проект : Индивидуальное обучение с помощью образовательного комплекса
материал (русский язык, 11 класс) по теме

воронова людмила владимировна

 

Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания». Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на подростка, и именно потому это общий принцип обучения.Исходя из того, что контингент учащихся вечерней школы- это дети, которые по каким-либо причинам выпали из нормального возрастного потока и потому обладают разным уровнем знаний. Поэтому , чтобы восполнить пробелы в знаниях, повысить их уровень необходимы индивидуальный подход. Проведение уроков по общеобразовательной программе не всегда дает хорошие результаты. Работают только несколько учащихся, и темы усваиваются не сразу. Индивидуальный маршрутный лист обладает достаточной для проведения контроля конкретностью определения результатов подготовки по каждому разделу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема самообразования: Индивидуальное обучение в условиях вечерней школы

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств   входит в круг проблем современного общества.

Существование индивидуальных различий между людьми - факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на подростка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.

Всестороннее развитие каждого человека - программная цель нашего общества - предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития . Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя . в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.

Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания». Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на подростка, и именно потому это общий принцип обучения.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского - великого чешского педагога - четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к подростку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы [4, c.70].

Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолировано от общей системы воспитания. «Научное исследование физического и умственного развития неуспевающих и отстающих детей, - писал В.А. Сухомлинский, - привело меня к выводу, что у 85% неуспевающих и отстающих главная причина отставания, низкая, неудовлетворительная работа на уроках и дома, второгодничество - плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание или недомогание, чаще всего совершенно незаметное для врача и поддающееся только в результате совместных усилий матери, отца, врача и учителя… С каждым годом нам становится всё яснее и яснее зависимость духовной жизни ребёнка - интеллектуального развития, мышления, внимания, памяти, устойчивости от игры его физических сил» [9, c.222].

Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.

Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности, коллективистически мотивационное учение, усиление в обучении связей «ученик-ученик» большой акцент на самостоятельность в познавательной деятельности.

Исходя из того, что контингент учащихся вечерней школы- это дети, которые по каким-либо причинам выпали из нормального возрастного потока и потому обладают разным уровнем знаний. Поэтому , чтобы восполнить пробелы в знаниях, повысить их уровень необходимы индивидуальный подход. Проведение уроков по общеобразовательной программе не всегда дает хорошие результаты. Работают только несколько учащихся, и темы усваиваются не сразу. Индивидуальный маршрутный лист обладает достаточной для проведения контроля конкретностью определения результатов подготовки по каждому разделу. Современные требования модернизации образования и развития единой информационной образовательной среды формируют парадигму активного обучаемого, взамен старой парадигмы пассивного обучаемого. Поэтому индивидуальное обучение должно выходить за рамки индивидуального маршрутного листа, необходим  образовательный комплекс. ОК имеет следующее преимущество:                                                                                                                                    

способствует повышению мотивации обучения;

является источником информации, стимулирует самообразование, формирует навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;

повышают информативность, интенсивность, результативность образования.

Использование комплекса позволяет учителю:

Создать единую и целостную систему обучения

Повысить активность учащихся в образовательном процессе.

Организовать систему своевременного т объективного контроля знаний учащихся.

Использование комплекса позволяет учащимся:

Организовать своевременный и объективный самоконтроль знаний

Организовать повторение курса по индивидуальной программе

образовательный комплекс по предмету включает в себя:

CD-диск-«копилка»: Здесь учащиеся могут просмотреть презентации, найти теоретический материал и заглянуть в фотогалерею.

Весь материал создается учащимися.                                                    

Рабочая тетрадь для учителя (в печатном варианте): Данные об учащихся

Мониторинг.

          Рабочая тетрадь для ученика ( в печатном варианте): Тренировочные                           упражнения

Творческие работы ( сочинения, изложения)

Цель: Разработать и апробировать программу индивидуального обучения. Повысить эффективность образовательного процесса, его качество.  

Задачи:

1 Разработать и апробировать содержание и технологию организации индивидуального обучения, обеспечивающей:

-обогащение и расширение новой информацией, формами и способами ее приобретения

-построение образовательного процесса, сочетающего на первых этапах классно-урочную систему с индивидуальными активными формами обучения

2 Разработать и апробировать программу индивидуального обучения, рабочей тетради

-освоение технологий, форм и методов коррекции знаний учащихся

-изучение методов диагностики личности учащихся(с помощью психолога), мониторинга качества обученности.

