Рабочая программа по русскому языку 7 класс базовый уровень
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы". Авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва,"Просвещение", 2009 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_7_klass.doc | 486 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании методсовета
Протокол № от « » 2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ «Быковская ООШ» Н.В. Рагозина « » 2012 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Быковская ООШ» А.М. Павленко Приказ № от « » 2012 г. |
Рабочая программа педагога
Власовой Галины Михайловны
I квалификационная категория
по учебному курсу «Русский язык»
7 класс
Базовый уровень
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения.
В Федеральном компоненте государственного стандарта и Примерной программе основного общего образования по русскому языку Министерства образования РФ сформулирована общая стратегия обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Основные принципы организации учебного материала раскрываются в авторских программах.
Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы», Авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Москва, «Просвещение», 2009 год, учебника для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А. Баранова, Т.А. Ладыженской и других «Русский язык 7 класс, изд «Просвещение», М., 2012 год, инструктивно-методического письма управления образования и науки Белгородской области Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов о преподавании русского языка в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
При составлении рабочей программы изменено количество часов на изучение орфографии и пунктуации. Цель данного изменения – организация работы по подготовке к новой форме государственной итоговой аттестации за курс основной школы и ЕГЭ уже в 5-6 классах общеобразовательной школы, что не только формирует у школьников навык выполнения заданий в тестовой форме, но и позволяет разносторонне проверять знания учащихся. Поскольку учебники 10-11 классов в полной мере не обеспечивают блочное повторение орфографии и пунктуации, назревает необходимость структурирования учебного материала в целях реализации практических задач курса и интенсификации процесса изучения русского языка. В этой связи при отработке правописных орфографических и пунктуационных блоков опираюсь на методику интенсивного обучения правописанию (автор: к.п.н., доцент Крымского республиканского института последипломного педагогического образования Т.Я.Фролова). Методика представлена пособиями «Мы пишем без ошибок» (5-6 класс, 7-9 класс), «Грамотность за 12 занятий», «Сборник таблиц в рисунках и схемах». В примечаниях к планированию даны ссылки на выше названные пособия по ред. Т.Я. Фроловой.
По Программе общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы на изучение русского языка выделяется 170 часов; в соответствии с учебным планом на освоение программного материала выделяется 130 часов (из расчёта 6 учебных часов в неделю).
Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Цели обучения:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений познавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навык самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
В Федеральном компоненте государственного стандарта содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции учащихся, обозначено первым разделом. Программа по русскому языку для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Все эти требования реализованы в настоящем примерном планировании.
В соответствии с БУПом учебное время, отведенное на изучение русского языка в 7 классе, уменьшилось на 30 часов. Для того чтобы реализовать цели обучения, учителю следует совершенствовать образовательный процесс. Наряду с традиционными уроками необходимо использовать такие формы занятий, как практикумы, консультации, собеседования, в хорошо подготовленных классах – семинары, творческие зачеты и т.д. Для успешной работы в рамках комплексной подачи материала учитель должен приобщить учащихся к использованию научно-популярной литературы (словарей, справочников, пособий, энциклопедий) по русскому языку и лингвистике в целом. В данном примерном планировании при изучении каждой темы обозначены уроки обобщающего характера.
Свободное владение родным русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Изменения, внесенные в рабочую программу
Количество часов по Программе общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы - 170 | Количество часов по рабочей программе 140 |
Русский язык как развивающееся явление –1 | 1 |
Повторение пройденного в V-VI классах - 12+2 | 6+2 С целью более качественного изучения сложных тем «Причастие» и «Деепричастие» на повторение изученного уменьшено количество часов с 12 до 6 |
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие– 25+6 | 21+6 Изучение темы «Причастие» уменьшено на четыре часа |
Деепричастие 10+2 | 9+2 |
Наречие - 28+6 | 18+8 С целью обучения учащихся написанию контрольного сочинения считаю целесообразным увеличить количество часов на развитие речи с 2-х до 4-х внутри данного раздела |
Категория состояния – 4+2 | 4+2 С целью развития речи учащихся в данном разделе увеличила на один час число часов на данный вид работы |
Служебные части речи. Культура речи - 1 | 1 |
Предлог – 11+2 | 8+2 |
Союз – 16+2 | 13+3 |
Частица – 18+4 | 12+4 |
Междометие. Звукоподражательные слова - 4 | 4 |
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе – 12+2 | 12+2 |
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа,
- государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог;
- сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического стилей, языка художественной литературы;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, орфографические, пунктуационные);
- нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения;
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
- свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление, письмо, дневниковые записи);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (обмен мнениями);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
- исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
журнал «Русский язык в школе».
