План-конспект урока "Корень слова", русский язык 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
План-конспект урока "Корень слова", русский язык 5 класс.
Научиться составлять ряд родственных слов; привить навык определять корни слов с учетом их лексического значения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 14.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык.
5 класс
Тема урока: Корень слова.
Цель урока: научиться составлять ряд родственных слов; привить навык определять корни слов с учетом их лексического значения.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Работа с темой урока. Объяснение нового материала
Корень – это общая часть однокоренных (родственных) слов, в нем заключено лексическое значение, общее для этих слов. Рассмотрим особенности корня как части слова.
Корни бывают без чередования согласных и гласных (дом, домик, домишко), а бывают с чередованием (друг, дружок; радуга, радужный; свет, свеча).
Вы уже выучили много орфограмм, которые касаются важнейшей части слова – корня.
В зависимости от значения корня слова могут образовывать разные родственные группы. Поэтому лексикология может нам помочь при изучении словообразования. Например, корни бывают омонимичные.
А что такое омонимы мы с вами помним.
Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
Ключ (родник), ключ (музыкальный знак).
Возьмём корень –ВОД- (вы с ним уже встречались). Водитель и водный – это не однокоренные слова. Хотя в них корень одинаково произносят и пишут, но у них разное лексическое значение.
3. Работа с материалом в учебнике.
Ребята, откройте в учебнике § 74 (стр. 12).
Прочитайте материал для наблюдения.
4. Работа с упражнениями в учебнике.
Упражнение 391 (устно)
Упражнение 392, 393 (письменно)
Если у вас возникают вопросы по выполнению упражнений, задайте их мне.
5. Работа с тренировочным заданием
1 вариант
I. Запишите слова, обозначьте в них корень.
1)Держать, поддержать, содержание, содержательный;
2)Белизна, побелка, белый, белеет, белить, забелеть.
II. Запишите две группы однокоренных слов, которые содержат омонимичные корни.
- Водяной, водить, водный, водопад, водитель, подводник, заводить.
- Вариант
I.Запишите слова, обозначьте в них корень.
- Смелый, смельчак, смелость, осмелеть;
- Друг, дружок, друзья, подруги.
II. Запишите две группы однокоренных слов, которые содержат омонимичные корни.
- Мирный, вымирать, миротворец, миролюбивый, замирать, мир.
6. Рефлексия
Прием «Незаконченные предложения»
Продолжите предложения.
«Сегодня я узнал(а)…».
«Интереснее всего было…»
«Мне это пригодится, чтобы…».
7. Домашнее задание.
Нарисовать дерево на листе бумаги формата А4. В его корнях написать корень слова, а на ветках – слова, которые сможете образовать от него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"
Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное с учащимися 5 - 8 классов в рамках недели русского языка и литературы....
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект урока-путешествия по русскому языку в 7 классе по теме "Местоимение. Повторение."
Урок-путешествие по русскому языку в 7 классе по теме "Местоимение. Повторение."План-конспект урока-путешествия. Учитель:...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...
План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....
5-6 класс. План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе
5-6 класс. Внеклассное мероприятие "Юный филолог"...