я спешу туда ж - а там уж весь город.
III. Сделайте выводы. IV. Оценки.V. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"
Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....
Разработка урока "Определенно- личные предложения"
Тема :Определенно- личные предложенияТип урока : усвоение новых знаний.Цель урока: Образовательные: изучение структуры, назначения и возможностей определенно-личных предложений; умение определять...
Разработка урока Однородные члены предложения с презентацией
Архив содержит разработку урока по теме Однородные члены предложения с презентацией для 5 класса...
Методическая разработка урока "Виды простых предложений"
Презентация "Виды простых предложений" (5 класс)...
Методическая разработка урока по теме: "Предложения с обращениями"
Методическая разработка урока по теме : "Предложения с обращениями"...
Разработка урока по теме:"Предложения с обращениями"
урок русского языка в 5 классе...
Разработка урока "Главные члены предложения", 5 класс
Знакомство с главными членами как грамматической и смысловой основой предложения...