План-конспект урока Этикетные слова (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
План-конспект урока Этикетные слова (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiketnye_slova_5_klass.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 6 города Липецка
имени В. Шавкова
План-конспект урока
по русскому языку
(5 класс)
Этикетные слова
Учитель:
Моярович Альбина Сергеевна
Липецк,2016
Этикетные слова.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием речевого этикета, этикетными словами и выражениями, с этикетной лексикой и ее употреблением в речи.
Задачи урока:
Обучающие:
1. Познакомить с правилами употребления в речи этикетных слов;
2. показать учащимся, что употребление этикетных слов зависит от определенной речевой ситуации.
Развивающие:
1. Развивать у учащихся умение правильно и уместно употреблять в речи этикетные слова.
2. Расширять кругозор учащихся.
Воспитательные:
1. формировать интерес к правильной и грамотной устной и письменной речи;
2. воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
3. воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с терминами Этикет, этикетные слова, речевая ситуация.
Познавательные УУД:
1.поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме,
2.свободное восприятие текста, осмысленное чтение;
3. содействие развитию мыслительных операций: анализа, обобщения, систематизации.
Личностные УУД:
1. самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;
2.нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Тип урока: урок " открытия" новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Учащиеся должны знать:
- правила употребления в речи этикетных слов в зависимости от речевой ситуации;
- определения " этикетные слова", " речевой этикет", " речевая ситуация".
Учащиеся должны уметь находить в тексте этикетные слова и объяснять их значение.
Учащиеся должны понимать уместность употребления в речи этикетных слов и выражений.
Структура и ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята, садитесь пожалуйста. Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа. | Учащиеся делают записи в тетради. | 2 мин. |
2.Изучение нового материала. | * запись на доске: Доброе утро! Здравствуйте! Ребята, обратите внимание на доску, перепишите данное четверостишие себе в тетради. Скажите о чем это стихотворение? Хорошо, ребята. А что это за слова? Выделите их в тексте. Молодцы, ребята. Эти вежливые слова называются этикетными. Их использование зависит от конкретной речевой ситуации. Речевая ситуация - это ситуация, в которой осуществляется речевое общение между собеседниками. Например, при встрече мы говорим здравствуйте; когда прощаемся - до свидания, а когда мы обидели кого-то своими словами или поступками мы говорим - простите нас пожалуйста. Ребята, запишите пожалуйста тему нашего урока " Этикетные слова". А как вы думаете , зачем люди придумали этикетные слова? Для чего они нужны? Ребята, как вы думаете, какова же цель нашего сегодняшнего урока? Итак, ребята, каждый воспитанный человек должен использовать в своей речи этикетные слова. Их использование в речи отражает уровень культуры человека. Например, слово "здравствуйте", которое мы произносим при встрече со своими знакомыми, означает, что мы желаем нашему собеседнику быть здоровым и сильным. Этикетные слова, ребята, – это группы слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Эти слова нашли свое отражение в пословицах и поговорках. Какие пословицы и поговорки, в которых встречаются этикетные слова, вы знаете? | Учащиеся делают записи в тетради. Это стихотворение о добрых и вежливых словах, которые мы должны произносить в своей речи. Доброе утро! Здравствуйте! Учащиеся делают записи в тетради. Эти слова нужны нам для того, чтобы при встрече мы могли поприветствовать друг друга, поблагодарить друга за помощь, создать доброжелательную атмосферу в коллективе. Сегодня на уроке мы должны познакомиться с этикетными словами и их использованием в речи. 1. Доброе слово и кошке приятно.
| 20 мин. |
3. Закрепление нового материала. | Ребята, давайте обратимся к учебнику и выполним упражнение № 342. Разделите тетрадь на 2 колонки. 1-я " Слова, которые я никогда не употреблял(а) в своей речи"; 2-я " Слова, которые используем в разговоре с товарищем". Выша задача - слова и выражения, которые представлены в упражнении, распределить по этим двум колонкам. Ребята, представьте, что вас попросил друг что-то сделать или чем-то помочь ему, а вы в этот момент очень заняты. Как вы ему скажете, что не можете выполнить его просьбу? В этом нам поможет упражнение нашего учебника № 343. Ваша задача - переписать слова и выражения, которые вам даны в упражнении, и подчеркнуть те, которые вам помогут смягчить отказ. Молодцы, ребята, справились с заданием. | 1 - я колонка: убедительно прошу вас; будьте любезны, не будете ли так любезны, не откажите в любезности, простите за беспокойство, если вас не затруднит, не соблаговолите ли, позвольте. 2-я колонка: не сочти за труд, пожалуйста, будьте добры, сделай одолжение, можно мне..., будь другом. Ещё чего! Извините, но я не смогу. Нет, нет и ещё раз нет! Мне очень жаль, но я вынужден отказать. Не сердитесь, я что-нибудь придумаю. Как жаль, что я не смогу помочь вам! Ни за что не дам, и не проси! Мне так хочется помочь вам, но, к сожалению, в этот раз не смогу. Нетушки. | 15 мин. |
4. Рефлексия. | Ребята, скажите пожалуйста, что вам особенно понравилось в ходе изучения новой темы? Какие выводы мы можем сделать по данной теме урока? | Понравилось, что мы узнали о правилах использования в речи этикетных слов, узнали много слов и выражений, которые мы не использовали до сих пор в речи. 1. Этикетные слова помогают нам установить доброжелательный контакт с собеседником. 2. Использование в речи этикетных слов зависит от речевой ситуации. 3. Использование в речи этикетных слов является показателем культуры человека. | 4 мин. |
5. Домашнее задание. | Ребята, откройте ваши дневники и запишите задание на дом. Задание : составить диалог с использованием этикетных слов. | Учащиеся записывают задание на дом. | 2 мин. |
6. Подведение итогов. | Ребята, наш урок я хочу закончить стихотворением и пожелать вам быть очень вежливыми, добрыми и отзывчивыми людьми. Друзья мои, внушайте людям веру, * выставление оценок за работу на уроке. | 2 мин. |
Литература:
1. Русский язык. 5 класс. авт.- сост. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, Г.А. Богданова. - 2-е изд., стереотипное.,-М.:Дрофа,2013г.
2. Бабина Н. Секреты этикета. Издательство: РУСИЧ, 2001 г.
3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. Ростов: Феникс, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Корень слова".
Конспект урока разработан с использованием электронно-образовательных ресурсов по русскому языку и может быть использован в дистанционном обучении...
План-конспект урока "Образование слов с помощью суффиксов" 5 класс.
План-конспект урока "Образование слов с помощью суффиксов" 5 класс....
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
План-конспект уроку. Дієслово як самостійна частина мови: загальне значення, морфологічні ознаки і синтаксична роль.
Тип уроку: урок вивчення нового матеріалу.Вид уроку: урок-дослідження.Мета уроку: поглибити знання про дієслово, навчитися знаходити в текстах дієслова, виявляти їх функцію.Завдання:- освітні: п...
План-конспект урока "Корень слова", русский язык 5 класс.
План-конспект урока "Корень слова", русский язык 5 класс.Научиться составлять ряд родственных слов; привить навык определять корни слов с учетом их лексического значения....
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...