Рабочая программа для 5-9 класса по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Красноперова Галина Федоровна

Рабочая программа  по русскому языку для работы в школе закрытого типа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_5-9_po_russkomu_yazyku.doc295.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 9 при ИК № 43»

Русский язык 5  9 классы

для вечерних (сменных)

общеобразовательных учреждений

Рабочая программа

Обсуждена на заседании

методического объединения

протокол   №   1              

от 28 августа   2014 г.

руководитель МО                  

Н.И. Болдырева

Утверждаю  

директор МБВ(с)

«В(с)ОШ № 9 при ИК № 43

А.П. Субботин

Протокол педагогического

Совета № 1  

29 августа   2014 г.

Составители-

учителя русского языка

и литературы:

Красноперова Г.Ф.

Васильева Н.В.

Мишкина А.И.

г. Кемерово

2014

Содержание

1. Пояснительная записка.                                             3

2. Учебно-тематический план.                                      7

3. Содержание программы.                                          12

4. Список литературы для учителя.                            26

5. Список литературы для обучающихся.                  27

 

1. Пояснительная записка.

Изучение русского языка как национального достояния способствует духовно-нравственному становлению личности, создает условия для реализации творческих возможностей каждого обучающегося, содействует воспитанию любви и интереса к русскому языку как основной форме проявления национального и личностного самосознания, первоэлементу художественной литературы как словесного искусства.

Актуальность «Программы Русский язык (5 – 9)» для вечерних школ возрастает в связи с необходимостью реализации потребностей обучающихся в овладении русским языком:

 низким уровнем грамотности обучающихся;

 значительными проблемами в знаниях обучающихся, в овладении нормами русского литературного языка;

 бедностью словарного запаса и грамматического строя речи;

 отсутствием умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;

 неумением работать со справочной литературой.

Необходимость разработки программы обусловлена отсутствием специальной программы и специальных учебников для вечерней школы.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (2004) и Программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык (5  9), авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский  Москва, «Просвещение», 2009 год.

Программа адресована обучающимся 5-9 классов вечерних ОУ.

Преподавание русского языка  на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих  целей:

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенство-вании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; 
  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Задачи  организации учебной деятельности:

формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:

  • Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

   - формирование научно-лингвистического мировоззрения учащихся, вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве, функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

  • Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

 - формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского   литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате  обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

  • Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о  ее методах, этапах развития, о выдающихся  ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.                                

Программа составлена с учетом принципов  системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса.

Материал расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению. Содержание  работы по повторению спланировано конкретно в рабочей программе.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся  при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, орфографического, морфологического, синтаксического и пунктуационного разбора.

Важное направление в работе – формирование навыков грамотного письма. Закрепление орфографических и пунктуационных навыков обеспечивается при изучении всех разделов и тем русского языка.

Развитие речи учащихся способствует развитию логического мышления. Развитие речи предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения, аудирования (слушания), чтения и письма и осуществляется в трех направлениях.

  • Овладение нормами литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений. Предполагает устранение из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
  • Обогащение словарного  запаса и грамматического строя языка путем систематической словарной работы, синонимией словосочетаний и предложений.
  • Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Требования к уровню подготовки учеников.

В результате изучения русского языка ученик должен:

        знать / понимать

●        роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

●        смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

●        основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

●        особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

        признаки текста  и его функционально - смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

        основные единицы языка, их признаки;

        основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

        уметь

●        различать разговорную речь, научный, публицистический, официально – деловой  стили, язык художественной литературы;

●        определять тему, основную мысль  текста, функционально – смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

●        опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

●        объяснять с помощью словаря значение слов с национально – культурным компонентом;

        аудирование и чтение

●        адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

●        читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

●        извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

        говорение и письмо

●        воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

●        создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

●        осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

●        владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями,  установление и регулирование межличностных отношений);

●        свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

●        соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

●        соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

●         соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

●        осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

        

         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

●        осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

●        развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

        удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

●        увеличение словарного запаса; расширение круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

●        использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Виды и формы контроля знаний, умений и  навыков обучающихся 5-9 классов:

диктанты с грамматическим заданием, объяснительные, предупредительные, словарные; тесты; комплексный анализ текста; сочинения разных жанров; изложения (выборочное, сжатое, подробное).

