Урок – путешествие «Бунтовщик хуже Пугачева ...» (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные знания для изучения нового материала, анализировать литературные произведения, решать проблемы, характеризовать исторические деяния, сравнивать и обобщать, участвовать в дискуссии. Показывая мужество А.Н. Радищева, разъяснить ученикам понимание общественного долга как нравственной обязанности человека – гражданина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – путешествие

Тема: «Бунтовщик хуже Пугачева ...» (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).

Цели: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя.

Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные знания для изучения нового материала, анализировать литературные произведения, решать проблемы, характеризовать исторические деяния, сравнивать и обобщать, участвовать в дискуссии.

Показывая мужество А.Н. Радищева, разъяснить ученикам понимание общественного долга как нравственной обязанности человека – гражданина.

Оборудование: портрет А.Н. Радищева, книга «Путешествие из Петербурга в Москву».

На доске записи: «Бунтовщик хуже Пугачева…»

Екатерина II

«Вослед Радищеву восславил я свободу...»

А.С. Пушкин

«Сознательный и непреклонный враг тирании и эксплуатации».

В.И. Ленин

Временно закрытые слова:

«Ты хочешь знать: кто я? что? куда я еду?

Я тот же, что и был и буду весь мой век.

Не скот, не дерево,

Не раб, но Человек!»

А.Н. Радищев.

Заготовка к меловой схеме: «Взгляды Е. Пугачева и А. Радищева».

Карта «Российская империя во второй половине XVIII в. с обозначением маршрутов путешествия из Петербурга в Москву».

Учительский стол оборудован свечами, стоят весы: на одной чаше – табличка «Закон милосердия», на другой – «Закон справедливости». Парты стоят в три ряда. На краю парт стоят таблички – указатели населенных пунктов, которые описывает А.Н. Радищев.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Весной 1790 года на верхнем этаже дома на Грязной улице Петербурга, в типографии, не подвластной ни цензуре, ни управе благочестия, были набраны и отпечатаны последние страницы «Путешествия из Петербурга в Москву». Александр Радищев завершил свой тайный труд. Та далекая весна была только преддверием Великой французской революции. Впереди было взятие Бастилии, казнь Людовика XVI, якобинский террор, ужаснувший современников, и крах якобинской диктатуры.

Радищев – один из немногих, кто обладал знанием, способным и предсказать, и объяснить финал трагедии, венчавшей исход «безумного и мудрого» XVIII столетия, заглянуть в страшные страницы начала XX века ... Ему уже тогда, на закате XVIII в., многое виделось с той пронзительной ясностью, которую мы стали обретать только недавно, вступив в новый XXI век. Как же драгоценно должно быть для нас это радищевское знание!

Только дорожим ли мы им?

Пора, пора признать вину перед Радищевым, вину непонимания, незаинтересованности, беспамятности. Ведь для абсолютного большинства наших, якобы самых читающих людей в мире его «Путешествие ...» остается всего лишь школьной книгой. Но и в школе вряд ли внимательно читанной, поскольку программа уже много лет предусматривает обзорное знакомство с ней. Под влиянием высказываний В.И. Ленина Радищева возвели на пьедестал, увенчали лаврами пророка революции. Но, провозглашая это, не делали ровным счетом ничего, чтобы разобраться, о какой революции он мечтал, от чего предостерегал и современников, и дальних потомков.

Да и как было разобраться, если недавняя живая история нашей страны была покрыта непробиваемыми панцирями догматизма ... Школьный учебник называет А.Н. Радищева революционером. Но дело ведь не в том, чтобы назвать. Необходимо объяснить, доказать правильность подобного утверждения.

Существо же революционных убеждений Радищева передается так: он грозит дворянам «новым Пугачевым». Но достаточно прочитать – только внимательно – «Путешествие ...», чтобы убедиться, что никаких революционных надежд с новой «пугачевщиной» писатель-патриот не связывал.

Каждого читателя, не разучившегося думать и чувствовать, книга способна побудить к раздумьям не только о российской действительности далекого XVIII в., но и о том, что происходило и происходит в стране после Октябрьской революции 1917 года.

