разработка урока в 9 классе "Сложное предложение"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Кужугет Ольга Болат-ооловна

разработка  и презентация к уроку "Сложное предложение" в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnoe_predlozhenie.rar687.07 КБ

Предварительный просмотр:

Обощающий урок  в 9 классе

Тема: Виды сложных предложений.

Цель:

  1. Обощить и повторить ранее изученный материал по теме "Сложное предложение";
  2. Развивать и закрепить навыки и умения при постановке знаков препинаний в СП;
  3. подготовка к ГИА;
  4. воспитать  

Средства оборудования:компьютер,проектор, ноутбуки.

Ход урока.

I. Организация урока.

Сообщение темы и целей урока, организационная психологическая  подготовка учащихся к уроку.

II. Основная часть урока:

1.Проверка домашнего задания. (из художественной литературы нужно было найти сложное предложение со смешанной конструкцией)

Фронтальный опрос:

-Какое предложение мы называем сложным?

-Сколько видов имеет сложное предложение. Чем они отличаются друг от друга?

-Сколько видов сложного предложения в тувинском языке? В какой вид сложного предложения входят бессоюзные предложения?

-В каком разделе русского языка изучаются предложения.?

3. Задание по определению видов СП по данным схемам.

Прокомментируйте схемы:

[ ], ( ).

( ), [ ], ( ).

[ ], ( ), ( ).

[ ], но [ ].

[ ] : [ ].

[ ] : [ ],и[ ], (который).

Мультимедиа

Объясните, какое это предложение: простое или сложное, нужны ли знаки препинания?

  1. Желтым и кранным огнем полыхают вязы и клены в пойме.
  2. Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими крупными звездами.

3. Обратите внимание на схемы, попытайтесь их объяснить и найти предложения, которые будут соответствовать схемам:

3.1 [ ] и [ ].

Еще накануне ничто не предвещало беды и все вокруг было тихо и спокойно.

В сумерки в небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов.

Вывод: В предложениях с общим второстепенным членом запятая перед сочинительными союзами не ставится.

Задание №1.

Используя данные обстоятельства времени в качестве общего второстепенного члена, придумайте пять ССП:

- через полчаса, поздно вечером, к полудню, с раннего утра, весь день.

Задание №2.

Продолжите предложения по схемам: [ O и O ]. [ ] и [ ].

1.А у другого берега плещется рыба и …

2.На сосне, совсем рядом, запел зяблик и …

3.На бурой хвойной подстилке белеют поганки и …

3.2. ССП с общей придаточной частью: [ ] и [ ], ( ).

О чем говорит вам эта схема?

Задание №3.

Посмотрите внимательно на схему и найдите общую придаточную часть.

Когда наступил вечер, небо сплошь заволокло тучами и пошел дождь.

Как только открыли двери, послышалось нудное гудение комаров и они полетели в спальню.

Едва солнце взошло, туман начал рассеиваться и у воды стало холодно.

Задание №4.

Придумайте пять ССП по схеме, используя союзы: когда, пока, как только, лишь только, перед тем как.

СПП с двумя однородными придаточными с сочинительной связью: [ ], ( ) и( ).

В данное ниже правило вставьте пропущенные слова (на проекторе высвечивается запись правила, учащиеся сами должны сделать вывод) :

Если однородные придаточные соединяются неповторяющимися сочинительными союзами, запятая не ставится, как при однородных членах предложения, соединенных таким же образом.

Задание №5. 

Пользуясь схемой, найдите главное и придаточные предложения.

Ты просила написать о том, что здесь было и что здесь стало.

Получили известие, что Волга встала и через нее потянулись обозы.

(Учащиеся еще раз делают вывод).

Задание №6. 

Расставьте знаки препинания:

На поле, где цвела рожь и кричали перепела, теперь бродили спутанные лошади.

Слышно было, как дышит корова и ходит по стойлу теленок.

4. Создание проблемной ситуации: 

Задание №7.

Объясните, почему перед союзом и не нужна запятая.

(На проекторе высвечиваются предложения, учащиеся дают обратную связь, проговаривая каждое предложение и подытоживая урок).

1.Словом, время уже истекло и пора было уходить. Вводное слово. 

2.С деревьев капало и вокруг пахло листвой. Безличные предложения. 

3.Где будет собрание и кто его председатель? Вопросительные предложения. 

4.Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! Восклицательные предложения. 

Тире в ССП.

Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между ними вместо запятой перед союзами ставится тире.

Тут раздался легкий свист - и Дубровский умолк.

Полчаса на отдых - и опять за работу!

Я спешу туда ж - а там уж весь город.

III. Сделайте выводы. IV. Оценки.V. Домашнее задание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....

Разработка урока "Определенно- личные предложения"

Тема :Определенно- личные предложенияТип урока : усвоение новых знаний.Цель урока: Образовательные: изучение структуры, назначения и возможностей определенно-личных предложений; умение определять...

Разработка урока Однородные члены предложения с презентацией

Архив содержит разработку урока по теме Однородные члены предложения с презентацией для 5 класса...

Методическая разработка урока "Виды простых предложений"

Презентация "Виды  простых предложений" (5 класс)...

Методическая разработка урока по теме: "Предложения с обращениями"

Методическая разработка урока по теме : "Предложения с обращениями"...

Разработка урока "Главные члены предложения", 5 класс

Знакомство с главными членами как грамматической и смысловой основой предложения...