3 Разработать систему методов коррекции знаний. Умений и навыков по русскому языку

-разработка системы контроля и мониторинга результатов индивидуального обучения (Рабочая тетрадь)

           Ожидаемые результаты:

Индивидуальное обучение даст возможность ученику:

-чувствовать себя психологически защищенным

-максимально приблизить соответствие результатов к возможностям каждого ученика

-приобрести навыки самоанализа, самообразования

Критерии оценки ожидаемых результатов:

 Повышение качества образования учащихся

2 Соответствие результатов образования и темпов обучения индивидуальным возможностям каждого ученика

3 Обеспечение положительного отношения учеников к образовательному процессу, повышение мотивации у учащихся

                                                        Этапы

 Подготовительный этап   2010-2011 у.г

1 Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения

2 Изучение литературы, имеющегося опыта по данной теме.

3 Разработка программы реализации целей и задач

Организационно- практический этап 2011-2012 у.г

1 Изучение и освоение новых технологий: демократической системы обучения по способностям В.К. Дьяченко, технологии индивидуального обучения  А.Ярулова.

2 Составление индивидуальных листов для учащихся

3 Обучение учащихся способам самостоятельной познавательной деятельности и развитие умений самостоятельного добывания знаний в работе в парах, малых группах, индивидуальной работе.

4 Создание индивидуализированных дидактических материалов, поиск и освоение форм организации деятельности учащихся.( рабочие тетради)

Апробационный этап

Создание групп по 4-5 человек в 11, 12 классах

Аналитический этап   2012-2013 у.г.

1 Сопоставление полученных результатов с поставленными целями, анализ и оценка качеств, приобретенных учащимися, их достижений за время учебы

2 Анализ и описание найденных форм работы, применяемых технологий.

Модель индивидуального обучения

В начале учебного года каждому ученику выдаются учебные планы по предметам. Учителя проводят инструктирование учащихся о том, как организовать работу по их выполнению, знакомят с правилами, обязательными для выполнения каждым.

         После первых лекционных занятий, после входного контроля  по предмету ученик приступает к реализации своего индивидуального  учебного плана.

Самостоятельную подготовку выбранного уровня фрагментов-заданий ученик может осуществлять как на  занятии, так и в свободное от уроков время. Это связано, прежде всего, с тем, что индивидуально-ориентированные учебные планы одновременно содержат в себе домашние задания.

 Выполнив задание, ученик сдает его учителю. Учитель имеет право выслушать ответ учащегося как на все, так и на отдельные вопросы, выбранные им непосредственно при приеме задания, а также поручить процедуру контроля за исполнением своим консультантам из числа учащихся.

Ученик может одновременно сдавать не более двух тем. При этом не должна нарушаться последовательность в изучении материала, то есть нельзя сдавать, к примеру, третий параграф, если не сданы задания по первому и второму параграфам.

Учащиеся делятся по уровню знаний, задания подбираются соответствующие уровню. Количество заданий в работе зависит от темы, уровня сложности.

Например, на повторение тем из раздела лексики требуется меньше часов , чем на повторение синтаксиса. Исходя из результатов контрольных срезов, определяются темы, над которыми необходимо работать.

Работа может быть групповой и индивидуальной .

Теоретический материал (лекционные занятия ) изучается в группе , практические занятия проводятся индивидуально.

Если при ответе ученик не подтвердил оценку выбранного им уровня заданий, то между ним и учителем могут состояться следующие варианты договоренностей:  о повторной сдаче учебного материала с возможным изменением уровня заданий;

Работа по индивидуальному учебному плану позволяет организовать углубленное или коррекционное изучение учебных курсов на индивидуальном уровне. Зная возможности и способности того или иного ученика, учитель, задавая дополнительные задания и отмечая в рабочей тетради «индивидуальное  задание», может стимулировать работу ученика в том или ином направлении.

Индивидуальная программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, список учащихся по классам, маршрутные листы.

Маршрутный лист представляет из себя матрицу, в которой есть следующие разделы:

1 ФИ учащегося, результат входного контроля

2Темы, над которыми необходимо работать

3Количество часов

   4 Самостоятельная подготовка

   5 КИМ ( упражнения, тесты)

  6. Объем работы, темп

  7 Результат

  8 УМК

Индивидуальная программа дает полное представление о результатах работы с учащимся.

