Рабочая программа элективного курса "Основы журналистики"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора.
Предлагаемая программа направлена на развитие культуры речи, творческих способностей учащихся 9-ых классов, занимающихся подготовкой и выпуском школьной газеты.
Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, познакомиться с основными жанрами журналистики, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности. Для изучения данного курса необходимо изучить понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья и показать учащимся процесс создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gazeta.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора.
Предлагаемая программа направлена на развитие культуры речи, творческих способностей учащихся 9-ых классов, занимающихся подготовкой и выпуском школьной газеты.
Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, познакомиться с основными жанрами журналистики, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности. Для изучения данного курса необходимо изучить понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья и показать учащимся процесс создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях.
Программа рассчитана на 17 часов.
Цель курса: теоретическое и практическое знакомство с газетными жанрами и принципами создания школьной прессы; формирование культуры речи учащихся.
Задачи курса:
- расширение представлений о газетных жанрах;
- развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной прессы;
- развитие сознательного интереса к СМИ;
- формирование умения ориентироваться в современном потоке информации:
- совершенствование умений и навыков анализа литературного (научного, делового, публицистического) текста;
- повышение уровня речевой компетенции учащихся;
- содействие личностному росту учащихся;
- развитие творческих способностей учащихся;
- профессиональная ориентация учащихся;
- воспитание гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).
Формы обучения:
- лекция;
- практикум;
- экскурсия;
- ролевая игра;
- работа в группах.
Содержание программы.
Тема 1. Введение (1 час)
Организационные вопросы. Знакомство с профессией журналиста. Информирование населения о важнейших событиях мирового, регионального и местного масштаба - главная задача журналистики. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Где и как получить профессию журналиста?
Форма занятия: лекция с элементами беседы.
Тема 2. Из истории российской журналистики (1 час)
Газета «Ведомости» — начало истории российской печати. Заслуги М.В. Ломоносова в становлении российской журналистики. Работа М.В.Ломоносова «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии». Развитие журналистики в 19—начале 20-го вв. (альманахи «Полярная звезда», «Колокол», журналы «Московский телеграф», «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», просветительские издания, общенациональные газеты «Россия», «Русское слово»). Периодическая печать в России после Октябрьской революции. Роль журнала «Новый мир» в 50—б0-е гг. Газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Советская Россия». Развитие журналистики после распада СССР.
Форма занятия: лекция.
Тема 3. Общее знакомство с жанрами журналистики (1 час)
Особенности публицистического текста.
Журналистские жанры:
— оперативно-новостные (заметка);
— оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчёты);
— исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия);
— исследовательские (статья, письмо, обозрение);
— исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет).
Познакомить со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность, декодируемость, краткость информации.
Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.
Тема 4. Основные понятия о газете (1 час)
Что такое газета (история, назначение). Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 5. Заметка как основной жанр журналистики (1 час)
Лексические и синтаксические особенности жанра. Цель написания заметки. Лаконизм художественных средств. Культура поведения. Умение получать информацию. Ведение записей.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 6. Репортаж как основной жанр журналистики (2 часа)
Предмет репортажа. Форма репортажа (вступление, основная часть, вывод). Особенности ведения репортажа.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 7. Интервью как основной жанр журналистики (2 часа)
Причины, время и место беседы. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Записи со слов интервьюированного. Запись речи собеседника, ее передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 8. Очерк как публицистический жанр (2 часа)
Типы очерка. Сбор материалов. Интервью. Работа по систематизации. План очерка. Лирические отступления. Композиция очерка. Типы авторского повествования.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 9. Рецензия как публицистический жанр (2 часа)
Предмет и задачи жанра. Виды рецензий. Объект исследования. Объем критического произведения. Использование специальной терминологии.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 10. Статья как публицистический жанр (1 час)
Типы статей. Задачи, стоящие перед автором статьи. Признаки статьи. Предмет отображения в статье. Стилистические особенности статьи. Цикл статей. Тема и подтемы. Взаимосвязь заголовков. Авторство и соавторство при создании некоторых статей.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 11. Написание статьи (1 час)
Заголовок. Виды заглавий: слово, словосочетание, предложение, цитата, риторический вопрос и др. План статьи: простой, сложный. Эпиграфы. Цитаты. Связь предложений в тексте (тема – рема). Стилистика текста. Стили речи. Тропы и фигуры. Абзацы. Тема, идея, композиция.
Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.
