Рабочая прграмма и КТП для 5 класса по русскому языку (Львов)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Рабочая прграмма рассчитана на 7 ч. в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_5_klass_lvov_pr_2_vida.docx | 97.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №36
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №____
от ________________2011 года
Председатель педсовета
_____________Н. Н. Давыдова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (2 вид)
По русскому языку
Ступень обучения основное общее образование (5 класс)
Количество часов 238 Уровень базовый
Учитель Белоусова Светлана Юрьевна
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы (автор-составитель С. И. Львова), М., Мнемозина, 2008г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы (автор-составитель С. И. Львова), М., Мнемозина, 2008г. Программа разработана в связи с тем, что количество часов в учебном плане (238ч) не совпадает с количеством часов в авторской программе (204ч).
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных и гимназических классов;
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
- по авторской программе курс 5 класса рассчитан на 6 часов в неделю, по учебному плану гимназии добавлен еще один дополнительный час. Дополнительные часы направлены на повторение и обобщение пройденного материала, на развитие речи учащихся, на более глубокое изучение сложных случаев орфографии и пунктуации. В программу также включен дополнительный материал, расширяющий её основное содержание.
В рабочей программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых с учётом психологических и возрастных особенностей пятиклассников.
В рабочей программе обозначено целеполагание предметного курса на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных целей.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса русского (родного) языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
В основу курса положен триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции. Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается в необычном предъявлении материала в рабочей программе. В ней предусмотрены не только описательно-классификационная характеристика системы языка, но и указание на особенности употребления в письменной и устной речи названных в программе языковых единиц.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися.
Рабочая программа построена с учётом принципа преемственности между начальной и средней школой.
Рабочая программа охватывает обширный материал, опираясь в основном на повторение ранее изученного материала. Материал подаётся в виде блоков, изучение каждого из которых начинается с повторения уже изученного материала, к которому добавляется новый. Особое внимание уделяется работе по развитию речи учащихся, работе с различными видами словарей. Работа с тестами различной направленности и сложности позволяет на ранней стадии начать подготовку к ЕГЭ.
Таблица тематического распределения часов
№ п/п | тема | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Лингвистика – наука о языке | 2 | 3 |
2 | Фонетика | 4 | 5 |
3 | Орфоэпия | 5 | 6 |
4 | Графика | 4 | 7 |
5 | Морфемика | 5 | 7 |
6 | Лексикология | 5 | 6 |
7 | Орфография | 15 | 15 |
8 | Морфология | 4 | 4 |
9 | Культура речи | 5 | 6 |
10 | Синтаксис и пунктуация | 30 | 33 |
Синтаксис как раздел лингвистики | 2 | ||
Словосочетание | 2 | ||
Предложение как основная единица синтаксиса | 12 | ||
Простое осложнённое предложение | 7 | ||
Пунктуация как раздел правописания | 10 | ||
11 | Текстоведение и развитие речи | 13 | 41 |
12 | Словообразование | 12 | 15 |
13 | Лексикология и фразеология | 15 | 19 |
14 | Имя существительное | 16 | 16 |
15 | Имя прилагательное | 14 | 14 |
16 | Глагол | 27 | 27 |
Глагол как часть речи | 1 | ||
Словообразование глаголов | 2 | ||
Грамматические признаки глаголов | 12 | ||
Правописание глаголов | 11 | ||
Синтаксическая роль глаголов | 1 | ||
17 | Повторение изученного | 12 | 12 |
Резервные часы | 13 | 2 | |
Всего | 204 | 238 |
Диктантов и проверочных работ – 15
Сочинений – 7
Изложений - 5
Содержание обучения
Лингвистика – наука о языке (3 ч)
Лингвистика как наука о языке и речи.
Основные разделы лингвистики, изучающиеся на уроках русского языка в 5-м классе.
Основные единицы языка и речи: звук (*фонема), слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст.
* Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского языка.
Введение в лингвистику
Вводный курс
Фонетика (5 ч)
Речь устная и письменная. Разделы лингвистики, изучающие устную речь (фонетика, орфоэпия). Основные требования к устной и письменной речи.
Фонетика как раздел лингвистики.
Звук – основная единица языка. *Понятие фонемы.
Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи.
Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификации: гласные (ударные/безударные), согласные (твёрдые/мягкие, глухие/звонкие). Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости.
*Сонорные согласные. Смыслоразличительная роль звука (*фонемы) в слове.
*Звукопись как выразительное средство устной речи.
*Особенность словесного ударения в русском языке: силовое, разноместное, подвижное. Словесное ударение и логическое ударение (смысловое выделение слова в речи).
Орфоэпия ( 6 ч)
Орфоэпия как раздел языкознания.
Особенности произношения безударных гласных, некоторых согласных звуков и их сочетаний (чт, чн, сш, зш, сч, зщ, зж, тс, дс и др.)
Связь культуры поведения человека и культуры речевого высказывания. Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции.* Оглушение и озвончение парных согласных звуков.
Произношение мягкого или твёрдого согласного перед [э] в иноязычных словах.
Правильное произношение некоторых групп согласных. *Допустимые варианты произношения и ударения.
Орфоэпический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи.
Графика (7 ч)
Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация.
*Письмо и каллиграфия.
Графика как раздел лингвистики, устанавливающий соотношение между буквами алфавита и звуками.
*Элементарные сведения из истории происхождения письменности и русского алфавита.
Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю,я.
Рол букв ь и ъ в обозначении звукового состава словоформы.
Морфемика (7 ч)
Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема – значимая часть слова. Отличия морфемы от звука (буквы) слога.
Словарь значения морфем: его предназначение, строение, содержание словарной статьи.
Корень, приставка, суффикс и окончание – морфемы, передающие информацию о сове: его лексическом значении, грамматических свойствах, стилистической принадлежности.
*Морфемы словообразующие и формообразующие.
Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство.
Морфемная модель как схема морфемного построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении, строении и грамматических признаках:
-еньк- , -чик-, пере- и т.д.,
чередование гласных и согласных в морфемах; типы чередований:
а//о, е//и; беглые гласные//нуль звука; неполногласные сочетания//полногласные сочетания (оро//ра, оло//ла, ере//ре); различные чередования согласных (к//ч//ц, г//ж/з и др.)
*Варианты морфем.
*Исторические изменения в структуре слова.
Понятие об этимологии.
Этимологический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи.
