Русский язык. Конспект урока. "Второстепенные члены предложения. Дополнение. 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока. ФГОС. "Второстепенные члены предложения. Дополнение". 5 класс. (Учебник Рыбченковой Л. М.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_urok_dopolnenie.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС).
Учитель: Юнусова А.Э.
Предмет | Русский язык | Класс | 5 | |||||||
Тема урока | «Второстепенные члены предложения. Дополнение». | |||||||||
Цель урока: | вспомнить отличительные признаки предложения; учить находить грамматическую основу предложений. | |||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
| Регулятивные: способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, применять методы информационного поиска. Познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; использование общих учебных умений; развивать навыки исследовательской деятельности Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью. | Практическое освоение обучающимися основ исследовательской деятельности, практическое освоение методов познания, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; | ||||||||
Условия реализации урока | ||||||||||
Информационные ресурсы | Учебная литература | Оборудование | ||||||||
Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. | Компьютер, экран. | |||||||||
Основные понятия | «грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения», «дополнение». | |||||||||
Форма проведения урока | урок открытия новых знаний | |||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||||||||
Цель этапа: создание доброжелательной атмосферы, мотивация учащихся на определенный эмоциональный настрой. | ||||||||||
Приветствие, проверка готовности к уроку. - Высказывание добрых пожеланий. - Организация самопроверки д/з. - Запись числа и «Классной работы». Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке. Ребята, а что пригодится нам для успешной работы на уроке? Конечно, внимание, желание узнать новое, активность. | Проводят самопроверку д/з Делают записи в тетрадях (число, «Классная работа») | Регулятивные УУД:
| ||||||||
II. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для закрепления новых знаний», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | ||||||||||
Тренировочные задания. 1. Списать предложения. Дополнив их подлежащими. Подчеркните подлежащие и сказуемые. На полях зацветал… . Рано утром … шла по узкой тропке. Вдруг … увидала красную гвоздику. На цветок присел … . … тихо рассмеялась. … показалось ей забавным. Индивидуальная работа по карточкам. Карточка 1. Из стоящих в скобках глаголов выбрать нужную форму, подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Юный художник аккуратно (кладёт, ложит) эскизы в папку. Вы на следующей остановке (выходите, сходите)? В кухне монотонно (мурлыкает, мурлычет) кот. С утра (брызгает, брызжет) надоедливый дождик. Карточка 2. Перестроить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым можно поставить тире. Хоккей является спортивной игрой на льду. Бокс такой вид спорта, который напоминает кулачный бой в специальных перчатках. Карточка 3. Дополните начатые предложения. Выделите грамматические основы, укажите падеж. Ребята посадили (что?)____. Ученики писали (что?)___(о чем?)____. Земля в саду усыпана(чем?)___. Автобус привез (кого?)___. | Выполняют задания. Работа с карточками. | Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
Познавательные УУД:
| ||||||||
III. Постановка учебной цели Цель этапа: формулирование темы и учебной цели урока. | ||||||||||
Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока. - Чтобы узнать, как называется второстепенный член предложения, отгадайте загадки:
- Что получилось? - К каким членам предложения относится дополнение? - Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? - Какую цель мы должны поставить перед собой? -Что мы должны «знать» и уметь», чтобы достичь поставленной цели? | Предполагаемые ответы: - Дополнение. - К второстепенным членам предложения. - Тема урока: «Дополнение» (с помощью учителя формулирую тему, записывают её в тетради). - Вспомнить отличительные признаки дополнения; учиться находить второстепенный член предложения; отличать от других членов предложения. | Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
| ||||||||
IV. Объяснение нового материала Цель этапа: обеспечение восприятия и осмысление изучаемого материала. | ||||||||||
Cоздание проблемной ситуации. 1. Работа с текстом. Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу предложения. На город падает снег. Муравей стал пить сок. Снегирь любит мороз. - Назовите в каждом предложении его грамматическую основу. - Почему возникли затруднения при выполнении задания? Исправим ошибки, допущенные вами при нахождении подлежащего и сказуемого. - От какого слова мы задаем вопросы? - Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения. - Как могли бы подчеркнуть? - Как называются вопросы, которые мы задаем к существительным город, сок, мороз. - Что мы уже установили для этого второстепенного члена? -Что нам еще нужно установить? Постановка проблемы. - Какую учебную проблему будем решать на уроке? - Какие еще есть второстепенные члены предложения, как они называются? Давайте порассуждаем. (Аналогичное упражнение (№ 511, стр. 122) из учебника рассматривают устно). 2. Работа с предложениями. 2. Дописать пословицы, подставив нужное по смыслу слово. Подчеркнуть грамматическую основу предложения. - В каких предложениях будет только один главный член? 3. Подведение к формулированию основных определений по теме урока. - Работа по вариантам 1 вариант: формулируют определение дополнения. 