Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок построен на однотематическом языковом татериале. Сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_8_klasse.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
русского языка
в 8 классе.
Тема: Второстепенные члены предложения. Дополнение.
Цели.
Общеобразовательные:
- Закрепить знания о дополнении как второстепенном члене предложения.
- Познакомить с видами дополнений.
- Отработать навык выделения дополнений в предложении.
- Определить значимость изучаемого материала.
Воспитательные:
- Воспитывать навык самостоятельной работы, навык самоконтроля, навык работы в группах.
- Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
- Воспитывать интерес к изучаемому материалу.
Развивающие:
Развивать память, речь.
Формы работы.
Коллективная, самостоятельная, работа в группах.
Ход урока.
- Вводно-мотивационный этап.
Учитель: Сегодня, ребята, мы продолжаем работать над темой «Члены предложения». Тему урока я попрошу вас определить чуть позже. Сначала мы вспомним материал предыдущих уроков. Вы видите на доске предложения, запишите их в тетрадь, найдите подлежащее и сказуемое, определите, чем они выражены.
1 вариант. 2 вариант.
Спортсмены были подготовлены. Тренеры подготовили спортсменов.
Утро ясное, солнечное. Утро мы посвятили тренировке.
Штангисты – силачи. Не найти равных по силе штангистам.
Учитель: Скажите, пожалуйста, почему предложения записаны в два столбика? Какое задание можно предложить?
(Дети предлагают сравнить. В результате сравнения выясняется, что предложения различаются видами сказуемого, предложения первого варианта нераспространенные, второго – распространенные.)
Учитель: Докажите, что предложения второго варианта распространенные.
(Ученики говорят, что в предложениях второго варианта есть второстепенные члены.)
Учитель: Какие второстепенные члены встречаются в предложениях?
(Дети называют дополнение.)
Учитель: Кто может определить тему урока?
(Записывается тема: «Второстепенные члены предложения. Дополнение».)
Учитель: Что же мы должны сделать на уроке? Давайте вспомним план, по которому мы изучаем члены предложения.
(Ученики формулируют цели, называя план изучения членов предложения:
- Вопрос.
- Значение.
- Отношения с другими членами предложения.
- Способ выражения.
- Виды, если есть.
- Тренировочные упражнения.)
Учитель: Скажите, ребята, а для чего нам необходим материал сегодняшнего урока?
(Предполагаемый ответ: «Материал урока поможет систематизировать знания о дополнении, подготовиться к контрольной работе».)
- Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, на какие вопросы вы можете ответить уже сейчас?
(Ученики отвечают, что практически на все.)
Учитель: Совершенно верно! Но не будем торопиться. Сегодня будут и открытия. А для того, чтобы их совершить, предлагаю вам объединиться в четыре группы и, исследуя предложения с дополнениями, ответить на первые четыре вопроса урока.
Предложения для I группы.
Настоящему спортсмену не обойтись без выдержки.
Нужна ему и сила воли.
Предложения для II группы.
Пловцов пригласили в бассейн тренироваться.
Соревнования отложили на завтра.
Предложения для III группы.
Болельщики собрались к семи на стадион.
Тренер каждое утро беседовал с соревнующимися.
Предложения для IV группы.
Банкет был дан для тренеров с учениками.
Трибуны взрывались несмолкаемым браво.
(После проведенного анализа заслушиваются выступления групп, делаются обобщения по плану урока.)
- Тренировочные упражнения.
1. Диктант «Проверяю себя».
Задание: записать под диктовку, найти дополнения, определить, чем они выражены.
Лев Николаевич Толстой всю жизнь настойчиво занимался физическими упражнениями. Он писал: «При усиленной умственной работе без движения и телесного труда – сущее горе. Не походив, не поработав руками и ногами, вечером я уже никуда не гожусь – ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать другого, голова кружится, в глазах звезды».
2. Найти дополнение в предложении:
Упорство формирует характер.
Учитель: Почему в этом предложении возможна ошибка в определении членов предложения?
(Ученики отвечают, что ошибка возможна, потому что формы винительного и именительного падежа существительных совпадают.)
Учитель: Винительный падеж так и стремиться занять главное место в предложении. Но ему уготована лишь роль дополнения. Однако чтобы немного подыграть самолюбию дополнения, выраженному винительным падежом без предлога, решили назвать такое дополнение главным, ведущим, прямым, а все остальные – косвенными. (Сравните со словосочетаниями прямые улики и косвенные улики.)
Задание: Определите виды дополнений в записанном нами тексте.
3. Прочитаем в учебнике материал о прямых и
косвенных дополнениях, пополним свои знания.
4. Познакомимся со словарным словом БаЙДАРКА.
(Ученик знакомит со значение и происхождение слова.)
Задание: Составьте с этим словом распространенные предложения, определите виды дополнений.
5. Упражнение на редактирование 154.
6. Индивидуальная работа по карточкам.
IV. Подведение итогов урока.
Учитель: Какие вопросы сегодня на уроке нашли ответы?
V. Домашнее задание.
Подобрать текст о спорте или спортсменах (60 – 70 слов), записать его, найти дополнения, определить способы их выражения и виды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».
Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....
Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема «Второстепенные члены предложения»
Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема: «Второстепенные члены предложения» Работа выполнена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит уровневые дескрипторы оценки. Работа позво...
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»
Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...
Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс
Данная презентация содержит материал с разными заданиями для повторения и закрепления изученного по теме "Обособленные члены предложения", а также позволяет организовать проверку взаимпровер...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
Урок-объяснение нового материала....