Лексикология (6 ч)
Лексикология как раздел лингвистики. Слово – единица языка и речи. Лексическое значение слова.
Основные способы объяснения лексического значения: краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, подбор ближайшего однокоренного слова (словообразовательное толкование: ущелье – щель между горами); наглядное изображение предмета, обозначаемого словом (рисунок, фотография).
Толковый словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи.
Словари синонимов и антонимов: их назначение, структура, содержание словарных статей.
*Слова нейтральные и стилистически окрашенные (разговорные, книжные).
Тематические группы слов.
Слова, обозначающие родовые и видовые понятия.
Орфография (15ч)
Орфография как раздел правописания.
Орфография как система правил правописания.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них:
1) правописание морфем («пиши морфему одинаково»);
2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов – слитно, реже – через дефис»);
3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, со строчной – нарицательные»);
4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Орфограмма.
Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных и согласных звуков.
*Понятие об омофонах и особенностях их значения, произношения и написания.
Виды орфограмм в окончании. Грамматический анализ слова как основа выбора правильного написания окончания имён существительных и глаголов.
Употребление ь и ъ на письме: ь для обозначения мягкости согласных; ь после шипящих; -тся и –ться в глаголах; разделительные ь и ъ.
Слитные, дефисные и раздельные написания слов.
Морфология (4ч)
Морфология как раздел грамматики.
Самостоятельные и служебные части речи.
Типичные суффиксы и окончания разных частей речи (имен существительных, прилагательных, глаголов).
Слова изменяемые (образуют формы) и неизменяемые (не образуют форм).
Образование форм слова с помощью окончания.
Нулевое окончание и его значение в некоторых формах имён существительных (1-е скл. – рощ; 2-е скл. – плющ; 3-е скл. – тень) и глаголов прошедшего времени (перечит- а -л).
Культура речи (6 ч)
Культура речи как раздел лингвистики, устанавливающий правила (нормы) пользования языком в речевом общении. Связь культуры поведения человека и культуры речевого высказывания.
Норма как правильное употребление в речи языковых единиц. Нормы, связанные с различными областями языка: нормы орфоэпические, грамматические, лексические. Нормы построения текста. Место орфографических и пунктуационных норм в системе культуры речи.
Речевой этикет как правила речевого поведения. Понятие речевой ситуации. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
*Словари грамматических трудностей русского языка.
Синтаксис и пунктуация (33 ч)
Синтаксис как раздел лингвистики. Основные единицы синтаксиса (предложение и словосочетание) и их признаки.
Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Виды словосочетаний: именные и глагольные. Типичные модели словосочетаний.
Предложение как основная единица синтаксиса. Интонация предложения. *Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика (повышение/понижение голоса), темп, тон речи.
*Элементарный интонационный анализ предложения.
Выделение грамматической основы в простых и сложных предложениях. Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ.
*Постановка тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство). Виды дополнений. Виды определений. Виды обстоятельств.
Словарь эпитетов: его назначение, структура, содержание словарной статьи.
Различение видов предложений на основе их смыслового и грамматико-интонационного анализа.
Предложение, его виды по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), по эмоциональной окраске (восклица-
тельные и невосклицательные) по наличию и отсутствию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные), по количеству грамматических основ (простые и сложные). Выделение грамматической
основы в простых и сложных предложениях.
Составление схем предложений, осложненных однородными членами, обращениями, вводными словами, сравнительными оборотами (простые
случаи).
Простое осложненное предложение. Синтаксические конструкции, которые осложняют простое предложение: однородные члены предложения, обращения, вводные слова, сравнительные обороты.
Предложения с прямой речью. Пунктуация как раздел правописания.
Анализ и конструирование предложений с прямой речью.
Синтаксический разбор предложения.
Связь пунктуации и синтаксиса. Основные группы пунктуационных правил:
1) знаки препинания в конце предложения;
2)знаки препинания внутри простого предложения;
3)знаки препинания между частями сложного предложения;
4) знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Осмысление роли пунктуации в письменном общении.
Простые случаи постановки знаков препинания в конце
предложения, внутри простого предложения, между частями сложного предложения и в предложениях с прямой речью.
Постановка запятой перед союзом и в простом и сложном предложениях.
Интонационно правильное произношение предложения с однородными членами, обращениями, вводными словами.
*Обобщающее слово при однородных членах предложения.
Постановка знаков препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом.
Текстоведение (43 ч)
Текстоведение как раздел лингвистики. Текст и его признаки: единство темы, наличие основной мысли, относительная законченность, определенный порядок следования предложений, их смысловая и грамматическая связь.
Тема и основная мысль текста. Заголовок, отражение в нем основной мысли связного речевого высказывания. Строение текста и развитие основной мысли.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Употребление языковых средств в текстах разных типов.
Строение текста-повествования. Способы развития основной мысли, передачи последовательности действий в тексте-повествовании.
Строение текста-описания. Использование прилагательных, словосочетаний со значением качественного признака, сравнительных оборотов с союзами как, как будто, точно и других языковых средств
в художественном описании.
*Создание текста — делового повествования (инструкции).
Научное и художественное описание. Виды описаний: описание предмета (что — какое?), описание места (что — где?), описание состояния человека, природы (что — как?) и др. Особенности строения каждого
вида описания.
Строение текста-рассуждения и способы развития основной мысли (тезиса): цепь умозаключений, вытекающих одно из другого. Использование специальных слов (в том числе вводных, союзов что, так как, наречий поэтому, потому) для связи частей текста-рассуждения.
Создание устных и письменных текстов-рассуждений на морально-этические, лингвистические темы.
*Микротема. Абзац; *строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка.
План текста. План простой и сложный. *Тезисный план.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ
Систематический курс
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (15 ч)
Словообразование как раздел лингвистики. Взаимосвязь морфемики и словообразования. Словообразующие морфемы (приставка, суффикс).
Основные способы словообразования: приставочный, суффиксальный, сложение с соединительной и без соединительной гласной. Работа со словарем значения морфем.
Определение основных способов словообразования.
Выделение исходной части слова (исходного слова) и словообразующей морфемы в процессе словообразовательного анализа слова.
Правописание неизменяемых на письме приставок (на-, с-, до-, пере- и т.п.) и приставок на -з/с.
Правописание соединительных гласных о и е в сложных словах.
Распознавание употребительных корней с чередованиями.