Формы промежуточной и итоговой аттестации в 5-9 классах  следующие:

-  диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Прове-ряю себя»);

- тест;

- проверочная работа с выборочным ответом;

- комплексный анализ текста;

- подробное и выборочное изложение;

- изложение с элементами сочинения-рассуждения;

- сочинение - описание памятника;

- сочинение на морально-этическую тему;

- публичное выступление по общественно-важным проблемам;

- сочинение-рассказ на свободную тему;

- устное высказывание на лингвистическую тему.

Программа «Русский язык 5-9» общим объемом 756 часов (5 класс – 6 ч. в неделю, 6 класс – 6 ч. в неделю, 7 класс – 4 ч. в неделю, 8 класс – 3 ч. в неделю, 9 класс – 2 ч. в неделю) изучается в течение 5 лет.

2. Учебно-тематический план.

(5 класс)

п/п

Разделы

Количество часов

(всего)

Теория (часы)

Практика (часы)

Формы  контроля

1

Язык – важнейшее средство общения.

3

2

1

2

Повторение пройденного материала в 1 – 4 классах.

22

16

6

Тест.

Контрольный диктант.

3

Синтаксис.

Пунктуация.

Культура речи.

40

30

10

Диктант с грамматическим заданием.  

Контрольный диктант.

4

Фонетика.

Орфоэпия.

Графика и орфография.

Культура речи.

18

15

3

Словарный диктант.

5

Лексика.

Культура речи.

12

10

2

6

Морфемика. Орфография. Культура речи.

27

23

4

Контрольный диктант.

7

Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные и служебные части речи.

1

1

8

Имя существительное.

24

17

7

Контрольный диктант.

9

Имя прилагательное.

14

9

5

Тест.

10

Глагол.

38

30

8

Словарный диктант.

Контрольный диктант.

11

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

17

16

1

Итоговый контрольный диктант.

Всего  

216

169

47

(6 класс)

п/п

Разделы

Количество часов

(всего)

Теория (часы)

Практика (часы)

Формы  контроля

1

Общие сведения о языке.

1

1

2

Повторение пройденного в 5 классе.

          21

   16

5

Диктант с грамматическим заданием.  

3

Лексика и фразеология. Культура речи.

20

   16

4

Контрольный тест по темам : «Лексика», «Фразеология».

4

Словообразование.

Орфография.

Культура речи.

        31

    22

9

Диктант с грамматическим заданием.  

5

Морфология.

Орфография.

Культура речи.

Имя существительное.

         29

     24

5

Контрольный  

зачёт.

6

Имя прилагательное.

28

20

8

Контрольный диктант с грамматическим  заданием.

7

Имя числительное.

18

14

4

Контрольный тест по теме «Имя числительное».  

8

Местоимение.

24

18

6

Контрольный диктант.

9

Глагол

28

23

5

Диктант с грамматическим заданием.  

10

Повторение и обобщение изученного в 6 классе.

16

14

2

Контрольный диктант.

Всего

216

168

48

(7 класс)

п/п

Разделы

Количество часов

(всего)

Теория (часы)

Практика (часы)

Формы  контроля

1

Русский язык как развивающееся явление.

1

1

2

Повторение пройденного в 5 - 6 классах.

12

10

2

Контрольный  диктант

3

Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие.

32

25

7

Диктант с грамматическим заданием.  

4

Деепричастие.

8

7

1

Контрольный диктант.

5

Наречие.

19

18

1

 Контрольный  диктант.

Словарный диктант.

6

Категория состояния.

4

3

1

7

Служебные части речи. Культура речи.

1

1

8

Предлог.

13

11

2

Тест.

9

Союз.

20

17

3

Контрольная  работа (зачёт)

10

Частица.

24

19

5

11

Междометие.

Звукоподражательные слова.

5

5

12

Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.

5

5

Контрольный  диктант.

Всего

144

122

22

(8 класс)

п/п

Разделы

Количество часов

(всего)

Теория (часы)

Практика (часы)

Формы  контроля

1

Функция языка в современном мире.

1

1

2

Повторение пройденного в 5 - 7 классах.

8

5

3

Контрольный диктант.

3

Синтаксис. Пунктуация.

Культура речи.

Словосочетание

3

3

4

Простое предложение.

4

3

1

5

Простые двусоставные предложения.

Главные члены предложения.

