урок по теме"Употребление причастий в речи" 7 класс по программе В.В.Бабайцевой
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Урок по теме "Употребление причастий в речи" по программе В.В.Бабайцевой 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по теме "Употребление причастий в речи"7 класс | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Употребление причастий в речи.
Цель : обобщение изученного на природу причастия, умение составлять законченное лингвистическое высказывание по данной теме , видение роли причастия в текстах разных стилей.
Задачи: 1.научить употреблять причастия в разных стилях речи;
2.на примере текстов разных стилей развивать умение самостоятельно употреблять причастия в творческих работах;
3.воспитывать интерес к языку, уважительное отношение к слову.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
организационный | Психологическая подготовка к общению | Сегодня подводим итоги работы по теме «Причастие», но прежде вспомним разные точки зрения лингвистов на природу этой части речи. | |
Проверка домашнего задания | Проверка уровня усвоения изученного материала путем выступления на лингвистическую тему уч-ся | Ваша точка зрения на сущность причастий должна содержать доказательства. | 4 группы: 1 группа –причастие –это особая форма глагола. Доказательства: 1.образовано от глагола; 2.говоря о морфологических признаках причастий, мы сначала называем постоянные глагольные признаки, а потом только признаки прилагательного.3.синтаксическая роль –не только определение. Но и сказуемое. 2 группа – причастие-отглагольное прилагательное. Доказательства: 1.описывает предмет, как и прилагательное,но только по действию; 2.придаёт предметам более оживляющую окраску ;3.причастия и прилагательные одинаково изменяются и отвечают на один и тот же вопрос; 4.их трудно бывает отличить т.к. признаков прилагательного больше, чем глагольных. 3 группа – причастие –самостоятельная часть речи. Доказательства: 1.получив от глагола и прилагательного какие-либо признаки, оно приобрело и свои.отличительной чертой яляется то, что они могут быть действительными и страдательными. 4 группа – причастия –гибрид. Доказательства : причастие нельзя назвать самостоятельной частью речи т.к.связь его с глаголом и прилагательным очень сильна, сравним : по форме похожа на прилагательное, но образовуется от глагола,обозначает признак предмета, но по действию.имеет постоянные признаки – глагольные, а непостоянные – прилагательного. |
Актуализация знаний | Создать ситуацию, когда каждый ученик должен ответить себе на вопрос : когда я употребляю причастия в речи, почему так редко они встречаются в моей речи. | В своих выступлениях вы показали сущность причастий. Но вы должно их не только правильно писать, но и уметь употреблять в речи, устной и письменной. Часто ли употребляете в речи? Почему редко? Как вы думаете, о чём нам стоит сегодня поговорить? | |
Определение совместной цели деятельности | На примере отрывков из текстов разных стилей определить роль в них причастий | На какую особенность причастий обратил внимание М.В.Ломоносов в цитате: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.» Приведите примеры. В текстах найдите причастия. Из каких учебников взяты ваши отрывки? К какому стилю относятся данные отрывки? Какова роль причастий в научном стиле? Как тема»Причастие» пригодится вам на других предметах? |
при равномерном движении, надо скорость тела умножить на время его движения».
сушу и освоившие различные типы питания.
|
Моделирование проблемной ситуации | Создание интриги: а нужно ли употреблять причастия в речи? | Об употреблении причастий в разговорной речи очень точно сказал А.С.Пушкин «Причастия …обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату,мы говорим: которая скачет, который метёт и пр.-заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.»О какой особенности причастий здесь говорится? Поговорим об употреблении причастий в книжной речи. Что они вносят в поэтическую речь? | Групповая работа . Работа над текстом. 1 группа –А.С.Пушкин «Цветок». 2 группа –А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»(отрывок) 3 группа –В.Белов: «Что-то родное, вечно меняющееся, беспечно и непрямо текущее ,обновляющееся каждый момент и никогда не кончающееся, связующее ныне живущих с уже умершими и ещё не рождёнными, мерещится и слышится в токе воды. Слышится всем. Но каждый воспринимает образ текущей воды по-своему ». |
Разрешение проблемной ситуации | Сравнив причастия в разных текстах, понятна и роль их. | Попробуем создать свой текст, но следует предупредить ошибки, которые могут встретиться | Исправьте ошибки. 1.Молчаливо стоят одевшие листвой берёзы и клёны. 2.Раскрылись набухавшие на деревьях почки. 3.Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах .4.Самолёт сел на аэродром, вылетевший из Москвы. |
Итог урока | Стоит ли употреблять причастия в речи? | ||
Домашнее задание | Сочинения по картинам (на выбор): Саврасов «Грачи прилетели» Левитан «Осень»,Шишкин «Зима». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме: "Употребление причастий и деепричастий"
Презентацию можно использовать в качестве фрагмента урока в 7 классе....
Урок по теме: Как переселяются растения? 5 класс по программе И.Н. Пономаревой
Цель: познакомить обучающихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению семян.Оборудование: коллекция плодов и семян, мул...
конспект открытого урока по теме: Опорные системы животных 6 класс по программе Н.И.Сонин
Открытый урок биологии 6 класс по программе Н.И. Сонин с использованием системно-деятельностного подхода в обучении биологии...
Конспект урока по теме:"Употребление причастий и деепричастий в речи"
Материал данного урока позволит учащимся научиться правильно употреблять в речи причастия и деепричастия....
Урок русского языка по теме "Употребление причастий и деепричастий в речи"
Презентация урока по теме "Роль причастий и деепричастий в художественном произведении"...
Урок русского языка в 6-м классе на тему «Употребление причастий и причастных оборотов в речи»
Урок с использованием следующих методов и форм работы:наблюдение над языком,проблемный метод,индивидуальная,групповая,фронтальная....
Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций» (7 класс)
Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций» (7 класс)...