Правописание наиболее распространённых слов с корнями –кас-//-кос-,
-лаг-//-лож-, -раст-//ращ-//-рос-; с ударными о-ё после шипящих в корне.
Словообразовательный словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи.
*Словообразовательная пара
*Словообразовательная цепочка.
Типичные способы словообразования имен существительных, прилагательных и глаголов.
Наблюдение за использованием слов с суффиксами оценки в художественной речи.
Словообразование как основной путь пополнения словарного состава родного языка.
*Неологизмы и их образование на основе словообразовательных образцов.
*Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах.
Лексикология и фразеология (19ч)
Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи.
Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов: слова однозначные и многозначные; употреблённые в прямом или переносном значении.
*Тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.).
*Наблюдение за употреблением слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте.
Характеристика лексики русского языка с точки зрения семантической группировки слов: слова-синонимы, слова-антонимы, слова-омонимы.
*Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.
*Смысловые и стилистические различия синонимов.
*Разные виды омонимов: лексические омонимы (*омофоны), фонетические омонимы (*омографы), грамматические омонимы (*омоформы).
Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения происхождения слов: исконно русская лексика и заимствованные слова.
*Представление о фонетических особенностях иноязычных слов: наличие [ф], начального [а] или [э], счетанийке, х, ге, пю, кю, рю, бю и др.
Правописание букв ы и и после ц.
Особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро//ра, оло//ла, ере//ре, ело//ле)
Лексическая система русского языка с точки зрения употребления слов разными группами людей (общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления: диалектизмы, профессионализмы, *жаргонизмы).
*Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки.
Использование терминов в текстах научного стиля.
Устаревшие слова и *неологизмы. *Некоторыесведения о происхождении устаревших слов, их исторических родственных связях с другими словами.
Наблюдение за использованием лексических средств языка в художественных текстах.
Использование слов в разных стилях речи (разговорные, книжные, нейтральные слова).
Фразеология как раздел лингвистики.
Фразеологизмы, из языковые особенности. Фразеологическое богатство русского языка.
Морфология
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (16 ч)
Грамматика и её основные разделы: морфология и синтаксис.
*Лексическое и грамматическое значения (значение рода, лица, времени и др.).
Принципы классификации частей речи:
- Общее грамматическое значение;
- морфологические признаки (постоянные и непостоянные);
- Синтаксическая роль.
Особенности употребления частей речи и их правописание.
Имя существительное как часть речи:
- Общее (грамматическое значение);
- морфологические признаки (постоянные и непостоянные);
- синтаксическая роль.
Словообразование имен существительных.
*Некоторые словообразовательные группы существительных со значением: лица мужского пола (преподаватель, шутник, обманщик, лжец), лица женского пола(свидетельница, мастерица, принцесса, беглянка), ребёнка или детёныша животного (малыш, волчонок), предмета, орудия действия (экспонат, цедилка), места, помещения (хранилище, цветник, колокольня), процесса, действия, состояния (мигание, посещение, косьба, хлопок), признака (свежесть, богатство, доброта, голубизна), собирательности (березник, учительство, листва), единичности (виноградина, дождинка) и др.
Приставочный и суффиксальный способы образования имён существительных.
Образование имён существительных при помощи приставки не-. Слитное и раздельное написание не с именами существительными.
Правописание суффиксок–ек-, -ик-; -чик-, -щик-.
*Наблюдение за использованием приёма олицетворения в художественных текстах.
*Грамматические различия одушевлённых и неодушевлённых существительных.
Некоторые суффиксы, образующие одушевлённые существительные (бабуля, театрал, повариха, тигрята, москвич, велосипедист и др.), неодушевлённые существительные (болезнь, организация, чертёж, тяжесть и др.).
Имена существительные собственные и нарицательные (обобщение изученного).
Употребление прописной буквы при написании собственных имён существительных, правильная запись адреса на почтовых отправлениях.
Некоторые суффиксы, образующие собственные имена – отчества (Ильич, Петрович, Ивановна, Никитична и др.).
*Сведения из истории русских отчеств, фамилий.
Склонение имен существительных (на основе изученного ранее).
Существительные разносклоняемые и несклоняемые.
Правописание безударных окончаний –е и –и имён существительных (обобщение изученного). Различие окончаний –е и –и существительных на –ия, -ие, -ий.
Правильное произношение отчеств и несклоняемых существительных, употребление разносклоняемых существительных в русском литературном языке.
Род имен существительных (повторение изученного).
Определение рода и типа склонения по суффиксу и окончанию существителного: 1-е скл.: -от(а), -ух(а), -аци(я), -лк(а) и др.; 2-е скл.: -ыш, -ист, -ёнок, -ач, -ени(е), -ец; 3-е скл.: -ость, -знь и т.п.
* Существительные общего рода. Род несклоняемых существительных.
Число имен существительных (обобщение изученного).
Существительные, имеющие только форму единственного или множественного числа.
Морфологический разбор имени существительного.
Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении.
Культура речи. Правильное употребление имён существительных.
Употребление имён существительных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.
Употребление в речи трудных падежных форм (чулок – носков, яблок – мандаринов, туфли – туфель и т.п.), форм косвенных падежей существительных на –мя, несклоняемых существительных.
Согласование прилагательных и глаголов в форме прошедшего времени с существительными, род которых может быть определён неверно (туфля –ж.р., рояль – м.р. и т.п.)
Правильное употребление в речи существительных, имеющих только форму единственного или только форму множественного числа (молодёжь, ворота, досуг и др.)
Распознавание, построение и уместное использование в речи словосочетаний типа гл. + сущ.; сущ. + сущ.; прил. + сущ.
Имя прилагательное (14 ч)
Имя прилагательное как часть речи:
- общее (грамматическое) значение;
- морфологические признаки (постоянные, непостоянные);
- синтаксическая роль.
Роль имен прилагательных в речевом высказывании.
Употребление прилагательных в художественном тексте в качестве эпитетов.
Распознавание прилагательных, употреблённых в прямом или переносном значении, установление их разряда (золотое кольцо – золотое сердце).
Словообразование имён прилагательных.
Приставочный и суффиксальный способы образования имён прилагательных.
Разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия.
Определение разряда имён прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.