Количество часов по плану-140
Количество часов в неделю-4
Контроль:
Диктантов-2
Тестирований-2
Сочинений-2
Изложений- 2
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе
№ п/п | Календарные сроки | Темы учебного занятия | Тип урока | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля, самостоятельной работы | Подготовка к ГИА | |
Дата | Изм. дата | ||||||
1 | Русский язык как развивающееся явление | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: основные особенности развития русского языка Уметь: анализировать тексты | ||||
Повторение пройденного в V-VI классах 6+2 | |||||||
2 | Повторение. Синтаксис. Словосочетание и предложение | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: материал о словосочетании и предложении Уметь: ставить знаки препинания в предложениях | Объяснительный диктант | 5.1 5.2 | ||
3 | Повторение. Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор. | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: виды синтаксического и пунктуационного разбора Уметь: производить вышеуказанные виды разборов | Подготовительный диктант | 5.12 5.13 | ||
4 | Повторение. Лексика и фразеология | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: понятия – лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы Уметь: ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью | Анализ предложений с объяснением орфограмм и пунктограмм | 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 | ||
5 | Повторение. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: теоретические сведения о фонетике Уметь: производить фонетический разбор слов | Подготовительный диктант | 1.1 1.2 | ||
6 | Повторение. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова. | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: теоретические сведения по разделу Уметь: делать морфемный и словообразовательный разбор | Объяснительный диктант | 3.1 3.2 3.3 3.4 | ||
7 | Повторение. Морфемный и словообразовательный разбор слова. | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: основные сведения по морфологии, разграничивать части речи по их морфологическим признакам Уметь: находить и выделять орфограмму «Безударная гласная в окончаниях изменяемых частей речи» | Диктант с графическим и устным комментированием орфограммы в окончаниях глаголов | 3.1 3.2 3.3 3.4 | ||
8 | Р.р. Публицистический стиль | Урок развития речи | Знать: что такое текст, типы текста, структуру текстов различных стилей Уметь: анализировать текст | Анализ текста | 8.3 | ||
9 | Р.р. Жанры публицистического стиля, его особенности | Урок развития речи | Знать: стили литературного языка Уметь: определять стили литературного языка, анализировать текст | Анализ текста | 8.3 | ||
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. 21+6 | |||||||
10 | Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: морфологические признаки глагола Уметь: находить глагол в тексте, определять его морфологические признаки и синтаксическую роль | Словарный диктант | 4.1 | ||
11 | Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Синтаксическая роль причастий в предложении | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: о причастии как о части речи, грамматические признаки причастия Уметь: отличать причастие от прилагательного | Тестирование | 4.1 | ||
12 | Р.р. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура | Урок развития речи | Знать: основные признаки публицистического стиля Уметь: анализировать текст | Работа с прессой | 8.6 | ||
13 | Действительные и страдательные причастия | Урок комплексного применения знаний | Знать: отличие действительных причастий от страдательных Уметь: ставить знаки препинания при причастном обороте | Тестирование | 4.1 | ||
14 | Полные и краткие страдательные причастия | Урок комплексного применения знаний | Знать: о страдательных причастиях, о полных и кратких страдательных причастиях Уметь: находить краткие и полные страдательные причастия в тексте | Тестирование | 4.1 | ||
15 | Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота | Урок комплексного применения знаний | Знать: что такое причастный оборот Уметь: находить определяемое слово, ставить знаки препинания при причастном обороте | Тест | 4.1 | ||
16 | Текстообразующая роль причастий | Урок комплексного применения знаний | Знать: о роли причастий в тексте Уметь: составлять тексты с использованием причастий | 4.1 | |||
17 | Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: сходство склонения причастий и прилагательных Уметь: разбирать словосочетания | Выборочный диктант | 4.1 | ||
18 | Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: сходство склонения причастий и прилагательных Уметь: разбирать словосочетания | Выборочный диктант | 4.1 | ||
19 | Р.р. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности. Устный пересказ исходного текста с описанием внешности | Урок развития речи | Знать: что такое словесный портрет Уметь: описывать картины, выделять на письме причастные обороты | Устное рисование | 8.4 | ||
20 | Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени | Урок комплексного применения знаний | Знать: о действительных и страдательных причастиях Уметь: находить краткие и полные страдательные причастия в тексте | Тестирование | 4.1 | ||
21 | Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени | Урок комплексного применения знаний | Знать: о действительных и страдательных причастиях Уметь: находить краткие и полные страдательные причастия в тексте | Тестирование | 4.1 | ||
22 | Диктант по теме «Причастие» | Урок коррекции и контроля знаний | Знать: теоретические сведения о причастии Уметь: находить и выделять изученные орфограммы в причастиях | Диктант | |||
23 | Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени | Урок комплексного применения знаний | Знать: о действительных и страдательных причастиях Уметь: находить краткие и полные страдательные причастия в тексте | Тестирование | |||
24 | Не с причастиями | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: правила слитного и раздельного написания не с причастиями Уметь: находить и выделять изучаемую орфограмму | Объяснительный диктант | 6.13 | ||
25 | Не с причастиями | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: правила слитного и раздельного написания не с причастиями Уметь: находить и выделять изучаемую орфограмму | Объяснительный диктант | 6.13 | ||
26 | Р.р. Подготовка к выборочному изложению по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» | Урок развития речи | Знать: как письменно излагать текст Уметь: писать выборочные изложения, использовать в тексте причастия | Написание выборочного изложения | 8.6 | ||
27 | Р.р. Написание выборочного изложения по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» | Урок развития речи | Знать: как письменно излагать текст Уметь: писать выборочные изложения, использовать в тексте причастия | Написание выборочного изложения | 8.6 | ||