8

6

2

6

Второстепенные члены предложения.

8

5

3

Контрольный диктант.

7

Простые односоставные предложения.

11

8

3

Тест.

8

Неполное предложение.

2

2

9

Однородные члены предложения.

14

12

2

10

Обращение, вводные слова и междометия.

13

10

3

Диктант с грамматическим заданием.  

11

Обособленные члены предложения.

20

17

3

Контрольный диктант.

12

Прямая и косвенная речь.

7

5

2

13

Систематизация и обобщение пройденного в 8 классе.

9

7

2

Тест.

Всего  

108

84

24

(9 класс)

п/п

Разделы

Количество часов

(всего)

Теория (часы)

Практика (часы)

Формы  контроля

1

Международное значение русского языка.

1

1

2

Повторение пройденного в 5 - 8 классах.

9

7

2

Комплексный анализ текста.

3

Сложное предложение.

Культура речи.

Союзные сложные предложения.  

5

2

3

4

Сложносочинённое предложение.

10

6

4

Словарный диктант.

Тест.

5

Сложноподчинённое предложение.

18

12

6

Контрольный диктант.

6

Бессоюзное сложное предложение.

8

5

3

 Диктант с грамматическим заданием.    

7

Сложные предложения с различными видами связи.

7

4

3

Тест.

8

Общие сведения о языке.

3

3

9

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию в 9 классе.

11

8

3

Комплексный анализ текста.

Всего

72

48

24

3. Содержание программы.

5  класс

(216 ч.)

Язык – важнейшее средство общения. (3 ч.)

      Повторение пройденного в 1 - 4 классах. (22 ч.)

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Р.Р. Текст. Тема текста. Стили.

      Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (40 ч.)

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед  и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

 К.Р. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

 Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

      Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. (18 ч.)

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о  языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв  е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

К.Р. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

Р.Р. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

       Лексика. Культура речи. (12 ч.)

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.

 Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

К.Р. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Р.Р. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

      Морфемика. Орфография. Культура речи. (27 ч.)

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в  корнях -лож- , - лаг-, -рос-, -раст- . Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

К.Р. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

Р.Р. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

     Морфология. Орфография. Культура речи.

Самостоятельные и служебные части речи. (1 ч.)

 

       Имя существительное. (24 ч.)

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий тычками.

Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

К.Р. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно.

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

Р.Р. Доказательства и объяснения в рассуждении.

      Имя прилагательное. (14 ч.)

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.

К.Р. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

Р.Р. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

      Глагол. (38 ч.)

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь

(-чься)). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов  -бер-,- бир-,                -дер-,-дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.

Правописание не с глаголами.

К.Р. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.) Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

Р.Р. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

      Повторение и систематизация пройденного в 5 классе. (17 ч.)

     Синтаксис. Пунктуация. Простое предложение. Предложение с однородными членами, связанными союзами. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами, с обращением, прямой речью.

     Сложное предложение. Запятые в СП.

     Фонетика. Фонетический разбор слова.

     Морфемика. Орфография.

     Чередование гласных и согласных в слове. Морфемный разбор слова. Орфография как раздел науки о языке. Правописание чередующих гласных о и а в корнях -лож-, - лаг-,

- рос-, -раст-; правописание чередующихся гласных е и и в корнях -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, и др.        

  Самостоятельные части речи.

Имя существительное. Три склонения имен существительных. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Имя прилагательное.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую.

Глагол.

Совершенный и несовершенный вид глагола; Ӏ и ӀӀ спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Р.Р. Рассказ по сюжетным картинкам.

6 класс.

(216 ч.)

     Общие сведения о языке. (1 ч.)

     

     Повторение пройденного в 5 классе. (21 ч.)

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

     Лексика и фразеология. Культура речи. (20 ч.)

I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

      Словообразование. Орфография. Культура речи. (31 ч.)

I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфемный)   - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново -  и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

     Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. (29 ч.)

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстооб-разующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах  -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе     -чик (-щик).

II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на    -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.

       Имя прилагательное. (28 ч.)

I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-,         -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; опии-сание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

      Имя числительное. (18 ч.)

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

       Местоимение. (24 ч.)

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях  3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами  -то, -либо, -нибудь и после приставки  кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

        Глагол. (28 ч.)

I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах  -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

    Повторение и обобщение изученного в 6 классе. ( 16 ч.)