Типичные суффиксы прилагательных разных разрядов: ледяной, вчерашний, летний, городской, электрический, сливовый, московский, соломенный и др. – у относительных прилагательных; братов, лисий, материн – у притяжательных прилагательных; горьковатый, большущий, новенький, терпеливый, правдивый, ветвистый, низкий, плачевный, разговорчивый и др. – у качественных прилагательных.
Степени сравнения имён прилагательных. Образование сравнительной и превосходной степеней.
Правильное образование, произношение, написание и употребление имён прилагательных в сравнительной и превосходной степенях.
Краткие и полные прилагательные; особенности их значения, изменения.
Употребление в речи кратких и полных прилагательных.
Склонение полных прилагательных (обобщение изученного).
Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.
Особенности склонения притяжательных прилагательных.
Правописание падежных окончаний притяжательных прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Синтаксическая роль имён прилагательных (полных и кратких) в предложении.
Определение синтаксической роли имени прилагательного в словосочетании и предложении.
Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных.
Употребление имён прилагательных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими гормами.
Соблюдение правильного ударения в кратких прилагательных и в формах сравнительной степени.
Распознавание и правильное употребление именных словосочетаний типа прил. + сущ.; прил. + сущ.
Глагол (27 ч)
Глагол как часть речи:
- общее (грамматическое) значение;
- морфологические признаки (постоянные и непостоянные);
- синтаксическая роль.
- Инфинитив, его грамматические особенности.
- Словообразование глаголов.
Приставочный способ образования глаголов в русском языке. Роль приставки в изменении лексического значения глагола.
Различение однокоренных глаголов, образованных приставочным способом, и точное употребление их в речи (налить, перелить, влить, вылить, залить, подлить, отлить и т.п.).
*Знакомство с некоторыми группами словообразовательных значений глаголов: начало действия (запеть), конец действия (отпеть), повторное действие (переписать), дополнительное действие (доплатить), приближение, присоединение (приехать, приклеить), удаление (отойти,увезти), направленность в пространстве – внутрь (вползти), наружу (выползти), вниз (слететь), вверх (взлететь), вокруг (обежать) и др.
Вид глагола, видовая пара.
Роль приставки в образовании глаголов совершенного вида (вылечить, подмести, разбудить, очистить).
Использование суффиксов –ива-(-ыва-) и –ова-(-ева-) для образования глаголов несовершенного вида.
Правописание суффиксов –ива- (-ыва-) и –ова-(-ева-).
Переходные и непереходные глаголы.
Возвратные и невозвратные глаголы.
Спряжение глаголов.
Правописание безударных личных окончаний глагола; -тся и –ться в глагольных формах.
Изменение глагола по наклонениям (условное, повелительное, изъявительное).
Условное наклонение: значение, образование (формообразующий суффикс –л- и частица бы), изменение по числам и родам.
Повелительное наклонение: значение, образование и изменение.
Правописание ь в глаголах повелительного наклонения.
Уместное использование в речи интонационных и лексических средств передачи разных оттенков побуждения к действию (призыв, приказ, совет, просьба).
Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. Употребление глаголов несовершенного вида в форме трёх времен (настоящее, будущее сложное, пошедшее). Употребление глагоов совершенного вида в форме двух времен (будущее простое и прошедшее). Изменение глагола прошедшего времени по родам и числам. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам.
*Наблюдение за употреблением формы 2-го лица единственного числа с обобщенным значением в художественной речи; *наблюдение за употреблением форм настоящего и будущего времени вместо прошедшего в художественном повествовании.
*Анализ примеров употребления инфинитива в значении разных наклонений; стилистическая характеристика этих конструкций.
*Безличные глаголы.
Чередование гласных и согласных в корнях при образовании слов и форм.
Корни с чередованием и//е и их написание (-бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -мир-//-мер- и др.)
Раздельное и слитное написание не с глаголами (обобщение).
Синтаксическая роль глагола в словосочетании и предложении.
Культура речи. Правильное употребление глаголов.
Употребление глаголов в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами.
Правильное образование и уместное использование в речи глагольных словосочетаний типа:
гл. + сущ.; гл. + нареч.
Повторение изученного (12ч)
Повторение по теме «Имя существительное». Повторение по теме «Имя прилагательное». Повторение по теме «Глагол». Правописание корней с чередующимися гласными. Правописание падежных окончаний существительных. Правописание безударных личных окончаний глагола. Правописание НЕ с различными частями речи. Правописание безударных гласных в корне слова. Пунктуация простого предложения. Пунктуация сложного предложения
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Речевая деятельность.
Аудирование.
- Понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух.
- Выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение. Владеть техникой чтения:
- Выделять в тексте главную и второстепенную информацию.
- Разбивать текст на смысловые части и составлять простой план.
- Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.
- Используя просмотровое чтение, определять, какая информация текста учебника является новой.
- Использовать ознакомительное и изучающее виды чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
- Прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника.
- Пользоваться справочным аппаратом учебника, ориентироваться в структуре параграфа.
- Извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов.
- Правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Говорение.
- Доказательно отвечать на вопросы учителя
- Подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи.
- Создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль.
- Выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо.
- Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи.
- Создавать письменные высказывания разных типов речи.
- Составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма.
- Раскрыть тему и основную мысль высказывания.
- Делить текст на абзацы.
- Писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного.
- Пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста.
- Выражать своё отношение к предмету речи.
Текстоведение.
- Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи.
- Находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение.
- Подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста.
- Делить текст на абзацы.
- Использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.)
- Исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
Фонетика и орфоэпия.
- Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику.
- Различать ударные и безударные слоги.
- Не смешивать звуки и буквы.
- Использовать элементы упрощённой транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова.
- Находить в художественном тексте явление звукописи.
- Правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи.
- Работать с орфоэпическим словарём.
Графика.
- Правильно произносить названия букв русского алфавита.
- Свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями.
- Проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование.
- Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры).
- Подбирать однокоренные слова с учётом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами.
- Пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов.
- Объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Лексикология и фразеология.
- Объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов).
- Пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова.
- Распределять слова на тематические группы.
- Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.
- Различать прямое и переносное значение слов.
- Находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении.
- Владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета.
- Толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.
Морфология.
- Различать части речи (простые случаи)
- Правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных и глаголов.
- Знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т.п.
- Правильно, уместно и выразительно употреблять сова изученных частей речи.
Орфография.
- Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм.
- Владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии.
- Устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения.
- Самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Синтаксис и пунктуация.
- Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово.
- Составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме.
- Выделять основу предложения с двумя главными членами.
- Конструировать предложения по заданным типам грамматических основ.
- Характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ.
- Составлять простые и сложные предложения изученных видов.
- Соблюдать верную интонацию конца предложений.
- Опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращением, вводными словами.
- Находить предложения с прямой речью.
- Анализировать и конструировать предложения с прямой речью.
- Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.
- Устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения.
- Самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Для учащихся
- Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.
- Будагов Р. А. Портреты языковедов XIX—XX вв. Из истории лингвистических учений. — М.; Л., 1988.
- Быкова Г. В. Блистательные лингвисты России. — Благовещенск, 2004.
- Вартанъян Э. А. Путешествие в слово. — М., 1987.
- Вартаньян Э. А. Из жизни слов. — М., 1960.
- Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. — М., 1981.
- Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание (Фонетика. Имя существительное). — М.; Л., 1966.
- Голуб И. Б., Розенталъ Д. Э. Занимательная стилистика. — М., 1989.
- Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1984.
- Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994.
Школьные словари русского языка
- Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).
- Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
- Быстрова Е. А., Окунева А. П., Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.
- Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.
- Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
- Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.
- Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
- Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
- Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004.
- Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — М., 1981.
- Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд., испр. — М., 1998.
Для учителя
- Антонова Е. С. Тайны текста. — М., 2001.
- Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.
- Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. — М., 1976.
- Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред.
Е. А. Быстровой. — М., 2004.
- Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.
- Глебова Е. Ф. Методические проблемы усиления речевой
направленности синтаксиса в школе. — Горький, 1986. - Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / В. И. Капинос и др. — М., 2002, 2003—2004, 2004—2005.
- Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.
- Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
- Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 классы. — 2-е изд. —М., 1994.
- Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Изложения:
тексты с лингвистическим анализом. — М., 1994. - Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. —Ростов-на-Дону, 2005.
- Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5—9 классы. — М., 1989.
- Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.
Протокол заседания МО учителей русского языка и литературы от «___» августа 2011г. № 1 Руководитель МО _______Ромашкова Н. А. | Согласовано Зам. директора по УМР ____________ Маслова Л. В. «____» августа 2011г. |
Согласовано
заместитель директора по УМР
____________ Маслова Л. В.
«____» августа 2011г.
Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №36
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку
Класс 5 «В»
Учитель Белоусова Светлана Юрьевна
Количество часов: всего 238 часов; в неделю 7 часов
Планирование составлено на основе рабочей программы 2 вида, Белоусовой С. Ю., утверждённой решением педсовета, протокол № 1 от «_____» августа 2011г.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | № п/п | темы | Дата по планиров. | Фактическая дата | Оборудование урока |
Лингвистика - наука о языке (3 ч) | |||||
1 | 1 | Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики. | «К и М» урок 1 | ||
2 | 2 | Основные единицы языка и речи. Кубан. Языковые семьи и группы на Кубани. | |||
3 | 3 | Культура речи как раздел лингвистики. Кубан. Синонимия литературных и диалектных форм. | |||
4 | 4 | Что такое речь. Условия речевого общения. Речь диалогическая и монологическая. | Таблица | ||
Введение в лингвистику | |||||
Фонетика (5 ч + 2ч р/р) | |||||
5 | 11 | Речь устная и письменная. Разделы лингвистики, изучающие устную речь (фонетика, орфоэпия). | «К и М» урок 2 | ||
6 | 2 | Фонетика как раздел лингвистики. Кубан. Особенности говоров на Кубани. | |||
7 | 3 | Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи. Кубан. Кубанские фонетические диалектизмы. | «К и М» урок 2 | ||
8 | 4 | Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификации. Кубан. Фонетические особенности говоров Кубани. | Таблица | ||
9 | 5 | Р/Р Сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна – лебедь». Обучение написанию сочинения. | Картина | ||
10 | 6 | Р/Р Сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна – лебедь». | |||
11 | 7 | Звукопись как выразительное средство устной речи. Использование звукописи в художественной речи. | |||
Орфоэпия (6 ч) | |||||
12 | 1 | Орфоэпия как раздел языкознания. Кубан. Особенности произношения отдельных гласных звуков. | |||
13 | 2 | Стилистика как раздел языкознания. Понятие стилистически значимой «речевой ситуации». Функциональные стили речи. | |||
14 | 3 | Особенности произношения безударных гласных. Кубан. Влияние диалектного произношения на правописание. | |||
15 | 4 | Особенности произношения некоторых согласных звуков. Кубан. Особенности произношения звуков Г, Р на Кубани. | «К и М» урок 3 | ||
16 | 5 | Изменения звуков в речевом потоке. Оглушение и озвончение парных согласных звуков. Кубан. Особенности произношения (аканье, иканье). | |||
17 | 6 | Разговорная и книжная речь. Характеристика разговорного стиля | |||
18 | 7 | Связь культуры поведения человека и культуры речевого высказывания. Кубан. Влияние диалектных условий на культуру речи. | |||
19 | 8 | Орфоэпический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Кубан. Слова с нелитературным произношением на Кубани. | Словарь | ||
20 | 9 | Тема и основная мысль текста. Строение текста и развитие основной мысли. | |||
21 | 10 | Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте. | |||
Графика (7 ч +1ч р/р) | |||||
22 | 1 | Разделы лингвистики, изучающие письменную речь. Кубан. Влияние диалектного произношения на правописание. | |||
