Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме
Материал включает план-конспект урока и презентацию. Разработка отвечает требованиям современного урока с использованием технологии проблемного обучения. Предусмотрена работа идивидуальная, в парах, с материалом НРК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urokaprezentatsiya_dopolnenie.zip | 38.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Составила учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №11г Сатки Аминова Р З
Тема урока: Второстепенные члены предложения. Дополнение.
Цели урока:
Образовательные цели:
- познакомить учащихся с определением дополнения, способами его выражения;
- формировать умение находить дополнение; умение различать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога.
Развивающие цели:
- обогащать словарный запас языка.
- развивать творческую активность учащихся.
Воспитательные цели:
- воспитывать интерес к русскому языку.
- совершенствовать полученные умения и навыки.
Задачи урока:
- развивать устную связную речь учащихся
- определить признаки дополнения.
- разработать алгоритм действий при нахождении дополнения в предложении;
Тип урока: урок первичного усвоения нового материала.
Используемая технология: проблемное обучение.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Оргмомент. | Проверить готовность к уроку, приветствие гостей. | |
Мотивация к восприятию нового материала | Для того чтобы настроиться на хорошую работу, предлагаю сформулировать девиз нашего урока. Получите конверты. Озвучивание девиза: Будем мы старательны/ Активны и внимательны/ И урок усвоим хорошо! В ходе урока мы повторим и закрепим знания о главных членах предложения, главное, узнаем об одном из второстепенных членов предложения и его особенностях. | Ребята складывают слова из разрезанных карточек. |
НРК | Устная синтаксическая пятиминутка. - Дать определение подлежащего? Сказуемого? - Какие члены предложения ты знаешь? - Что такое грамматическая основа? -Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов? - Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов? - В данных предложениях назвать грамматические основы и вид предложения по наличию главных и второстепенных членов. Слайд 1) Сатка – моя малая родина. 2) Озеро Зюраткуль - жемчужина национального парка. 3) Быстрая горная река. 4) Природа очень красива. 5) Насладитесь красотой реки Ай. 6) Мы любим свой край. | В это время один ученик по карточке индивидуального опроса готовится к ответу у доски, трое учащихся работают с карточками на месте (карточки прилагаются). двусост двусост односост двусост односост двусост |
II. Актуализация изученного | Внимание! Послушайте и скажите, какое из этих утверждений вы считаете верным?
основу, являются второстепенными. | Третье |
Проверка работы уч-ся на доске. Карточка №1. Вставить буквы, подчеркнуть главные члены предложения. Дать определение подлежащего (сказуемого). За (по)воротом дороги пок.залось море. Оно сверкало луч.ми со?нца. Море непостоянно, необъятно. | Проверяют предложения, орфограммы, определение. Остальные сдают карточки | |
Оформление тетрадей В тетрадях записываем дату, классная работа Назовите орфограммы в словах «семнадцатое», «октября» | Называются орфограммы и их проверка. | |
III. Введение нового материала.
Проблемная ситуация. . Физ минутка. | Запишите предложение: Вот явились три брата к царю, принесли ему ковры. Слайд - Сверьте с доской. - Какие орфограммы встретились? - Объясните постановку запятой. - Разберите по членам предложения. - Охарактеризуйте по цели высказывания - Охарактеризуйте е по интонации - Охарактеризуйте по наличию главных членов - Охарактеризуйте по наличию второстепенных членов.
(Проблемная ситуация) Подчеркните остальные слова в предложении. Как называются эти второстепенные члены предложения? - Что вызывает затруднение? Итак, какую учебную проблему будем решать на уроке? (записываю на доске проблемный вопрос). На доске: Как называется этот второстепенный член предложения? Как он подчеркивается? Чтобы ответить на эти вопросы вернемся к нашему предложению. - Грамматическую основу подчеркнули. Далее… - От какого слова ставим вопросы к второстепенным членам предложения? Какой частью речи выражено сказуемое? На слайде Работа с предложением - Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения. - Может ли второстепенный член предложения стоять в Им. падеже? Рисую стрелочку, записываю наверху вопрос. (На доске). - Какими частями речи выражены зависимые слова? На доске листы с алгоритмом
На слайде.
Итак, как называется этот второстепенный член предложения? Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, зависит от глагола или другого существительного, называется дополнением. - Как звучит тема нашего урока? (Записываем тему на доске и в тетрадях). - Как вы поняли, что такое дополнение? -На какие вопросы мы ответили? - Попробуйте сформулировать, что такое дополнение. Работа с учебником - Сверьте свою формулировку с формулировкой в учебнике и отметьте признаки этого второстепенного члена. Стр 72. Параграф 37 - Итак, ваша версия подтвердилась. - Есть в тексте новая для вас информация? Какая? - Какой информации о дополнении вы не нашли в учебнике? -Дайте полное определение дополнения, опираясь (используя) на текст в учебнике. Вернемся к предложению, записанному на доске. Как подчеркнем этот второстепенный член предложения? | Ученики пишут под диктовку Обмен тетрадями. Взаимопроверка повествовательное невосклицательное двусоставное распространенное второстепенные члены предложения Не знаем, какой это второстепенный член, как его подчеркивать Версии Задаем вопросы к второстепенным членам от сказуемого, выраженного глаголом Нет, только в косвенных падежах Именем существительным, местоимением
Ученики формулируют тему урока. «Дополнение». Дополнение – это второстепенный член предложения. Отвечает на вопросы косвенных падежей, присоединяется к глаголу-сказуемому или существительному, выражен местоимением, именем существительным, обозначает предмет Как обозначать графически, как находить в предложении Предлагают версии Ученик читает определение вслух. Работа в парах. (2 вар рассказывает 1-му определение дополнения) Есть . Дополнение подчеркивается пунктирной линией Дополнение относится к глаголу-сказуемому. Пунктирной линией. |
IV. Развитие учебно-языковых умений – применение нового знания. Задание в формате ГИА . | - Чему мы должны научиться сегодня на уроке? 1.Расскажите, в какой последовательности будете работать, для того чтобы находить дополнения в предложении. 2.Упражнение 176. Распространите предложения дополнениями. Слайд 3. Работа с текстом Прочитайте выразительно. Докажите, что это текст. Озаглавьте. Выпишите глаголы с дополнениями и определите падеж существительных Проверка 4.Игра Аукцион «Купите слово». Венчик Венчик – часть цветка, состоящая из отдельного лепестка или сросшихся лепестков Выполните письменное задание самостоятельно. Проверка 4.Упражнение 177 Проверка упражнения. | Уметь находить дополнения Знать определения и алгоритм Работа в парах (1 вариант рассказывает 2-му алгоритм определения дополнения). Находить дополнение в предложении и обозначать его графически |
V. Подведение итогов. Рефлексия. | - Что нового для себя вы узнали на этом уроке? - Полезна ли вам была наша встреча? - Чему научились? - Было ли вам сложно? Объявление оценок за урок. Покажите на смайлике, с каким настроением вы провели урок. | Находить дополнение в предложении, обозначать его графически. Учащиеся на доску прикрепляют смайлики. |
VI. Домашнее задание | Выучить определение дополнения, знать алгоритм, уметь отличить дополнение от подлежащего (с.72-73), упр179. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка. 9 класс.Понятие о сложносочиненном предложении
урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предлжения"...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».
Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....
Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема «Второстепенные члены предложения»
Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема: «Второстепенные члены предложения» Работа выполнена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит уровневые дескрипторы оценки. Работа позво...
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»
Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...
Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс
Данная презентация содержит материал с разными заданиями для повторения и закрепления изученного по теме "Обособленные члены предложения", а также позволяет организовать проверку взаимпровер...
Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"
Урок русского языка 9 класс. Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....