Каким я вижу современного учителя русского языка и литературы?
статья на тему
Кто такой учитель сегодня? Каким он должен быть? Размышление об учителе и себе...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как я понимаю призвание современного учителя | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Каким я вижу современного учителя русского языка и литературы?
Эссе
Хакимова Нина Николаевна,
МБОУ "Школа №62",
Авиастроительный район
Каждый из нас в детстве играл в школу... И я тоже представляла себя учителем, проверяя тетради моих кукол-учениц. Выставляла им оценки и давала советы по тому, как надо писать, как необходимо вести себя на уроках. И копировала со страшной силой учительницу начальных классов моей сестры Людмилы. Звали её Валентина Александровна Полякова. Она была красива, молода. Она отличалась аккуратностью и красивой одеждой. Была не от мира сего, как мне казалось. От неё всегда пахло приятными духами.... Её платья и костюмы были самыми модными. Так случилось, что я попала именно к ней в 1 класс. И тогда мне по-настоящему стал раскрываться образ учителя. За внешней оболочкой проявлялся образ очень строгой и требовательной, доброй и мудрой учительницы. Я не помню, чтобы она когда-нибудь повышала голос на своих учеников. Мальчишкам - сорванцам стоило только взглянуть ей в глаза, огорчённые и строгие, и слёзы градом катились у них, и выдавливали они из себя сквозь всхлипывания просьбы "простить", что "больше не будут"...
А потом у меня были другие учителя. О них я сохранила самые тёплые и самые светлые воспоминания: Нина Васильевна Фомина, Ирина Михайловна Горбачёва, Татьяна Петровна Степнова... Каждый из этих удивительных школьных фанатов убедил меня в том, что я должна стать учителем, учителем литературы и русского языка. Убедили не словами, а своей любовью к делу, которому они себя посвятили. Нина Васильевна, пожилая, отдавшая школе всю свою жизнь, коммунистка с 1958 года, года моего рождения, давшая мне рекомендацию для вступления в комсомол в 7 классе, а потом помогавшая мне в работе секретаря комсомольской организации школы. До сих пор хранится у меня от нёё книга Н.А. Островского "Как закалялась сталь" с дарственной надписью...
Ирина Михайловна, тонкая, молоденькая москвичка, прибывшая в нашу школу по распределению. Никогда не забуду её урок по творчеству И.С. Тургенева, когда она наизусть читала стихотворение в прозе "Как хороши, как свежи были розы...", а потом помогала мне подготовить сообщение о Полине Виардо, включив в него письма писателя. Затем были задания, далеко выходящие за пределы школьной программы: она давала мне читать журнал "Зарубежная литература", который постоянно выписывала, обсуждала со мной прочитанные мной публикации после уроков. Давала пластинки, которые были для меня открытием: песни А.Вертинского в авторском исполнении, Елены Камбуровой. Я очень часто готовила дополнительный материал к урокам. Выступала с докладами, мы делали с ней мини-исследования, я читала на уроках стихи не только программного назначения... И в классе была заводилой дискуссий. Безусловно, в моё советское детство такое общение с учителем не называлось индивидуальным профильным маршрутом или, например, УУД, так как Ирина Михайловна знала о моёй мечте пойти по её стопам и всячески этому способствовала. Но сейчас, с высоты своего педагогического стажа, прихожу к выводу, что наша советская школа имела огромный арсенал педагогических технологий, возможно, называя их скромно и по-другому, "не расписывая и не раздробляя на множество деталей", чем грешит современная педагогика ФГОС. Я не против нового, я всегда "За!" и с большим интересом отношусь к инновациям. Но слишком много словословия тому, что уже было и делалось в нашей отечественной школе.
