Рабочая программа кружка "Мастерская журналистики" (1 год обучения, 2 год обучения)
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Рабочие программы кружка "Мастерская журналистики" с календарно-тематическим планированием для первого года обучения и второго года обчения соответтвенно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
с. Перегрёбное
Рабочая программа
«Мастерская журналистики»
для детей 10-18 лет
(1 год обучения)
Величко Ольга Андреевна
Педагог дополнительного образования
с. Перегрёбное
Октябрьский район
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
2011-2012 учебный год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «Мастерская журналистики» |
Направление | Художественно-эстетическое |
Классификация | По функциональному предназначению – учебно-познавательная. По форме организации – групповая. По времени реализации – среднесрочная. По возрастным особенностям – для детей среднего и старшего школьного возраста. |
Составитель программы | Величко Ольга Андреевна |
Рецензент | |
Учредитель | Управление образования и молодёжной политики Администрации Октябрьского района |
Название учреждения | Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.Перегрёбное |
Адрес учреждения | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Октябрьский район, п.Перегрёбное, ул. Строителей, д. 50 |
География | Октябрьский район п. Перегрёбное |
Целевая группа | Наполняемость: 1 год обучения – 12 чел. Возраст – 10-18 лет |
Обоснование для работы программы |
|
Цель программы | Обучение основам журналистики, ориентирование обучающихся к сфере телевизионного производства и издательского дела |
Задачи программы |
|
Сроки реализации | 1 год |
Режим занятий | 1 год обучения – 4 занятия в неделю, 1 занятие – 45 минут |
Ожидаемые результаты |
|
Пояснительная записка
В современном динамичном мире необходимо находиться в центре событий, чтобы быть информированным и коммуникабельным, а также активным и мобильным.
В качестве источника сегодня выступают средства массовой информации (СМИ), к которым относятся периодические издания (газеты, журналы и др.), сетевые ресурсы Интернет, а также телевидение – одно из самых ярких средств информирования.
В связи с этим была разработана программа кружка «Мастерская журналистики», которая включает в себя два вида деятельности: выпуск периодических изданий (газет) и выпуск видеороликов.
Программа кружка «Мастерская журналистики» даёт обучающимся представление об организации работы телевидения, способствует интеллектуальному и эстетическому развитию детей и подростков, развивает их творческий потенциал. Учебная программа построена таким образом, что она даёт не только основы знаний в указанной области, но и расширяет кругозор и эрудицию детей; развивает грамотный подход к изложению и подаче материала, поведению в обществе сверстников и старших товарищей, помогает в овладении основами риторики, диалога и монолога, даёт возможность научиться работе в специальной программе для подготовки выпуска телевизионных продуктов деятельности.
Целью программы является обучение основам журналистики, ориентирование обучающихся к сфере телевизионного производства и издательского дела.
В основу содержания программы положены сведения: о технологии производства телевизионной и газетной продукции, о принципах работы журналиста, сведений о работе таких специальностей: журналист, редактор, дизайнер газеты, ответственный за печать, тележурналист, оператор, звукорежиссер, монтажёр и пр.
В процессе обучения по данной программе предполагается решение следующих учебно-воспитательных и профориентационных задач:
- развитие творческой личности;
- адаптация личности в новых социально-экономических условиях;
- получение начальных сведений в области технологии телевидения и газетного дела.
Программа обучения состоит из трёх этапов:
- начальный этап подготовленности обучающихся (51 час);
- этап освоения деятельности обучающихся (72 часа);
- этап совершенствования деятельности и мастерства обучающихся (25 часов).
В результате обучения по данной программе воспитанники получат следующие знания:
- основы журналистики;
- основы дикторского мастерства;
- технология создания телепередач и газет.
умения и навыки:
- планировать деятельность информационных выпусков (как на бумажном носителе, так и на видео);
- писать статьи в газету и сценарии к программам;
- редактировать тексты;
- держаться перед видеокамерой;
- монтировать и создавать собственное видео.
В процессе реализации программы итогом обучения должны стать выпуски периодического издания – газеты и видеороликов с участием детей 10-18 лет, подготовленных силами обучающихся.
