Разработка урока по теме: "Сложное предложение" 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Разработка урока по теме: "Сложное предложение" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_slozhnyh_predlozheniy.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Типы сложных предложений и знаки препинания в них»
Цели:
- Дать понятие о типах сложных предложений: с/с, с/п, б/с.
- Формировать у учащихся пунктуационный навык «Знаки препинания в
сложном предложении» - Совершенствовать орфографические навыки.
- Развитие мышления, воображения, познавательных умений (умение
наблюдать, выделять главное)
Оборудование: таблицы, м/м установка
ХОД УРОКА
/. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. Слово учителя: начнем урок со словарной работы (на доске записаны слова
с пропущенными буквами)
Портрет, режим, единица, делегат, лестница, объявление, жюри, ежевика,
наряд, интонация, енот
(учащиеся записывают слова в тетрадях, с места объясняют)
Учитель. Сегодня необычно подобраны слова для словарной работы. Кто
увидел, в чем кроется загадка? Обратите внимание на первые буквы. Из них
вы можете составить слово. Какое слово у вас получилось?
Ученики: предложение
Учитель. Что вы знаете о предложении? (Содержит высказывание о чем-то,
есть интонация конца предложения; есть грамматическая основа; бывают
простыми и сложными)
(На доске появляются табличка «простые», «сложные»)
Учитель. Какое предложение называется простым? (имеет одну грамматическую основу)
Учитель. Какое предложение называется сложным? (имеет 2 и более грамматических основ)
(В схеме появляется запись - «Сложное»)
Учитель: Сегодня мы и будем говорить о сложных предложениях. Запишем тему урока: «Типы сложных предложений и знаки препинания в них». У вас на столах таблицы, которые мы будем сегодня заполнять на уроке. Запишите в своей таблице «Сложное предложение». Запишем предложение: «Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела».
Учитель. Какое это предложение? Как связаны между собой части простого предложения? (Интонационно, при помощи запятой)
Учитель. Такие предложения по виду связи называются бессоюзные (запись в таблице). Построим схему этого предложения. Заносим в таблицу.
Далее работа с текстом. Найти 1 б/с предложение, построить схему. Использование мультимедийной установки. На экране предложение:
Одинокая капля дождя отвесно упала в воду, и от нее пошли тонкие круги. (Учащиеся записывают в тетрадях, объясняют орфограммы, знаки препинания в, находят грамматическую основу)
Учитель. Какое предложение? (сложное). Чем связаны между собой части предложения (интонацией и союзами). (В таблице запись - «Союзное».)
Учитель. Такое предложение называется сложносочиненным (запись в таблице)
Учащиеся составляют схему этого предложения. Схема переносится в таблицу.
Учитель. В сложносочиненных предложениях используются сочинительные союзы (таблица на доске)
3. Самостоятельная работа (карточка).
Найдите в своей карточке 1 с/с предложение по вариантам: 1 — с союзом и; 2-с другими союзами.
4. Использование м/м установки.
Учитель. Посмотрим на экран. (На экране предложение: « Мы едва тащились шагом, потому что мокрый снег прилипал к колесам и тормозил их» Разбираем предложение. Оказывается есть и другие сложные предложения. Здесь уже другой союз. Такие предложения называются сложноподчиненные (запись в таблице). Кто сможет построить схему этого предложения? (Запись в таблице)
- Самостоятельная работа. Найдите в карточке с/п предложения.
Запишите, выделите грамматическую основу, постройте схему. - Физкультурная минутка.
1. Подведение итога.
С какими типами предложений мы познакомились? Для чего мы должны знать эти предложения?
7. А теперь попробуем написать небольшой диктант.
Пришла осень. Вечер наступает рано, а темные тучи делают день похожим на сумерки. Белые хлопья частенько летят на землю, пушистое одеяло укрывает все вокруг. Когда наступит зима... (продолжить предложение). Проверка.
Домашнее задание. Найдите текст и выпишите 3 разных сложных предложения (или упр. 335 - выписать 3 разных предложения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе
Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...
Методическая разработка урока по теме "Сложные слова", 5 класс
Методическая разработка урока по русскому языку "Сложные слова", 5 класс...
Конспект урока по теме "Сложные слова" 6 класс.
Конспект к уроку русского языка в 6 классе по теме «Сложные слова» разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для работы по любому УМК.Технологическая карта ...
Урок по теме "Сложное предложение" 5 класс ( 2 часа)
В методической разработке представлена подробная технологическая карта - конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Сложное предложение", а также презентация к теме и раздаточный мате...
Методическая разработка урока по теме "Сложные относительные местоимения"
Презентация к уроку по теме "Сложные относительные местоимения" Основной язык-9 класс, французский как второй иностранный-10 класс...
Разработка урока. Закрепления темы «Сложное предложение»
Актуальность.Наиболее полно принципы развивающего обучения реализуются в технологии проблемного обучения, которая обязательно включает в себя систему проблемных задач различного уровня сложности. Хара...