28 | Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий | Урок комплексного применения знаний | Знать: о правописании гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий Уметь: обозначать изучаемую орфограмму в словах | Объяснительный диктант | 6.7 | ||
29 | Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий | Урок комплексного применения знаний | Знать: о правописании гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий Уметь: обозначать изучаемую орфограмму в словах | Объяснительный диктант | 6.7 | ||
30 | Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глагола | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: о правописании одной и двух букв н в суффиксах полных причастий, одной буквы н в отглагольных прилагательных | Диктант с устным и графическим комментированием | 6.8 | ||
31 | Р.р. Подготовка к классному сочинению - описанию внешности человека | Урок развития речи | Знать: как описывается внешность человека Уметь: писать сочинения-описания | Подбор материалов к сочинению | 8.6 | ||
32 | Р.р. Написание классного сочинения – описания внешности человека | Урок развития речи | Знать: как описывается внешность человека Уметь: писать сочинения-описания | Написание сочинения-описания внешности человека | 8.6 | ||
33 | Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глагола | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: о правописании одной и двух букв н в суффиксах полных причастий, одной буквы н в отглагольных прилагательных | Диктант с устным и графическим комментированием | 6.8 | ||
34 | Одна буква н в кратких причастиях | Урок закрепления знаний | Знать: о правописании одной буквы н в кратких причастиях | Предупредитель ный диктант | 6.8 | ||
35 | Обобщение и систематизация по теме «Причастие» | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: всё о причастии Уметь: производить лингвистический разбор | Тест | |||
36 | Контрольное тестирование №1 по теме: «Причастие» | Урок коррекции и контроля знаний | Знать: теоретические сведения о причастии Уметь: находить и выделять изученные орфограммы | Контрольное тестирование | |||
Деепричастие 9+2 | |||||||
37 | Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: что такое глаголи его морфологические признаки Уметь: находить глаголы в предложениях и определять их синтаксическую роль | Объяснительный диктант | 4.1 | ||
38 | Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: что такое деепричастие Уметь: находить связь между деепричастиями, глаголами и наречиями | Объяснительный диктант | 4.1 | ||
39 | Текстообразующая роль деепричастий | Урок комплексного применения знаний | Знать: о роли деепричастий в тексте Уметь: составлять тексты с использованием деепричастий | 4.1 | |||
40 | Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте | Урок комплексного применения знаний | Знать: что такое причастный оборот Уметь: находить определяемое слово, ставить знаки препинания при причастном обороте | Комментированный диктант | 7.4 | ||
41 | Р.р. Подготовка к классному сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь» | Урок развития речи | Знать: методику написания сочинения по картине Уметь: делать описание по картине | Подбор материалов к сочинению | 8.6 | ||
42 | Р.р. Написание классного сочинения по картине С. Григорьева «Вратарь» | Урок развития речи | Знать: методику написания сочинения по картине Уметь: делать описание по картине | Написание сочинения | 8.6 | ||
43 | Выделение одиночного деепричастия запятыми | Урок комплексного применения знаний | Знать: о постановке запятых при одиночном деепричастии Уметь: выделять одиночные деепричастия запятыми | 7.4 | |||
44 | Не с деепричастиями | Урок комплексного применения знаний | Знать: о раздельном написании не с деепричастиями Уметь: находить и выделять изучаемую орфограмму | Лингвистический разбор, конструирование предложений | 6.11 | ||
45 | Деепричастия несовершенного и совершенного вида и их образование | Урок комплексного применения знаний | Знать: об образовании деепричастий несовершенного вида Уметь: образовывать деепричастия от глагола, сохраняя его вид | Лингвистический разбор | 4.1 | ||
46 | Обобщение и систематизация по теме «Деепричастие» | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: всё о деепричастии Уметь: производить лингвистический разбор | Словарный диктант с заданием | |||
47 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | Урок коррекции и контроля знаний | Знать: всё о деепричастии Уметь: самостоятельно работать | Контрольный диктант | |||
Наречие 18+8 | |||||||
48 | Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: определение наречия, его грамматические признаки и синтаксическую роль Уметь : находить наречия и определять их грамматические признаки и синтаксическую роль | Словарный диктант | 4.1 | ||
49 | Степени сравнения наречий и их образование | Урок комплексного применения знаний | Знать: о степенях сравнения наречий Уметь: образовывать степени сравнения наречий | Конструирование предложений | 4.1 | ||
50 | Р.р. Подготовка к классному сочинению по картине И. Попова «Первый снег» | Урок развития речи | Знать: методику написания сочинения по картине Уметь: отбирать материал к сочинению | Написание сочинения | 8.6 | ||
51 | Р.р. Написание сочинения по картине И. Попова «Первый снег» | Урок развития речи | Знать: методику написания сочинения по картине Уметь: отбирать материал к сочинению | Написание сочинения | 8.6 | ||
52 | Степени сравнения наречий и их образование | Урок комплексного применения знаний | Знать: о степенях сравнения наречий Уметь: образовывать степени сравнения наречий | Конструирование предложений | 4.1 | ||
53 | Текстообразующая роль наречий. | Урок комплексного применения знаний | Знать: роль наречий в тексте как средства более точного и образного выражения мысли, как средства связи предложений Уметь: составлять тексты с использованием наречий | Анализ текста, записанного на доске, индивидуальная работа по карточкам | |||
54 | Р.р. Подготовка к классному сочинению-рассуждению по теме «Прозвища» | Урок развития речи | Знать: методику написания сочинения-рассуждения, типы речи Уметь: самостоятельно писать сочинения-рассуждения | Написание сочинения | 8.6 | ||
55 | Р.р. Написание классного сочинения-рассуждения по теме «Прозвища» | Урок развития речи | Знать: методику написания сочинения-рассуждения, типы речи Уметь: самостоятельно писать сочинения-рассуждения | Написание сочинения | 8.6 | ||
56 | Словообразование наречий | Урок закрепления знаний | Знать: о словообразовании наречий Уметь: образовывать наречия | Конструирование предложений | 4.1 | ||
57 | Правописание не с наречиями на -о и -е | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: о правописании не с наречиями на –о и –е Уметь: находить и выделять изучаемую орфограмму | Подготовительный диктант | 6.11 | ||