Система организации занятий предполагает следующие виды и формы работы: беседа, тематические игры, решение практических задач (упражнений, заданий, подготовка и выпуск продукта деятельности), творческие задания и пр.
При организации учебных занятий реализуются принципы доступности, преемственности, последовательности, интерактивности, научности.
Система контроля учащихся предполагает выпуск продуктов деятельности (3 периодических издания – газеты и 3 видеоролика), а также итоговое занятие за первое полугодие и весь курс работы, с презентацией общей брошюры всех статей, написанных за год обучения.
В учебном процессе используются диалоговые, интерактивные и деятельностные технологии.
Данная программа рассчитана на 148 часов (на одну группу), из которых 16 часов – занятия теоретического характера, 126 часов - практического характера, 6 часов отводится на подведение итогов.
Таким образом, программа кружка «Мастерская журналистики» - это возможность подготовить ребёнка к фильтрации информационного потока и динамичному изменению не только информации, но и компьютерных технологий.
Содержание программы учебного курса (148)
- Введение (2)
Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности.
- Общие сведения (22)
Краткий рассказ о средствах массовой информации. Сведения о том, что такое журналистика и история её появление.
Телевидение сегодня. Определение функциональных обязанностей тележурналиста и оператора, звукорежиссёра и монтажёра, журналиста и редактора, ответственного за печать газеты и её дизайнера. Виды дизайна. Как его создать?
- Речь профессионала (9)
Культура речи. В чём разница между культурой и культурой речи? Выразительность речи. Почему она должна быть выразительной? Техника речи. Правильное дыхание. Гимнастика языка, его гибкость. Работа речевого аппарата. Артикуляция и дикция.
- Информация в нашем мире (18)
Поток информации, способы её отбора и обработки. Функциональные стили речи: разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публицистический. Текст. Основная мысль текста. Публицистические жанры. Статья как один из жанров публицистики. Требования к оформлению газеты.
- Подготовка и выпуск газеты (13)
Практическая работа по изданию газеты: сбор информации, её обработка (написание статей), оформление газеты в электронном варианте, выпуск газеты, её презентация.
- Телевидение – это здорово! (19)
Программное обеспечение Pinnacle Studio, её возможности (дорожка для работы с видео и фото, титры, звуковая дорожка и дорожка для музыкального сопровождения). Тематический фоторепортаж. Анализ деятельности по созданию тематического фоторепортажа. Видеокамера, е функции. Техническое и программное обеспечение для записи звука.
- Подготовка и выпуск видео (14)
Практическая работа по созданию видеоролика: съёмка материала, её обработка, написание текста для голосового сопровождения видеоматериала, монтаж продукта деятельности, его презентация.
- Обогащение речи журналиста и практическая деятельность по выпуску газет и видеоматериалов (45)
Несловесное общение: голос и его качества, жесты (уместные/неуместные), мимика. Стилистические фигуры речи.
Практическая работа по изданию газеты: сбор информации, её обработка (написание статей), оформление газеты в электронном варианте, выпуск газеты, её презентация.
Практическая работа по созданию видеоролика: съёмка материала, её обработка, написание текста для голосового сопровождения видеоматериала, монтаж продукта деятельности, его презентация.
- Заключительный этап работы в кружке «Мастерская журналистики» (6)
Сбор всех статей в общую брошюру, её оформление. Подведение итогов. Планирование деятельности на следующий учебный год, вручение удостоверений тем, кто прошёл первый год обучения в кружке «Мастерская журналистики».
Методическое обеспечение
Виды и формы работы: беседа, тематические игры, решение практических задач (упражнений, заданий, подготовка и выпуск продукта деятельности), творческие задания и пр.
Принципы доступности, преемственности, последовательности, интерактивности, научности.
Технологии диалоговая, интерактивная и деятельностная.
Материально-техническое оснащение
Персональный компьютер, программное обеспечение Pinnacle Studio, видеокамера, микрофон, презентации, буклеты и бюллетени к занятиям, материалы для работы по технике «Скрапуккинг» (ножницы, ватман, клей, журналы, фломастеры, карандаши), тексты-ошибки, карточки с индивидуальными, парными и групповыми заданиями, психологические тесты, сборник упражнений для развития и укрепления техники речи детей, карты оценки, удостоверения для вручения обучающимся по итогам прохождения первого года обучения в кружке «Мастерская журналистики».
