Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"
методическая разработка по мхк (10 класс) по теме

Аношина Вера Владимировна

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: АРХИТЕКТУРА РОССИИ 16-18 ВЕКОВ. ПУТЕШЕСТВИЕ ОТ НИЖНЕГО НОВГОРОДА ДО КИЖЕЙ.

Класс: 10

Цели урока :

Образовательные:

  1. Повторить изученный ранее материал по архитектуре Москвы, Нижнего Новгорода, Ярославля.
  2. Повторить  материал по географии « Водные просторы России».

  1. Изучить архитектурный ансамбль Кижей.
  2. Способствовать самостоятельному изучению истории русской  культуры.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к познанию русской культуры.
  2. Развивать  логическое и образное мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать патриотические чувства учащихся.
  2. Обогащать духовный мир учащихся.

Тип урока: комбинированный

Форма: урок–путешествие

Оборудование:

  1. компьютер;
  2. проектор;
  3. экран;
  4. географическая карта.

Предварительная подготовка: создание презентации , организация проблемно–поисковых групп и подготовка индивидуальных заданий.

Структура  урока.

I. Оргмомент.( 1 мин.)

II. Объявление темы урока, задач. Вводное слово учителя.( 2мин.)

III. Повторение изученного материала. ( 20 мин.)

  1. Самостоятельная работа учащихся в группах. ( 5 мин.)

заполнение учащимися таблицы (см. приложение)

  1. Выступление 1 группы ( 7 мин.)Выступление 2 группы (7 мин.)

IV. Объяснение нового материала. ( 15 мин.)

V. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)

VI. Заключительное слово учителя. ( 2 мин.). Задание на дом.

Урок сопровождается презентацией см. приложение 1.

Эпиграф.

…Все на свете уходит – остается искусство.

В Боровицкая.

              Россия в злате куполов,
             молитвой и веками освящённых
                   
Великий князь Константин Романов.

Ход урока

Этапы урока

Взаимодействие

Учитель

Учащиеся

I.Оргмомент

1 мин.

Приветствие. Учитель отмечает отсутствующих.

Учащиеся готовятся к уроку, делятся на 2 группы.

II.Объявление темы урока, целей. ( 2 мин. )

( слайд1,2)

        

Слайд 3,4

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие от Нижнего Новгорода до Кижей водным путём.

*Цели урока: Обобщить и закрепить изученный материал по архитектуре России 17 -18 веков.

Повторить материал по теме « Водные ресурсы России»

 Изучить архитектурный ансамбль Кижей.

*На предыдущем уроке вы разделились на 2 группы, в каждой команде есть историк, географ и искусствовед. Все получили определённые задания. Как вы с ними справились, покажет путешествие, в которое мы и отправляемся.

*Каждая группа получит индивидуальный пакет, в котором находится маршрутный лист с заданием, физическая карта России, контурная карта, другие необходимые материалы.

( см. приложение 3)

*Задание группам:

1. Совершить путешествие от Нижнего Новгорода до острова Кижи в Онежском озере водным путём. Путь следования отразить в контурных картах.

2. Вспомнить о водных ресурсах страны, рассказать о значении Волги в жизни России( группа географов)

3.Сделать остановки в Москве, Ярославле.

 Дать краткую историческую справку этим городам ( группа историков).

4. Рассказать об архитектурных памятниках городов ( группа искуствоведов)

Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.

III.Повторение изученного материала по темам                    « Архитектура России 16-18 века ( МХК), « Водные ресурсы  России»

( география 8 класс)

( слайды 5- 9)

Наше путешествие начинается с Нижнего Новгорода.

- Расскажите , что вы знаете об истории основания города?

- Назовите главные архитектурные памятники города, в чем их особенность?

В ходе путешествия все учащиеся заполняют таблицу в тетради.

( см. приложение 2)

-Учащиеся  дают справку об истории возникновения города.

-Искусствоведы рассказывают о культурном наследии Нижнего Новгорода.

1.Самостоятельная работа учащихся в группах.

( 5 мин.)

(Слайд 10)

Работа учащихся сопровождается музыкальным фоном. Звучит приглушённая музыка  Шопена .

Учащиеся работают в группах. отмечают путь следования в контурных картах.

2.Выступление 1 группы. 7 мин.

Слайды 11- 14

Слайд 15

Слайд 16 -19

Слайды 20 -21

*Время истекло. Сейчас отчет о своём путешествии представит нам 1 группа. Перед вами стояла задача совершить путешествие от Нижнего Новгорода до Кижей по  Волге. Первым выступит географ и расскажет нам о пути следования, о значении Волги в жизни страны, о её красотах.

- Волга всегда вдохновляла русских художников, поэтов на создание выдающихся произведений. Докажите это примерами.

*Первая ваша остановка была в Ярославле. Слово предоставляется историку .