2 вариант: составляют алгоритм нахождения дополнения. -Итак мы ответили на вопрос что такое дополнение и как его находить в предложении (каждый учащийся получает алгоритм нахождения дополнения) - Сверьте свои формулировки с формулировкой в учебнике. - Подтвердилась ли ваша версия? - Была ли в тексте новая для вас информация? -Нужно ли дополнить свою формулировку, что такое дополнение, той информацией, которая предложена в учебнике? -Дайте полное определение дополнения, опираясь (используя) на текст в учебнике. Вернитесь к предложению, записанному на доске. - Как подчеркнем этот второстепенный член предложения? | 1. Работа с предложениями. На город падает снег. Муравей стал пить сок. Снегирь любит мороз. 2. Работа с предложениями. Предполагаемые ответы учащихся. Выполняют устно упражнение из учебника для закрепления рассматриваемой проблемы. Предполагаемые ответы. 1 вариант. Те члены предложения, которые отвечают на вопросы косвенных падежей, зависят от глагола или другого существительного, называются дополнением. 2 вариант: а) найду в предложении слово, обозначающее действие предмета, то есть глагол сказуемое; б) поставлю от него вопросы косвенных падежей, то есть чего? чему? кем? о чём? и др.; в) определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет; г) если есть, это дополнение.(каждому ученику раздается алгоритм рассуждения) | Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные:
| ||||||||
V. Физкультминутка. Цель этапа: снятие напряженности и усталости. | ||||||||||
- Ребята, а сейчас отдохнем и выполним физкультминутку. Поднимает руки класс – это раз. Повернулась голова – это два. Руки вниз, вперед смотри – это три. Руки в стороны пошире развернули на четыре. С силой их к плечам прижать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть. | Выполняют физкультминутку вместе с учителем. | |||||||||
VI. Закрепление изученного материала Цель этапа: проговаривание и закрепление новых знаний, выявление первичного осмысления изученного материала. | ||||||||||
- Организует выполнение заданий Задание 1. «Собери предложения»: Дополнить приведенный текст дополнениями, подчеркнуть их. Я познакомился ( с кем?)… . На зеленой поляне он разбил (что?) … . Я прицелился (в кого?) (чем?) … . Дятел не обращал (на кого?) (что?)… . Он отдыхал или перебирал (на чём?) (что?)… . Слова для справок: охотник-фотограф, дятел, шишка, лагерь, фоторужье, внимание, крыло, спина, перышки Задание 2. Работа с текстом. Восстановить текст, поставив существительные и местоимения в нужном падеже. Подчеркнуть дополнения. Свою (саванна) любят носороги, В (сердца, слоны) живет одна она. Для (самолёты) нет туда (дорога). Но есть над (она) созвездие Слона. Дополнительное задание. Перестроить предложения, превратив дополнения в подлежащее. Подчеркнуть главные члены предложения и дополнения. Космос осваивается человеком. Детали отливаются литейщиком. Волейбольная сетка натягивается спортсменами. Канава прорыта экскаватором. Корабли конструируются инженерами. Работа с учебником. 1. Чтение теоретического материала стр. 122
2. Выполнение упр. № 513 (стр. 123) (устно). 3. Выполнение упр. № 512 (стр. 123) (письменно). | Выполняют задания. Учатся находить второстепенный член предложения; отличать от других членов предложения. После выполнения задания сверяют с образцом, выставляют оценку (по одному баллу за каждое предложение). После выполнения задания меняются тетрадями с соседом по парте. Выставляют оценку, сверяя с эталоном (по одному баллу за каждое предложение). Работа с учебником. Читают теоретический материал 1. Чтение теоретического материала стр. 122
2. Выполнение упр. № 513 (стр. 123) (устно). 3. Выполнение упр. № 512 (стр. 123) (письменно | Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
| ||||||||
VII. Домашнее задание Цель этапа: настроить обучающихся на самостоятельную работу по изученной теме. | ||||||||||
Задаёт домашнее задание: - выучить теоретический материал стр.123; - выполнение упр. № 513 (стр. 123) (письменно). | Записывают домашнее задание в дневники. | |||||||||
VIII. Итог урока. Рефлексия. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | ||||||||||
Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Комментирование оценок. Вопросы к учащимся: - Какие предложения называются распространенными? - Чем выражено дополнение? - На какие вопросы отвечает дополнение? - каким условным знаком члена предложения подчёркивается дополнение? (Можно предложить учащимся самостоятельно составить вопросы по пройденному материалу). | Отвечают на вопросы:
| Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Использованные источники:
1. Русский язык. 5 класс. – Харьков: «Веста»: издательство «Ранок», 2002. – стр. 304
2. Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" 5 класс
Тестовая презентация поможет изучить новый материал по теме "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе, повторитьего, провести контроль знаний учащихся....
Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)
Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...
Сценарий урока по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» 8 класс
Методическая разработка проведения урока....
Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения"(8 класс)
Урок -практику по теме: «Однородные члены предложения»Цели:1. Закрепить сведения об однородных членах предложения. Отработать умение расставлять знаки препинания в предложениях с од...
Урок по русскому языку на тему: "Обособленные члены предложения", 8 класс
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Обособленные члены предложения (определения, приложения, обстоятельства)»...
Самостоятельная работа по русскому языку по теме «Обособленные члены предложения». 8 класс.
Самостоятельная работа по русскому языку по теме «Обособленные члены предложения». 8 класс....
Конспект урока по русскому языку "Знакомство с однородными членами предложения" 5 класс коррекционная школа
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык.Тема: Знакомство с однородными членами предложения...