Словообразование. Орфография.

Основные способы образования слов в русском языке. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- - -гар-,-кос - - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-.

Морфология. Орфография. Имя существительное.

Словообразование имен существительных. Правописание гласных в суффиксах -ек,     -ик. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

Имя прилагательное.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах при-лагательных. Правописание суффиксов прилагательных -ан, (-ян), -ин, -онн- (-енн-). Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Имя числительное.

Склонение количественных и порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях числительных.

Глагол.

Переходные и непереходные глаголы. Наклонения глагола. Разноспрягаемые глаголы. Словообразование глаголов. Правописание суффиксов  -ова(ть),  -ева(ть),  -ыва(ть), 

-ива(ть).

Синтаксис. Синтаксический разбор.

Итоговый контрольный диктант.

7 класс.

(180 ч.)

Русский язык как развивающееся явление. (1 ч.)

Повторение пройденного в  5-6 классах. (14 ч.)

Синтаксис. Словосочетание и предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор

Лексика и фразеология. 

Фонетика и орфография. Фонетический разбор  Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Самостоятельные части речи. Служебные части речи Морфологический разбор.

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Диалектные синонимы и их варианты. Диалектная фразеология, её использование в устной речи и фольклоре.

     Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие.  (36 ч.)

1. Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

2. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены
), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовы-
вать причастия с определяемыми существительными, строить предложе-
ния с причастным оборотом.

3.  Описание внешности человека: структура текста,

Языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова).
Устный пересказ исходного текста с описанием внешности.

4. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание
внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

     Деепричастие.  (14 ч.)

1.        Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепри-частный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершен-ного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

2. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

3.        Рассказ по картине.

      Наречие.  (33 ч)

1.  Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словооб-разование наречий.

Правописание не с наречиями на и ,  не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы и в наречиях на и .

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы и  на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

2.        Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

3.        Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием   действий.

      Категория состояния.  (5 ч.)

1.Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

2.. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

       Служебные части речи. Культура речи. (1 ч.)

    Предлог.  (14 ч.)

1.  Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в пред-ложении. Непроизводные и производные предлоги.   Простые   и   составные   предлоги.   Текстообразующая   роль  предлогов. 

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследст-вие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

2.. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

3. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

      Союз.  (16 ч.)

 1. Союз   как   служебная   часть   речи.   Синтаксическая   роль союзов  в  предложении.   Простые   и   составные  союзы.   Союзы   сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные,   разделительные   и   противительные.   Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

2. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

      Частица.  (24 ч.)

1. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

2. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

3. Рассказ по данному сюжету.

       Междометие. Звукоподражательные слова. (4 ч.)

1.  Междометие как часть речи.  Синтаксическая роль междометий в предложе-нии.

Звукоподражательные  слова  и  их отличие от  междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

2. Умение   выразительно   читать   предложения   с   междометиями.

      Повторение и систематизация пройденного в 7 классе. (19 ч.)

Причастие.

Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота. Склонение полных причастий, правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий.

Деепричастие.

Деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте. Не с деепричастиями.

Наречие.

Правописание не с наречиями на  и , не – и ни – в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

Служебные части речи.

Предлог.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Союз.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от  местоимений с предлогом и частицами.

Частица.

Различие на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

8 КЛАСС.

(108 ч.)

      Функции русского языка в современном мире. (1 ч.)

      Повторение пройденного в 5 - 7 классах. (8 ч.)

     

      Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание. (3 ч.)

  1. Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
  2. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

           Простое предложение. (4 ч.)

I. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

П. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

III.        Описание архитектурных памятников как вид текста;
структура текста, его языковые особенности.

        Простые двусоставные предложения.

      Главные члены предложения. (8 ч.)

I. Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

II.        Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим,
выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

  1. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

       Второстепенные члены предложения. (8 ч.)

I.        Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

II.        Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

       Простые односоставные предложения. (11 ч.)

I.        Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

II.        Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

III. Рассказ на свободную тему.

       Неполное предложение. (2 ч.)

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

       Однородные члены предложения. (14 ч.)

I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными,   противительными,   разделительными)   и   интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

II.        Умение интонационно правильно произносить предложения с
обобщающими словами при однородных членах.

       Обращения, вводные слова и междометия. (13 ч.)

I.        Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

II.        Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

      Обособленные члены предложения. (20 ч.)

