Каким образом учитель русского языка и литературы может развивать у школьников мотивацию к учению?
статья

Касаткина Светлана Алексеевна

Педагогическая статья с описанием опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.statya.docx959.26 КБ

Предварительный просмотр:

Каким образом учитель русского языка и литературы может развивать у школьников мотивацию к учению?

Выполнила:

Касаткина Светлана Алексеевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Сосьвинская СОШ

п. Сосьва, Берёзовского района

ХМАО-Югры

Пояснительная записка

   В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд,  который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять  в практике своей работы.

В XXI веке все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека. Cфера образования не могла стать  исключением. Именно сфера образования наряду с немногими другими характеризуется огромным потенциалом и разнообразием направлений применения компьютерных технологий.

Я убеждена, что задача каждого  учителя–предметника -  сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе, а в особенности в преподавании  русского  языка и литературы не должно заменять традиционные методы  и приемы  обучения.

Использование современных информационных технологических средств позволяет повысить эффективность учебного процесса  и качества обучения детей.  По данным ученых восприятие получаемой информации происходит 10% - читает  глазами, 26 % - слышит, 30% - видит, 80 % - опирается  на опыт, 90 % - говорят и делают совместно, 95% - обучают других.  Зрение, слух, осязание (самостоятельная работа ученика) - самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации. Чем разнообразнее будет представление информации, работа с ней, тем эффективнее будет процесс ее усвоения.

Человек XXI века стремится воспринимать визуально, зрительный знак становится преобладающим над текстовым. Но существует и ещё один немаловажный факт: до сих пор традиционное воспитание детей народов Севера  носит подражательный характер. Ребёнок сначала наблюдает, затем пытается делать это же самостоятельно и лишь тогда обладает знаниями, умениями и навыками.  Это осложняет работу учителя в наших условиях. Здесь на помощь пришли современные технологии.

Роль технологий в общеобразовательном процессе  определена  в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Информатизация - это важнейшее направление модернизации системы образования.

В системе образования одной из главных задач обучения школьников  является повышение уровня качества знаний, активизация мыслительной  деятельности учащихся.  

Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с современными технологиями улучшает  качество знаний и активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Лучшее, что существует из технических средств наглядного обучения, помогающих эффективному взаимодействию учителя с классом – это интерактивные доски (ИД). Возможности интерактивной доски позволяют показать школьникам, что видео и игровые программы могут успешно использоваться для их обучения и самообучения.

Чтобы решить образовательную задачу, современный учитель должен иметь компетентность  в знании и применении современных технологий. С появлением интерактивной доски в кабинете возникла необходимость в умении эффективного использования на уроках русского языка и литературы. 

Основная часть

В последние годы наряду с компьютерной техникой в школы поступают интерактивные доски, которые представляют собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и легка в управлении, так как достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется  внешняя мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из  внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень  компетенций, свои навыки.

Использование ИД  на уроках русского языка и литературы показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом, чтобы справиться с заданиями теста на ИД.

Интерактивная доска даёт достаточно большие преимущества в процессе преподавания и обучения и учителю, и учащимся:

            Для учителя

  1. Совместима с программами для всех лет обучения.
  2. Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами.
  3. Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе.
  4. Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.
  5. Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса.
  6. Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.
  7. Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным возможностям класса.
  8. Позволяет преподавателям сохранять и выводить  изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.
  9. Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их.
  10. Удобна при работе в большой аудитории.
  11. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Для ученика

  1. Делает занятия интересными и развивает мотивацию.
  2. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
  3. Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске.
  4. Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
  5. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
  6. Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом,  повышается вовлеченность учащихся в учебный процесс.

Но, как и в любой педагогической технологии, применение ИД имеет некоторые недостатки, которые при желании и мастерству учителя можно преодолеть:

  • Преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности.
  • Первоначально требуется больше времени на подготовку к началу занятия.
  • Требуются новые методические разработки к урокам и время на их создание.
  • Консерватизм самих учителей.
  • Недостаточность технического оснащения школ.
  • Ограниченность доступа учителей-предметников к ИД.

Практика применения интерактивной доски позволяет выделить следующие направления ее использования в учебном процессе:

 1. Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей, так как интерактивная доска помогает учителям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, упростить объяснение схем, помочь разобраться в сложной проблеме,  изучить ее максимально подробно.  На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Учитель может рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекая учащихся и побуждая их записывать идеи на доске, что обеспечивает взаимодействие учащихся с новым материалом.

2. Активное вовлечение учащихся. Интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для учителей, и для учеников. Работа с интерактивной доской может помочь учителю проверить знания учащихся, развить дискуссию для прояснения изучаемого материала, что позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, учитель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса.

3. Улучшение темпа и течения занятия. Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Все, что учащиеся делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты урока. Файлы предыдущих уроков можно всегда открыть для повторения пройденного материала. Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях.