23 | 2 | Графика как раздел лингвистики, устанавливающий соотношение между буквами алфавита и звуками. | «К и М» урок 4 | ||
24 | 3 | План текста. План простой и сложный. Абзац, его строение. | |||
25 | 4 | Использование алфавита в практической деятельности. | |||
26 | 5 | История происхождения письменности и русского алфавита. | |||
27 | 6 | Обозначение звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я. | «К и М» урок 4 | ||
28 | 7 | Роль букв ъ и ь в обозначении звукового состава словоформы. | «К и М» урок 4 | ||
29 | 8 | Характеристика художественного стиля речи. | |||
30 | 9 | Р/Р Сочинение «Памятный день летних каникул». | |||
31 | 10 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальной школе». | |||
Понятие о тексте (3 ч) | |||||
32 | 1 | Р/Р. Текстоведение как раздел лингвистики. Текст и его признаки. | |||
33 | 2 | Р/Р. Тема и основная мысль текста. Последовательность и грамматическая связь предложений в тексте. | |||
34 | 3 | Р/Р. Типы речи. Повествование. Мини-изложение. | |||
Морфемика ( 7 ч) | |||||
35 | 1 | Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. | «К и М» урок 5 | ||
36 | 2 | Морфемы словообразующие и формообразующие. | |||
37 | 3 | Корень, приставка, суффикс и окончание – морфемы, передающие информацию о слове. | «К и М» урок 5 | ||
38 | 4 | Смысловое и структурное сходство однокоренных слов. Кубан. Ошибки в употреблении суффиксов. | |||
39 | 5 | Морфемная модель как схема морфемного построения слов определённой части речи. | «К и М» урок 5 | ||
40 | 6 | Чередование гласных и согласных в морфемах. | |||
41 | 7 | Норма как правильное употребление в речи языковых единиц. | |||
42 | 8 | Исторические изменения в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. | |||
43 | 9 | Типы речи: повествование, описание, рассуждение. | |||
44 | 10 | Анализ текстов различных функционально-смысловых типов (тема, основная мысль, сфера, ситуация и условия общения). Способы развития темы в тексте. | |||
Лексикология (6 ч ) | |||||
45 | 1 | Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. | «К и М» урок 6 | ||
46 | 2 | Основные способы объяснения лексического значения. Объяснение значения путём толкования. | |||
47 | 3 | Объяснение лексического значения слова путём подбора синонимов и антонимов. Кубан. Диалектные синонимы и варианты слов в местных говорах. | «К и М» урок 6 | ||
48 | 4 | Толкование лексического значения слова путём подбора однокоренных слов. | |||
49 | 5 | Строение текста-описания. Виды описаний. | |||
50 | 6 | Способы развития темы в тексте типа описание предмета. | |||
51 | 7 | Слова нейтральные и стилистически окрашенные. Уместное использование слов-синонимов с учетом их стилистической окрашенности. | |||
52 | 8 | Словари синонимов и антонимов. | Словари | ||
Орфография ( 15 ч + 2ч р/р) | |||||
53 | 1 | Орфография как система правил правописания. Разделы русской орфографии. | |||
54 | 2 | Орфограмма. Правописание И, У, А после шипящих. Правописание сочетаний ЧН, ЧК, НЧ, НЩ, РЩ. | |||
55 | 3 | Виды орфограмм в корне слова, связанные с обозначением безударных гласных. | «К и М» Урок11 | ||
56 | 4 | Виды орфограмм в корне слова, связанные с обозначением согласных в корнях слов. | «К и М» Урок11 | ||
57 | 5 | Р/Р Изложение текста художественного стиля «Орёл и кошка» | |||
58 | 6 | Научное и художественное описание. Способы развития темы в тексте типа описание предмета. | |||
59 | 7 | Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением согласных в корнях слов. Подготовка к контрольному диктанту. | «К и М» урок 11 | ||
60 | 8 | Контрольный диктант № 2 по теме «Правописание корней». | |||
61 | 9 | Анализ контрольного диктанта. Понятие об омофонах и особенностях их значения, произношения и написания. | |||
62 | 10 | Виды орфограмм в окончании. Правописание падежных окончаний существительных. Кубан. Диалектные особенности в употреблении падежных форм существительных. | «К и М» Урок 14 | ||
63 | 11 | Виды орфограмм в окончании. Правописание личных окончаний глаголов. | «К и М» Урок 17 | ||
64 | 12 | Виды орфограмм в окончании. Правописание личных окончаний глаголов. | «К и М» Урок 17 | ||
65 | 13 | Употребление ь для обозначения мягкости согласных и после шипящих. | |||
66 | 14 | Правописание -тся и -ться в глаголах. | |||
67 | 15 | Употребление разделительных Ъ и Ь. Контрольный словарный диктант (упр. 219, 266). | |||
68 | 16 | Слитные, дефисные и раздельные написания. | |||
69 | 17 | Композиционно-жанровое разнообразие текстов типа речи описание. | |||
70 | 18 | Повторение и обобщение по разделу «Орфография». | |||
71 | 19 | Контрольный диктант №3 по теме «Орфография». | |||
Морфология (4 ч) | |||||
72 | 1 | Анализ письменных работ. Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи. Кубан. Морфологические диалектизмы. | Электронный учебник | ||
73 | 2 | Типичные суффиксы и окончания имён существительных, прилагательных и глаголов. | Электронный учебник | ||
74 | 3 | Композиционно-жанровое разнообразие текстов типа речи описание. | Электронный учебник | ||
75 | 4 | Слова изменяемые и неизменяемые. | |||
76 | 5 | Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание. | |||
Культура речи (6 ч) | |||||
77 | 1 | Культура речи как раздел лингвистики. Кубан. Синонимия литературных и диалектных слов. | |||
78 | 2 | Норма как правильное употребление в речи языковых единиц. Словари грамматических трудностей русского языка. | |||
79 | 3 | Место орфографических и пунктуационных норм в системе культуры речи. Кубан. Слова с нелитературным ударением. | |||
80 | 4 | Речевой этикет как правила речевого поведения. Понятие речевой ситуации. Кубан. Местные слова в устной речи. | |||
81 | 5 | Повторение изученного по темам «Морфемика, лексикология, орфография, морфология, культура речи». Словарный диктант (упр. 300, 320). | |||
82 | 6 | Словари грамматических трудностей русского языка. | |||
Синтаксис и пунктуация (33 ч + 4 ч р/р) | |||||
83 | 1 | Синтаксис как раздел лингвистики. Кубан. Ошибки в согласовании в речи учащихся. | электронный учебник | ||
84 | 2 | Основные единицы синтаксиса и их признаки. | электронный учебник | ||
85 | 3 | Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. | электронный учебник | ||
86 | 4 | Р/Р. Подготовка к сочинению по картине И. И. Фирсова «Юный живописец». | электронный учебник | ||
87 | 5 | Виды словосочетаний. Типичные модели. Кубан. Ошибки в управлении и в речи учащихся. | электронный учебник | ||
88 | 6 | Предложение как основная единица синтаксиса. Интонация предложения | электронный учебник | ||
89 | 7 | Основные элементы интонации. | |||
90 | 8 | Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ. | |||