Список литературы для преподавателя
- Анастази, А. Психологическое тестирование: в 2-х т. / А. Анастази. - М., 1982. 240 с.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества/М.М. Бахтин. – М.: Советская Россия, 1979. – 123 с.
- Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления/В.С.Безрукова. – Екатеринбург, 1992.
- Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей / В.А. Борзова, А.А.Борзов. – Самара: Самар. Дом печати, 1994. -315 c.
- Возрастная психология: курс лекций (часть 2)/сост. И. Ю. Устьянцева. - Камышлов: ГОУ СПО КПК, 2008. – 96 с.
- Жирмунский, В.М. Теория стиха/В.М. Жирмунский. – М.: Советский писатель. – 1975. – 137 с.
- Кашлева, Н.В. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио/Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.
- Кузнецов, В.Г. Телевизионная журналистика/В.Г. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. – М.: Высшая школа, 2002. – 256 с.
- Львов, М.Р. Основы теории речи/М.Р. Львов. – М.: Академия, 2000. – 248 с.
- Толмачёва, А.А. Опыт проведения виртуальных экскурсий и телекоммуникационных проектов в средней школе/А.А. Толмачёва// Школьные технологии. – 2006. - № 4. – С. 103-107.
- Тришин, В.А. Студийность в системе образования/В.А. Тришин//Мир образования в мире. – 2006. - № 3. – С. 113-120.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И.Щукина.- М.: Просвещение, 1986-126с.
Список литературы для обучающихся
- Аргирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку/А.Т. Аргирий. – М.: Просвещение, 1995. – 145 с.
- Кашлева, Н.В. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио/Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.
- Кузнецов, В.Г. Телевизионная журналистика/В.Г. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. – М.: Высшая школа, 2002. – 256 с.
- Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Русский язык, 1992. – 958 с.
- Черных, А. Мир современных медиа /А. Черных. – М.: Территория будущего, 2007. – 312 с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
с. Перегрёбное
Рабочая программа
«Мастерская журналистики»
для детей 10-18 лет
(2 год обучения)
Величко Ольга Андреевна
Педагог дополнительного образования
с. Перегрёбное
Октябрьский район
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
2012-2013 учебный год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «Мастерская журналистики» |
Направление | Художественно-эстетическое |
Классификация | По функциональному предназначению – учебно-познавательная. По форме организации – групповая. По времени реализации – среднесрочная. По возрастным особенностям – для детей среднего и старшего школьного возраста. |
Составитель программы | Величко Ольга Андреевна |
Рецензент | |
Учредитель | Управление образования и молодёжной политики Администрации Октябрьского района |
Название учреждения | Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.Перегрёбное |
Адрес учреждения | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Октябрьский район, п.Перегрёбное, ул. Строителей, д. 50 |
География | Октябрьский район п. Перегрёбное |
Целевая группа | Наполняемость: 1 год обучения – 12 чел. Возраст – 10-18 лет |
Обоснование для работы программы |
|
Цель программы | Обучение основам журналистики, ориентирование обучающихся к сфере телевизионного производства и издательского дела |
Задачи программы |
|
Сроки реализации | 1 год |
Режим занятий | 2 год обучения – 4 занятия в неделю, 1 занятие – 45 минут |
Ожидаемые результаты |
|
Пояснительная записка
Цель образования - воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, профессионала в своем деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.
Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду является главным направлением работы кружка. Занимаясь в кружке «Мастерская журналистики» обучающиеся смогут изменять, развивать собственную инициативу, принимать участие в своем жизненном и профессиональном развитии.
Целью программы является обучение основам журналистики, ориентирование обучающихся к сфере телевизионного производства и издательского дела.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- развитие творческой личности;
- адаптация личности в новых социально-экономических условиях;
- получение начальных сведений в области технологии телевидения и газетного дела.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, экскурсии, дискуссии, творческие задания, творческие лаборатории, пресс-конференции, встречи с интересными людьми).