I.        Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

II.        Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами.

       Прямая и косвенная речь. (7 ч.)

I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

       Систематизация и обобщение пройденного в 8 классе. (9 ч.)

Простые двусоставные предложения.

Главные члены предложения.

Синтаксические синонимы главных членов предложения.

Второстепенные члены предложения.

Знаки препинания при приложении. Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Однородные члены предложения.

Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вводные слова и междометия.

9  класс.

(72 ч.)

       Международное значение русского языка. (1 ч.)

       Повторение пройденного в 5 - 8 классах. (9 ч.)

       Сложное предложение. Культура речи. Союзные сложные предложения. (5 ч.)

        Сложносочиненное предложение. (10 ч.)

Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Запятая между частями сложносочиненного предложения.

Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

       Сложноподчиненное предложение. (18 ч.)

Главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Запятая между главным и придаточным предложениями. Основные виды придаточных предложений.

Строение сложноподчиненного предложения. Отнесенность придаточного ко всему главному предложению или к какому-либо его члену. Место придаточного предложения по отношению к главному. Средства связи простых предложений  в составе сложноподчиненного. Разграничение союзов и союзных слов в СПП. Указательные  местоименные слова в главном предложении и их роль в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания  в сложноподчиненном предложении.

Умение правильно произносить сложноподчиненное предложение в зависимости от порядка их частей.

Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (степени и образа действия, времени, места, причины, цели, условные, уступительные и сравнительные).

Умение составлять  сложноподчиненное предложение с придаточными разных видов.

Умение заменять сложноподчиненное предложение синонимическими конструкциями – простыми  предложениями, которые осложнены обособленными второстепенными членами (определениями, обстоятельствами). Умение  строить сложноподчиненное предложение  по заданным схемам.

       Бессоюзное сложное предложение. (8 ч.)

Связь частей бессоюзного сложного предложения  посредством интонации (перечисления, противопоставления, пояснения). Знаки препинания в бессоюзном сложном  предложении: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Синонимия бессоюзного сложного предложения  с союзными конструкциями.

Умение произносить с правильной интонацией, части которых выражают различные смысловые отношения.

       Сложные предложения с различными видами связи. (7 ч.)

Разновидности сложных предложений с несколькими видами связи (бессоюзие, сочинение, подчинение). Знаки препинания в них.

Умение разбирать сложные предложения  с указанием их частей и видов связи между ними.

        Общие сведения о языке. (3 ч.)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.

Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.

        Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике

и правописанию в 9 классе. (11 ч.)

     Повторение по темам: «Фонетика», «Графика», «Орфография».

     Повторение по темам: «Лексика», «Фразеология», «Морфология».

     Повторение по темам: «Состав слова», «Словообразование».

     Повторение по теме «Культура речи».

     Итоговый урок.

Развитие связной речи.

Систематизация сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, о средствах связи частей текста, о повествовании,  описании, рассуждении, о стилях речи.

Творческий рассказ на заданную тему с использованием разнотипных простых  предложений и сложных предложений. Сочинение - рассуждение на общественные, морально – этические, литературно-исторические темы. Выступление с докладом на лингвистические и литературоведческие темы. Совершенствование навыков грамотного письма, умение строить разного типа  сложного синтаксического целого.

Обучающие и проверочные диктанты.

Подробное, сжатое, выборочное изложение.

Сочинение - рассуждение о профессиях и выборе будущей своей специальности.

Доклад или реферат.

Рецензирование ученических сочинений.

Сочинение в жанре письма.

Конспект и тезисный план фрагмента.

Литературно - критические статьи.

Оформление деловых бумаг (автобиография, заявление).

4. Литература для учителя.

