Правописание корней с чередованием о -а. Урок в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Валова Нина Леонидовна

Урок русского языка по теме "Правописание  корней с чередованием о -а. Урок в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokcheredovanie_rast-ros.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Валова Н.Л. МБОУ №5 Г. Амурск

 

Правописание корней с чередованием о - а.

     Цели:

  1. формирование умения находить и выделять орфограммы с чередованием о-а;
  2. закрепление навыка правописания слов с корнями –лаг-лож-, раст-рос-ращ-;
  3. повторение: фразеологизмы, эпитет, полногласные и неполногласные сочетания, безударные

       гласные.

I. Фронтальное повторение.                                                                                                       2

  1. Какое языковое явление называется чередованием?
  2. Какие чередования гласных вы знаете?
  1. От чего зависит выбор о-а в корнях –лаг-лож-?, раст-рос-ращ-?

II. Фразеологическая разминка.                                                                                                 3

     Заменить сочетания слов фразеологическими оборотами со словами, имеющими корни –лаг-лож.

  1. Говорить искренне, откровенно – (положив) руку на сердце.
  2. Ничего не делать, бездельничать – сидеть (сложа руки).
  3. Прекратить вооружённое сопротивление, сдаться – (сложить) оружие.
  4. Погибнуть  в сражении – (сложить) голову.
  5. Перестать бороться, действовать – (сложить) руки.
  6.  Какой корень пишется во всех вставленных словах? Почему?

III. Осложнённое списывание. Грамматический разбор.                                                      10

       Подр.стают в буйной сил.  м.л.дые  д.р.вца, это мы их пос.дили возле школьн. крыльца.

  1. На какие правила пропущены орфограммы? (чередование гласных, безударные гласные,

       окончания имен существительных и прилагательных).

  1. Подобрать  слова с неполногласными сочетаниями: молодые – младые, деревце – древо.
  2. Найти эпитет. Какова его роль?
  3. Подчеркнуть грамматические основы предложений, дать х-ку простому предложению.
  4. Произвести морфемный разбор слов: подрастают, молодые.

Дополнительно: фонетический разбор слова молодые.

IV. Творческий диктант. Заменить словосочетания 1 словом.                                                 7  

       Пустить росток  - прорасти, становиться больше, сильнее, увеличиваться  -  возрастать, частый кустарник – заросли, сплошь покрыться деревьями, травой – зарасти, стебель растения в самом начале его развития – росток,  растение, живущее в воде – водоросли;  побеги, вырастающие на пне срубленного дерева – поросли.

V. Диктант с сигнальными карточками.                                                                                   3

     Предлагать, приложение, заложить, изложение, излагать, уложиться, располагаться, разложить, располагающий, расположение, слагаемые, отложить, полагаться. Растение, заросли, растительный, возраст, произрастать, выросли, отраслевой, расти, приращение, ростки, ростовский, подрастающий.

VI. Физкульминутка.                                                                                                                       2

VII. Объяснительный диктант.                                                                                                     10

         Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил Нильса в маленького человечка. Нильс хотел вырасти и стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные заросли, подняться в звёздное небо, потеряться в густых растениях.

          И только когда в душе мальчика появились ростки добра, он вырос и стал таким, как прежде.

  1. О герое какой книги идёт речь? (С.Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»)
  2. Обозначить орфограммы в корнях с чередованием.
  3. Найти слово в переносном значении (ростки добра).
  4. Ответьте на вопрос: «Может ли возраст или рост быть помехой для добрых дел?»

VIII. Итоги урока.                                                                                                                            2

  1. Какую орфограмму закрепляли на уроке?
  2. Что называется чередованием?
  3. Как сделать правильный выбор: о или а в корнях – лаг - лож-, раст – рос - ращ-?

IX. Домашнее задание: 1. Рассказать, что случилось с Нильсом.

2. § 38 (с.100, 101). 3. Упражнение 309: задание 1 – для сильных уч-ся, задание 3 – для остальных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое плантрование уроков русского языка в 8 классе по УМК В.В, Бабайцевой ( углубленное изучение)

Тематическое планирование сосотавлено из расчета 5 часов в неделю. Расширены темы, направленные на подготовку учащихся к ГИА...

Урок развития речи по УМК В. В. Бабайцевой тема урока "Текст. Основные признаки текста"

Урок развития речи в 5 классе по учебному пособию. Е. И. Никитиной "Русская речь. 5 класс"...

Конспекты уроков русского языка для 8 класса по учебнику В.В. Бабайцевой

Конспекты помогут при подготовке к урокам по теме "Односоставное предложение"...

Правописание приставок на -з-с-. Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ

Правописание приставок на -з-с-. Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ....

урок по теме"Употребление причастий в речи" 7 класс по программе В.В.Бабайцевой

Урок по теме "Употребление причастий в речи" по программе В.В.Бабайцевой 7 класс....

Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой

В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...