 Для индивидуальной работы в вечерней школе необходимы УМК, дидактические материалы. Учебник для вечерних школ под редакцией Чешко Л.А.не отвечают требованиям сегодняшнего дня, поэтому многие вечерние школы перешли на УМК А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. Так как  государственная аттестация в вечерней школе ничем не отличается от аттестации в любой другой общеобразовательной школе, возникает сложность в подготовке к экзамену. Учащиеся очной и заочной формы обучения чаще всего имеют низкий уровень знаний, поэтому необходимы повторения материала средней школы, начальной школы. Учебники для 10-11 классов рассчитаны на базовые знания учащихся, поэтому не всегда могут восполнить все пробелы в знаниях. Возникает необходимость в дополнительных материалах. Рабочая тетрадь для учащихся  состоит из следующих компонентов:

1расписание занятий, где ученик может фиксировать время работы

2 виды работ ( упражнения, тесты и сочинения по тексту), где учеником указывается вид работы, УМК

3 Тренировочные упражнения по орфографии, морфологии, синтаксису ( ученик работает непосредственно в тетради: вставляет пропущенные буквы, выполняет грамматические задания)

4 Мониторинг, где  необходимо фиксировать результаты, рекомендации

Для того , чтобы контролировать , анализировать результаты учащихся учителю тоже необходима рабочая тетрадь, которая состоит из следующих разделов.

Сведения об учащихся( ФИО, класс, дата, вид работы)

Расписание занятий

 Виды работ

Мониторинг ( результат, рекомендации)

Повысить активность учащихся вечерней школы не просто, поэтому возникает необходимость в развитии активности ребят в учебном процессе. СD-диск-« копилка» предназначена для повышения заинтересованности учащихся в самостоятельной работе, в самообразовании. Диск содержит в себе презентации, доклады, сообщения учащихся по разным разделам, темам.

   Необходимые материалы для создания комплекса образовательных материалов( 5 дисков, 10 рабочих тетрадей для учащихся и тетради для преподавателя)

1 СD диски-

2 Бумага А4-

3 Компьютер, принтер

Возможные риски:

Увеличение нагрузки на школьников и учителей.

Необходимость в дополнительных часах, так как время урока ограничено и поэтому в урочное время возможна  групповая работа.

Нет дидактических разработок на «5», «4», «3».

Научно-методическая литература:

1 Методические рекомендации для учителей вечерних школ Чешко Л.А.

2 « Коррекционная работа»  А.Г. Зикеев

     3 « Об эффективности некоторых методов и приемов совершенствования навыков учащихся»  Понеделко Т.П.

4 « Интеллектуальное развитие школьников» Бакулина Г.А., статьи   методических журналов 2006-2011

5«Демократической системы обучения по способностям  В.К. Дьяченко

6 «Технология индивидуально-ориентированной системы обучения»     А.А.Ярулов.  Красноярск 2004.

7 «Собрание сочинений» К.Д. Ушинский

8  «Собрание сочинений» А.С.Макаренко

9 «Собрание сочинений»  В.А. Сухомлинский

10 Научно-методическое сопровождение программы развития в   общеобразовательной школе В.И. Лихачёва

11 Методическая газета для учителей – словесников 2008-2010г

12 Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования «Директор школы» 2008-2009г.

13 Анямова Н.Г. Индивидуальный учебный план как основа с самоопределения старшего школьника [Электронный ресурс]: http://www.edu.of.ru/attach/17/12756.doc

14 Зоткин А.Н. Индивидуализированное обучение в Англии и России [Текст]//Школьные технологии - 2008 - №2 - С. 42-47

15 Сластенин В.А., Исаев И.В., Шиянов Е.Н. Педагогика [Текст] / Москва-2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Создание новой информационной среды саморазвития.Применение Электронного образовательного комплекса "Живой урок"

Мир постепенно становится «цифровым». Переход к информационному обществу, повлекший за собой изменение образовательной парадигмы, утверждающей открытость и непрерывность образования, ин...

Проект «Создание новой информационной среды саморазвития.Применение Электронного образовательного комплекса "Живой урок"»

Актуальностьпроекта заключается  в  формировании ИКТ-компетентностей  обучающихся, ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, реше...

Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...

Индивидуальная образовательная программа ученика 1 класса, получающего образование в форме индивидуального обучения на дому.

Индивидуальная образовательная программа ученика 1 класса, получающего образование в форме индивидуального обучения на дому содержит примерный учебный план, индивидуальный учебный план, а также ...

Проекты индивидуальных учебных планов учащихся, выведенных на индивидуальное обучение

Некоторые учащиеся по состоянию здоровья выводятся на индивидуальное обучение. Шккола должна разработать индивидуальные учебные планы на этих учащихся. Данная публикация поможет учителю, родителю при ...

Организация дистанционного обучения при помощи образовательной платформы Core

Core — это онлайн-платформа конструирования образовательных материалов и проверки знаний с обратной связью и электронным журналом. Данный конструктор был создан в рамках проекта...


 

Комментарии

воронова людмила владимировна

индивидуальное обучение в условиях вечерней школы