*Искусствовед расскажет нам о культурном наследии Ярославля.

*Продолжите ваш путь. Слово географу.

Выступает географ первой группы. Он показывает путь следования на физической карте России до Ярославля. Рассказывает о роли рек в жизни страны.

Учащиеся называют известные полотна Левитана, читают стихи и песни о Волге.

Учащийся рассказывает об истории основания города.

Ученик выступает с докладом о архитектурных памятниках города.

Звучат стихи В.А.Рождественского «Зодчество».

Ученик показывает путь следования от Ярославля до Онежского озера.

3.Выступление 2 группы ( 7 мин.)

Слайды 22- 23

Слайд 24

Слайды 25 -31

Слайды 32- 34

*А теперь предоставим слово 2 группе. Перед вами была поставлена задача попасть в Кижи , отправившись в путь по Оке.

*Начнет выступление географ.  

- Покажите нам путь следования группы, расскажите через какие реки и каналы вам пришлось проплыть.

-Дайте определение понятиям « канал», «водохранилище», «приток».

*Ваш путь пролегал через столицу нашей родины Москву. Это удивительный город с богатым историческим и культурным наследием.

- Слово предоставляется историку.

*Об уникальных архитектурных памятниках Московского Кремля расскажет искусствовед.

*Учитель читает стихотворение:

Бессмертное величие Кремля

Невыразимо смертными словами!

В твоей судьбе, о русская земля,

В твоей глуши с лесами и холмами,

Где смутной грустью веет старина,

Где было все: смиренье и гордыня.

Навек слышна, навек озарена,

Утверждена московская твердыня!

 

- Многие писатели, поэты и художники в своих произведения запечатлели красоту столицы, выражали ей свою любовь. Приведите примеры.

*Продолжим наш путь. Слово географу.

Выступает географ 2 группы. Показывает путь следования до Москвы.

Учащийся дает краткую историческую справку.

Ученик коротко рассказывает о Кремле. ( храм Василия Блаженного, Архангельский собор, Успенский собор, Благовещенский , колокольня Ивана Великого)

Учащиеся читают стихи

Пушкина, Глинки.

Географ показывает дальнейший путь от Москвы до Онежского озера.

IV. Объяснение нового материала. ( 15 мин.)

Слайды 36,36

Слайд 37

Слайды 38 -41

Слайд 42

*Мы достигли конечной цели. Перед нами Онежское озеро.

- Географическая справка:

ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО , на северо-западе Европейской части Российской Федерации, в Карелии, Ленинградской и Вологодской обл. 9,7 тыс. км2 . Глубина до 127 м. Впадают реки Вытегра, Суна и др., вытекает р. Свирь.

Беломорско-Балтийским каналом соединено с Белым м. Всего  островов 1650, один из них – Кижи – цель нашего путешествия.

Слово «Кижи» короткое и какое-то странное, загадочное, не русское… Когда-то в далекие языческие времена карелы называли так место для игр , кижат. Кижи – небольшой островок у северо –западных берегов озера. Он – не в пример соседним- почти безлесен, лишь кое-где немного ольхи вдоль берега. с юга на север остров вытянут на 7-8 км., в ширину – 1.5 км.

Когда-то здесь было крупное поселение Кижский погост.

*словарная работа : ПОГОСТ 1. кладбище, 2.в старину – территориально- административная единица, состоявшая из нескольких сел, деревень;3. самое значительное поселение, центр района.

*Рассказ учителя о Кижском погосте. ( см. приложение 4)

( история Кижей).

*История создания архитектурного ансамбля Кижи: Преображенская церковь, Покровская и колокольня.

 (см. приложение 4)

*Чтение рассказа Осетрова « Деревянная сказка» ( см. приложение 4)

Учащиеся записывают в тетрадь значения слова «погост»

Ученики по ходу лекции заполняют таблицу в тетради.

V. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)

Слайд 43

Наше путешествие закончено.

- Что нового вы узнали о культурном наследии страны?

- Попытаемся обобщить полученные знания, ответив на ряд вопросов:

1. Где находится остров Кижи?

2. Что означало слово Кижи в древности?

3. Назовите значения слова ПОГОСТ.

4. Какие архитектурные памятники входят в Кижский погост?

5. Сколько куполов на Преображеской церкви? Из чего они сделаны?

6. С чьим именем связывают строительство Преображенской церкви? В честь чего она была построена?

7. В чем главная особенность архитектурного памятника?

8. Как вы понимаете эпиграф к уроку?

Учащиеся отвечают на вопросы.

VI. Заключительное слово учителя. Выставление оценок. Задание на дом. ( 2 мин.)

Слайд 44

Закончилось наше знакомство с шедевром деревянного зодчества Руси. Всем спасибо за работу . Запишите домашнее задание.

Учащиеся записывают в дневники  д/з.



Предварительный просмотр:

приложение 3

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 1

  1. Совершить путешествие от Нижнего Новгорода до острова Кижи в Онежском озере водным путём по Волге. Путь следования отразить в контурных картах.
  2. Вспомнить о водных ресурсах страны, вспомните определения: река, водохранилище, канал, озеро.

Расскажите о значении Волги в жизни России(  географ. )

  1.  Сделать остановку в Ярославле.
  2. Дать краткую историческую справку  городу (  историк ).
  3.  Рассказать об архитектурных памятниках города ( искусствовед )
  4. в своем выступлении использовать наглядный материал: произведения искусств, стихи, песни , фотографии.

приложение 3

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 2

  1. Совершить путешествие от Нижнего Новгорода до острова Кижи в Онежском озере водным путём , отправившись в путь по Оке. Путь следования отразить в контурных картах.
  2. Вспомнить о водных ресурсах страны, вспомните определения: река, водохранилище, канал, озеро.

Расскажите о значении каналов в жизни России(  географ. )

  1.  Сделать остановку в Москве.
  2. Дать краткую историческую справку  городу (  историк ).
  3.  Рассказать об архитектурных памятниках города ( искусствовед )
  4. в своем выступлении использовать наглядный материал: произведения искусств, стихи, песни , фотографии.



Предварительный просмотр:

приложение 2

Домашнее задание по МХК к теме урока

« Архитектура России 16 – 18 веков. Путешествие от Нижнего Новгорода до Кижей».

  1. Повторить изученный материал по теме « От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля». учебник МХК 10 класс, тема 15, стр. 313.
  2. Найдите дополнительный материал по архитектурным памятникам Нижнего Новгорода ( Кремль, Архангельский собор,), Москвы ( Кремль, Собор Василия Блаженного, Благовещенский собор, Колокольня Иван Великий), Ярославля (церковь Ильи Пророка, Церковь Иоанна Златоуста, Спасский монастырь).  (искусствоведы)
  3. Найдите стихи , посвященные Москве, Нижнему Новгороду, Волге. ( искусствоведы).
  4. Вспомните из курса истории , когда возникли эти города, кто их основал, их роль. ( историки ).
  5. Из курса географии 6, 8 класса вспомните следующие определения: река, озеро, приток, канал, водохранилище.

( географы)

  1. Перечертите в тетрадь таблицу:

Архитектурные памятники

Местоположение, год создания, автор

Архитектурные особенности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие от Нижнего Новгорода до Кижей

Слайд 2

Эпиграф …Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых Великий князь Константин Романов . Все на свете уходит – остается искусство. В Боровицкая .

Слайд 3

1. Обобщить и закрепить изученный материал по архитектуре России 16 -18 веков. 2. повторить материал по теме « Водные ресурсы России» 3. изучить архитектурный ансамбль Кижей. Цели урока:

Слайд 4

1. Совершить путешествие от Нижнего Новгорода до острова Кижи в Онежском озере водным путём. Путь следования отразить в контурных картах. 2. Вспомнить о водных ресурсах страны, рассказать о значении Волги в жизни России( группа географов) 2. Сделать остановки в Москве, Ярославле. 3. Дать краткую историческую справку этим городам ( группа историков). 4. Рассказать об архитектурных памятниках городов ( группа искуствоведов ) Маршрутный лист

Слайд 5

Нижний Новгород Ярославль Москва Онежское озеро Кижи Ока Волга

Слайд 6

Первые славянские поселения на месте слияния Оки и Волги появились в 12 в. Город Нижний («Нижний» относительно уже стоявшего вверх по Оке Старого городка) был основан в 1221 владимирским князем Юрием Всеволодовичем как крепость. Современное название появилось в 14 в. В 1341 добился самостоятельности и стал столицей крупного Нижегородско-Суздальского княжества. В 1372 вместо дубового кремля началось возведение каменных стен. В городе работал выдающийся иконописец (изограф) Феофан Грек. В Нижнем Новогороде была создана древнейшая из сохранившихся в подлиннике русских летописей — Лаврентьевская, по имени местного монаха Лаврентия. Нижний Новгород. Историческая справка.

Слайд 7

Культурное наследие Нижегородский кремль

Слайд 8

Маршрут первой группы Нижний Новгород

Слайд 9

Пейзажи Волги О Волга! яростна, ужасна, Столь в благости мила, прекрасна: Ты образ божий в мире сем! Теки, Россию украшая; Шуми, священная река, Свою великость прославляя.

Слайд 10

Ярославль

Слайд 11

Основан в 1010 князем Ярославом Мудрым на месте селения Медвежий Угол при слиянии речки Которосли с рекой Волгой. Имел задачей охрану пути от Волги к Ростову. Впервые упоминается в летописи под 1071 годом. С 1218 — столица Ярославского княжества. В 1463 Ярославль присоединен к Московскому княжеству. В 1612, с апреля по июнь, в Ярославле находилось ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Историческая справка

Слайд 12

Культурное наследие. Церковь Ильи Пророка

Слайд 13

Ярославль

Слайд 14

Онежское озеро

Слайд 15

Маршрут второй группы Нижний Новгород

Слайд 16

Москва

Слайд 17

Впервые упомянута в летописи под 1147 годом. С 13 в. центр княжества, в 14 в. центр Великого княжества Московского, со 2-й половины 15 в. столица единого Российского государства Историческая справка

Слайд 18

Культурное наследие. Московский кремль Бессмертное величие Кремля Невыразимо смертными словами! В твоей судьбе, о русская земля, В твоей глуши с лесами и холмами, Где смутной грустью веет старина, Где было все: смиренье и гордыня. Навек слышна, навек озарена, Утверждена московская твердыня!

Слайд 19

Возведен в 1555-1561 гг. на Красной площади "на рву" 1553 г. зодчими Бармой и Постником как храм-памятник в честь покорения Иваном IV Казани в 1552 г. и во славу павших при этой битве воинов. У его стен похоронен популярный в народе в те времена юродивый Василий Блаженный , и над гробом его в северо-восточном углу храма в 1588 г. был устроен придел, давший имя собору, более употребительное, чем его основное название. Храм Василия Блаженного

Слайд 20

Москва

Слайд 22

Онежское озеро

Слайд 23

ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО , на северо-западе Европейской части Российской Федерации, в Карелии, Ленинградской и Вологодской обл. 9,7 тыс. км2 . Глубина до 127 м. Впадают реки Вытегра, Суна и др., вытекает р. Свирь. Судоходство. Беломорско-Балтийским каналом соединено с Белым м. На Онежском оз. — города Петрозаводск, Кондопога, музей-заповедник Кижи (на одноименном острове). Онежское озеро

Слайд 24

КИЖИ , остров на Онежском озере, Республика Карелия. Комплекс деревянных сооружений Кижского погоста (18-19 вв.). Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник (с 1945). ПОГОСТ – 1. кладбище. 2. в старину – территориально- административная единица, состоявшая из нескольких сел, деревень. 3. самое значительное поселение, центр района. Кижи

Слайд 25

Церковь венчают 22 главки. В основании восьмерик с 4 прирубами. Купола отделаны лемехом - пластинами из осины, которая на солнце отливает серебром. Высота церкви - 37 метров. В ней сохранился уникальный иконостас XVIII в. Церковь Преображения Господня

Слайд 26

Церковь Покрова Божьей Матери Вторая церковь ансамбля - зимняя, в честь Покрова Божьей Матери - построена спустя полстолетия после Преображенской. Церковь венчают девять главок.

Слайд 27

В единый архитектурный ансамбль из двух главных церквей Кижского погоста гармонично вписывается шатровая колокольня со звонницей. Построена она в 1862-1874 гг. достаточно традиционно: восьмерик на четверике, который увенчан крестом. Высота колокольни 30 метров.

Слайд 28

1. Где находится остров Кижи? 2. Что означало слово Кижи в древности? 3. Назовите значения слова ПОГОСТ. 4. Какие архитектурные памятники входят в Кижский погост? 5. Сколько куполов на Преображеской церкви? Из чего они сделаны? 6. С чьим именем связывают строительство Преображенской церкви? В честь чего она была построена? 7. В чем главная особенность архитектурного памятника? 8. Как вы понимаете эпиграф к уроку? Обобщение

Слайд 29

Эпиграф …Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых Великий князь Константин Романов . Все на свете уходит – остается искусство. В Боровицкая .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок английского языка в 8 классе по теме "Путешествие"

Обобщающий урок по теме с применением компьютерных технологий, дополнительного материала...

Разработка урока английского языка в 3 классе по теме "Путешествие в страну жевунов"

Представленная разработка урока по теме "Путешествие в страну жевунов" иллюстрирует применение метода построения сказочного сюжета на уроке для повышения мотивации учащихся....

План-конспект урока немецкого языка в 6 классе по теме "Путешествие по Германии"

Данный урок является обобщающим при изучении темы "Klassenfahrten durch Deutschland". УМК И.Л.Бим, Л.В. Санниковой "Шаги 2"...

План-конспект урока немецкого языка в 8 классе по теме "Путешествие по ФРГ"

Обобщающий урок по теме "Путешествие по ФРГ" по УМК И.Л.Бим "Шаги 4". Форма проведения - урок-путешествие....

Урок английского языка для 9 класса по теме "Путешествие- способ познания мира"

Разработка урока  для 9 класса по теме "Путешествие- способ познания мира"...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...