Работа над выпусками газеты и видеороликов предполагает непосредственное участие обучающихся в различных социальных акциях, рассмотрение сложных проблем общества и пр. На занятиях обучающиеся овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, накапливают лексический запас слов.
Программа направлена на выработку у обучающихся основных умений:
- владение теорией газетных и телевизионных жанров;
- умение грамотно изложить информацию;
- умение видеть в произведениях искусства авторское отношение к героям и событиям;
- умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, репортажах, интервью, с точки зрения этики и эстетики;
- умение вести беседу;
- умение определять жанровую природу газетного материала, его структуру, функции языковых средств и деталей;
- умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведения искусства.
Курс ориентирован на дополнительное образование детей от 10 до 17 лет. Этот возрастной период характеризуется стремлением подростков к признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к самореализации, профессиональной ориентации.
В основу содержания программы положены сведения: о технологии производства телевизионной и газетной продукции, о принципах работы журналиста, сведений о работе таких специальностей: журналист, редактор, дизайнер газеты, ответственный за печать, тележурналист, оператор, звукорежиссер, монтажёр и пр.
Программа обучения состоит из трёх этапов:
- начальный этап подготовленности обучающихся (10 часов);
- этап освоения деятельности обучающихся (98 часов);
- этап совершенствования деятельности и мастерства обучающихся (44 часа).
В процессе реализации программы итогом обучения должны стать выпуски периодического издания – газеты и видеороликов с участием детей 10-18 лет, подготовленных силами обучающихся, а также фильм, который является творческим продуктом занятий в кружке «Мастерская журналистики».
Система организации занятий предполагает следующие виды и формы работы: беседа, тематические игры, решение практических задач (упражнений, заданий, подготовка и выпуск продукта деятельности), творческие задания и пр.
При организации учебных занятий реализуются принципы доступности, преемственности, последовательности, интерактивности, научности.
Система контроля учащихся предполагает выпуск продуктов деятельности - газеты и видеоролики, а также итоговый фильм.
В учебном процессе используются диалоговые, интерактивные и деятельностные технологии.
Данная программа рассчитана на 152 часа (на одну группу), из которых 26 часов – занятия теоретического характера, 122 часов - практического характера, 4 часа отводится на подведение итогов.
Таким образом, программа кружка «Мастерская журналистики» - это возможность подготовить ребёнка к фильтрации информационного потока и динамичному изменению не только информации, но и компьютерных технологий.
Содержание программы учебного курса (152)
- Введение и повторение (3)
Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности. Повторение изученного за первый год обучения в кружке «Мастерская журналистики».
- Газетные жанры (29)
Рассказ о газетных жанрах, рассмотрение их специфики.
Интервью как разновидность газетных жанров. Цитирование, способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Записные книжки как форма литературных заготовок. Особенности путёвых заметок как одной из разновидностей газетных жанров. Репортаж. Аннотация, их разновидность. Отзыв - заметка дискуссионного характера. Особенности портретного очерка. Тесты и анкетирования, правила их составления и обработки. Преломление особенностей того или иного жанра в практической деятельности.
- Профессиональная готовность журналиста к работе (10)
Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка и готовность к работе. Нормативно-правовая база работы журналистики. Закон РФ «О печати».
- Литературное редактирование (15)
Основные цели редактирования. Правка-обработка. Правка-переделка. Правка-сокращение. Правка-вычитка. Идейная направленность. Четкость формулировок. Точность, простота и ясность языка. Техника литературного редактирования.
- Маркетинг газеты (7)
Калькуляция выпуска и тиража газеты. Предварительная, сметная и окончательная калькуляция. Реклама, ее виды и возможности использования в газете.
- Телевизионные жанры в современном мире (24)
Рассказ о телевизионных жанрах, рассмотрение их специфики.
Новости как разновидность телевизионных жанров. Специфика телепередачи. Еженедельные и ежедневные программы, их влияние на человека. Роль популярных программ в наше время.
- Особенности работы оператора (18)
«Язык экрана»: кадр (пространственный и временной), план (дальний, общий, средний, поясной, крупный, макроплан), ракурс.