Использование ИД возможно на разных этапах русского языка и литературы.

1.  Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. 

          Особое внимание я уделяю продуктам серии «1С русский язык». А «Уроки Кирилла и Мефодия» использую как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, где компьютер тоже  стал незаменимым помощником. Уроки с использованием  этих программ всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора.

2. Первичное усвоение новых знаний.

Теоретический материал параграфа при объяснении новой темы можно представит в виде схем, таблиц. Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Развиваются слуховая, зрительная и моторная виды памяти. (5 класс. Лексика. Многозначное и однозначное слово).

3. Первичная проверка понимания.

В качестве преимуществ работы на данном этапе урока с ИД следует отметить, что в случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Сохраненные на ИД решения всегда могут быть легко восстановлены как на уроке, так и после уроков, на дополнительных занятиях и консультациях. (6 класс. Существительные общего рода).

4. Первичное закрепление. 

 На этом этапе можно демонстрировать вопросы с правильными ответами, открываемыми поэтапно. Готовый дидактический материал для выборочного, распределительного диктантов, для самостоятельной работы варьируется в зависимости от уровня подготовленности обучающихся. Всегда «под рукой» на доске «чистый лист» – новая страница, на которой ученики могут писать под диктовку маркером.

          Деятельность учителя на современном этапе образовательного процесса направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания с использованием информационно-коммуникационных технологий. Одной из главных задач на уроке остается формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Ее решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку.

Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с напечатанными словами, шаблонами, образцами.

При этом надо учитывать, что, как и  любое техническое средство, интерактивная доска не может использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ней разрешается работать не более 20 минут. Остальное время на уроке используется по усмотрению учителя.

         Основные способы и формы использования интерактивной доски:

1.  Работа с маркерами. Она даёт  возможность делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений. Например, при разборе сложных синтаксических конструкций, когда предложение очень объёмно и его запись занимает много времени на уроке. Заранее подготовить  материал на интерактивной доске, напечатать  на странице предложение, а на уроке ведётся разбор данного предложения.  

Есть здесь и ещё один положительный результат: дети учатся красиво писать. Для них работа по каллиграфии с простой тетрадью к старшим классам  стал уже обыденностью, и здесь «умная» доска оказалась мне помощницей. Каждый учащийся с удовольствием выходит к ИД.

При коллективной работе мы выделяем разными цветами грамматическую основу, средства связи в предложении, выделяем границы предложений, чертим схему. Все изменения, сделанные в документе, не сохраняются (по усмотрению учителя), поэтому его можно использовать на уроках в других классах.
           2.
Совместная работа над документами, таблицами или изображениями. Например, на уроке может быть спроецирована таблица, которая в ходе обсуждения коллективно заполняется. Например, игра «Крестики-нолики», «Найди ошибки»

      3.  Электронные пособия.

Широко использую электронные пособия, основной частью которых являются электронные уроки русского языка с 5 по 11 классы, представляющие собой теоретический материал, изложенный в виде таблиц и анимаций, дополненный тренажёрами и тестами. В комплексах по всем разделам русского языка теоретический материал излагается в форме аудио-визуальных интерактивных демонстраций, которые продублированы в гипертекстовом виде. Демонстрации курсов сопровождаются тестовыми заданиями, в основном, из экзаменационных вариантов. Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых или буквенных выражений. Представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес учащихся. Анимация и звук вызывают массу положительных эмоций у учащихся.

Данные электронные пособия использую при объяснении особенно трудных тем, требующих большого иллюстративного материала и обобщающих таблиц.

На уроках русского языка литературы возможны тестовые пособия для 5-9 классов. Эти тесты выполняются коллективно в форме соревнования команд. Ребятам очень нравится такой вид работы. Он развивает коммуникативные умения, закрепляет знания по теме, готовит к выполнению тестов формата ЕГЭ и ОГЭ, развивает интерес к урокам.

Можно выделить несколько электронных энциклопедий, используемых в процессе обучения русского языка и литературы:

  • «Большой словарь русского языка. Толковый словарь В.И.Даля. Толковый словарь Д.Н.Ушакова. Энциклопедический словарь, словарь синонимов» PC CD-ROM.
  • «Экспресс-подготовка к экзамену. Литература» PC CD-ROM Compact disc.
  • «Экспресс-подготовка к экзамену. Русский язык» PC CD-ROM Compact disc.
  • «Библиотека школьника. 455 литературных произведений» CD.
  •  «Библиотека школьника» Compact disc.
  • «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007»  3  CD-ROM for Windows.
  • «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка» CD-ROM for Windows 5, 6, 7, 8, 9 кл.
  • «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы» CD-ROM for Windows 5,6,7,8,9,10,11 кл.
  • «Радионяня». Весёлая грамматика.
  • «Русский язык. 6 класс. Под редакцией О.И.Руденко-Моргун» 1С: Школа, 2009г.