91 | 9 | Р/Р Описание местности. Сочинение по картине Поленова «Московский дворик». | картина | ||
92 | 10 | Второстепенные члены предложения. Определение. Виды определений. | электронный учебник | ||
93 | 11 | Дополнение. Виды дополнений. | |||
94 | 12 | Обстоятельство. Виды обстоятельств. | |||
95 | 13 | Р/Р Сжатое изложение-миниатюра (упр. 386) | |||
96 | 14 | Виды предложений по цели высказывания. | |||
97 | 15 | Виды предложений по эмоциональной окраске. | |||
98 | 16 | Виды предложений по наличию второстепенных членов. | |||
99 | 17 | Виды предложений по количеству грамматических основ. | |||
100 | 18 | Строение текста-рассуждения. | |||
101 | 19 | Анализ структуры и языковых особенностей текстов типа речи рассуждение. | |||
102 | 20 | Р/р сочинению-рассуждению «Какой должна быть школьная перемена и почему?» | |||
103 | 21 | Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. | |||
104 | 22 | Обобщающее слово при однородных членах. | |||
105 | 23 | Предложения с обращениями. | |||
106 | 24 | Предложения с вводными словами. | |||
107 | 25 | Анализ структуры и языковых особенностей текстов типа речи рассуждение. | |||
108 | 26 | Предложения со сравнительными оборотами. | |||
109 | 27 | Предложения с прямой речью. | |||
110 | 28 | Контрольная работа по разделу «Синтаксис» | |||
111 | 29 | Пунктуация как раздел правописания. Связь пунктуации и синтаксиса. | |||
112 | 30 | Знаки препинания в конце предложения. | |||
113 | 31 | Знаки препинания внутри простого предложения. | |||
114 | 32 | Знаки препинания между частями сложного предложения. Словарный диктант (упр. 476, 573). Кубан. Особенности построения сложных предложений. | |||
115 | 33 | Пунктуация перед союзом И в простом и сложном предложении. | Электронный учебник | ||
116 | 34 | Пунктуация перед союзом И в простом и сложном предложении. | Электронный учебник | ||
117 | 35 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Электронный учебник | ||
118 | 36 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». | Электронный учебник | ||
119 | 37 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». | |||
120 | 38 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | |||
121 | 39 | Использование на уроках русского языка текстов типа речи рассуждение. | |||
122 | 40 | Место орфографических и пунктуационных норм в системе культуры речи. Кубан. Влияние диалектных условий на культуру речи. | |||
123 | 41 | Контрольный диктант № 4 по разделу «Синтаксис и пунктуация». | |||
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (15 ч + 1ч р/р) | |||||
124 | 1 | Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы образования слов в русском языке. | электронный учебник | ||
125 | 2 | Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. | электронный учебник | ||
126 | 3 | Правописание букв О-А в корнях с чередованием. | электронный учебник | ||
127 | 4 | Корни с чередованием, написание гласных в которых зависит от ударения. | электронный учебник | ||
128 | 5 | Корни с чередованием, написание гласных в которых зависит от лексического значения слова. | электронный учебник | ||
129 | 6 | Корни с чередованием, написание гласных в которых зависит от конечной согласной. | электронный учебник | ||
130 | 7 | Закрепление изученного о корнях с чередованием. | электронный учебник | ||
131 | 8 | Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов. | электронный учебник | ||
132 | 9 | Р/Р Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» | |||
133 | 10 | Строение текста-повествования. | |||
134 | 11 | Словообразование имён существительных. | |||
135 | 12 | Словообразование имён прилагательных. | |||
136 | 13 | Словообразование глаголов. Кубан. Словообразовательные диалектизмы и культура речи учащихся. | |||
137 | 14 | Правописание приставок. | |||
138 | 15 | Способы развития темы в тексте типа речи повествование. | |||
139 | 16 | Образование слова и его морфемное строение. | |||
140 | 17 | Словообразовательный словарь: его назначение, структура | |||
141 | 18 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование». | |||
Лексикология и фразеология (19 ч + 1 ч р/р) | |||||
142 | 1 | Лексика как словарный состав языка. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. | |||
143 | 2 | Слова однозначные и многозначные. | КиМ Урок 23 | ||
144 | 3 | Прямое и переносное значение слова. | КиМ Урок 23 | ||
145 | 4 | Тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении. Метафора. | |||
146 | 5 | Тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении. Олицетворение. | |||
147 | 6 | Тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении. Эпитет. | |||
148 | 7 | Характеристика лексики русского языка с точки зрения семантической группировки слов. | |||
149 | 8 | Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов. | |||
150 | 9 | Антонимы. | |||
151 | 10 | Омонимы. Разные виды омонимов. Омографы, омофоны, омоформы. | |||
152 | 11 | Исконно русские и заимствованные слова. | |||
153 | 12 | Способы развития темы в тексте типа речи повествование. | |||
154 | 13 | Написание букв И-Ы после Ц. | |||
155 | 14 | Лексическая система с точки зрения употребления слов разными группами людей. Кубан. Лексика профессий, распространённых на Кубани. | |||
156 | 15 | Устаревшие слова и неологизмы. | |||
157 | 16 | Использование слов в разных стилях речи. | |||
158 | 17 | Структура текста типа речи повествование. | |||
159 | 18 | РР Контрольное изложение типа речи, повествование «Трус» | |||
160 | 19 | Речевой этикет как правила речевого поведения. | |||
161 | 20 | Фразеология как раздел лингвистики. Кубан. Диалектная фразеология Кубани. | электронный учебник | ||
162 | 21 | Повторение и обобщение по разделу «Лексикология и фразеология». | |||
163 | 22 | Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология». | |||
Морфология Имя существительное (16 ч) | |||||
164 | 1 | Морфология как раздел лингвистики. Принципы классификации частей речи. | электронный учебник | ||
165 | 2 | Имя существительное как часть речи. | электронный учебник | ||
166 | 3 | Словообразование имён существительных. | электронный учебник | ||
167 | 4 | Правописание суффиксов –чик-, -щик-. | электронный учебник | ||
168 | 5 | Правописание суффиксов –чик-, -щик-. | электронный учебник | ||
169 | 6 | Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-). | электронный учебник | ||
170 | 7 | Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-). | электронный учебник | ||
171 | 8 | Собственные и нарицательные имена существительные. | |||
172 | 9 | Одушевленные и неодушевлённые имена существительные. Прием олицетворение в художественных текстах. | |||
173 | 10 | Типы речи, их сочетание в «большом» тексте. | |||
