Урок развития речи по УМК В. В. Бабайцевой тема урока "Текст. Основные признаки текста"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок развития речи в 5 классе по учебному пособию. Е. И. Никитиной "Русская речь. 5 класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka2.doc | 59.5 КБ |
chto_takoe_tekst_2.ppt | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка по теме «Что такое текст?»
(5 класс)
Тип урока: урок изучения нового материала (урок развития речи).
Цели:
1.Образовательная: сформировать у учащихся представление о тексте, об основных средствах связи предложений в тексте. Подвести учащихся к выводу о том, что текст– сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
2. Развивающая: развивать у учащихся способность к воображению путём соприкосновения со словом, живописью, музыкой. Мотивировать на создание собственных текстов-миниатюр.
3. Воспитательная: воспитание любви к родной природе, уважения к мастерам слова, живописи, музыки.
Оборудование:
- Учебник Е. И. Никитиной «Русская речь. 5 класс». М.: «Дрофа», 2008
- Учебник М. С. Соловейчик, И. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 4 класс, ч 2. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007
- Мульимедиапроектор, ноутбук, презентация к уроку.
- Раздаточный дидактический материал на парты
Основные теоретические понятия урока:
Текст. Заглавие текста. Средства грамматической связи предложения в тексте: порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация.
Этапы урока:
Оргмомент. Число Классная работа.
I. Вступительное слово учителя:
Эта пора, особой палитрой,
Пишет картину жизни нехитрой:
То золотеющий листопад,
То без плодов уж, пустеющий сад.
Птиц, улетающих караваны,
Прочь от зимы, в жаркие страны…
Сергей Дарий
- О какой поре говорит поэт Сергей Дарий?
- Конечно, же это осень.
Холодные ветры, переменчивость погоды с солнца на дождь, золотой листопад - все это приметы месяца октября. Первую половину октября называют золотой осенью, а во второй половине месяца, когда быстро опадают почти все листья и устанавливаются ненастные промозглые дни, октябрь в народном календаре получил соответствующее погоде название - грязник.
(на слайде репродукции картин Левитана, Поленова)
Рассмотрите репродукцию картины Исаака Левитана «Октябрь. Осень». Составьте и запишите в тетради предложение об этом времени года.
(зачитываем получившиеся предложения.)
*появление Осеннего Котяра:
Ветер холодный обрывает последние с деревьев листья.
Учитель: Ребята, а Котяро правильно составил предложение? В чём его ошибка?
Дети: Он поставил слова не в том порядке.
Учитель: Давайте, поможем ему и исправим ошибку в порядке слов.
(приглашаю к доске 2 человек и даю им таблички со словами. Дети прикрепляют к доске слова магнитами по порядку)
Холодный ветер обрывает с деревьев последние листья.
Учитель: А почему вы распределили слова именно в такой последовательности? Как должны быть связаны слова в предложении?
Дети: В предложении слова должны быть связаны по смыслу и грамматически.
Учитель:
– Хорошо. Значит, в каждом предложении должен соблюдаться порядок слов.
– А друг с другом предложения должны быть как-то связаны?
Учащиеся:
– Должны.
Учитель:
– Зачем нам нужно связывать предложения друг с другом?
Учащиеся:
– Чтобы получился текст.
II. Изучение нового материалв.
Учитель:
Итак, мы с вами приступаем к изучению такой крупной единицы синтаксиса, как текст.
Как и предложение, текст имеет свои отличительные признаки. На этом уроке мы вместе с вами вспомним, что такое текст и познакомимся с его признаками.
Тема урока: Что такое текст?
1 задание от Осеннего Котяро ( по аналогии с упр. 29 стр. 24 «Русская речь»)
Сравните 2 записи. В какой из них предложения связаны по смыслу? Озаглавьте и запишите её
Осень в лесу каждый год платит золотом за вход.
Звенят под деревьями весенние ручейки.
Чистым белым снегом покрылась земля.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни.
Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз
легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву
протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины.
Ещё цветут поздние осенние цветы.
Учитель. Какую запись вы занесли в тетрадь? Почему? Как можно озаглавить её?
«Русский лес осенью»
В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что второй отрывок можно назвать текстом, т.к. в нем речь ведется об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой.
Учитель: Вспомните из курса начальной школы , что называется текстом?.
Дети: Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
Учитель: Хорошо, откройте учебник «Русская речь» на странице 24 и прочитайте определение Текст.
(читают формулировку)
У вас в наборе к уроку есть лист с № 5. с различными определениями понятия Текст.
Найдите в этих определениях основные признаки текста.
Давайте найдём эти признаки в тексте, который у нас уже записан:
(у вас на столах есть памятка Текст)
1. Как вы думаете, что самое главное хотел сказать автор в этом тексте?
В каком предложении содержится ответ на этот вопрос? ( в первом)
2. Можно ли в этом тексте найти смысловые части? (да, их 3)
3. Как развивается мысль о красоте русского леса осенью в данном тексте)
(автор постепенно говорит о красоте природы: невесомые желтые листья берёз, серебристые нити тонкой паутины, поздние осенние цветы)
4. Есть ли взаимосвязь между предложениями текста? (да, красота и печаль леса и в медленном кружении листьев, и в лёгкости и хрупкости паутины, в последнем предложении есть наречие ещё и прилагательное поздние, которые тоже напоминают о красоте и печали осенней природы)
5. Рассмотрите как построены предложения в тексте? Что можно сказать о порядке слов в каждом предложении? (порядок слов совпадает: обстоятельственное слово - сказуемое – определяемое слово – подлежащее
Когда Как? Что делает? Какой? Что?
Наречие глагол прил. сущ.
Схема
6. Когда вы записывали этот текст, вы безусловно старались записать его правильно и без ошибок. Какие орфографические правила вы вспомнили?
Учитель: Ребята, давайте сделаем вывод о том, что такое текст
ОСЕННЕЕ КОТЯРО, ПОМОГИ НАМ!
Передышка: физкультминутка
- Закрыли глазки, открыли глазки. Посмотрели перед собой, посмотрели вдаль
- Ручки в замочек: потянулись вперёд, потянулись вверх. Помахали маленькими крылышками пальцев. Встряхнули руки вниз.
III. Закрепление изученного материала
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери текст».
Правила игры следующие:
- У вас на партах есть конверты с предложениями. Каждая пара собирает из них текст.
- После этого вы обмениваетесь информацией о тексте с соседней парой и вместе решаете, как можно озаглавить этот текст.
- Затем по очереди пересказываете текст в группе по цепочке.
Осеннее Котяро: Мрр! Я тоже знаю интересную игру с текстом. Она называется «Закрой окошки»
Проверьте- ка себя!
Какие орфограммы встретились вам в этом тексте?
Учитель:
Обратите внимание, как писатель не только подбирает слова, но и сравнивает увиденное в природе. Какие необычные сравнения встретились в этом описании природы?
Дети: Ягоды рябины горят словно костёр, елочки похожи на груды малахита, листья берёзки напоминают золотые монетки.
Вот видите, ребята, как важно уметь не только находить текст, понимать его, но и использовать различные языковые средства для создания текста.
Всё это необходимо для главного вашего умения: правильно и грамотно выражать свои мысли. Но Осеннее Котяро приготовил для вас ещё один сюрприз..
Исправьте ошибки в тексте.
Вот вам последнее задание:
Вот вам 2 начала текста на выбор:
- «Листопад был в полном разгаре…»
- «Осень. Прозрачные, легкие тени облаков тихо скользят по бурому ковру опавших листьев»
Напишите своё продолжение текста на кленовом листочке.
На этом наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу. До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Октябрь-грязник ни колеса, ни полоза не любит. Плачет Октябрь холодными слезами. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.
МРРР! Здравствуйте, я - Осеннее Котяро. Так назвал меня детский писатель Юрий Коваль. Я тоже сочинил предложение про осень: Ветер холодный обрывает последние с деревьев листья. Верно! Холодный ветер обрывает с деревьев последние листья.
Тема урока: Что такое текст?
Вот вам первое задание: Сравните 2 записи. В какой из них предложения связаны по смыслу? Озаглавьте и запишите её Осень в лесу каждый год платит золотом за вход. Звенят под деревьями весенние ручейки. Чистым белым снегом покрылась земля. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Единство темы Наличие главной мысли Относительная законченность Смысловая и грамматическая связь между предложениями Логическая связь частей текста Запомни главные признаки текста:
А давайте понаблюдаем, как «устроен»текст «Русский лес осенью»: Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. Когда Как? Что делает? Какой? Что? Наречие глагол прил. сущ.
Текст - это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу, а также с помощью языковых средств. Текст – это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу, а также с помощью грамматических и языковых средств.
Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шёл неделями. Леса моросили дождём облетавшей листвы. Игра «Собери текст» Дождь облетавшей листвы
Мрр! Я тоже знаю интересную игру с текстом. Она называется «Закройте окошки» В этом тексте М. Пришвина спрятались некоторые слова и буквы. Попробуйте себя в роли писателя и закройте «окошки» подходящими словами. Озаглавьте получившийся текст. На ра.. вете ________ туман , и капли _________ на лис ? тики березы, и лис ? тики с каплями, т. желея, отрывались и падали на землю. Когда солнце _______ и туман ________, капли перестали падать и утренний _______ ветер-забавник стал _____ осиновыми лис ? тиками , а от лис ? тиков на сером стволе осины прыгали и скакали их _______. Время от времени _________ лис ? тик отрывался и ул. тал , и с ним __________ его __________ тень.
На рассвете сгущался туман, и капли падали на ли ст ики березы, и ли ст ики с каплями, тяжелея, отрывались и падали на землю. Когда солнце взошло и туман рассеялся , капли перестали падать и утренний лёгкий ветер-забавник стал играть осиновыми ли ст иками, а от ли ст иков на сером стволе осины прыгали и скакали их тени . Время от времени какой-нибудь ли ст ик отрывался и ул е тал, и с ним исчезала его веселая тень . Проверьте-ка, себя! Назовите орфограммы : Рассвете Сгущался Тяжелея Рассеялся Лёгкий Какой-нибудь Улетал Исчезала
Исправьте ошибки. В нашем лесу много грибов. Грибы растут под деревьями. Грибы скрывает от нас трава. Интересно искать грибы в траве .
А теперь пришла пора расставаться, я уверен, что вы запомнили всё, изученное на уроке. Вот вам последнее задание: напишите миниатюру по данному началу. Вот вам 2 начала текста на выбор: «Листопад был в полном разгаре…» «Осень. Прозрачные, легкие тени облаков тихо скользят по бурому ковру опавших листьев»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи для 5 глухого класса на тему "Рассказ по закрытой картинке"
Конспект урока может быть полезен учителям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1и 2 видов. Технология составления рассказа по закрытой картинке очень эффективна при обучении глухих шк...
Урок развития речи в 5 классе. Сочинение на тему: «Общее счастье»
Цели урока: - обучение написанию сочинения на заданную тему;- способствовать формированию дискуссионных коммуникативных навыков, умение анализировать текст (стратегия чтения с остановками)...
Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"
Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...
Урок развития речи в 6-м классе по теме Рассуждать – значит…
Урок русского языка в 6 классе посвящен изучению темы "Типы речи. Рассуждение"...
Презентация к уроку развития речи в 5-6 классе на тему-Письма бывают разные...
Презентация к уроку развития речи в 5-6 классе на тему-Письма бывают разные......
Урок развития речи. 8 класс. Статья в газету. Понятие о жанре. Строение текста.
Конспект урока в 8 классе...
Урок развития речи «Публичное выступление на общественно значимую тему»
Цели:обобщение знаний о правилах публичной речи, ее свойствах;развитие письменной и устной речи учащихся;формирование познавательного интереса, усиление положительной мотивации обучения....