Урок русского языка в 11 классе
презентация к уроку русского языка (11 класс) по теме

Седельникова Оксана Антоновна

Повторение в 11 классе, подготовка к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnoe_predlozhenie.rar91.81 КБ

Подписи к слайдам:

Типы сложных предложений
Типы сложных предложений
Сложносочиненное предложение
Сложноподчиненное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Отношения между частями
Равноправие
Подчинение (есть главная и придаточная часть)
Равноправие и подчинение
В зависимости от средств связи
Интонация+сочинительные союзы
Интонация+подчинительные союзы или союзные слова
Интонация
Пунктуационные знаки
Запятая
Запятая
Запятая, точка с запятой, двоеточие и тире
Примеры
Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.
Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть.
Чин следовал ему - он службу вдруг оставил.
Айдырля – это река, правый приток реки Суундук. Название переводится с казахского и обозначает «небритый клок на макушке, коса». Объясняется такое значение характером окружающей местности. Местное население обычно так называет возвышенности с большой кучей камней в виде конуса или одинокие холмы с растительностью наверху.Есть и народные легенды, связанные с именем Айдырля. Одна из них рассказывает о дочери бая, красавице Айдырле. Много женихов сваталось к ней, но все они признавались недостойными. Однажды в эти края прикочевал бай с двумя красивыми и сильными сыновьями. Влюбилась в них девушка. Только борьба могла решить, кому из братьев достанется в жёны Айдырля. Долго продолжался поединок. На пятый день упали оба брата, измученные в борьбе. Не вынесла такого горя Айдырля, бросилась с высокой скаля в быстрые волны и погибла, оставив своё имя реке.Как ты думаешь, где здесь правда, а где вымысел? Могли ли быть такие события?
Виды придаточных предложений
Определительные
Изъяснительные
Обстоятельственные
1. отвечают на вопрос какой? чей?
1. отвечают на падежные вопросы
1. отвечают на вопросы обстоятельств
2. относятся к имени сущ. в главной части
2. относятся к глаголам и кратким прил. со значением речи, мысли и чувства
2. относятся ко всей главной части
3. присоединяются при помощи союзных слов который, какой, где, чей и др.
3. при помощи союзов и союзных слов что, чтобы, о чем, где, частицы ли и др.
3. при помощи союзов и союзных слов в зависимости от вида: образа действия и степени (как, сколько, насколько), места (где, куда, откуда), времени (когда, пока, едва), причины (потому что, так как), следствия (так что), цели (чтобы, для того чтобы), условия (если, когда, раз), уступки (хотя, несмотря на то что), сравнения (как, словно, будто).
Примеры
Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания.
Мне кажется, что я не покидал России. Он не знал, скоро ли прибудет поезд.
Надо знать приметы, чтобы не заблудиться в лесах.
Задание 2. Определите вид придаточного предложения.1. Ежегодно в одном из знаменитых цветочных садов мира, который расположен в Дании, проходит выставка тюльпанов. (Определит.)2. Многие считают, что родина этих прекрасных цветов – Турция, а не Голландия. (Изъяснительн.)3. Когда тюльпан попал на континент, его возводят в культ. (Времени)4. Если вы будете изучать русский язык, то вам откроется мир безграничных радостей. (Условия)5. И колючей веткой ель в окно стучала, как стучит порою путник запоздалый. (Сравнения)6. Надо знать приметы, чтобы не заблудиться в лесах. (Цель)7. Дни стояли теплые, солнечные, несмотря на то что наступил сентябрь. (Уступки)8. Где острые кораллы мешали свободно ступать, он вел меня под руку. (Места)9. Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться. (Причины)10. Ночь последовала за днем без промежутка, как это бывает на юге. (Образа действия)
СПП с несколькими придаточными
1. С последовательным подчинением:
Я видел и слышал поразительные вещи, о которых не люблю рассказывать, потому что все равно не поверят. какие? почему? [ сущ. ] ,( о которых …) , ( потому что …).
2. С параллельным подчинением:
Когда в губернском городе С. проезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители говорили, что, напротив, в С. все хорошо. когда? что? ( когда … ) , [ ] , ( что … ).
3. С однородным подчинением:
Слышно было, как над полем пел жаворонок, как вдали куковала кукушка.. что? [ ] ,( как … ) , ( как … ).
Для того, чтобы определить вид подчинения придаточных частей в СПП, нужно:Внимательно прочитать предложениеОпределить количество частей в нем, выделив грамматические основы, указать границы, расставив знаки препинанияНайти главное по смыслу предложение и придаточныеЗадать вопросы к придаточным, найти средства связи (союзы или союзные слова), определить к какому слову они относятся (или ко всему главному предложению)Определить значение придаточных (определительное, изъяснительное, обстоятельственное), указать вид подчинения (последовательное, параллельное, однородное, смешанного типа)Нарисовать схему.
Пунктуация в БСП
Знойные и сухие ветра разгоняли тучи, солнце нещадно палило хлеба и травы.Узкая, длинная коса, вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню, терялась где-то вдали; серая мгла скрывала землю.Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.Я доверяю любящим: они великодушны.
Соотносится с ССП
Соотносится с СПП
,
;
 -
:

перечисление каких-либо фактов, явлений (и)
перечисление, но предложения более распространены, т.е. есть уже запятые (и)
противопоставление явлений (а, но, однако)
1. второе предложение указывает на: - причину (потому что, так как) - пояснение (а именно) - дополнение (что, как)
одно из предложений указывает на: - время или условие (когда, если) - вывод, следствие (так что) -быстрая смена событий

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...