- Создание фильма как вид творчества (44)
Просмотр и обсуждение зарубежных и отечественных фильмов. Этапы работы над созданием фильма. Идея фильма, написание сценария будущего фильма, различные виды съёмок, осуществление монтажа работы – составляющие качественного кино. Создание фильма как длительная и сложная работа над созданием вида искусства.
- Подведение итогов (2)
Подведение итогов за период обучения в кружке «Мастерская журналистики». Посвящение обучающихся в журналисты.
Методическое обеспечение
Виды и формы работы: беседа, тематические игры, решение практических задач (упражнений, заданий, подготовка и выпуск продукта деятельности), творческие задания и пр.
Принципы доступности, преемственности, последовательности, интерактивности, научности.
Технологии диалоговая, интерактивная и деятельностная.
Материально-техническое оснащение
Персональный компьютер, программное обеспечение Pinnacle Studio, видеокамера, микрофон, презентации, буклеты и бюллетени к занятиям, материалы для работы по технике «Скрапуккинг» (ножницы, ватман, клей, журналы, фломастеры, карандаши), тексты-ошибки, карточки с индивидуальными, парными и групповыми заданиями, психологические тесты, сборник упражнений для развития и укрепления техники речи детей, карты оценки, удостоверения для вручения обучающимся по итогам прохождения первого года обучения в кружке «Мастерская журналистики».
Список литературы для преподавателя
- Анастази, А. Психологическое тестирование: в 2-х т. / А. Анастази. - М., 1982. 240 с.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества/М.М. Бахтин. – М.: Советская Россия, 1979. – 123 с.
- Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления/В.С.Безрукова. – Екатеринбург, 1992.
- Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей / В.А. Борзова, А.А.Борзов. – Самара: Самар. Дом печати, 1994. -315 c.
- Возрастная психология: курс лекций (часть 2)/сост. И. Ю. Устьянцева. - Камышлов: ГОУ СПО КПК, 2008. – 96 с.
- Жирмунский, В.М. Теория стиха/В.М. Жирмунский. – М.: Советский писатель. – 1975. – 137 с.
- Кашлева, Н.В. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио/Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.
- Кузнецов, В.Г. Телевизионная журналистика/В.Г. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. – М.: Высшая школа, 2002. – 256 с.
- Львов, М.Р. Основы теории речи/М.Р. Львов. – М.: Академия, 2000. – 248 с.
- Толмачёва, А.А. Опыт проведения виртуальных экскурсий и телекоммуникационных проектов в средней школе/А.А. Толмачёва// Школьные технологии. – 2006. - № 4. – С. 103-107.
- Тришин, В.А. Студийность в системе образования/В.А. Тришин//Мир образования в мире. – 2006. - № 3. – С. 113-120.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И.Щукина.- М.: Просвещение, 1986-126с.
Список литературы для обучающихся
- Аргирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку/А.Т. Аргирий. – М.: Просвещение, 1995. – 145 с.
- Кашлева, Н.В. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио/Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.
- Кузнецов, В.Г. Телевизионная журналистика/В.Г. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. – М.: Высшая школа, 2002. – 256 с.
- Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Русский язык, 1992. – 958 с.
- Черных, А. Мир современных медиа /А. Черных. – М.: Территория будущего, 2007. – 312 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет
Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовате...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)
по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)...
рабочая программа ДО "Журналистика"
рабочая программа содержит пояснительную записку, ктп, тематический план, расчитана на 2 группы...
Рабочая программа кружка " Журналистика"
Данная программа реализует один из двух аспектов изучения предмета русского языка, на базе которого создан этот курс, а именно - технологический подход, в котором информатика рассматривается как средс...
Рабочая программа кружка "Журналистика"
Занятия в кружке «Журналистика» развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело; позволяют мак...
Рабочая программа по журналистике
Рабочая программа кружка журналистики в школе для 1ого года обученияВозраст детей -8-9 лет...
:Рабочая программа. Кружок "Журналистика" 8 класс
Кружковая деятельность в общеобразовательной организации. Журналистика в 8-11 кл....