Разработка урока по теме: "Сложное предложение" 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Паршина Римма Владимировна

Разработка урока по теме: "Сложное предложение" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_slozhnyh_predlozheniy.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5  классе по теме: «Типы сложных предложений и знаки препинания в них»

Цели:

  1. Дать понятие о типах сложных предложений: с/с, с/п, б/с.
  2. Формировать у учащихся пунктуационный навык «Знаки препинания в
    сложном предложении»
  3. Совершенствовать орфографические навыки.
  4. Развитие мышления, воображения, познавательных умений (умение
    наблюдать, выделять главное)

Оборудование: таблицы, м/м установка

ХОД УРОКА

/. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. Слово учителя: начнем урок со словарной работы (на доске записаны слова

с пропущенными буквами)

Портрет, режим, единица, делегат, лестница, объявление, жюри, ежевика,

наряд, интонация, енот

(учащиеся записывают слова в тетрадях, с места объясняют)

Учитель. Сегодня необычно подобраны слова для словарной работы. Кто

увидел, в чем кроется загадка? Обратите внимание на первые буквы. Из них

вы можете составить слово. Какое слово у вас получилось?

Ученики: предложение

Учитель. Что вы знаете о предложении? (Содержит высказывание о чем-то,

 есть интонация конца предложения; есть грамматическая основа; бывают

простыми и сложными)

(На доске появляются табличка «простые», «сложные»)

Учитель. Какое предложение называется простым? (имеет одну грамматическую основу)

Учитель. Какое предложение называется сложным? (имеет 2 и более грамматических основ)

(В схеме появляется запись - «Сложное»)

Учитель: Сегодня мы и будем говорить о сложных предложениях. Запишем тему урока: «Типы сложных предложений и знаки препинания в них». У вас на столах таблицы, которые мы будем сегодня заполнять на уроке. Запишите в своей таблице «Сложное предложение». Запишем предложение: «Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела».

Учитель. Какое это предложение? Как связаны между собой части простого предложения? (Интонационно, при помощи запятой)

Учитель. Такие предложения по виду связи называются бессоюзные (запись в таблице). Построим схему этого предложения. Заносим в таблицу.

Далее работа с текстом. Найти 1 б/с предложение, построить схему. Использование мультимедийной установки. На экране предложение:

Одинокая капля дождя отвесно упала в воду, и от нее пошли тонкие круги. (Учащиеся записывают в тетрадях, объясняют орфограммы, знаки препинания в, находят грамматическую основу)

Учитель. Какое предложение? (сложное). Чем связаны между собой части предложения (интонацией и союзами). (В таблице запись - «Союзное».)

Учитель. Такое предложение называется сложносочиненным (запись в таблице)

Учащиеся составляют схему этого предложения. Схема переносится в таблицу.

Учитель. В сложносочиненных предложениях используются сочинительные союзы (таблица на доске)

3.        Самостоятельная работа  (карточка).

Найдите в своей карточке 1 с/с предложение по вариантам: 1 — с союзом и; 2-с другими союзами.

4.        Использование м/м установки.

Учитель. Посмотрим на экран. (На экране предложение: « Мы едва тащились шагом, потому что мокрый снег прилипал к колесам и тормозил их» Разбираем предложение. Оказывается есть и другие сложные предложения. Здесь уже другой союз. Такие предложения называются сложноподчиненные (запись в таблице). Кто сможет построить схему этого предложения? (Запись в таблице)

  1. Самостоятельная работа. Найдите в карточке с/п предложения.
    Запишите, выделите грамматическую основу, постройте схему.
  2. Физкультурная минутка.
    1. Подведение итога.

С какими типами предложений мы познакомились? Для чего мы должны знать эти предложения?

7. А теперь попробуем написать небольшой диктант.

Пришла осень. Вечер наступает рано, а темные тучи делают день похожим на сумерки. Белые хлопья частенько летят на землю, пушистое одеяло укрывает все вокруг. Когда наступит зима... (продолжить предложение). Проверка.

Домашнее задание. Найдите текст и выпишите 3 разных сложных предложения  (или упр. 335  - выписать 3 разных предложения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Методическая разработка урока по теме "Сложные слова", 5 класс

Методическая разработка урока по русскому языку "Сложные слова", 5 класс...

Конспект урока по теме "Сложные слова" 6 класс.

Конспект к уроку русского языка в 6 классе  по теме «Сложные слова»   разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для работы по любому УМК.Технологическая карта ...

Урок по теме "Сложное предложение" 5 класс ( 2 часа)

В методической разработке представлена подробная технологическая карта - конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Сложное предложение", а также презентация к теме и раздаточный мате...

Методическая разработка урока по теме "Сложные относительные местоимения"

Презентация к уроку по теме "Сложные относительные местоимения" Основной язык-9 класс, французский как второй иностранный-10 класс...

Разработка урока. Закрепления темы «Сложное предложение»

Актуальность.Наиболее полно принципы развивающего обучения реализуются в технологии проблемного обучения, которая обязательно включает в себя систему проблемных задач различного уровня сложности. Хара...