        4. Тестовая технология.

В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником.

При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.

Работу с тренажёрами мы проводим коллективно в устной форме, тесты выполняются учащимися индивидуально. При этом я либо приглашаю учащегося к доске, он выполняет работу с помощью маркера, остальные учащиеся при этом следят за выполнением задания. Либо учащийся работает за компьютером, а остальные ребята выполняют другие виды работ.

Давно известно и успешно применяется в школьной практике программированное обучение, но в настоящее время оно вышло на качественно новый уровень. Ставший традиционным контроль в форме тестов, распечатанных на листах или выведенных на экран, позволяет учителю осуществлять обратную связь с обучающимися и дает возможность получить оперативную информацию о промежуточных результатах усвоения материала, а обучающиеся узнают о своих ошибках и анализируют их на данном уроке, а не через день-два.

5.  Просмотр экранизаций литературных произведений. В личной библиотеке имеются художественные фильмы: «Тарас Бульба», «Судьба человека», «Капитанская дочка», «Тихий Дон», Антон Чехов – экранизации, Александр Пушкин – экранизации, Ф.М. Достоевский – экранизации, М. Горький - экранизации и отрывки из фильмов с мультимедийных пособий.
6.
Использование ЭОРов. Изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски. Например, учащиеся  образовывают прилагательные от существительных.

 Уроки с использованием ИД имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы и созданию учебных пособий по предмету, развивается исследовательский интерес. Ученики чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта.

Кроме уроков русского языка и литературы ИД используется на родительских собраниях и во внеклассной работе. Это те же самые презентации для классных часов, родительских собраний и для проведения литературно-музыкальных композиций по предметам.

Слабоуспевающие обучающиеся с удовольствием приходят на дополнительные занятия по предметам, чтобы поработать на ИД. Они выполнят тестовые задания, пишут маркером, выполнят разные грамматические задания.

За время работы в школе я пришла к выводу, что для повышения эффективности нужно на каждом уроке создавать атмосферу заинтересованности как всего класса, так и каждого ученика, подобрать ключ к каждому ученику.

Моя цель, как учителя, зажечь «огонёк» в глазах детей, вселить уверенность в собственные силы, что они всё могут, только тогда можно воспитывать в них желание учиться, желание всё знать.

Прежде всего, любой урок должен иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все должно помогать обучающимся лучше усваивать материал. Интерактивная доска может стать хорошим, современным помощником.

Эффективность работы с доской зависит от самого учителя, от его таланта, творчества и опыта.

Но необходимо понимать, что интерактивная доска - всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества специализированного программного обеспечении.

Литература.

  1. Акашина Н.М., Шайдуллина Л.С. Статья «Использование возможностей  интерактивной доски на уроках татарского языка с русскоязычными обучающимися». http://www.openclass.ru/stories/92773 
  2. Божко Н.М., Кирсанова М.И., Зайцева Н.В.и др. Нестандартные уроки по литературе. «Учитель» Волгоград, 2009
  3. Брагина  С.А. Русский язык. Энциклопедия здоровья. Занимательные и дидактические материалы. «Учитель» Волгоград, 2009.
  4. Галимова И.В. Статья «Интерактивная доска: примеры включения в русский язык».  http://www.openclass.ru/stories/41857 
  5. Мочалова Н. А.  Статья  «Использование компьютера на уроках литературы и русского языка». http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4843/Itemid,118/
  6. Нефедова О.Н., учитель русского языка и литературы МОУ Лицей №2 г. Мурманска. Статья  «Как я использую интерактивную доску на уроках русского языка в средней школе». http://interaktiveboard.ru/publ/4-1-0-33 
  7. Сухова О. Нестандартные уроки по русскому языку. «Учитель» Волгоград, 2009
  8. Туктарова Е.Ю., учитель начальных классов I категории МОУ «Гимназия №39» г.Екатеринбурга.   Статья  «Преимущества интерактивной доски в организации учебного процесса». http://www.deti-66.ru/forteachers/primaryschool/educprocess/1032.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар РМО учителей русского языка и литературы "Проектно-исследовательская деятельность школьников по русскому языку"

Разработка практического занятия с преподавателями русского языка и литературы. Сопровождается небольшой презентацией. Поможет начинающим исследовательскую деятельность преподавателям разобраться в аз...

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Каким я вижу современного учителя русского языка и литературы?

Кто такой учитель сегодня? Каким он должен быть? Размышление об учителе и себе......

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"

laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...

"Каким образом учитель может развивать у школьников мотивацию к учению по математике"

Учитель, при организации учебной деятельности школьников больше всего озабочен их учебной мотивацией. Мотивация - это возникновения у школьников интереса к материалу, который они изучают, а также его ...

«Каким образом учитель может развивать у школьников мотивацию к учению?»

laquo;Каким образом учитель может развивать у школьников мотивацию к учению?»...