Радищев адресовал книгу читателю – другу, способному, как и он сам, пройти путем исканий. Он умел всматриваться, вслушиваться в многоликую, многоголосую сложность жизни.

«Путешествие ...» – очень сложная книга. «Лошади меня мчат, извозчик мой затянул песню, по обыкновению заунывную. Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что в них нечто, скорбь душевную означающее ...» Поразительны эти строки одной из первых глав «Путешествия ...»!

Сколько русских писателей вослед Радищеву будут отдаваться этой неодолимой власти дороги, русскому пути, русской души, влекущей к дальним горизонтам мечты и к горькому раздумью о настоящем!

Итак, будем читать, решимся на путешествие с Радищевым, вместе с ним отправляясь в дорогу навстречу российским делам, по путям и перепутьям духовной жизни россиян конца XVIII века.

Знакомство с целями урока:

1. Рассмотреть и проанализировать взгляды Радищева на:

а) крепостное право;

б) самодержавие;

в) пути достижения переустройства российского общества;

г) представление о будущем обществе.

2. Сравнить взгляды Радищева со взглядами Е.И. Пугачева.

3. Рассматривая нравственный облик Радищева, определить: кто он, Радищев? (Зачитываются высказывания, написанные на доске.)

4. Закрепить умения давать характеристику историческому деятелю, решать проблемы, участвовать в дискуссии, работать с литературным источником.

I. Звучит музыка (концерт № 4 «фа мажор» А. Вивальди). За столом сидит сын Радищева Павел Александрович. Он берет перо, начинает писать «биографию» отца.

П.А. Радищев: «Мой отец Александр Николаевич Радищев родился в 1749 г. в богатой помещичьей семье ...»

Ученик зачитывает историческую справку.

Россия конца XVIII в. продолжала оставаться феодально-крепостнической страной, но в ее недрах зрели новые буржуазные отношения. Появилось много мануфактур, основанных на наемном труде, но помещики продолжали эксплуатировать труд крепостных. Крепостное право и самодержавие тормозили развитие России. Крестьянская война 1773 – 1775 г. под предводительством Е.И. Пугачева показала, что народ в России не желает больше мириться со своим рабским положением.

П.А. Радищев. «И в этой стране родился и воспитывался мой отец. Первыми воспитателями мальчика были крепостные крестьяне: няня Прасковья Клементьева и обучивший его грамоте «дядька» Петр Мамонтов. Вместе со сказками и букварем они познакомили его с жизнью крепостных крестьян, их горестями и чаяниями. В 1757 г. мой отец продолжает обучение в Москве, где его учителями были профессора Московского университета. Проучившись недолгое время в Пажеском корпусе, Александр Николаевич наблюдает раболепную дворцовую атмосферу и растленные придворные нравы. После окончания корпуса мой отец в числе лучших учеников был отправлен за границу, в Лейпциг, для получения специального юридического образования. Там А.Н. Радищев пробыл около пяти лет, изучая естественные науки, зачитываясь трудами французских философов.

Возвратившись в Россию, ему приходится начать службу в разных присутствиях (Сенате, Коммерц-коллегии, таможне), но везде он воочию сталкивался со всеми отвратительными явлениями крепостничества и самодержавия.

В 1773 году выходит переведенная А.Н. Радищевым книга Мабли «Размышление о греческой истории». В одном из примечаний к ней мой отец так определяет сущность царизма: «Самодержавие есть полноправнейшее человеческому естеству состояние». В 1790 г. появляется «Путешествие ...».

Уже через несколько дней после появления этой книги о ней говорит Петербург, один экземпляр оказывается на столе у Екатерины II. Императрица не просто читала, – две недели она «штудировала» книгу отца с пером в руках. «Бунтовщик хуже Пугачева», – такова ее оценка. А.Н. заключен в Петропавловскую крепость, затем сослан ... В 1796 г. Павел I распорядился вернуть Радищева из ссылки. По возвращении в Россию Радищев попадает в тяжелые условия и все время находится под надзором полиции. Позднее Александр I привлек его к законодательной деятельности, но был далек от использования идей Радищева всерьез.

Видя тщетность своих попыток что-либо изменить в России и не желая заплатить за освобождение от ссылки отказом от своих убеждений, 11 сентября 1802 года Александр Николаевич покончил с собой. Перед смертью он написал: «Потомки за меня отомстят».(Сын уходит.)

II. Итак, вернемся в прошлое и попытаемся восстановить в памяти события далекие ...

Учитель (на фоне портрета А.Н. Радищева). 1790 год ...Короткий, сентябрьский день клонится к вечеру. Конвойные вели из тюрьмы закованного в кандалы человека. Накинули на него «гнусный нагольный тулуп», взятый у сторожа и отправили в далекий и тяжелый путь, в Сибирскую ссылку, в далекий Илимский острог. На вопрос из толпы: «Кого ведут?» – конвоиры отвечали: «Государственного преступника!» Это был А.Н. Радищев.

Какое же государственное преступление он совершил? Нет, он никого не убил, не ограбил. Он в екатерининской России, крепостной, голодной, со страдальческими, налитыми горем глазами, исполосованной самодержавной плетью, увидел Россию иную. «Я зрю сквозь целое столетие», – говорил писатель. И об этом А.Н. Радищев написал книгу «Путешествие из Петербурга в Москву. Его книга и Россия составляли одно целое. Давайте же вместе с Радищевым отправимся в дальний путь.

III. Задание: по ходу следования по станциям России XVIII века заносите в свои тетради маршрут, т.е. те населенные пункты, которые проезжаете, и оставляйте в качестве заметок главные мысли, которые высказывает Радищев в своей книге.

Во вступлении Радищев объясняет причины написания своей  книги: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Бедствия человека происходят от человека. И почувствовал я, что возможно всякому соучастником быть во благодействии себе подобных. Сия мысль побудила начертать, что читать будешь».

1) Станция Любани.

(Первая группа, которая заранее изучила данную главу, отвечает на вопросы.)

  • О чем рассказывает эта глава?
  • Почему крестьяне вынуждены работать в праздник?
  • Когда крестьянин может работать на себя?
  • Кого осуждает Радищев?

Запись в тетради по данной главе:

  • Вынужденное трудолюбие крестьян.
  • Осуждение помещика: «Страшись, помещик жестокосердный, на чем каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».

2) станция  Спасская Полесть. (Вторая группа.)

  • О чем рассказывает эта глава?
  • О каких отрицательных явлениях русской действительности узнаем мы из этой главы книги?
  • Проанализируйте раздумье об этих отрицательных явлениях, которые отразились во сне Радищева.
  • О чем рассказывает сон:

а) внешний облик царя?

б) о чем поет хор придворных, обращаясь к царю?

в) все ли согласны с придворными?

г) что сделала Прямовзора?

д) какая картина открылась ему после лечения Прямовзоры?

е) что воскликнул царь?

  • Почему это сон?

Записи в тетради: казнокрадство, произвол чиновников.

– Кто виноват? Царь! Он знает, но не желает видеть осуждение самодержавия, ибо сам в крови.

3) Станция  Новгород. (Третья группа.)

Итак, если не царизм, что тогда?

  • Какое правление представляется образцом для Радищева?
  • Почему?
  • Что случилось с Новгородом во времена Ивана Грозного?
  • Какие пророческие мысли о будущем России высказывает писатель в этой главе? («Нужда, желание безопасности и сохранность созидают царства. Разрушают их – несогласие, ухищрение и сила!»)
  • Актуальны ли сегодня подобные мысли?

Записи в тетради:

  • политический идеал – республика, где государь – народ;
  • пророчество о будущих проблемах России

4) Станция  Зайцово.

(Четвертая группа.)

  • О чем мы узнаем из этой главы?
  • Докажите, что помещик жестоко обращался со своими крепостными.
  • Какую особенность приметил Радищев за русским народом?
  • Законно ли, с точки зрения Радищева, убийство помещика в конкретной исторической ситуации?
  • Почему писатель дает утвердительный ответ?

(«Если закон или не в силах его заступить, или того не хочет, или власть его не может дать помощи, тогда пользуется гражданин природным правом защиты, сохранности. Ибо гражданин, становясь гражданином, не перестает быть человеком, коего первая обязанность есть собственная сохранность, защита. Убитый крестьянами помещик нарушил в них право гражданина своим зверством».)

