КАКИМ Я ВИЖУ РУССКИЙ ЯЗЫК ЗАВТРА?
статья по русскому языку по теме
Статья посвящена анализу перспектив развития русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Ершова Татьяна Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии № 526 Московского района
Санкт-Петербурга
КАКИМ Я ВИЖУ РУССКИЙ ЯЗЫК ЗАВТРА?
Как мне представляется, глубинный смысл вопроса, вынесенного в заглавие эссе, предполагает, прежде всего, рассмотрение пессимистичного сценария развития русского языка, - сценария, основанного на фундаментальном принципе самоорганизующихся процессов «laissez faire» («пусть все идёт, как идёт»).
Если, в целях чистоты аргументации в пользу активного регулирования процессов развития языка, отбросить советский период тотального управления, в том числе русской словесностью, то можно без труда придти к одному очень важному выводу: с одной стороны, повсеместно наблюдается рост числа русскоговорящих, а, с другой, - его обеднение, являющееся результатом восприимчивости высокообразованной части россиян к иностранным (преимущественно англоязычным) заимствованиям, а остальной части населения - к профессиональному жаргону, а также заимствованной из криминально-уголовной среды ненормативной лексике.
Какие же краски и смыслы утратил русский язык за последнее тысячелетие?
Вспомним молитву русской рати перед Куликовской битвой, произошедшей в один из самых почитаемых для России дней – Рождества Пресвятой Богородицы.
«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твояго, Христа Бога нашего и всем твориши спастися в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о, Госпоже, Царице и Владычице...»
Язык «Слова о полку Игореве», язык Новгородских летописей, церковно-славянский язык и живой великорусский язык Даля – всё это формы «великого и могучего» русского языка, увы, навсегда нами утраченного.
По моему мнению, в ближайшие годы развитие русского языка будет происходить в инерционном варианте, с сохранением тех негативных тенденций, которые сложились на рубеже столетий. Анализируя современную языковую ситуацию, невольно начинаешь понимать, что и беды с речевой культурой как частью культуры языка и культуры вообще от того, что школьник утрачивает «вкус» к слову, к искусству слова, к чтению классической литературы, посредством которой соприкасались с идеалами, учились любить, чувствовать и сострадать.
Языковая разнузданность, вульгаризмы, немотивированные заимствования, приверженность штампам, нецензурные выражения – печальные приметы времени. Непристойность не только объявляется нормой, но и становится знаком приобщенности к контексту современности.
Когда-то М.Е.Салтыков-Щедрин сказал: «Литература – это сокращенная вселенная». В педагогических спорах о модернизации и стратегиях образования мы и не заметили, что эта «вселенная» чьим-то колдовским усилием начинает исчезать из сознания школьников, а «муси-пуси» - активно вторгаться в языковую картину мира ребенка. У нас есть, что противопоставить этому. Это, прежде всего, вечная загадка красоты и таланта, которую носит в себе искусство, и в том числе искусство слова. Язык и речь – это своего рода метафоры нашей мысли, эмоционально-чувственной сферы, формы существования человеческой души, интеллекта, сознания и самосознания. Поэтому необходимо, чтобы слово для школьника стало явлением, событием, «ключом» к познанию мира, себя, других и высшего смысла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким я вижу школьный предмет "Музыка".
Целью работыявляется теоретическая разработка, научное обоснование и проверка на практике форм и методов музыкальной педагогики как составной части учебно-воспитательного процесса в школе, направленно...

«Каким я вижу ученическое самоуправление в школе завтрашнего дня»
«Каким я вижу ученическое самоуправлениев школе завтрашнего дня»...

«Каким я вижу ученическое самоуправление в школе завтрашнего дня»
«Каким я вижу ученическое самоуправлениев школе завтрашнего дня»...
Русский язык 1 класс. Тема: "Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".
"Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"."Начальная школа XXI века"...

Каким я вижу современного учителя русского языка и литературы?
Кто такой учитель сегодня? Каким он должен быть? Размышление об учителе и себе......

Каким образом учитель русского языка и литературы может развивать у школьников мотивацию к учению?
Педагогическая статья с описанием опыта...