Правописание приставок на -з-с-. Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Валова Нина Леонидовна

Правописание приставок на -з-с-. Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pravopisanie_pristavok_na_z.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Валова Н.Л. МБОУ ООШ №5 г. Амурск

Правописание приставок на з – с.

Цель:

  1. Познакомить учеников с написанием изменяемых приставок на "з-", "с-".
  2. Научить правильно писать приставки.
  3. Научить способу различения букв з и с на конце приставки, рассуждению, логике ответа.

  I. Словарный диктант.                                                                                                            (7)

     Приставка и суффикс  - это значимые части слова, словообразовательные морфемы, чередование, коллекция шоколада, профессии жокея и жонглёра, шофёр мчался по шоссе, достижение отрасли, колючий росток. Самопроверка.                                                                                                                       слайд 1

  II.  Повторение. Творческий диктант.                                                                                  (3)

     Записать однокоренные глаголы сов. вида, выделить приставки и 1-ю букву корня.

     Делать, беречь, грузить, держать, жать, жечь, шить.                                                                    слайд 2

   -  Зависит ли написание приставки от произношения?                                                                  слайд 3

   - Какому правилу подчиняется написание большинства приставок?

   - 3 группы приставок.                                                                                                                         слайд 4

  III. Новая тема. Запись темы.                                                                                               (10)      слайд 5

  1. Объяснение по слайдам  6 – 8.  
  2. Запись фразы – помощницы в справочник: «Стёпка, хочешь щец? – «Фи!»                        слайд 9
  3. Чтение правила по учебнику (с.114)
  4. Запись правила – помощника.                                                                                                    слайд 11

  IV. Физкультминутка.                                                                                                                        слайд 12

  V.  Закрепление.                                                                                                                       (15)

     1. Подберите к каждому слову подходящую для него  приставку на -з, -с или приставку с-

      …цветающий,  …мерить, …дельник, …ведчик, …лететь, …бежать, …ложение, …править, …порядок,

      …пытывать, …бираться, …дуть, …трепенуться, …шумный, …следовать.                                             слайд 13                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                              Проверка.                                 слайд 14

     2. Замените приставки в словах приставками на  –з,  -с.                                                          слайд 15

    Почки открылись. Яблони зацвели. Створки окна отворились. Дети отбежали в разные стороны.

    Соль просыпалась. Идёт непрерывный дождь. Мы потратили деньги. Неизвестный солдат.

    Неспокойный человек. Положить цветы к памятнику.                    Проверка.                             слайд 16

      3. Подберите к данным словам антонимы с приставками  на з- с                                         слайд 17           Порядок, участливый, одарённый, корыстный, жалостливый, честный, сердечный, совестливый.

          (Беспорядок, безучастный, бездарный, бескорыстный,  безжалостный, бесчестный).          слайд 18

VI. Итоги урока.

VII. Домашнее задание.                                                                                                                        слайд 19  

        Стр. 114 – правило, упр. 349.

       Дополнительно:

Лингвистическая сказка.

  Жила когда-то гордая королева З в стране Грамматики. И были у нее прекрасные

 дочери: Низ-, Воз-, Вз-, Из-, Раз-, Чрез-. Были они звонки и дружили только со звонкими

 согласными. Но принцессы были до того любопытны, что отпросились у матери посмотреть соседнее

 королевство. Ранним утром, когда все спали, они  выбрались из замка. Путь предстоял нелегкий. Они

 шли и шли, но вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сестры обрадовались.

 Но в этом городе жили только глухие согласные. Когда они постучали в ворота, показалась

 глуховатая буква С и спросила: "Что вам угодно?" - "Мы пришли посмотреть, как вы живете", -

 ответили  звонкие принцессы. "Милости просим. Но вы войдете в наш город, когда расстанетесь с

 буквой "З" и поменяете ее на меня", - ехидно улыбнулась "С" и добавила: "Не забудьте, принцессы,  что приставки "раз-", "воз-","чрез-", "без-" быстро меняют "з" на "с"!" Принцессы согласились и сумели войти в город.

 - При каком условии им это удалось, ребята?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....

Урок русского языка. 5 класс. УМК В.В. Бабайцевой. Тема: «Фразеологизмы»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 1.       Подобрать слова синонимы к фразеологизмам: на краю света, намылить шею, пешком ходить под стол, зуб на зуб не попадает, зарубить на носу, ка...

«Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка (6 класс) система заданий к УМК В.В. Бабайцевой»

Русский язык традиционно считается одним из наиболее сложных учебных предметов. Большое количество правил, высокие требования к уровню умений и знаний, необходимость сдачи ЕГЭ по предмету – все это де...

Рабочий лист к уроку русского языка 6 класс . "Правописание приставок пре-/при-"

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания по теме: "Правописание приставок пре-/при-"...

конспект урока по теме "правописание приставок ( подготовка к ОГЭ по русскому языку с учетом индивидуальных особенностей учащихся) " 6 класс

Класс: 6Предмет: русский языкНазвание раздела: орфографияТема урока: правописание приставок ( подготовка к ОГЭ по русскому языку с учетом индивидуальных особенностей учащихся) . Форма урока: урок...

Урок русского языка 6 класс "Правописание приставок ПРЕ и ПРИ"

Разработка урока русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок ПРЕ и ПРИ" в форме игры, раскрытие тайн написания приставок....