Урок – путешествие в «Пунктуационные джунгли"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

 Открытый  урок – путешествие в «Пунктуационные джунгли"  пл тем            

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon punktuacionnye_dzhungli.zip1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Простые и сложные предложения»

Цель урока: знать структурные различия между простыми и   сложными предложениями; виды сложных предложений по способу связи простых в составе сложных.

 Задачи:  уметь различать простые и сложные предложения, определять границы частей в сложном предложении, правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения;  раскрыть духовно-нравственное содержание «Крохоток»  А.И.Солженицына; на их основе научить учащихся в привычных,  обыденных явлениях видеть их внутреннюю сторону и нравственный  смысл, воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Оборудование:

Произведения А.И. Солженицына, учебник «Русский язык» для  5 класса  под редакцией  

Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др., презентация к уроку    

Ход урока

1) Вступительное слово учителя:

Мы сегодня отправляемся в словесные джунгли на поиски простых и сложных предложений. Но в джунглях быть опасно, поэтому вы должны быть вооружены знаниями, то есть каждый из вас должен знать отличительные признаки простых и сложных предложений.

     2) Шаг № 1 нашего путешествия – языковая разминка (слайд №2)

«Словесный гербарий»

1вариант : Глубь, листаешь,  наша, история, ты, листаешь.

2 вариант: Она, чудесная, свои, открывают, и, страницы.

Задание:

  1. Составьте предложения из этих слов.
  2. Объясните орфограммы.
  3. Найдите грамматическую основу.

- Прочитайте свои предложения.

1вариант: Листаешь, листаешь ты глубь нашей истории.

2 вариант: И она открывает свои чудесные страницы.

( Объясняются орфограммы и указываются грамматические основы)

- В джунглях надо быть осторожными и идти только шагом.

3) Шаг №2 « Арсенал охотника во время поиска простых и сложных предложений»

 (слайд №3)

Знакомство с новой темой)    (слайды №4,5)

Предложение

Сколько грамматических основ?

        Одна                           две и более

        

        простое

        сложное

Средством связи сложных предложений является

                

                               интонация        союз

                

         и, а, но,

части предложения на письме        чтобы, что,

разделяются запятой        потому что ….

   ???  Обратимся к нашей языковой разминке и соединим предложения первого и второго вариантов. (слайд №6)

Листаешь, листаешь ты глубь нашей истории, и она открывает свои чудесные страницы.

??? Сколько грамматических основ в нашем предложении?

         ( две)

??? Какое получилось предложение простое или сложное?

        ( сложное)

??? Какой опознавательный признак этого предложения?

        ( наличие двух грамматических основ)

??? Что является средством связи?

         ( союз и)    

Вывод:

??? Какие предложения называются сложными, а какие простыми?

4) Шаг №3  « Кто – кого передумает». ( Отработка навыков) (слайд №7,8)

Задание:  выпишите сложные предложения, расставляя знаки препинания,

                  объясните пропущенные орфограммы.

Прошло жаркое лето и наступила ос..нь. Стояли ясные дни птицы готовились (к)отлёту. (С)утра был туман но к завтраку погода разгулялась. Прибл..жался к..нец сентября а холода ещё (не)наступали. Нач..лся ливень и мы поб..жали к сторо..ке. Гроза окончилась к вечеру.

- Проверка работы.

5) Шаг №4  « Охотники за сложными предложениями» (слайд №9,10)

(Объяснительный диктант по тексту А.И.Солженицына)

  В город возят колхозники молоко, творог, помидоры в рюкзаке.

  Он держит столько тяжести, что даже через телогрейку его не выносит плечо.

   Бабы плетёнку вскидывают на середину спины, а ремень нахомучивают себе через голову. Тогда равномерно раскладывается тяжесть по двум плечам и груди.

Задание:

  1. Объясните постановку знаков препинания.
  2. Подчеркните союзы и главные члены предложения.

Взаимопроверка работ.

6) Шаг №5  «Работа шифровальщиков с текстом» (слайд №11)

                (Закрепление изученного )

Графический диктант

По  тексту А.Солженицына «Шарик».

    Во дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, он кутёнком его посадил.

    Понёс я ему однажды куриные кости, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный. Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние…

    Подбежал ко мне, меня опрыгал, кости понюхал…

    Шарик просил, чтобы ему дали только свободу.

Задание.

  1. Прослушайте текст.
  2. Составьте и запишите схемы предложений.

Проверка работы по ключу.

??? Какую тему поднимает автор этого теста?

7) Шаг №6  «Следопыты в словесных джунглях»(слайд №12)

        (Творческая работа)

Объясните смысл последнего предложения из графического диктанта: 

  «..Шарик просил, чтобы ему дали только свободу».

 Итог урока. (слайд №13)

???  Какие предложения называются сложными, а какие простыми?

  ??? Какой опознавательный признак сложного предложения?

 Домашнее задание:   1. повторить теорию, § 46.

                                       2.  дописать сочинение-рассуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок – путешествие «Бунтовщик хуже Пугачева ...» (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).

Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные ...

Конспект урока "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения", 9 класс

Конспект урока русского языка по теме "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения", 9 класс...

Урок английского языка "Зов джунглей"

                                                      ...