Конспект урока "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения", 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Конспект урока русского языка по теме "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения", 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22_znaki_prepinaniya_v_s_sp.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия
План занятия № 22 по дисциплине «Русский язык» в 9 классе
Тема занятия: Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Вид занятия: беседа, работа с учебником.
Методы обучения: объяснение учителя, работа с учебником.
Класс | Дата |
Цели:
а) образовательные:
– отработка умений: 1) различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные; 2) определять смысловые отношения в сложносочиненных предложениях между его частями; 3) расставлять знаки препинания в указанных конструкциях;
развивающие:
– развивать интеллектуальную сферу, память;
– формировать умение характеризовать предложение;
– развивать речь учеников;
в) воспитательные:
– воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к родному языку;
– способствовать формированию и укреплению чувства дружбы и товарищества;
– способствовать формированию основ мировоззренческой и нравственной культуры учащихся.
Оборудование: учебник.
Ход занятия:
I. Организационный момент (1 – 2 мин.)
Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.
II. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия (3 – 5 мин.).
Сегодня мы изучим тему «Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении». Наша задача – отработка умений: 1) различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные; 2) определять смысловые отношения в сложносочиненных предложениях между его частями; 3) расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
III. Проверка знаний учеников (8 – 10 мин.)
- Проверка домашнего задания, § 17, упр. 81.
- Упр. 80.
IV. Подведение итогов проверки (1 мин.)
V. Изложение нового материала (35 – 40 мин.)
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
I вариант
1. Какие из следующих утверждений верны?
A. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочиненными, сложноподчиненными.
Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов.
B. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов).
2. Союз, связывающий части сложного предложения: Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещала от холода, как в декабре, является...
A. подчинительным
Б. соединительным
B. разделительным
Г. противительным
3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлении, на возможность одного явления из двух или нескольких?
A. и, да (в значении и), ни - ни, тоже
Б. или (иль), либо, то - то, не то - не то
B. а, но, да (в значении но), однако, зато, же
4. Определите вид предложения: Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.
A. простое
Б. сложносочиненное
B. сложноподчиненное
Г. бессоюзное
5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
A. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.
Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
B. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.
6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
A. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось.
Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
B. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.
7. В предложение: Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
8. Прочитайте предложение: Выпал снег и... .Продолжите его дважды, добавив:
а) однородное сказуемое;
б) простое предложение.
9. Запишите предложение: Надвинулась туна, и подул сильный ветер, вставив обособленный оборот после союза и.
10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение.
Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.
11. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):
[безличное], и [двусоставное].
А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.
Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.
В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.
12. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
A. Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.
Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.
B. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.
Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.
13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:
а) [двусоставное], и [безличное];
б) [безличное], [однако .. . двусоставное];
в) [безличное], и [безличное].
14. Дополните предложение: Мой рассказ слушали равнодушно, и потому..., указывая на следствие.
II вариант
1. Какие из следующих утверждений верны?
A. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.
Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.
B. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.
2. Прочитайте предложение: Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...
A. подчинительного союза
Б. союзного слова
B. сочинительного союза
Г. интонации
3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?
A. и, да (в значении и), ни - ни, тоже
Б. или (иль), либо, то - то, не то - не то
B. а, но, да (в значении но), однако, зато, же
4. Определите вид предложения: Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.
A. простое
Б. сложносочиненное
B. сложноподчиненное
Г. бессоюзное
5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
A. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.
Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
B. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
A. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.
Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
B. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.
7. В предложении: Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
8. Прочитайте предложение: Отец заправил бензином машину и ... .Продолжите его дважды, добавив:
1) однородное сказуемое;
2) простое предложение.
9. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):
[безличное], и [безличное].
A. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.
Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.
B. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.
10. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
A. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.
Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
B. Уже вечерело и народ возвращался с полей.
Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.
11. Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза и.
К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
12. Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом а. Запишите полученное предложение.
Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.
13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:
а) [безличное], [зато ... двусоставное];
б) [двусоставное], [также ... двусоставное];
в) [неопределенно-личное], и [двусоставное].
14. Дополните предложение: Тучи закрыли небо, и от этого..., указывая на следствие.
VI. Закрепление изученного материала, применяемая методика – формулировка учащимися основных положений изложенного материала (1 – 2 мин.)
Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Сделай вывод по плану, записанному на доске.
Сегодня на уроке
Повторили…
Узнали…
Учились…
Наблюдали…
Познакомились…
Сделали вывод…
Кроме этого…
VII. Подведение итогов проведенного урока (1 – 2 мин.)
VIII. Задание для самостоятельной работы учеников во внеурочное время (1 – 2 мин.)
- § 17, упр. 81.
IХ. Литература, необходимая для подготовки к занятию
1. Русский язык: 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др. – М.: Просвещение.
Подпись преподавателя:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе (ДЦП) по теме: "Пунктуационный разбор простого предложения"
Данный урок русского языка проведён в 5 классе с обучающимися с диагнозом ДЦП и ставит своей целью повторение и закрепление изученного на уроках материала по теме “Синтаксис п...
урок-путешествие "Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения"
урок-игра в 5 классе...
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений
Цель: научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения. Задачи:Образовательные: совершенствовать умение определят...
Пунктуационный разбор сложносочинённого предложения (&9).
Цель: развитие умений анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочинённых предложений, выполнять его пунктуационный разбор; соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной р...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённых предложений"
Методическая разработка предназначена для урока русского языка в 9 классе....
Презентация урока русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения" (9 класс)
Учебный материал по теме урока в 9 классе "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения"...
Разработка урока русского языка в 9 классе "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения"
План -конспект урока "Синтаксический и пунктуационный разбор ССП"...