58 | Правописание не с наречиями на -о и -е | Урок закрепления новых знаний | Знать: о правописании не с наречиями на –о и –е Уметь: находить и выделять изучаемую орфограмму | Диктант «Проверь себя» | 6.11 | ||
59 | Не- и ни- в наречиях | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: правила правописания не и ни с местоимениями и наречиями Уметь: правильно выбрать гласную е, и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | Лингвистический разбор | 6.13 | ||
60 | Р.р. Описание действий как вид текста. Подготовка к классному контрольному сочинению по теме «Учимся работать» | Урок развития речи | Знать: как описываются действия человека Уметь: писать сочинения-описания | Подбор материалов к сочинению | 8.6 | ||
61 | Р.р. Написание классного контрольного сочинения по теме «Учимся работать» | Урок развития речи | Знать: как описываются действия человека Уметь: писать сочинения-описания | Написание сочинения-описания внешности человека | 8.6 | ||
62 | Не- и ни- в наречиях | Урок закрепления новых знаний | Знать: правила правописания не и ни с местоимениями и наречиями Уметь: правильно выбрать гласную е, и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | Лингвистический разбор | 6.13 | ||
63 | Р.р. Подготовка к классному контрольному изложению по теме «Равнодушие» | Урок развития речи | Знать: методику написания изложения Уметь: писать изложения | Написание изложения | 8.6 | ||
64 | Р.р. Написание классного контрольного изложения по теме «Равнодушие» | Урок развития речи | Знать: методику написания изложения Уметь: писать изложения | Написание изложения | 8.6 | ||
65 | Одна и две буквы н в наречиях на - о и - е | Урок первичного изучения знаний | Знать: одна и две буквы н в наречиях на - о и – е Уметь: применять на практике изучаемую орфограмму | Предупредительный диктант | 6.8 | ||
66 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: правописание о и е после шипящих в различных частях речи Уметь: находить и обозначать изучаемую орфограмму | Объяснительный диктант | 6.7 | ||
67 | Суффиксы о и а на конце наречий | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: о правописании о и а на конце наречий Уметь: находить и обозначать изучаемую орфограмму | Лингвистический разбор, объяснительный диктант | 6.7 | ||
68 | Дефис между частями слова в наречиях | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: случаи употребления дефиса в различных частях речи, в том числе и в наречии Уметь: находить и обозначать изучаемую орфограмму | Объяснительный диктант | 6.16 | ||
69 | Дефис между частями слова в наречиях | Урок закрепления знаний | Знать: случаи употребления дефиса в различных частях речи, в том числе и в наречии Уметь: находить и обозначать изучаемую орфограмму | Выборочный диктант | 6.16 | ||
70 | Слитные и раздельные написания наречий | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: закономерности слитного и раздельного написания наречий Уметь: отличать наречие от сочетаний именных частей речи с предлогами | Тест | 6.11 | ||
71 | Буква ь после шипящих на конце наречий | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: знать об употреблении мягкого знака на конце наречий Уметь: находить и выделять данную орфограмму | Объяснительный диктант | 6.4 | ||
72 | Обобщение и систематизация по теме «Наречие» | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: правила, изученные в данной теме Уметь: анализировать текст | Свободный диктант | |||
73 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | Урок коррекции и контроля знаний | Знать: правила, изученные в данной теме Уметь: анализировать текст | Контрольный диктант | |||
Категория состояния 4+2 | |||||||
74 | Категория состояния как часть речи, её отличие от наречия | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: что такое категория состояния, её особенности Уметь: отличать категорию состояния от наречия | Диктант | 4.1 | ||
75 | Р.р. Подготовка к классному контрольному изложению по теме: «Обыкновенная земля» | Урок развития речи | Знать: методику написания изложения Уметь: писать изложения | Написание изложения | 8.6 | ||
76 | Р.р. Написание классного контрольное изложения по теме: «Обыкновенная земля» | Урок развития речи | Знать: методику написания изложения Уметь: писать изложения | Написание изложения | 8.6 | ||
77 | Синтаксическая роль слов категории состояния | Урок закрепления новых знаний | Знать: что такое категория состояния, её особенности Уметь: отличать категорию состояния от наречия | 8.6 | |||
78 | Синтаксическая роль слов категории состояния | Урок закрепления новых знаний | Знать: что такое категория состояния, её особенности Уметь: отличать категорию состояния от наречия | 8.6 | |||
79 | Обобщение и систематизация по теме «Категория состояния» | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: правила, изученные в данной теме Уметь: анализировать текст | Свободный диктант | |||
80 | Служебные части речи. Культура речи 1 | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: отличие самостоятельных частей речи от служебных Уметь: определять части речи | Объяснительный диктант | 4.2 | ||
Предлог 8+2 | |||||||
81 | Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: что такое предлог, какие отношения он выражает Уметь: находить предлоги | Лингвистический разбор | 4.2 | ||
82 | Непроизводные и производные предлоги | Урок комплексного применения знаний | Знать: об отличии производных предлогов от непроизводных Уметь: образовывать производные предлоги | Предупредительный диктант | 4.2 | ||
83 | Простые и составные предлоги | Урок комплексного применения знаний | Знать: об отличии простых предлогов от составных Уметь: находить предлоги в тексте | Объяснительный диктант | 4.2 | ||
84 | Текстообразующая роль предлогов | Урок комплексного применения знаний | Знать: роль предлогов в тексте как средства более точного и образного выражения мысли, как средства связи предложений Уметь: составлять тексты с использованием предлогов | Предупредительный диктант | 4.2 | ||
85 | Р.р. Подготовка к классному сочинению по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа» | Урок развития речи | Знать: методику написания сочинения по картине Уметь: делать описание по картине | Подбор материалов к сочинению | 8.6 | ||
86 | Р.р. Написание классного сочинения по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа» | Урок развития речи | Знать: методику написания сочинения по картине Уметь: делать описание по картине | Написание сочинения | 8.6 | ||
87 | Слитное и раздельное написание предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.) | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов Уметь: отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи | Выборочный диктант | 6.16 | ||
88 | Дефис в предлогах из-за, из-под | Урок закрепления знаний | Знать: условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов Уметь: отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи | Предупредительный диктант | 6.16 | ||