  1. Богданова, Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. [Текст] / Г. А. Богданова.  М.: «Просвещение», 2005.  167 с.
  2. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5,6,7,8,9 классах. [Текст] / Г. А. Богданова.  М.: «Просвещение», 2007.  354 с.
  3. Введенская, Л. А. От собственных имен к нарицательным. [Текст] / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников.  М.: «Просвещение», 1989.  116 с.
  4. Виноградова, Л. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 класс. [Текст] / Л. А. Виноградова.  М.: «Просвещение», 1985.  142 с.
  5. Влодавская, Е. А. Поурочные разработки по русскому языку: 5-9 классы. [Текст] / Е. А. Влодавская.  М.: «Экзамен», 2008.  256 с.
  6. Горшкова, В. Н. Морфология. Словообразование. Орфография: упражнения с выборочным ответом. [Текст] / В. Н. Горшкова.  М.: «Просвещение», 2004.  117 с.
  7. Ивченков, П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 классы. [Текст] / П. Ф. Ивченков.  М.: «Просвещение», 2006.  134 с.
  8. Костяева, Т. Д. Проверочные и  контрольные работы   по   русскому   языку: 5 класс. [Текст] / Т. Д. Костяева.  М.: «Просвещение», 2005.  91 с.
  9. Панов, М. В. Занимательная орфография. [Текст] / М. В. Панов.  М.: «Просвещение», 2007.  112 с.
  10. Скороход,  Л. К. Словарная работа на уроках русского языка. [Текст] / Л. К. Скороход.  М.: «Просвещение», 2004.  94 с.
  11. Тростенцова, Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5-9 классы: Книга для учителя. [Текст] / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич.  М.: «Просвещение», 2004.  217 с.
  12. Халикова, Н. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-7 классы: Методическое пособие для учителя. [Текст] / Н. В. Халикова, В. В. Леденева.  М.: «Дрофа», 2005.  193 с.
  13. Шапиро, Н. А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. [Текст] / Н. А. Шапиро.  М.: «Первое сентября», 2004.  74 с.
  14. Шапиро, Н. А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. [Текст] / Н. А. Шапиро.  М.: «Первое сентября», 2005.  67 с.

5. Литература для обучающихся.

  1. Ахременкова, Л. А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык. 5-9 классы. [Текст] / Л. А. Ахременкова.  М.: «Просвещение», 2005.  260 с.
  2. Баранов, М.Т., Ладыженская, Т.А., Тростенцова, Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. [Текст] / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. – М.:«Просвещение», 2010. – 254 с.
  3. Баранов, М.Т., Ладыженская, Т.А., Тростенцова, Л.А. и др. Русский язык. 7 класс. [Текст] / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. -М.:«Просвещение», 2010. – 223 с.
  4. Костяева, Т. А. Тесты, проверочные работы по русскому языку. [Текст] / Т. А. Костяева.  М.: «Просвещение», 2005.  108 с.
  5. Ладыженская, Т.А .,Баранов М. Т., Тростенцова, Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. [Текст] / Т.А. Ладыженская , М. Т.Баранов,  Л.А. Тростенцова и др. -М.:«Просвещение», 2010. – 317 с.
  6. Панов, М. В. Занимательная орфография. [Текст] / М. В. Панов.  М.: «Просвещение», 2007.  132 с.
  7. Пименова, С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома. 7 класс. [Текст] / С. Н. Пименова,   М.: «Стрекоза», 2004.  85 с.
  8. Сенина, Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация. [Текст] / Н. А. Сенина.  Ростов-на-Дону: «Легион», 2009.  131 с.
  9. Текучева, И. В. Тесты по русскому языку. [Текст] / И. В. Текучева.  М.: «Экзамен», 2010.  128 с.
  10. Тростенцова, Л.А., Ладыженская, Т.А. и др. Русский язык. 8 класс. [Текст] / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская  и др. -М.:«Просвещение», 2010. – 237 с.
  11. Тростенцова, Л.А., Ладыженская, Т.А. и др. Русский язык. 9 класс. [Текст] / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская  и др. -М.:«Просвещение», 2010. – 206 с.
  12. Францман, Е. К. Изложения с элементами сочинения: 5-9 классы. [Текст] /    М.: «Просвещение», 2007.  167 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Т.А.Ладыженской 5 класс

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова на 204 ч( 6 уроков в неделю) и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе по программе Т.М.Баранова и Т.А.Ладыженской

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по русскому языку на 136 часов( 4 урока в неделю)....

Рабочая программа для 10-11 класса по русскому языку по учебнику И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.

Пояснительная записка     Настоящая программа по русскому языку для 10-11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего обр...

Рабочая программа (адаптированная) для 5 класса по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку (адаптированная) 5 класс...

Рабочая программа для обучающихся 9 класса по русскому языку

Рабочая программа построена с учётом принципов системности. научности, доступности. а также приемственности и перспективности между различнами разделами курса.Программа предусматривает прочное усвоени...

Рабочая программа для 5 - 9 классов по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку...