Урок развития речи по УМК В. В. Бабайцевой тема урока "Текст. Основные признаки текста"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Шестакова Наталья Анатольевна

Урок развития речи в 5 классе по учебному пособию. Е. И. Никитиной "Русская речь. 5 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka2.doc59.5 КБ
Office presentation icon chto_takoe_tekst_2.ppt2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка по теме «Что такое текст?»

(5 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала (урок развития речи).

Цели:

1.Образовательная: сформировать у учащихся представление о тексте, об основных средствах связи предложений в тексте. Подвести учащихся к выводу о том, что текст– сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

2. Развивающая: развивать у учащихся способность к воображению путём соприкосновения со словом, живописью, музыкой. Мотивировать на создание собственных текстов-миниатюр.

3. Воспитательная: воспитание любви к родной природе, уважения к мастерам слова, живописи, музыки.

Оборудование:

  1. Учебник  Е. И. Никитиной «Русская речь. 5 класс». М.: «Дрофа», 2008
  2. Учебник М. С. Соловейчик, И. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 4 класс, ч 2. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007
  3. Мульимедиапроектор, ноутбук, презентация к уроку.
  4. Раздаточный дидактический материал на парты

Основные теоретические понятия урока:

Текст. Заглавие текста. Средства грамматической  связи предложения в тексте: порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация.

Этапы урока:

Оргмомент. Число Классная работа.

I. Вступительное слово учителя:

Эта пора, особой палитрой,
Пишет картину жизни нехитрой:

То золотеющий листопад,
То без плодов уж, пустеющий сад.
Птиц, улетающих караваны
,
Прочь от зимы, в жаркие страны…

Сергей Дарий
 

- О какой поре говорит поэт Сергей Дарий?

- Конечно,  же это осень.

     Холодные ветры, переменчивость погоды с солнца на дождь, золотой листопад - все это приметы месяца октября. Первую половину октября называют золотой осенью, а во второй половине месяца, когда быстро опадают почти все листья и устанавливаются ненастные промозглые дни, октябрь в народном календаре получил соответствующее погоде название - грязник.

(на слайде репродукции картин Левитана,  Поленова)

Рассмотрите репродукцию картины Исаака Левитана «Октябрь. Осень». Составьте и  запишите в тетради предложение об этом времени года.

 (зачитываем получившиеся предложения.)

*появление Осеннего Котяра:

Ветер холодный обрывает последние с деревьев листья.

Учитель: Ребята, а Котяро правильно составил предложение? В чём его ошибка?

Дети: Он поставил слова не в том порядке.

Учитель: Давайте, поможем ему и исправим ошибку в порядке слов.

 (приглашаю к доске 2 человек и даю им таблички со словами. Дети прикрепляют к доске слова магнитами  по порядку)

Холодный ветер обрывает с деревьев последние листья.

Учитель: А почему вы распределили слова именно в такой последовательности? Как должны быть связаны слова в предложении?

Дети:  В предложении слова должны быть связаны по смыслу и грамматически.

Учитель:

– Хорошо. Значит, в каждом предложении должен соблюдаться порядок слов.

– А друг с другом предложения должны быть как-то связаны?

Учащиеся:

– Должны.

Учитель:

– Зачем нам нужно связывать предложения друг с другом?

Учащиеся:

– Чтобы получился текст.

II. Изучение нового материалв.

Учитель:

Итак, мы с вами приступаем к изучению такой крупной единицы синтаксиса, как текст.

Как и предложение, текст имеет свои отличительные признаки. На этом уроке мы вместе с вами вспомним, что такое текст и познакомимся с его признаками.

Тема урока: Что такое текст?

1 задание от Осеннего Котяро     ( по аналогии с упр. 29 стр. 24 «Русская речь»)

Сравните 2 записи. В какой из них предложения связаны по смыслу? Озаглавьте и запишите её

Осень в лесу каждый год платит золотом за вход.

Звенят под деревьями весенние ручейки.

Чистым белым снегом покрылась земля.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни.

  Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз

легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву

протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины.

     Ещё цветут поздние осенние цветы.