89 | Обобщение и систематизация по теме «Предлог» | Урок обобщающего повторения | Знать: правила написания наречий Уметь: применять изученные правила на практике | ||||
90 | Диктант по теме «Предлог» | Урок коррекции и контроля знаний | Знать: правила, изученные в данной теме Уметь: анализировать текст | Диктант | |||
Союз 13+3 | |||||||
91 | Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: что такое союз, основные функции союза Уметь: находить союзы | Лингвистический разбор | 4.2 | ||
92 | Простые и составные союзы | Урок комплексного применения знаний | Знать: об отличии простых союзов от составных Уметь: находить союзы в тексте | Объяснительный диктант | 4.2 | ||
93 | Союзы сочинительные и подчинительные | Урок комплексного применения знаний | Знать: отличие сочинительных и подчинительных союзов Уметь: определять разряд союзов | Анализ предложений | 4.2 | ||
94 | Сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные | Урок комплексного применения знаний | Знать: об условиях постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении Уметь: ставить знаки препинания в союзных сложных предложениях | Конструирование и разбор предложений | 4.2 | ||
95 | Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложении | Урок комплексного применения знаний | Знать: группы сочинительных союзов Уметь: ставить знаки препинания в союзных сложных предложениях | Конструирование и разбор предложений | |||
96 | Употребление подчинительных союзов в сложном предложении | Урок комплексного применения знаний | Знать: отличие сочинительных и подчинительных союзов Уметь: определять разряд союзов | Анализ предложений | |||
97 | Р.р. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности | Урок комплексного применения знаний | Знать: о функции и значении союзов в художественных текстах Уметь: составлять предложения и тексты | Конструирование предложений | 8.6 | ||
98 | Текстообразующая роль союзов | Урок комплексного применения знаний | Знать: о роли союзов в предложении Уметь: составлять текст с использованием союзов | Синтаксический разбор предложений | |||
99 | Р.р. Подготовка к классному контрольному сочинению по теме: «Книга – наш друг и советчик» | Урок развития речи | Знать: методику написания сочинений Уметь: писать сочинения на заданную тему | Написание контрольного сочинения | 8.6 | ||
100 | Р.р. Написание контрольного сочинения по теме: «Книга – наш друг и советчик» | Урок развития речи | Знать: методику написания сочинений Уметь: писать сочинения на заданную тему | Написание контрольного сочинения | 8.6 | ||
101 | Слитные и раздельные написания союзов | Урок комплексного применения знаний | Знать: правило слитного и раздельного написания союзов Уметь: находить и выделять орфограмму | Тест | 6.11 | ||
102 | Слитные и раздельные написания союзов | Урок комплексного применения знаний | Знать: правило слитного и раздельного написания союзов Уметь: находить и выделять орфограмму | Тест | 6.11 | ||
103 | Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же | Урок комплексного применения знаний | Знать: принципы отличия на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же Уметь: находить и выделять орфограмму | Лингвистический разбор | |||
104 | Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же | Урок комплексного применения знаний | Знать: принципы отличия на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же Уметь: находить и выделять орфограмму | Лингвистический разбор | |||
105 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Союз» | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: правила правописания союзов Уметь: производить лингвистический разбор | Подготовительный диктант | |||
106 | Диктант по теме «Союз» | Урок коррекции и контроля знаний | Знать: правила, изученные в данной теме Уметь: анализировать текст | Диктант | |||
Частица 12+4 | |||||||
107 | Частица как служебная часть речи | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: особенности частицы как служебной части речи Уметь: отличать частицы от других частей речи | Словарный диктант | 4.2 | ||
108 | Синтаксическая роль частиц в предложении | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: особенности частицы как служебной части речи Уметь: отличать частицы от других частей речи | Словарный диктант | 4.2 | ||
109 | Формообразующие частицы | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: разряды частиц, что такое формообразующие частицы Уметь: отличать частицы от других частей речи | Лингвистический разбор | 4.2 | ||
110 | Смысловые частицы | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: разряды частиц, что такое формообразующие частицы Уметь: отличать частицы от других частей речи | Комментированное письмо | 4.2 | ||
111 | Р.р. Подготовка к классному сочинению по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | Урок развития речи | Знать: методику написания сочинения по картине Уметь: делать описание по картине | Подбор материалов к сочинению | 8.6 | ||
112 | Р.р. Написание классного сочинения по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | Урок развития речи | Знать: методику написания сочинения по картине Уметь: делать описание по картине | Написание сочинения | 8.6 | ||
113 | Текстообразующая роль частиц | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: о роли частиц в создании текста Уметь: употреблять частицы в речи | Комментированное письмо | |||
114 | Различение на письме частиц не и ни | Урок комплексного применения знаний | Знать: о частицах не и ни, о правописании не с различными частями речи Уметь: отличать частицы не и ни от составных союзов | Раздельное и дефисное написание частиц | 6.13 | ||
115 | Различение на письме частиц не и ни | Урок комплексного применения знаний | Знать: о частицах не и ни, о правописании не с различными частями речи Уметь: отличать частицы не и ни от составных союзов | Раздельное и дефисное написание частиц | 6.13 | ||
116 | Р.р. Подготовка к обучающему сочинению-рассказу по данному сюжету | Урок развития речи | Знать: методику написания рассказа по данному сюжету Уметь: писать рассказ по данному сюжету | Написание сочинения | 8.6 | ||
117 | Р.р. Написание обучающего сочинения - рассказа по данному сюжету | Урок развития речи | Знать: методику написания рассказа по данному сюжету Уметь: писать рассказ по данному сюжету | Написание сочинения | 8.6 | ||
118 | Правописание не и ни с различными частями речи | Урок комплексного применения знаний | Знать: правило правописания не с различными частями речи Уметь: находить и выделять изучаемую орфограмму | Подготовительный диктант | 6.13 | ||
119 | Правописание не и ни с различными частями речи | Урок комплексного применения знаний | Знать: правило правописания не с различными частями речи Уметь: находить и выделять изучаемую орфограмму | Подготовительный диктант | 6.13 | ||