174 | 11 | Соединение в тексте повествования и описания предмета. | |||
175 | 12 | Род имён существительных. Кубан. Диалектные особенности в употреблении рода. | |||
176 | 13 | Склонение имён существительных. | |||
177 | 14 | Правописание НЕ с существительными. | |||
178 | 15 | Формообразование имён существительных. Правописание безударных личных окончаний имён существительных. | |||
179 | 16 | Синтаксическая роль имён существительных. Правильное произношение имён существительных. | |||
180 | 17 | Грамматические и лексические нормы употребления имён существительных. | |||
181 | 18 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | |||
Имя прилагательное (14 ч) | |||||
182 | 1 | Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речи. | |||
183 | 2 | Словообразование имён прилагательных. | |||
184 | 3 | Словообразование имён прилагательных. | |||
185 | 4 | Р/Р Контрольное изложение «Друг детства» (тип речи повествование и описание предмета). | |||
186 | 5 | Разряды прилагательных, их смысловые и грамматические различия. Качественные прилагательные. | |||
187 | 6 | Разряды прилагательных, их смысловые и грамматические различия. Относительные прилагательные. | |||
188 | 7 | Разряды прилагательных, их смысловые и грамматические различия. Притяжательные прилагательные. | электронный учебник | ||
189 | 8 | Степени сравнения имён прилагательных. Кубан. Особенности употребления сравнительной степени в кубанских говорах. | электронный учебник | ||
190 | 9 | Полные и краткие имёна прилагательные. Кубан. Нарушение норм ударения в кратких прилагательных женского рода. | электронный учебник | ||
191 | 10 | Склонение имён прилагательных. | электронный учебник | ||
192 | 11 | Правописание окончаний имён прилагательных. | электронный учебник | ||
193 | 12 | Синтаксическая роль имён прилагательных. Правильное употребление имён прилагательных. | электронный учебник | ||
194 | 13 | Правильное употребление имён прилагательных. | |||
195 | 14 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | |||
196 | 15 | Анализ контрольного диктанта | |||
197 | 16 | Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. | |||
Глагол ( 27 ч) | |||||
198 | 1 | Глагол как часть речи. | электронный учебник | ||
199 | 2 | Словообразование глаголов. | электронный учебник | ||
200 | 3 | Словообразовательные значения глаголов. | |||
201 | 4 | Инфинитив – начальная форма глагола. Кубан. Ошибки в образовании инфинитива. | электронный учебник | ||
202 | 5 | Вид глагола, видовая пара. | |||
203 | 6 | Р/Р Контрольное сочинение-описание картины В.М. Васнецова «Алёнушка». | картина | ||
204 | 7 | Р/Р Контрольное сочинение-описание картины В.М. Васнецова «Алёнушка». | картина | ||
205 | 8 | Правописание суффиксов –ыва- (-ива-), -ова- (-ева-). | |||
206 | 9 | Переходные и непереходные глаголы. | |||
207 | 10 | Переходные и непереходные глаголы. | |||
208 | 11 | Возвратные и невозвратные глаголы. Кубан. Ошибки в образовании возвратных глаголов. | |||
209 | 12 | Спряжение глаголов. | |||
210 | 13 | Спряжение глаголов. | |||
211 | 14 | Правописание безударных личных окончаний глагола. | электронный учебник | ||
212 | 15 | Правописание безударных личных окончаний глагола. | электронный учебник | ||
213 | 16 | Правописание безударных личных окончаний глагола. | электронный учебник | ||
214 | 17 | Правописание корней с чередующимися гласными Е-И | |||
215 | 18 | Правописание корней с чередующимися гласными Е-И | |||
216 | 19 | Изменение глаголов по наклонениям. Условное наклонение: значение, образование, изменение форм условного наклонения. | электронный учебник | ||
217 | 20 | Повелительное наклонение: значение, образование и изменение. Кубан. Особенности образования форм повелительного наклонения. | электронный учебник | ||
218 | 21 | Изъявительное наклонение: изменение глаголов по временам. | электронный учебник | ||
219 | 22 | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. | |||
220 | 23 | Контрольная работа по теме «Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола». | |||
221 | 24 | Анализ контрольной работы. | |||
222 | 25 | Безличные глаголы: значение и грамматические особенности. | |||
223 | 26 | Синтаксическая роль глагола. Правильное употребление глаголов в речи. | таблицы | ||
224 | 27 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол». | |||
225 | 28 | Контрольный диктант по теме «Глагол». Анализ диктанта. Работа над ошибками. | |||
226 | 29 | Контрольная работа по теме «Текстоведение». | |||
Повторение изученного (12 ч) | |||||
227 | 1 | Анализ письменных работ. Повторение по теме «Имя существительное». | таблицы | ||
228 | 2 | Повторение по теме «Имя прилагательное». | таблицы | ||
229 | 3 | Повторение по теме «Глагол». | таблицы | ||
230 | 4 | Правописание корней с чередующимися гласными. | таблицы | ||
231 | 5 | Правописание падежных окончаний существительных. | таблицы | ||
232 | 6 | Правописание безударных личных окончаний глагола. | таблицы | ||
233 | 7 | Правописание НЕ с различными частями речи. | таблицы | ||
234 | 8 | Правописание безударных гласных в корне слова. | таблицы | ||
235 | 9 | Пунктуация простого предложения. | |||
236 | 10 | Пунктуация сложного предложения | |||
237 | 11 | Краевая диагностические работа. | |||
238 | 12 | Краевая диагностические работа. |
2 часа оставлены на краевые диагностические работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 5-9 класса по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку для работы в школе закрытого типа...
Рабочая программа для 10-11 класса по русскому языку по учебнику И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.
Пояснительная записка Настоящая программа по русскому языку для 10-11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего обр...
Рабочая программа по русскому языку, 6 класс. Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы по русскому языку к учеб...
Рабочая программа (адаптированная) для 5 класса по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку (адаптированная) 5 класс...
"Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".
Современный учебник призван системно, доступно излагать основы научных знаний, помогать ученику в усвоении учебного материала, воспитывать у школьника желание учиться и заниматься самообразованием. По...
Рабочая программа для обучающихся 9 класса по русскому языку
Рабочая программа построена с учётом принципов системности. научности, доступности. а также приемственности и перспективности между различнами разделами курса.Программа предусматривает прочное усвоени...
Рабочая программа для 5 - 9 классов по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку...