Сравнительный психолингводидактический анализ учебников русского языка по программам «Начальная школа 21 века» и «Школа России» по изучению проблемы развития саморегуляции учебной деятельности младших школьников
материал по теме

Анализ целей и задач программ начальной школы гласит о том, что необходимо научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. В связи с этим существует много неясных вопросов, которые касаются, прежде всего, педагогического управления таким образовательным процессом. Решение этой проблемы необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребенка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию. Поэтому, развитие саморегуляции учебной деятельности уже в младшем школьном возрасте можно назвать одной из приоритетных задач школы. В учебной деятельности саморегуляция предполагает сознательное  изменение  способов,  приемов  и  методов деятельности. Основой для этого  является способность учащегося адекватно представить условия  деятельности, объем своих знаний, умений, навыков, а также адекватно оценить свое эмоциональное состояние. В процессе обучения саморегуляция состоит из тех же компонентов, которые входят в структуру саморегуляции всех иных видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravnitelnyy_analiz.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительный психолингводидактический анализ учебников

русского языка по программам «Начальная школа 21 века» и «Школа России» по изучению проблемы развития саморегуляции

учебной деятельности младших школьников

Анализ целей и задач программ начальной школы гласит о том, что необходимо научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. В связи с этим существует много неясных вопросов, которые касаются, прежде всего, педагогического управления таким образовательным процессом. Решение этой проблемы необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребенка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию. Поэтому, развитие саморегуляции учебной деятельности уже в младшем школьном возрасте можно назвать одной из приоритетных задач школы. В учебной деятельности саморегуляция предполагает сознательное  изменение  способов,  приемов  и  методов деятельности. Основой для этого  является способность учащегося адекватно представить условия  деятельности, объем своих знаний, умений, навыков, а также адекватно оценить свое эмоциональное состояние. В процессе обучения саморегуляция состоит из тех же компонентов, которые входят в структуру саморегуляции всех иных видов деятельности.

В качестве основных компонентов модели саморегуляции В.И. Моросанова выделяет следующие: цели деятельности, модель значимых условий, программа исполнительских действий, критерии успешности, оценивание результатов, гибкость, самостоятельность.

Опираясь на данные компоненты саморегуляции учебной деятельности можно сказать, что ученик, прежде всего, должен осознать и принять цель, т.е. понять, что от него требует учитель или требуется в задании, а так же самостоятельно уметь выдвинуть, принять и удержать цель учебной деятельности. После принятия цели, ученик выделяет условия для достижения цели. Затем продумывает способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, то есть составляет программу выполнения действий, их последовательность.  Для оценки результатов своей деятельности ученики должны располагать данными о том, насколько она признается успешной. Ученик должен умело контролировать свою деятельность в ходе выполнения задания, а так же адекватно её оценивать. Оценка результатов как компонент саморегуляции позволяет принять решение о том, нужна ли коррекция действий или можно их продолжать в том же направлении. Это говорит о том, что ученику нужно видеть свои ошибки и уметь быстро и легко внести коррекцию в свою деятельность. Способность школьника самостоятельно планировать учебную деятельность, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, характеризует развитость регуляторной автономности, то есть такого компонента саморегуляции, как самостоятельность.

         Русский язык как учебный предмет имеет большие возможности для развития саморегуляции учебной деятельности учащихся, потому что при правильно организованном процессе обучения русскому языку у школьников систематично и последовательно формируются умения планировать свою деятельность, осуществлять поиск рациональных путей ее выполнения и адекватно оценивать полученные результаты.

В психологической науке, в ее теоретических и практических отраслях проблема развития саморегуляции учебной деятельности недостаточно изучена и освещена. Особенно слабо в литературе представлены средства и методы психолого-педагогической работы по организации саморегуляции регуляции учебной деятельности в процессе обучения русскому языку.

В связи с возникшей проблемой был проведен сравнительный психолингводидактический анализ ресурсов учебников русского языка. Целью анализа являлось определение того, на какую деятельность с позиции саморегуляции опираются задания в учебниках анализируемых программ. Для этого, мы изучили учебники русского языка всех классов начального звена по следующим программам: «Школа России», «Начальная школа XXI». Так же был проведён анализ учебников русского языка для 1 класса, оформленных по требованиям ФГОС второго поколения.  Ниже приведём краткое описание анализируемых программ.

"Школа Росcии" -  это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного комплект «Школа России» работает с 2001 года. «Школа России» — это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальной школе. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения. Главная идея программы: “Школа России” создается в России и для России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России. Целями  обучения являются: создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности; освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков; формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться; формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности. Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. В доработанных учебниках «Школы России» этим и другим важнейшим аспектам начального общего образования, зафиксированным в новом стандарте, уделено особое внимание.
          Проект «Начальная школа XXI века» – результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО (ныне ИСМО), а также ряда сотрудников Российской академии образования (руководитель проекта - Н.Ф. Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор). Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.). В связи с переходом на ФГОС НОО учебники комплекта не перерабатывались кардинально, но в методический аппарат, в аппарат ориентировки и в справочный аппарат были внесены изменения для того, чтобы соответствие новым требованиям стало более явным и для учителя, и для ребенка. Были внесены необходимые изменения и в пособия для учителя. Это объясняется тем, что для авторского коллектива и издательства одной из приоритетных остается задача сделать работу учителя максимально эффективной, заранее предложив ему варианты решения проблем, возникающих в учебном процессе. Неотъемлемой частью системы «Начальная школа XXI века» являются издания, обеспечивающие процедуру оценки достижения планируемых результатов и педагогическую диагностику. Система «Начальная школа XXI века» всемерно учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, поддерживает самоценность данной ступени.

         После ознакомления с программами далее работа была нацелена на изучение и анализ учебников. Для каждого учебника была заготовлена таблица такого вида:

                   Таблица 1

Учебник: ______________________________________________

Пл.

М.

Пр.

О.р.

Г.

С.

        После изучения всех заданий учебников по вышеприведенным программам произвелся подсчет упражнений по всем рассматриваемым направлениям, по ходу результаты заносились в следующую таблицу:

                                                                                                                   Таблица 2


Учебники

Пл.

М.

Пр.

О.р.

Г.

С.


Полученные данные в вышеприведенной таблице далее были занесены в нижеприведенную таблицу (Таблица 3), в которой указали процентное соотношение заданий, направленных на развитие отдельных компонентов саморегуляции (планирование – Пл., моделирование – М., программирование – Пр., оценка результатов – О.р., гибкость – Г., самостоятельность – С.), относительное количеству упражнений для учебников каждого класса.

                                                                                                Таблица 3

                    Компоненты                                                

                 саморегуляции                                              

Программы.

Класс (год, кол-во упр.)                              

Пл.,

%

М., %

Пр., %

О.р., %

Г., %

С., %

«Школа России»

1 кл. (2011г., 596)

1,3

6,2

3,7

6,7

2,7

1

1 кл. (2009г., 603)

1

2,7

1,9

2,5

1,9

1

2 кл. (2009г., 459)

4,6

4,4

5,2

1,9

4,4

1,5

3 кл. (2010г., 690)

6,2

6,2

5

2,5

3,9

1,6

4 кл. (2010г., 666)

3

4,8

3,6

3,8

3

2,1

«Начальная школа ХХI века»

1 кл. (2011г., 465)

3

5,3

4,3

3,6

2,4

-

1 кл. (2009г., 465)

3

5,3

4,3

3,6

2,4

-

2 кл. (2009г., 550)

6,9

9

6,1

7

7,5

1

3 кл. (2010г., 654)

2,8

6,6

5,3

4,9

5

2

4 кл. (2010г., 555)

3,6

7,2

5

3,6

8,2

1

Анализ показал, что авторы учебников русского языка для начальной школы включают большое количество материала для самостоятельной работы учащихся, встречается большое количество заданий, связанных с размышлением, обсуждением предположений, выбором и объяснением правильного ответа, поиском альтернативы и т.п. Заметим, что учебники русского языка по программе Виноградовой, содержат большее количество упражнений, направленных на развитие саморегуляции учебной деятельности, чем учебники других анализируемых нами программ. Среди них встречается много упражнений, направленных на развитие такого компонента саморегуляции, как оценка результатов и гибкость учебной деятельность. Хотим обратить внимание на то, что авторы учебников по программе «Школа России» особое внимание уделили заданиям, которые способствуют целенаправленному использованию моделирующей деятельности, а так же контролирующих и оценочных действий учащихся. Однако, в упражнениях, направленных на самостоятельность, редко встречаются задания, которые нацелены на осознанную саморегуляцию учебной деятельности самими школьниками, на развитие всех её компонентов.

Отсюда следует, что процесс развития саморегуляции учебной деятельности младших школьников находится в большой зависимости от учителя, его профессионализма, педагогического мастерства, поскольку именно он играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Опытный педагог способен достаточно быстро определить особенности индивидуального стиля саморегуляции любого учащегося, а также уровень развития отдельных компонентов. А умелое использование УМК позволит ему решить эти задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда...

Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...

«РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ»

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ»...

Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе

Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе...

Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с целями и задачами специального образования, обучения детей с интеллектуальными нарушениями должно иметь подлинно практическую направленность, т.е. быть ориентировано на формирование с...

Развитие познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на групповых занятиях по дефектологии

Познавательная деятельность школьника с нарушением интеллекта в процессе обучения  - это учение,  котором отражается предметный материальный мир и его преобразующаяя роль как субъекта этой д...