120 | Правописание не и ни с различными частями речи | Урок комплексного применения знаний | Знать: правило правописания не с различными частями речи Уметь: находить и выделять изучаемую орфограмму | Подготовительный диктант | 6.13 | ||
121 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Частица» | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: теоретические сведения о частице Уметь: находить и выделять орфограммы | Словарный диктант, лингвистический разбор | |||
122 | Контрольное тестирование №2 по теме: «Служебные части речи» | Урок коррекции и контроля знаний | Знать: теоретические сведения об изученном в 7 классе Уметь: находить и выделять изученные орфограммы | Контрольное тестирование | |||
Междометие. Звукоподражательные слова 4 | |||||||
123 | Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложениях | Урок первичного изучения новых знаний | Знать: о междометии как особой части речи, о грамматических признаках и роли междометий Уметь: находить в тексте междометия и употреблять их в своей речи | Подготовительный диктант | |||
124 | Звукоподражательные слова и их отличие от междометий | Урок закрепления новых знаний | Знать: о междометии как особой части речи, о грамматических признаках и роли междометий Уметь: находить в тексте междометия и употреблять их в своей речи | Объяснительный диктант | |||
125 | Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий | Урок закрепления новых знаний | Знать: о постановке дефиса в междометиях Уметь: писать междометия | Лингвистический разбор | 6.16 | ||
126 | Запятая и восклицательный знак при междометиях | Урок комплексного применения знаний | Знать: о постановке восклицательного знака при междометиях | Анализ предложений | |||
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе 12+2 | |||||||
127 | Повторение. Разделы науки о русском языке | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: разделы языкознания Уметь: анализировать текст | Комплексный анализ текста | |||
128 | Повторение. Текст. Стили речи | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: стили речи, строение текста Уметь: анализировать текст | Комплексный анализ текста | 8.1 8.6 | ||
129 | Р.р. Подготовка к классному сочинению – рассуждению на морально-этическую тему | Урок развития речи | Знать: как писать сочинения на заданную тему Уметь: правильно подбирать материал к сочинению | Подбор материалов к сочинению | 8.6 | ||
130 | Р.р. Написание классного сочинения – рассуждения на морально-этическую тему | Урок развития речи | Знать: как писать сочинения на заданную тему Уметь: правильно подбирать материал к сочинению | Написание сочинения | 8.6 | ||
131 | Повторение. Фонетика. Графика | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: теоретические сведения по фонетике Уметь: производить фонетический разбор, работать со словарём | Объяснительный диктант | 1.1 | ||
132 | Повторение. Лексика и фразеология | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: теоретические сведения по лексике и фразеологии Уметь: определять лексические группы слов, работать со словарём | Зрительный диктант | 2.1 | ||
133 | Повторение. Морфемика. Словообразование. | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: теоретические сведения по морфемике и словообразованию Уметь: производить словообразовательный разбор и разбор слова по составу | Лингвистический разбор | 3.1 | ||
134 | Повторение. Морфемика. Словообразование. | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: теоретические сведения по морфемике и словообразованию Уметь: производить словообразовательный разбор и разбор слова по составу | Лингвистический разбор | 3.1 | ||
135 | Повторение. Морфология | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: теоретические сведения по морфологии Уметь: производить морфологический разбор слов | Лингвистический анализ | 4.1 | ||
136 | Повторение. Морфология | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: теоретические сведения по морфологии Уметь: производить морфологический разбор слов | Лингвистический анализ | 4.1 | ||
137 | Повторение. Орфография | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: теоретические сведения по орфографии Уметь: находить и выделять орфограммы в словах | Словарный диктант, лингвистический разбор | 6.1 | ||
138 | Повторение. Орфография | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: теоретические сведения по орфографии Уметь: находить и выделять орфограммы в словах | Словарный диктант, лингвистический разбор | 6.1 | ||
139 | Повторение. Синтаксис. Пунктуация | Урок коррекции и контроля знаний | Знать: теоретические сведения по пройденному в 7 классе материалу Уметь: применять его на практике | Контрольная работа | 5.1 – 5.14 | ||
140 | Повторение и систематизация пройденного в 7 классе | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: теоретические сведения по синтаксису Уметь: производить синтаксический разбор, определять виды и способы связи | Предупредительный диктант |
Содержание программы учебного курса
- Введение. Русский язык как развивающееся явление.
- Повторение пройденного в 5-6 классах.
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
- Морфология. Орфография. Культура речи.
- Причастие.
Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Синтаксическая роль причастий в предложении. Виды причастий. Причастный оборот. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от причастий. Одна буква н в кратких причастиях.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности. Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Виды и структура публичных общетвенно-политических выступлений. Их структура.
- Деепричастие.
Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот, знаки препинания при нём и одиночном деепричастии. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.
Рассказ по картине.
- Наречие.
Наречие как часть речи и их роль в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на –о и –е; не- и ни- в наречиях.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях.
Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
- Категория состояния.
Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Выборочное описание текста с описанием состояния человека или природы.
- Служебные части речи. Культура речи.
- Предлог.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлога в предложении. Непроизводные и производные, простые и составные предлоги.
Слитное и раздельное написание предлогов. Дефис в предлогах из-за, из-под.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
- Союз.
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные, сочинительные и подчинительные союзы.
Слитное и раздельное написание союзов.
Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
- Частица.
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Рассказ по данному сюжету.
