Рабочая программа для обучающихся 9 класса по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа построена с учётом принципов системности. научности, доступности. а также приемственности и перспективности между различнами разделами курса.Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится закреплению и повторению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится закреплению и повторению.
В программе выделены часы на развитие связной речи, включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях, международном значении русского языка.
Планирование ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме (ГИА). Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста, уроки, способствующие выработке умений применять приёмы сжатия текста (исключение, обобщение, прощение) при написании сжатого изложения, уроки развития речи по обучению написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Цели и задачи обучения:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Нормативно-правовые документы:
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента ГОС (приказ МО РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») и Программы по русскому языку к учебнику 9 класса Л.А.Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной («Просвещение 2014 ).
В работе используется учебник русского языка для 9 класса ( авторы Л.А.Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина «Просвещение 2014 ).
Обоснование выбора примерной программы
Примерная программа по русскому языку для 9 класса общеобразовательных учреждений (авторы Л.А.Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина «Просвещение 2014) выбрана для разработки рабочей программы потому, что позволяет реализовать стандарт общего образования, соответствует уровню подготовки обучающихся и обеспечивает преемственность между классами.
Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, в полном объёме соответствует образовательным целям МБОУ 2-Гавриловской сош, и полностью отражает базовый уровень подготовки обучающихся.
Программа спланирована в соответствии с основными положениями системно-деятельностного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. В основу данной рабочей программы положено авторское видение предмета. Построена она с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Примерная программа основного общего образования по русскому языку использована в полном объёме без изменений.
Обоснование выбора программы
Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков используются нетрадиционные формы контроля и ИКТ.
Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения обучающимися программного материала. Контроль знаний, умений, навыков не только даёт возможность установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей познавательной деятельности опираться на приобретённые знания, но и зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учётом индивидуального подхода к обучающимся. Основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся является контрольный диктант. Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, прививают интерес. Повышается качество обучения, что является актуальной проблемой в условиях сдачи государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена. Правильно организовать обучение можно только тогда, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков обучающихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения. В качестве такого контроля предлагается система зачетов, поверочных работ тестового типа по русскому языку в 9 классах.
Контрольные задания тестового типа – это совокупность таких заданий и упражнений, которые требуют кратких, однозначных ответов, преимущественно в форме подчёркивания, дополнения фраз, графических обозначений и т.д. Используются тестовые задания трёх типов: с выбором ответов, с кратким ответом, с развёрнутым ответом.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе в объеме 68 часов. Рабочая программа по русскому языку в IX классе рассчитана на 68 учебных часа (2 часа в неделю); из них на развитие речи отводится всего 17 часов, на контрольные работы – 8 часов.
Общая характеристика учебного предмета:
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции обучающихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой обучения является урок. Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материалом возможно использовать такие формы организации учебной работы: лекция, беседа, практическая работа, конференция, традиционный урок. Урок закрепления может включать такие формы как: семинар, практикум, консультация, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока-зачета,контрольной работы(диктанта, тестирования),уроков развития речи. Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности.
Виды уроков:
Уроки теоретического разбора темы по заданному алгоритму;
Урок с элементами лекции;
Уроки-зачеты;
Уроки- практикумы;
Уроки изучения нового материала с мультимедийным сопровождением;
Уроки обобщения и закрепления изученного материала;
Уроки контроля знаний.
Основные формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Технологии обучения
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов.
Технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
Информационно-коммуникационные технологии.
Здоровьесберегающие технологии: использование кабинета русского языка, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН, отсутствие монотонных, неприятных звуков, шумов, раздражителей и т.д., использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН.
Технология уровневой дифференциации.
Технология обучения как учебного исследования.
Технология обучения в сотрудничестве.
Виды и формы контроля
Формой оценки достижения результатов освоения программы является аттестация.
Итоговая аттестация проводится на основании соответствующих государственных нормативных правовых документов.
Промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения обучающимся содержания учебного предмета, по окончании их изучения по итогам полугодия, учебного года
Текущая аттестация проводится учителем как контроль качества усвоения содержания какой-либо части темы или темы в процессе ее изучения.