Вот Татьяна Петровна, мой учитель по английскому языку, никогда не проводила уроки без нашего активного участия: то у нас в классе театр, то почта, а то путешествие. Современная, активная, любящая рок-музыку (фанатка "Битлз", нас, учеников, тоже "заразила" любовью к кумирам 60х и учила с нами их песни), прекрасно играющая на рояле, вела у нас кружок по вокалу. Она три года с нами занималась, и я до сих пор помню все песни, которые выучила с ней. С песенными номерами выступали на концертах с большущим успехом. Как бы это сегодня можно было назвать? Наверное, обучение в метапредмете. Интересно, как они тогда это называли в педагогическом коллективе?... Собственно говоря, у меня есть возможность спросить её об этом. Я с огромной радостью общаюсь с ней в "Одноклассниках". Именно её образ поставил в моём профессиональном выборе самую жирную точку...
Каким же должен быть современный учитель русского языка и литературы, чтобы его запомнили на всю жизнь, так, как я своих? Так, как и многие мои коллеги, которым повезло с учителями?
Я думаю, во-первых, очень любить детей, относиться к ним по-доброму, но "не сюсюкать". Иначе хороших знаний не дашь ученику. Именно это качество отличало запомнившихся мне моих любимых преподавателей.
Во-вторых, и внешне, и внутренне соответствовать статусу учителя. Учитель должен стремиться много знать, много путешествовать по культурным очагам страны и мира. Быть к курсе всего нового. Он должен быть интересен своим ученикам.
Учитель литературы и русского языка должен, кроме того, уважать читательские интересы наших учеников и попытаться понять, что привлекает их в той, как нам кажется, малохудожественной литературе, музыке. Надо постараться открыть и другой мир, приобщить к нашему высокому искусству, но сделать это не диктаторскими методами, а исключительно индивидуальными приёмами и подходами к личности ученика. Вспоминаю свою отважную поездку на двухдневный рок - фестиваль "Нашествие" с дочерью студенткой - первокурсницей. Тогда он проходил в Раменском. Более 10 тысяч молодых людей на стадионе поют хором вместе с музыкантами. Море энергии и позитива! Это незабываемое зрелище! Пообщавшись с фанатами "Арии", "КИШа, "Земфиры", я пришла к выводу, чего не хватает нашей молодёжи, подросткам: понимания со стороны взрослых, которые считают, что любимая музыка их детей - это нечто негативное, громкогласное и вызывающее. И точка! Чтобы понять внутренний мир ученика, надо "стать" учеником, подростком, молодым человеком.
Учитель не имеет права быть неряшливым. Он должен хорошо выглядеть (учитель должен быть красивым и иметь для этого достаточно средств), он должен нести позитивный эмоциональный заряд детям.
Учитель русского языка и нашей великой русской литературы должен быть самодостаточным, искренним, добрым, свободным. Он не имеет права быть похожим на беликовых. Иначе какая нам цена, если мы будем "чувства добрые " и свободолюбивый пафос нашей классики превращать в "изучаемый на уроке материал". О каком духовно-нравственном воспитании наших учеников тогда и говорить?..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок русского языка. Каким ему быть в условиях реализации ФГОС
Практико- значимый проект. Современный урок русского языка в рамках ФГОС...
Каким я вижу современного учителя
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, ...
Каким должен быть современный учитель иностранного языка?
В связи с введением ФГОС к учителю предъявляются новые требования. Так каким же должен быть современный учитель иностранного языка в меняющейся образовательной среде?...
Профессиональное развитие современного учителя русского языка и литературы
Тема самообразования:«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»Цель индивидуального плана развития:в течение учебного года продолжать изучать и использовать современные т...
«Современный учитель русского языка – ремесленник или творец?» выступление
laquo;Учитель - творец человеческих душ»«Чтобы дать ученику искорку знаний,учителю надо впитать целое море света»В.А.Сухомлинский.Учитель… Какие ассоциации возникают при этом...
Статья "Каким должен быть современный урок русского языка и литературы?"
В статье представлены требования к современному уроку, типы современных уроков, методические приёмы работы на уроке...
«Школа современного учителя русского языка» (удостоверение).
laquo;Школа современного учителя русского языка» (удостоверение)....