- Междометие. Звукоподражательные слова.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
16. Повторение и систематизация пройденного в 7 классе
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
7 класс
Контрольный диктант по теме «Деепричастие»
Мысль об опере не покидали Глинку. Он знал, что это будет рассказ о подвиге, о борьбе русского народа с вероломством, насилием. Жуковский напомнил ему об Иване Сусанине. Глинке вспомнилась «Дума» Рылеева. «Да ведь это законченная драматическая сцена», - подумал он. С этого всё началось.
Лучше всего композитору работалось в Новоспасском. В одной из комнат жили птицы: черноголовки, малиновки и даже соловей. Они хлопотливо щебетали, свободно летая по комнате. Глинка, навещая своих питомцев, слушал их пение, а потом шёл к себе и долго-долго играл.
Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года.
Успех был невиданный. Глинку поздравляли, обнимали. Выходя на вызовы, он повсюду встречал обращённые к нему улыбки. Композитор заметил Пушкина. Поэт горячо аплодировал, радостно переговариваясь с молодыми людьми, окружающими его. (По В. Россихиной)
Грамматические задания
- Разберите по членам предложения:
1 вариант: Выходя на вызовы…; 2 вариант Поэт горячо…
- Произведите морфологический разбор и морфемный разбор слов:
1 вариант: летая; 2 вариант: навещая
3. Выпишите 4 слова с разными орфограммами, объясните условия выбора орфограмм.
4. Озаглавьте текст.
7 класс
Контрольный диктант по теме «Наречие»
Загадка шаровой молнии
Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией учёным повезло меньше. Её происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по известным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.
Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.
Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землёй или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.
В чём загадка шаровой молнии? На этот вопрос учёным ещё предстоит ответить.
Грамматические задания
- 1. Сделать словообразовательный и морфемный разбор слова: 1 вариант: издавна; 2 вариант: нередко.
- Сделать морфологический разбор слов: 1 вариант: меньше (из 2-го предложения), 2-й вариант: неясно (из 3-го предложения).
- Сделать синтаксический разбор предложений: 1 вариант Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара.
2-й вариант - Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется.
7 класс
Контрольный тест №1
1. Причастием является слово:
А) рассеянная (девочка)
Б) разбросанные (вещи)
В) временный (переход)
2. Причастие изменяется по:
А) родам
Б) числам
В) падежам
3. Причастный оборот есть в предложении:
А) Солнце выглянуло давно на расчищенном небе. (Н. Гоголь)
Б)В окружающей нас природе нередко улавливал я тончайшие ароматы. (И. Соколов-Микитов)
В) В первой своей молодости медвежата приводимы ежедневно были в гостиную. (А. Пушкин)
4. Правильно подчёркнуто определяемое причастие в предложении:
А) Одинокий самолёт, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем.
Б) Лагуну окружали горы, покрытые ржавчиной многих веков.
В) Озеро, замкнутое поясом непроходимых зарослей, поблёскивало внизу.
(По К. Паустовскому)
5. Правильно определено зависимое от причастия слово в предложении:
А) Вчера и позавчера зайцев снимали с маленьких островов, с пеньков, с проплывающих мимо брёвен.
Б) Недолго назад мы разыскали гнездо и спугнули двух долго круживших над лесом птиц.
В) Покрытые волосками фиолетовые цветы при низком солнце начинают светиться.
( По В. Пескову)
6. Действительное причастие есть в словосочетании:
А) щебечущие птицы
Б) стороящийся дом
В) расколовшийся орех
7. Страдательное причастие есть в словосочетании:
А) сжатый воздух
Б) разросшийся сад
В) сверкающие капли
8. От глагола 1 спряжения образовано причастие:
А) увлекаемый
Б) приглашающий
В) бегущий
9. От глагола 2 спряжения образовано причастие:
А) хотящий
Б) открываемый
В) терпящий
10. Действительное причастие настоящего времени нельзя образовать от глагола:
А) щебетать
Б) расставить
В) обидеться
11. Действительные причастия и настоящего, и прошедшего времени можно образовать от глагола:
А) принести
Б) сознаваться
В) отказаться
12. Страдательное причастие нельзя образовать от глагола:
А) гулять
Б) решить
В) составить
13. Какую форму может иметь причастие, образованное от глагола:
А) размышлять
Б) принести
В) подняться
14. Правильно определены морфологические признаки причастия в предложении:
А) Заяц, присевший (действ., наст.вр., сов.в., м.р., ед.ч., И.п.) от испуга на светлой просеке, ныряет в бурьян.
Б) Лёд был пробит (страдат., прош.вр., сов.в., кратк., м.р.,ед.ч.,И.п.) ударом копыта лося.
В) В картинах российской осени есть щемящая (действ., наст.вр., несов.в., ж.р., ед.ч., И.П.) сердце грусть.
7 класс
Контрольное тестирование №2
- Укажите слово, в корне которого пишется о:
- ж…рдочка;
- ч…рствый;
- крыж…вник.
- Укажите слово, к корне которого пишется буква е:
- печ…нка;
- дж…нка;
- трущ…ба.
- Укажите слово, в корне которого пишется е:
- сж…г письма;
- подж…г сарая.
- Укажите ряд, в котором во всех словах пишется о:
- алыч…вка, груш…вка, душ…нка, деньж…нки;
- беч…вка, деш…вка, пш…нка, саж…нки.
- Объясните написание следующих слов: зеркальце, колодцем, ситцевый, облицевать.
- после ц в безударном положении пишется е;
- в окончаниях и суффиксах после ц пишется е.
- Укажите слово с суффиксом ин:
- жемчуж…нка;
- виш…нка;
- спал…нка.
- Укажите слово, состоящее из приставки, корня, одного суффикса и окончания:
- обещание;
- принёсший;
- выпачканный.
- Укажите слово, состоящее из приставки, корня, двух суффиксов и окончания:
- пересказавший;
- сторожка;
- вымазав.
- Укажите слово, состоящее из максимального числа морфем:
- предрассветный;
- беспроигрышный;
- понавыдёргивали;
- Укажите слово, в котором пишется ь:
- хвощ;
- нян…чить;
- невмоч….
- Укажите слово, в котором не пишется ь:
- уйдёш…;
- из тёмных чащ…;
- какая-то блаж….
- В каком ряду пропущена буква с?
- ра…хаживать, бе…страшие, бе…цветный;
- ра…говаривать, во…гордиться, бе…вучно.
- Укажите слова с приставкой при-:
- пр…следовать;
- пр…готовить;
- пр…одолеть;
- пр…сутствовать.
- Укажите слово со слитным написанием не:
- Мы бьём по (не)приятелю;
- Он нам (не)друг, а враг.
- Укажите слово с непроизносимой согласной:
- безмол…ствовать;
- ужас…ный;
- опас…ный.
- Укажите слово, в котором пишется т:
- сверс…ник;
- ровес…ник.
- Какое слово в предложении является причастием: Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное (М. Горький)?
- странные;
- голубые;
- намекавшие;
- сказочное.
- В каком ряду все слова являются причастиями?
- оскалившийся, проговоривший, удержав, неожиданный;
- лечащий, нагретый, перелистав, поевший;
- заплакано, ударивший, придержанный, непредвиденный
- Какое причастие пишется с не раздельно?
- (не)замеченная ошибка;
- (не)распустившийся от холода цветок.
- Укажите, какое слово является деепричастием в предложении:
Пеликан, поднявшись на двухкилометровую высоту, может подолгу парить в воздухе.
- может;
- подолгу;
- поднявшись.
- Определить вид деепричастий в предложении: Две недели бушевала метель, завывая в печных трубах, грохоча крышами, занося город, устилая всё кругом снегом.
- несовершенного вида;
- совершенного вида.
- Укажите правильный вариант ответа: Товары (1) выходя из стен фабрики (2) вытесняли с рынка продукцию ремесленников.
- 1,2 – выделяется деепричастный оборот;
- 1,2 – выделяется причастный оборот.
- В каком ряду все глаголы относятся к первому спряжению?
- играть, гнать, оформлять, зависеть
- перевязать, читать, таять, вертеть
- учитывать, обидеть, вычищать, колоть
- брить, стелить, каяться, заверять.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная и дополнительная литература.
- Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А. Баранова, Т.А. Ладыженской и других «Русский язык 7 класс, изд «Просвещение», М., 2012 год.
- Методическое пособие «Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова и др. 7 класс, М.: «Вако», 2009 год.
- «Уроки русского языка в 7 классе, автор М.В. Фёдорова, изд. «Просвещение», М., 2004 год.
- Методическое пособие «Уроки русского языка в 7 классе», автор Г.А. Богданова, изд. «Просвещение», М., 2006 год.
- Методический журнал «Русский язык в школе».
- Пособие Т.Я. Фроловой «Мы пишем без ошибок», ч.1, 3-е изд., перераб. И доп.- Симферополь: «Таврида», 2004 год.
- Диктанты и изложения для учащихся 5-8 классов, Волгоград, 2007 год.
- Школьные олимпиады. Русский язык 5-11 класс. М., 2007 год.
Оборудование и приборы:
- Материалы по самообразованию.
- Папка «Памятки».
- Папка «Материалы для индивидуальной, групповой и коллективной деятельности».
- Папка «Обобщающие таблицы по орфографии».
- Папка «Словарная работа на уроке».
- Папка «Материалы для творчески работающих учащихся».
- Таблицы по русскому языку в 7 классе:
- Знаменательные части речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное).
- Знаменательные части речи (глагол, причастие, деепричастие).
- Служебные части речи.
- Буквы а (я) и е перед нн в страдательных причастиях прошедшего времени.
- Правописание не с глаголами, причастиями и деепричастиями.
- Объясни правописание не с существительными, прилагательными, наречиями.
- Мягкий знак после шипящих.
- Обособленные определения и приложения.
- Отличай производные предлоги от существительных.
- Буквы а (я) перед нн в страдательных причастиях.
- Различия между словосочетаниями и предложениями.
- Дефис употребляется.
- Пунктуация при однородных членах с союзами и, да, или, либо.
- Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.
- Предлоги, употребляющиеся с несколькими падежами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии , 11 класс, базовый уровень, 2 часа в неделю.
Использовалась программа общеобразовательных учреждений ГЕОМЕТРИЯ 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2010 год.Программа включает три раздела:пояснительную записк...
Рабочая программа по физике 9 класс (базовый уровень)
Данная программа расчитана на изучение физики на базовом уровне, но содержит подготовку к экзамену по предмету в форме ГИА....
Рабочая программа по истории. 10 класс. Базовый уровень. Составлена на основе программы под редакцией Волобуева О. В.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематический план....
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...
Рабочая программа по английскому языку 5класс Базовый уровень Основное общее образование
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по английскому языку В.Г.Апалькова, Ю.Е.Ваулиной, О.Е.Подоляко "Программы образовательных учреждений" Английский язык. Предметная линия учебн...
рабочая программа по английскому языку Spotlight (базовый уровень)
Рабочая прграмма разработата в соотвествие с требованиями ФГОС и ФК ГОС и рекомендована для использования в учебном процессе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по французскому языку (ФГОС) (базовый уровень) для учащихся 5-9 классов на 102 часа (3 часа в неделю)
СодержаниеПланируемые результаты обучения ……………………………………………3Содержание учебного п...