Учитель. Какую запись вы занесли в тетрадь? Почему? Как можно озаглавить её?

                    «Русский лес осенью»

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что второй отрывок можно назвать текстом, т.к. в нем речь ведется об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой.

Учитель:  Вспомните из курса начальной школы , что называется  текстом?.

Дети: Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

Учитель:  Хорошо, откройте учебник «Русская речь» на странице 24 и прочитайте определение Текст.

  (читают формулировку)

У вас в наборе к уроку есть лист с № 5. с различными определениями понятия Текст.

Найдите  в этих определениях основные признаки текста.

Давайте найдём эти признаки в тексте, который у нас уже записан:

(у вас на столах есть памятка Текст)

1. Как вы думаете, что самое главное хотел сказать автор в этом тексте?

     В каком предложении содержится ответ на этот вопрос? ( в первом)

2. Можно ли в этом тексте найти смысловые части? (да, их 3)

3. Как развивается мысль о красоте русского леса осенью в данном тексте)

(автор постепенно говорит о красоте природы: невесомые желтые листья берёз, серебристые нити тонкой паутины, поздние осенние цветы)

4. Есть ли взаимосвязь между предложениями текста? (да, красота и печаль леса и в медленном кружении листьев, и в лёгкости и хрупкости паутины, в последнем предложении есть наречие ещё и прилагательное поздние, которые тоже напоминают о красоте и печали осенней природы)

5. Рассмотрите как построены предложения в тексте? Что можно сказать о порядке слов в каждом предложении? (порядок слов совпадает: обстоятельственное слово -  сказуемое – определяемое слово – подлежащее

Когда Как?    Что делает?  Какой?   Что?

Наречие          глагол          прил.     сущ.

Схема    

6. Когда вы записывали этот текст, вы безусловно старались записать его правильно и без ошибок. Какие орфографические правила вы вспомнили?

Учитель: Ребята, давайте сделаем вывод о том, что такое текст

ОСЕННЕЕ КОТЯРО, ПОМОГИ НАМ!

Передышка: физкультминутка

  1. Закрыли глазки, открыли глазки. Посмотрели перед собой, посмотрели вдаль
  2. Ручки в замочек: потянулись вперёд, потянулись вверх. Помахали маленькими крылышками пальцев. Встряхнули руки вниз.

III. Закрепление изученного материала

А сейчас мы с вами поиграем  в игру «Собери текст».

Правила игры следующие:

  1. У вас на партах есть конверты с предложениями. Каждая пара собирает из них текст.
  2. После этого вы обмениваетесь информацией о тексте с соседней парой и вместе решаете, как можно озаглавить этот текст.
  3. Затем по очереди пересказываете текст в группе по цепочке.

Осеннее Котяро: Мрр! Я тоже знаю интересную игру с текстом. Она называется «Закрой окошки»

Проверьте- ка себя!

Какие орфограммы встретились вам в этом тексте?

Учитель:

Обратите внимание, как писатель не только подбирает слова, но и сравнивает увиденное в природе. Какие  необычные сравнения встретились  в этом описании природы?

Дети: Ягоды рябины горят словно костёр, елочки похожи на груды малахита, листья берёзки напоминают золотые монетки.

Вот видите, ребята, как важно уметь не только находить текст, понимать его, но и  использовать различные языковые средства для создания текста.

Всё это необходимо для  главного вашего умения: правильно и грамотно выражать свои мысли. Но Осеннее Котяро приготовил для вас ещё один сюрприз..

Исправьте ошибки в тексте.

Вот вам последнее задание:

Вот вам 2 начала текста на выбор:

  1. «Листопад был в полном разгаре…»
  2. «Осень. Прозрачные, легкие тени облаков тихо скользят по бурому ковру опавших листьев»

Напишите своё продолжение текста на кленовом листочке.

На этом наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи в 5 классе Шестакова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1 г.Данилов 2011 год

Слайд 3

Октябрь-грязник ни колеса, ни полоза не любит. Плачет Октябрь холодными слезами. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.

