Тема урока: «Второстепенные члены предложения. Дополнение».
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

 

       Предмет: русский язык

       Класс: 5 г

       Учебник: «Русский язык. 5 класс»

       Автор учебника: Т.А.Ладыженская и др.

       Страницы с 68 по 70

        Демонстрационный материал: раздаточный материал, таблицы- схемы.

        Задачи:

       1. Образовательная: дать представление о второстепенных членах предложения, а именно о дополнении, а также способах выражения дополнения.

       2. Развивающая: развить умения находить дополнения в предложении, а также навыки, необходимые для разграничения подлежащего и дополнения.

       3. Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к синтаксису, к языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtor8.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

       Автор- составитель урока: Буракова Ю.Г.

       Предмет: русский язык

       Класс: 5 г

       Учебник: «Русский язык. 5 класс»

       Автор учебника: Т.А.Ладыженская и др.

       Страницы с 68 по 70

       Тема урока: «Второстепенные члены предложения. Дополнение».

       Демонстрационный материал: раздаточный материал, таблицы- схемы.

Ход урока

       Введение

       Задачи:

       1. Образовательная: дать представление о второстепенных членах предложения, а именно о дополнении, а также способах выражения дополнения.

       2. Развивающая: развить умения находить дополнения в предложении, а также навыки, необходимые для разграничения подлежащего и дополнения.

       3. Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к синтаксису, к языку.

      Основная часть

I. Организационный момент.

           Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке вы познакомитесь со второстепенным членом предложения дополнением, узнаете о способах его выражения, научитесь находить дополнение в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение.

II. Проверка домашнего задания.

                   

        Блиц-опрос:

       1. Какой член предложения называется подлежащим?

       2. Какой член предложения называется сказуемым?

       3. Какое предложение называется нераспространенным?

       4. Какое предложение называется распространенным?

       5. Какое предложение называется восклицательным?

       6. Какие знаки препинания могут ставиться в конце предложения?

 

III. Словарная работа.

      Перед вами лежат карточки: «Как запомнить трудные слова». Прочитаем их.

       Портфель

      Слово портфель образовано от двух французских слов: порте( носить) и фель (лист).Теперь вы, конечно, догадались, почему портфель назвали так: в нем носят листы бумаги, тетради, книги. Да, кстати, все французские слова имеют ударение на последнем слоге.

        Пенал

      Перо по-латыни будет пена. А где хранили перья? В специальной коробочке, которую называли пенал. Теперь мы в нее складываем и ручки, и карандаши, и даже для резинки найдется там местечко. А название этой коробочки произошло, как мы уже знаем, от слова пена. Кстати сказать, раньше писали настоящими гусиными перьями. И хотя потом они были заменены более удобными металлическими пластинками для письма, название перо, перья по традиции сохранилось.

      -Запишите слова в тетрадь.

      -Составьте с данными словами предложения.

IV. Объяснение нового материала.

       

       1. Запись и разбор предложения.

                  Мальчик пишет письмо брату.

        -Выделите грамматическую основу предложения.

       -На вопросы каких падежей отвечают второстепенные члены данного предложения? От какого слова зависят?

Пишет (что?) письмо. Пишет (кому?) брату.

        Сделаем вывод: второстепенный член предложения- дополнение- отвечает на вопросы косвенных падежей, относится к сказуемому, вносит уточнения, дополнения в предложение.

-А сейчас давайте вспомним, какие падежи называются косвенными и на какие вопросы они отвечают?(учебник, стр. 68).

-Обратимся к таблице «Второстепенные члены предложения». Рассмотрим ее. Эта таблица поможет вам при ответе о том или ином второстепенном члене предложения.

       2. Работа с учебником (чтение материала на стр. 68).

V. Физкультминутка.

       Все учащиеся встают из-за парт. Учитель читает стихотворение и выполняет определенные упражнения. Учащиеся повторяют за ним.

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места (круговые движения кистями рук):

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь (прыжки на месте),

Будто мой упругий мяч.

VI. Закрепление материала.

       1. Запишите под диктовку предложения, подчеркните в них грамматические основы и дополнения.

       1) Каждой веточкой живой лес беседует со мной.

       2) Яркий огонь костра осветил поляну.

       3) От цветка исходил нежный аромат.

        – Объясните безударную гласную в корне глаголов.

        – Чем может быть выражено дополнение?

       2. Отработка умения различать именительный и винительный падежи.

       1) Село украшает сад.

       2) Альбом взял этот мальчик.

       3) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

        – Подчеркните грамматические основы предложений и дополнения.

       Правило- помощник: чтобы легче было найти подлежащее, не спутать его с дополнением, вопрос к подлежащему лучше ставить от сказуемого.  

       3. Выполнение упражнения № 176 (1,2 предложения – устно, 3,4 предложение – письменно (самостоятельно)).

       Заключение

VII. Подведение итогов.

       Итак, ребята, сегодня на уроке вы узнали, что такое дополнение, способы выражения дополнения, научились разграничивать подлежащее и дополнение.  

        – От какого слова зависит дополнение?

        – Что обозначает дополнение?

        – На какие вопросы отвечает?

        – Чем может быть выражено?

        – Как подчёркивается?

        Запись в тетрадь веселой рифмы.

        Дополнение.

        Вопросы косвенных падежей

        Ты безошибочно знаешь уже.

        Если задашь их без промедления,

        Тут же отыщутся дополнения.

        Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание

        1. Выучить правило на стр. 68.

        2. Упр. 178.

        3. Упр. 180 (устно, подготовиться к диктанту).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение".

Урок построен на однотематическом языковом татериале. Сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы....

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение.

                                              Ход урока  I.Организационны...

Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Материал включает план-конспект урока и презентацию.  Разработка  отвечает требованиям современного урока с использованием технологии проблемного обучения. Предусмотрена работа идивидуальная...

Презентация на тему "Второстепенные члены предложения. Дополнение" (5 класс)

Данная презентация предназначена для тех, кто работает по УМК под редакцией В.В.Бабайцевой при изучении раздела "Синтаксис и пунктуация"....

Русский язык. Конспект урока. "Второстепенные члены предложения. Дополнение. 5 класс.

Конспект урока. ФГОС. "Второстепенные члены предложения. Дополнение". 5 класс. (Учебник Рыбченковой Л. М.)...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Данный урок входит в раздел "Второстепенные члены предложения". Представлен конспект урока "Дополнение" из раздела....