По формам организации контроля он подразделяется на индивидуальный, групповой, фронтальный и комбинированный. В качестве методов контроля
служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты, самостоятельные, практические и контрольные работы, тестирование, словарные диктанты.
Используются современные технологии обучения: педагогика сотрудничества, тестовые технологии, личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативное обучение.
Методы: словесные, наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля; поисковые, индуктивные, дедуктивные, проектный метод обучения
Приемы: чтение текста учениками, беседа, дискуссия по проблеме, разработка проекта в рамках освоения нового материала.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Используемые технологии: уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; интерактивные технологии.
Виды и формы контроля: диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный); комплексный анализ текста; сочинение по картине; изложение с элементами сочинения; тест; устное высказывание на лингвистическую тему.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения:
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Планируемый уровень подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать и понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peче вого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ
ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
'.орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Основное содержание программы
Содержание разделов и тем учебного курса
Международное значение русского языка (1 ч)
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (7 ч + 2 ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи ( 1ч.+1 ч.)
Сложные предложения
Союзные сложные предложения.
Сложносочиненные предложения (6 ч + 2 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения (17 ч + 8 ч)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (6 ч + 2 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи (6 ч + 2 ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (7 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Международное значение русского языка | 1 | ||
Повторение пройденного в 5 - 8 классах | 7 | 2 | |
Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения | 1 | 1 | |
Сложносочиненные предложения | 6 | 2 | 2 |
Сложноподчиненные предложения | 17 | 2 | 8 |
Бессоюзные сложные предложения | 6 | 1 | 2 |
Сложные предложения с различными видами связи | 6 | 1 | 2 |
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | 7 | 2 | |
ИТОГО | 51 | 8 | 17 |
Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения русского языка ученик должен:
Знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
-основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально – делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально – деловых стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально – смысловых типов ( повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка ( орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
Уметь:
Речевая деятельность:
Аудирование:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
Чтение:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
Говорение:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные, социально – культурные, нравственно- этические, социально – бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения высказывания; соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения ( развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией;
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
Письмо:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания; соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения ( развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения ( рассуждения, описание. Повествование);
- писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текстов;
- составлять тезисы и конспекты небольшой статьи;
- совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки.
Текст:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи( тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
Фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
Морфемика и словообразование:
- владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова исходя из его морфемного состава;
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определения грамматических признаков слов;
Лексикология и фразеология:
- разъяснять значения слов общественно- политической и морально – этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно – выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;
Морфология:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слова с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
Орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- проводить орфографический анализ текста;
Синтаксис и пунктуация:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Литература и средства обучения
Литература для обучающихся
- Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2014
- Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русс язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
- Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Д фа, 2006.
- Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
- Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006.
- Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. М.: Дрофа, 2013.
Литература для учителя
- Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 2014.
- Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2008.
- Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.
- Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2012.
- Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2012.
- Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение, 2005.
- Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005..
- Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.
- Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.
- Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2012.
Календарно- тематическое планирование по русскому языку в 9 классе
№ п/п, | Тема урока | кол-во часов, | Вид и формы контроля | Дата | примечание | |||||||
По плану | По факту | |||||||||||
1. | Международное значение русского языка | 1ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
Повторение изученного в V-VIII классах (7+2) | ||||||||||||
2. | Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог. §1-2 | 1ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
3. | Стили языка. §3 | 1ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
4. | Простое предложение и его грамматическая основа. §4 | 1ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
5. | Предложения с обособленными членами. §5 | 1ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
6. | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. §6 | 1ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
7-8 | р/р Сжатое изложение. | 2ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
9. | К.Входной диктант.. | 1ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
10. | Способы сжатого пересказа текста. | 1ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
Сложное предложение. Культура речи (1+1) | ||||||||||||
11. | Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. | 1ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
12. | Р.Р.Сочинение по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» | 1 ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
Сложносочинённые предложения (6+2) | ||||||||||||
13. | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. §11-12 | 1ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
14. | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. §13 Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. §14 Сложносочиненные предложения с противительными союзами. §15 | 1ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
15. | Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. §16-17 | 1ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
16-17 | Контрольный диктант. Контрольное тестирование по теме «Сложносочиненное предложение» | 2ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
18-20 | Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Анализ сочинений
| 3ч. | сочинение | |||||||||
Сложноподчинённые предложения (17+8) | ||||||||||||
21. . | Понятие о сложноподчиненном предложении. §18 Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. §19 | 1ч | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
22. | Союзы и союзные слова в СПП. §20 | 1ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
23-24 | Роль указательных слов в СПП. §21 | 2ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
25-26. | Р.р. Сжатое изложение | 2ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
27-28. | Виды придаточных предложений. СПП с придаточными определительными. §22 | 2ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
29. | СПП с придаточными изъяснительными. §23 | 1ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
30-31. . | Р.р. Сжатое изложение с элементами сочинения (по упр. 106) | 2ч | сочинение | |||||||||
32. | СПП с придаточными изъяснительными. §23 | 1ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
33. . | СПП с придаточными обстоя-тельственными. СПП с придаточ-ными времени и места. §24-25 | 1ч | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
34. | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. §26 | 1ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
35. | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. §27 | 1ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
36-37. | р/р Сочинение на лингвистическую тему | 2ч | сочинение | |||||||||
38-40. | Анализ сочинений . СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28 | 3ч. | сочинение | |||||||||
41. . | Повторение и обобщение по теме «СПП». Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор СПП. §29-30 | 1ч | Обобщающее повторение | |||||||||
42-43. | Р/р Изложение с включением дополнительного материала | 2ч. | изложение | |||||||||
44-45 | Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения» | 2ч. | Обобщающее повторение | |||||||||
Бессоюзные сложные предложения (6+2) | ||||||||||||
46-47 | Понятие о БСП. Интонация в БСП. §31-32 БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой. §33 | 2ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
48. | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. §34 | 1ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
49-50 | Р.р. Сочинение-отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка» | 2ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
51-52. | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. §35 Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение и обобщение изученного. §36 | 2ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
53. | Контрольный тест по материалам ГИА по теме «БСП» | 1ч. | ||||||||||
Сложные предложения с различными видами связи (6+2) | ||||||||||||
54. | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП. §37 | 1ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
55-57. | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. §38 Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. §39 | 3ч. | Беседа выполнение упражнений | |||||||||
58. | Р.р. Сжатое изложение фрагмента из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» | 1ч. | сочинение | |||||||||
59. | Р.р. Публичная речь. §40 | 1ч. | сочинение | |||||||||
60. | Повторение и закрепление изученного | 1ч. | Обобщающее повторение | |||||||||
61. | Контрольный диктант | 1ч. | диктант | |||||||||
Повторение и систематизация изученного в классах (7 ч) | ||||||||||||
62. | Фонетика и графика. §41 | 1ч. | Обобщающее повторение | |||||||||
63. | Лексикология (лексика) и фразеология. §42 | 1ч. | Обобщающее повторение | |||||||||
64. | Морфемика. §43 Словообразование §44 | 1ч. | Обобщающее повторение | |||||||||
65. | Морфология. §45 Синтаксис. Способы передачи чужой речи. §46 | 1ч. | Обобщающее повторение | |||||||||
66. | Орфография. Пунктуация. §47 | 1ч. | Обобщающее повторение | |||||||||
67 68. | Итоговая работа в формате ГИА | 2 ч. | Обобщающее повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 7 класса по русскому языку для национальной школы
Рабочая программа составлена для 7 класса общеобразовательной средней школы на основании Закона об образовании РФ, Закона об образовании РТ, Федерального компонента образовательного ...
Рабочая программа для 5 класса по русскому языку с нерусским (родным) языком обучения.
Рабочая программа для использования в работе учителей русского языка 5 класса...
Рабочая программа для 5 класса по русскому языку
Данная рабочая программа разработана для учащихся 5 класса. (учебник под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др)...
рабочая программа для 5 класса по русскому языку
Данная рабочая программа разработана с применением технологий ФГОС. Прописаны основные ЗУН учащихся, темы расписаны по плану....
Рабочая программа для 9 класса по русскому языку
Программа содержит пояснительную записку, требования к результатам подготовки учащихся, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, контрольно-тзмерительные материалы....
Рабочая программа для 7 класса по русскому языку
АннотацияРабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов: 1) Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общ...
рабочая программа для 5 класса по русскому языку
Рабочая программа для 5 класса по русскому языку составлена по требованиям ФГОС....