Слайд 5

МРРР! Здравствуйте, я - Осеннее Котяро. Так назвал меня детский писатель Юрий Коваль. Я тоже сочинил предложение про осень: Ветер холодный обрывает последние с деревьев листья. Верно! Холодный ветер обрывает с деревьев последние листья.

Слайд 6

Тема урока: Что такое текст?

Слайд 7

Вот вам первое задание: Сравните 2 записи. В какой из них предложения связаны по смыслу? Озаглавьте и запишите её Осень в лесу каждый год платит золотом за вход. Звенят под деревьями весенние ручейки. Чистым белым снегом покрылась земля. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Слайд 9

Единство темы Наличие главной мысли Относительная законченность Смысловая и грамматическая связь между предложениями Логическая связь частей текста Запомни главные признаки текста:

Слайд 10

А давайте понаблюдаем, как «устроен»текст «Русский лес осенью»: Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. Когда Как? Что делает? Какой? Что? Наречие глагол прил. сущ.

Слайд 11

Текст - это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу, а также с помощью языковых средств. Текст – это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу, а также с помощью грамматических и языковых средств.

Слайд 12

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шёл неделями. Леса моросили дождём облетавшей листвы. Игра «Собери текст» Дождь облетавшей листвы

Слайд 13

Мрр! Я тоже знаю интересную игру с текстом. Она называется «Закройте окошки» В этом тексте М. Пришвина спрятались некоторые слова и буквы. Попробуйте себя в роли писателя и закройте «окошки» подходящими словами. Озаглавьте получившийся текст. На ра.. вете ________ туман , и капли _________ на лис ? тики березы, и лис ? тики с каплями, т. желея, отрывались и падали на землю. Когда солнце _______ и туман ________, капли перестали падать и утренний _______ ветер-забавник стал _____ осиновыми лис ? тиками , а от лис ? тиков на сером стволе осины прыгали и скакали их _______. Время от времени _________ лис ? тик отрывался и ул. тал , и с ним __________ его __________ тень.

Слайд 14

На рассвете сгущался туман, и капли падали на ли ст ики березы, и ли ст ики с каплями, тяжелея, отрывались и падали на землю. Когда солнце взошло и туман рассеялся , капли перестали падать и утренний лёгкий ветер-забавник стал играть осиновыми ли ст иками, а от ли ст иков на сером стволе осины прыгали и скакали их тени . Время от времени какой-нибудь ли ст ик отрывался и ул е тал, и с ним исчезала его веселая тень . Проверьте-ка, себя! Назовите орфограммы : Рассвете Сгущался Тяжелея Рассеялся Лёгкий Какой-нибудь Улетал Исчезала

Слайд 15

Исправьте ошибки. В нашем лесу много грибов. Грибы растут под деревьями. Грибы скрывает от нас трава. Интересно искать грибы в траве .

Слайд 16

А теперь пришла пора расставаться, я уверен, что вы запомнили всё, изученное на уроке. Вот вам последнее задание: напишите миниатюру по данному началу. Вот вам 2 начала текста на выбор: «Листопад был в полном разгаре…» «Осень. Прозрачные, легкие тени облаков тихо скользят по бурому ковру опавших листьев»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи для 5 глухого класса на тему "Рассказ по закрытой картинке"

Конспект урока может быть полезен учителям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1и 2 видов. Технология составления рассказа по закрытой картинке очень эффективна при обучении глухих шк...

Урок развития речи в 5 классе. Сочинение на тему: «Общее счастье»

Цели урока: - обучение написанию сочинения на заданную тему;- способствовать формированию дискуссионных коммуникативных навыков, умение анализировать текст (стратегия чтения с остановками)...

Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"

Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...

Урок развития речи в 6-м классе по теме Рассуждать – значит…

Урок русского языка в 6 классе посвящен изучению темы "Типы речи. Рассуждение"...

Презентация к уроку развития речи в 5-6 классе на тему-Письма бывают разные...

Презентация к уроку развития речи в 5-6 классе на тему-Письма бывают разные......

Урок развития речи «Публичное выступление на общественно значимую тему»

Цели:обобщение знаний о правилах публичной речи, ее свойствах;развитие письменной и устной речи учащихся;формирование познавательного интереса, усиление положительной мотивации обучения....