Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"
методическая разработка по мхк (10 класс) по теме
Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_mhk.docx | 32 КБ |
marshrutnyy_list.docx | 19.17 КБ |
domashnee_zadanie_po_mhk_k_teme_uroka.docx | 18.18 КБ |
puteshestvie_ot_nizhnego_do_kizhey.pptx | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: АРХИТЕКТУРА РОССИИ 16-18 ВЕКОВ. ПУТЕШЕСТВИЕ ОТ НИЖНЕГО НОВГОРОДА ДО КИЖЕЙ.
Класс: 10
Цели урока :
Образовательные:
- Повторить изученный ранее материал по архитектуре Москвы, Нижнего Новгорода, Ярославля.
- Повторить материал по географии « Водные просторы России».
- Изучить архитектурный ансамбль Кижей.
- Способствовать самостоятельному изучению истории русской культуры.
Развивающие:
- Развивать интерес к познанию русской культуры.
- Развивать логическое и образное мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотические чувства учащихся.
- Обогащать духовный мир учащихся.
Тип урока: комбинированный
Форма: урок–путешествие
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- географическая карта.
Предварительная подготовка: создание презентации , организация проблемно–поисковых групп и подготовка индивидуальных заданий.
Структура урока.
I. Оргмомент.( 1 мин.)
II. Объявление темы урока, задач. Вводное слово учителя.( 2мин.)
III. Повторение изученного материала. ( 20 мин.)
- Самостоятельная работа учащихся в группах. ( 5 мин.)
заполнение учащимися таблицы (см. приложение)
- Выступление 1 группы ( 7 мин.)Выступление 2 группы (7 мин.)
IV. Объяснение нового материала. ( 15 мин.)
V. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)
VI. Заключительное слово учителя. ( 2 мин.). Задание на дом.
Урок сопровождается презентацией см. приложение 1.
Эпиграф.
…Все на свете уходит – остается искусство.
В Боровицкая.
Россия в злате куполов,
молитвой и веками освящённых
Великий князь Константин Романов.
Ход урока
Этапы урока | Взаимодействие | |
Учитель | Учащиеся | |
I.Оргмомент 1 мин. | Приветствие. Учитель отмечает отсутствующих. | Учащиеся готовятся к уроку, делятся на 2 группы. |
II.Объявление темы урока, целей. ( 2 мин. ) ( слайд1,2)
Слайд 3,4 | Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие от Нижнего Новгорода до Кижей водным путём. *Цели урока: Обобщить и закрепить изученный материал по архитектуре России 17 -18 веков. Повторить материал по теме « Водные ресурсы России» Изучить архитектурный ансамбль Кижей. *На предыдущем уроке вы разделились на 2 группы, в каждой команде есть историк, географ и искусствовед. Все получили определённые задания. Как вы с ними справились, покажет путешествие, в которое мы и отправляемся. *Каждая группа получит индивидуальный пакет, в котором находится маршрутный лист с заданием, физическая карта России, контурная карта, другие необходимые материалы. ( см. приложение 3) *Задание группам: 1. Совершить путешествие от Нижнего Новгорода до острова Кижи в Онежском озере водным путём. Путь следования отразить в контурных картах. 2. Вспомнить о водных ресурсах страны, рассказать о значении Волги в жизни России( группа географов) 3.Сделать остановки в Москве, Ярославле. Дать краткую историческую справку этим городам ( группа историков). 4. Рассказать об архитектурных памятниках городов ( группа искуствоведов) | Учащиеся записывают в тетрадь тему урока. |
III.Повторение изученного материала по темам « Архитектура России 16-18 века ( МХК), « Водные ресурсы России» ( география 8 класс) ( слайды 5- 9) | Наше путешествие начинается с Нижнего Новгорода. - Расскажите , что вы знаете об истории основания города? - Назовите главные архитектурные памятники города, в чем их особенность? | В ходе путешествия все учащиеся заполняют таблицу в тетради. ( см. приложение 2) -Учащиеся дают справку об истории возникновения города. -Искусствоведы рассказывают о культурном наследии Нижнего Новгорода. |
1.Самостоятельная работа учащихся в группах. ( 5 мин.) (Слайд 10) | Работа учащихся сопровождается музыкальным фоном. Звучит приглушённая музыка Шопена . | Учащиеся работают в группах. отмечают путь следования в контурных картах. |