Тема 12. Редактирование (1 час)
Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная. Язык и реклама. Экология языка.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 13. Выпуск газеты (1 час)
Традиции школьной газеты. Утверждение редакционной коллегии. Определение названия, тематики, идеи, задач номера. Выбор композиции газеты. Оформление газеты.
Форма занятия: деловая игра, практикум.
Требования к уровню освоения курса.
Учащиеся должны знать:
- основные жанры прессы;
- специфику создания статей разных жанров журналистики;
- законы построения номера газеты;
- особенности стилевой организации газеты.
Учащиеся должны уметь:
- логично излагать материал;
- создавать различные по жанру статьи;
- проводить опросы, анкетирование учащихся;
- брать интервью;
- работать индивидуально, в соавторстве, в группе;
- определять и доносить до читателя свою идею;
- соблюдать нормы русского литературного языка и понимать эстетическую функцию языка;
- применять выразительные средства языка, различные приемы построения речи;
- рецензировать тексты разных жанров;
- осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста;
- иллюстрировать свои материалы.
Календарно-тематический план.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды, формы контроля | Дата проведения занятия | |
Теоретическая часть | Практическая часть | ||||
1 | Введение. | 1 час | Опрос | 05.09.2001 | |
2 | Из истории российской журналистики. | 1 час | Тестирование | 12.09.2001 | |
3 | Общее знакомство с жанрами журналистики. | 1 час | Отчет о работе в группах | 19.09.2011 | |
4 | Основные понятия о газете. | 1 час | Опрос | 26.09.2011 | |
5 | Заметка как основной жанр журналистики. | 1 час | Создание заметки | 03.10.2011 | |
6 | Репортаж как основной жанр журналистики. | 1 час | 1 час | Создание репортажа | 10.10.2011 17.10.2011 |
7 | Интервью как основной жанр журналистики. | 1 час | 1 час | Создание интервью | 24.10.2011 14.11.2011 |
8 | Очерк как публицистический жанр. | 1 час | 1 час | Создание очерка | 21.11.2011 28.11.2011 |
9 | Рецензия как публицистический жанр. | 1 час | 1 час | Написание рецензии | 05.12.2011 19.12.2011 |
10 | Статья как публицистический жанр. | 1 час | Написание статьи | 26.12.2011 | |
11 | Написание статьи. | 1 час | Создание статьи в одном из жанров | 16.01.2012 | |
12 | Редактирование. | 1 час | Редактирование статьи | 23.01.2012 | |
13 | Выпуск газеты. | 1 час | Защита проекта «Школьная газета «Девяточка» | 30.01.2012 | |
Всего | 7 часов | 10 часов |
Учебно-методическое обеспечение.
- Развивайте дар слова/ под редакцией Ладыженской Т.А. – М., Просвещение, 1990
- Теория и практика сочинений разных жанров. Сост. Ладыженская Т.А. и Зеналова Т.С..М., Просвещение, 1990.
- Васильева В. А. Делаем новости. - М.: Аспект-Пресс, 2002
- А.И. Акопов. Общий курс издательского дела. Учебное пособие для студентов-журналистов. Под ред. проф. В.В. Тулупова. — Факультет журналистики ВГУ. — Воронеж, 2004.
- Леонид Гвоздев. Техника интервью. Учебное пособие. - Москва, 1999
- Т. Засорина, Н. Федосова. Профессия – журналист, Ростов - на – Дону, 1999
- Котельникова С.А. Аннотация–отзыв–рецензия–эссе // Русский язык в школе. 1998. № 1.
- http: //journ.ucoz.ru/forum (форум сайта Журфак-PRO)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Азбука журналистики"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Азбука журналистики" написана в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы....
Рабочая программа элективного курса "Журналистика в школе" в 9 классе
Программа элективного предпрофильного курса в 9 классе "Журналистика в школе".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4501898","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: l...
Рабочая программа студии арт-журналистики
Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 10-17 лет и может преподаваться в учреждениях дополнительного образования, а также слушателям факультативов в гуманитарных...
Рабочая программа кружка "Мастерская журналистики" (1 год обучения, 2 год обучения)
Рабочие программы кружка "Мастерская журналистики" с календарно-тематическим планированием для первого года обучения и второго года обчения соответтвенно....
Рабочая программа элективного курса «История журналистики»
Рабочая программа элективного курса «История журналистики» 10 класс. ...
Рабочая программа элективного курса "Международная журналистика"
Рабочая программа для 11 класса (элекивный курс)...
- Мне нравится (1)