Записи в тетради:

  • крестьяне убили своего помещика из-за бесчеловечного отношения к ним, исчерпав законные средства защиты;
  • убийство законно, оправдано.

5) Станция  Хотилов.

(Пятая группа.)

Проезжая Хотилов, Радищев задумывался над будущим страны ...

  • О чем задумывался Радищев в этой главе?
  • По мнению Радищева, что является властителем первым в обществе?
  • В чем он видит несправедливость данного общества?
  • При каких условиях государство «блаженно»?
  • Почему нет блаженства в екатерининской России?
  • Как работают крестьяне?
  • Как, с точки зрения Радищева, следует работать?
  • Что предсказывает писатель, если не изменится ситуация? («Колокол ударит!»)
  • Кого подразумевает Радищев под «грубым самозванцем»?
  • Положительно ли он к нему относится?
  • К чему призывает Александр Николаевич, дабы избежать насилия?
  • Охарактеризуйте и проанализируйте программу будущего для России, нарисованную А.Н. Радищевым.

Таким образом, Радищев задолго до октября 1917 года предостерегал нас. «Гибель возпомнится горе постепенно, и опасность уже вращается над головами нашими». Чтобы избежать насилия, Радищев предлагает «освободить братию нашу из оков рабства и восстановить всем равенство».

Записи в тетради:

  • будущее → правовое государство, где люди «рачат» о себе, работают для себя.
  • революция близка → крестьян необходимо освободить.

6) Станция  Медное

(Шестая группа.)

  • Что поразило Радищева в этой главе?

Запись в тетради: 

  • крестьяне продаются подобно вещам.

7) Станция  Тверь.

(Седьмая группа с учителем)

Это одна из самых сложных глав, работаем вместе с учителем по тексту.

IV.Задание: А.Н. Радищев во вступлении к главе объясняет, что ее «в Москве не хотели напечатать по двум причинам: первая, что смысл в стихах не ясен и много стихов топорной работы, другая, что предмет стихов несвойственен нашей земле». Ознакомившись с главой, ответьте на вопрос: соответствуют ли эти причины действительности?

Работа с текстом оды «Вольность».

Строфа 3.

Но что претит моей свободе?

Желаньям зрю везде предел;

Возникла обща власть в народе,

Соборный всех властей удел.

Ей общество во всем послушно,

Повсюду с ней единодушно.

Для пользы общей нет препон

Во власти всех своей зрю долю,

Свою творю, творя всех волю:

Вот что есть в обществе закон.

Итак, что лежит в основе этого общества?

Строфа 6.

...Он лести чужд, лицеприятства,

Породы, знатности, богатства,

Гнушаясь жертвенные тли

Родства не знает, ни приязни,

Равно делит и мзду и казни;

Он образ божий на земле.

  • Каким, с точки зрения Радищева, должен быть закон?

Строфа 7.

И се чудовище ужасно,

Как гидра, сто имея глав,

Умильно и в слезах всечасно,

Но полны челюсти отрав.

... Обманывать и льстить умеет

И слепо верить всем велит.

Строфа 11.

Чело надменное вознесши,

Схватив железный скипетр, царь,

На громном троне властно севши,

В народе зрит лишь подлу тварь,

Живот и смерть в руке имея:

«По воле, - рек, - щажу злодея,

Я властию могу дарить;

Где я смеюсь, там все смеется;

Нахмурюсь грозно, все смятется.

Живешь тогда, велю коль жить.

Итак, идеалом Радищева является общество, где правит закон.

  • Но в российской действительности как обстоит дело?
  • Кого писатель именует гидрой, чудовищем?
  • Как относится к своему народу царь?
  • Почему Радищев так отрицательно характеризует самодержавие?
  • Почему эти строфы привели в ужас Екатерину II?

Строфа 13.

Но всегда ли так будет? Строфа 13 об этом ...

Возникнет рать повсюду бранна,

Надежда всех вооружит;

В крови мучителя венчанна

Отмыть свой стыд уж всяк спешит.

Меч остр, я зрю, везде сверкает;

В различных видах смерть летает,

Над гордой главой царя.

Ликуйте, склепанны народы;

Се право мщенное природы

На плаху возвело царя.

ØЧто предсказывает Радищев?

  • На чем основываются эти предсказания?

Т.е., речь идет о мести народа – революции, которая приведет к гибели царя.

Строфы 14, 15, 18.

В данных строфах «Закон» обличает самодержавие:

14

«Преступник власти, мною данной!

Вещай, злодей, мною венчанный;

Против меня восстать как смел?»

15

«Тебя облек я во порфиру

Равенство в обществе блюсти,

Вдовицу призирать и сиру,

От бед невинность чтоб спасти,

Отцом ей быть чадолюбивым;

Но мстителем непримиримым

Пороку, лжи и клевете;

Заслуги честью награждати,

Устройством зло предупреждати,

Хранити нравы в чистоте».

18

«Но ты, забыв мне клятву данну,

Забыв, что я избрал тебя

Себе в утеху быть венчанну,

Возмнил, что ты господь, не я;

Мечом моим расторг уставы,

Безгласными поверг все правы.

Стыдиться истине велел,

Расчистил мерзостям  дорогу,

Взывать стал не ко мне, но к Богу,

А мной гнушаться восхотел».

  • Для чего закон дал правителю символ монарха?
  • Что забыл правитель?

Строфа 21.

«Злодей, злодеев всех лютейший ...»

Ты все совокупил злодеяния и жало свое в меня устремил ...

«Умри! Умри же ты стократ», -

Народ вещал ...

  • Каков приговор народа?

Строфа 23.

На вече весь течет народ;

Престол чугунный разрушает,

Самсон как древле сотрясает

Исполненный коварств чертог.

Законом строит твердь природы.

Велик, велик ты, дух свободы,

Зиждителен, как сам есть бог!

Т.о., каковы представления Радищева о политическом устройстве будущего?

Строфы 34, 38, 39.

34

Но страсти, изощряя злобу ...

превращают спокойствие граждан в пагубу ...

Отца на сына воздвигают,

Союзы брачны раздирают,

и все следствия безмерного желания властвовати ...

38, 39

Таков есть закон природы: из мучительства рождается вольность, из вольности рабство ...

  • От чего предостерегает нас Радищев?
  • Актуальны ли эти мысли сегодня?

Записи в тетради:

  • Самодержавие – гидра, чудовище.
  • Не изменит свою политику → будет свергнуто вооруженной борьбой народа.

Гениальные предостережения потомкам.

8) Станция  Пешки.

(Восьмая группа.)

  • Готовы ли народные массы к борьбе?
  • Кто повинен в нищете крестьян?
  • Чего отнять не могут? («Звери алчные, пиявцы ненавистные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, - воздух ...»)

Записи в тетради:

  • Алчность дворян, грабительство.
  • Готовность народа к борьбе.

IV. Итак, обобщим наши записи и охарактеризуем взгляды Радищева с помощью меловой схемы.

Известно, что весьма мудрая правительница Екатерина Великая называла Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева».

Задание: давайте сравним взгляды Радищева и Пугачева  и заполним таблицу.

Взгляды

Пугачев Е.И.

Радищев А.Н.

1. Отношение к крепостному праву.

2. Отношение к самодержавию.

3. Пути достижения лучшего будущего.

4. Представление о будущем обществе.

Отрицательное

Называл себя Петром III, верил в «доброго царя».

Народный бунт не исключает насилие, жестокость.

Смутное. «Кто был беден, станет богат и наоборот».

Отрицательное

«Гидра, чудовище», если не изменится, необходимо уничтожить.

Опасается революции, жестокости, предостерегает о последствиях революции, насилия.

Правовое государство, в котором люди работают на себя.

Сделайте выводы.

Т.о., школьный учебник, называя Радищева революционером, высказывает явно упрощенный взгляд на личность писателя – патриота. Мы же, заглянув в «Путешествие», поняли, что никаких революционных надежд с новой «пугачевщиной» Радищев не связывал, более того, он отрицательно относился к личности Пугачева. Александр Николаевич рисует совсем другой путь к новому обществу. Екатерина Великая, в отличие от авторов учебника, хорошо поняла этот мирный путь уничтожения самовластья царей и поэтому дала ему абсолютно верную характеристику: «Бунтовщик хуже Пугачева».

V. Заключение. Да, мнение и суждения о Радищеве самые разные, достаточно лишь взглянуть на доску (записи высказываний о Радищеве Екатерины II, А.С. Пушкина и В.И. Ленина).

  • Какое из приведенных высказываний отражает более объективно личность Радищева?
  • Какие качества писателя совсем не отражают эти высказывания? (Обмен мнениями.)

Учитель. Ребята, ведь Радищев был прежде всего человек, а уже потом писатель, поэт, революционер и т.д.

  • Как вы оцениваете Александра Николаевича с этой точки зрения? Ведь когда Радищев осмелился издать книгу, у него, вдовца, было четверо детей, из которых старшему исполнилось 12 лет, а младшему – шесть.

Радищев хорошо осознавал, какая темная судьба ждет его детей, если с ним что случится, тем более, что их мать умерла. И все же он решился напечатать книгу ...

  • Как вы оцениваете этот поступок?
  • Правильно ли он поступил?

(В ходе дискуссии учащиеся обмениваются представлениями о нравственном долге человека.)

Итог дискуссии подводит учитель:

Да, вы можете оценивать поступок А.Н. Радищева по-своему, но он поступил так, как представлял свой нравственный долг. Помня, что приговор будет суров (ему грозила смертная казнь), он написал детям письмо, где были следующие слова: «Самое главное в жизни – это честное выполнение долга».

– Что же он подразумевал под понятием «долг»? Для него – это нравственные обязанности человека перед обществом, это дело каждого настоящего гражданина и патриота. Да, Радищев был настоящим гражданином и патриотом. А ведь он опережал свой век. Книга его и имя его стали связаны с теми, кому небезразлична была судьба отечества ... Да и сегодня он, его мысли не устарели ... Надо только внимательно читать, правильно понимать строчки книги.

Проходили годы, но и в наши дни значимы и важны мысли А.Н. Радищева, который о себе сказал так (раскрывается записанное на доске его собственное высказывание, ранее закрытое):

Ты хочешь знать: кто я? что? куда я еду?

Я тот же, что и был и буду весь мой век:

не скот, не дерево, не раб,

но Человек!

Оказывается, что главное для Радищева было быть не поэтом, писателем и уж меньше всего революционером, а быть Человеком!

И пусть не все сегодня на уроке осознали идеи и личность удивительного человека А.Н. Радищева. Я это допускаю, потому что сама к иному пониманию Радищева пришла совсем недавно. Но я верю, что вы обязательно вернетесь к чтению «Путешествия ...» еще не раз. Почему? Да потому что он писал, жил и погиб для нас с вами.

За это мы должны быть ему благодарны.

Задается домашнее задание: сочинение «Мое отношение к политическому и нравственному наследию А.Н. Радищева».

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Театрализованный урок - размышление по произведению А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»Цель – углубить знания учащихся о жизни и творчестве РадищеваЗадачи:образовательная –...

урок литературы в 9 классе Радищев."Путешествие из Петербурга в Москву"

Урок литературы в 9классе по творчеству А.Н.Радищева предполагает знакомство уч-ся с творчеством писателя ;  даёт возможность увидеть его гражданское беспокойство за положение народа, его же...

Тест на знание терминов из книги Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву"

Тест к уроку об А.Н. Радищеве по материалам "Путешествия..."...

ЗАОЧНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ КВЕСТ-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОМАНУ А.Н. РАДИЩЕВА «ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ»

Квест-путешествие –  новая форма изучения или закрепления материала- даёт возможность совместить путешествие и игру, решить задания, связанные с историей, литературой и культурой, повы...

Презентация к уроку А.Н.Радищев Художественное своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи

Презентация к уроку А.Н.Радищев Художественное своеобразие №Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи...

Конспект урока: А.Н.Радищев "Художественное своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи"

Конспект урока по литературе: "Художественное своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи"...