2.Выступление 1 группы. 7 мин. Слайды 11- 14 Слайд 15 Слайд 16 -19 Слайды 20 -21 | *Время истекло. Сейчас отчет о своём путешествии представит нам 1 группа. Перед вами стояла задача совершить путешествие от Нижнего Новгорода до Кижей по Волге. Первым выступит географ и расскажет нам о пути следования, о значении Волги в жизни страны, о её красотах. - Волга всегда вдохновляла русских художников, поэтов на создание выдающихся произведений. Докажите это примерами. *Первая ваша остановка была в Ярославле. Слово предоставляется историку . *Искусствовед расскажет нам о культурном наследии Ярославля. *Продолжите ваш путь. Слово географу. | Выступает географ первой группы. Он показывает путь следования на физической карте России до Ярославля. Рассказывает о роли рек в жизни страны. Учащиеся называют известные полотна Левитана, читают стихи и песни о Волге. Учащийся рассказывает об истории основания города. Ученик выступает с докладом о архитектурных памятниках города. Звучат стихи В.А.Рождественского «Зодчество». Ученик показывает путь следования от Ярославля до Онежского озера. |
3.Выступление 2 группы ( 7 мин.) Слайды 22- 23 Слайд 24 Слайды 25 -31 Слайды 32- 34 | *А теперь предоставим слово 2 группе. Перед вами была поставлена задача попасть в Кижи , отправившись в путь по Оке. *Начнет выступление географ. - Покажите нам путь следования группы, расскажите через какие реки и каналы вам пришлось проплыть. -Дайте определение понятиям « канал», «водохранилище», «приток». *Ваш путь пролегал через столицу нашей родины Москву. Это удивительный город с богатым историческим и культурным наследием. - Слово предоставляется историку. *Об уникальных архитектурных памятниках Московского Кремля расскажет искусствовед. *Учитель читает стихотворение: Бессмертное величие Кремля Невыразимо смертными словами! В твоей судьбе, о русская земля, В твоей глуши с лесами и холмами, Где смутной грустью веет старина, Где было все: смиренье и гордыня. Навек слышна, навек озарена, Утверждена московская твердыня!
- Многие писатели, поэты и художники в своих произведения запечатлели красоту столицы, выражали ей свою любовь. Приведите примеры. *Продолжим наш путь. Слово географу. | Выступает географ 2 группы. Показывает путь следования до Москвы. Учащийся дает краткую историческую справку. Ученик коротко рассказывает о Кремле. ( храм Василия Блаженного, Архангельский собор, Успенский собор, Благовещенский , колокольня Ивана Великого) Учащиеся читают стихи Пушкина, Глинки. Географ показывает дальнейший путь от Москвы до Онежского озера. |
IV. Объяснение нового материала. ( 15 мин.) Слайды 36,36 Слайд 37 Слайды 38 -41 Слайд 42 | *Мы достигли конечной цели. Перед нами Онежское озеро. - Географическая справка: ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО , на северо-западе Европейской части Российской Федерации, в Карелии, Ленинградской и Вологодской обл. 9,7 тыс. км2 . Глубина до 127 м. Впадают реки Вытегра, Суна и др., вытекает р. Свирь. Беломорско-Балтийским каналом соединено с Белым м. Всего островов 1650, один из них – Кижи – цель нашего путешествия. Слово «Кижи» короткое и какое-то странное, загадочное, не русское… Когда-то в далекие языческие времена карелы называли так место для игр , кижат. Кижи – небольшой островок у северо –западных берегов озера. Он – не в пример соседним- почти безлесен, лишь кое-где немного ольхи вдоль берега. с юга на север остров вытянут на 7-8 км., в ширину – 1.5 км. Когда-то здесь было крупное поселение Кижский погост. *словарная работа : ПОГОСТ 1. кладбище, 2.в старину – территориально- административная единица, состоявшая из нескольких сел, деревень;3. самое значительное поселение, центр района. *Рассказ учителя о Кижском погосте. ( см. приложение 4) ( история Кижей). *История создания архитектурного ансамбля Кижи: Преображенская церковь, Покровская и колокольня. (см. приложение 4) *Чтение рассказа Осетрова « Деревянная сказка» ( см. приложение 4) | Учащиеся записывают в тетрадь значения слова «погост» Ученики по ходу лекции заполняют таблицу в тетради. |
V. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.) Слайд 43 | Наше путешествие закончено. - Что нового вы узнали о культурном наследии страны? - Попытаемся обобщить полученные знания, ответив на ряд вопросов: 1. Где находится остров Кижи? 2. Что означало слово Кижи в древности? 3. Назовите значения слова ПОГОСТ. 4. Какие архитектурные памятники входят в Кижский погост? 5. Сколько куполов на Преображеской церкви? Из чего они сделаны? 6. С чьим именем связывают строительство Преображенской церкви? В честь чего она была построена? 7. В чем главная особенность архитектурного памятника? 8. Как вы понимаете эпиграф к уроку? | Учащиеся отвечают на вопросы. |
VI. Заключительное слово учителя. Выставление оценок. Задание на дом. ( 2 мин.) Слайд 44 | Закончилось наше знакомство с шедевром деревянного зодчества Руси. Всем спасибо за работу . Запишите домашнее задание. | Учащиеся записывают в дневники д/з. |
Предварительный просмотр:
приложение 3
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 1
- Совершить путешествие от Нижнего Новгорода до острова Кижи в Онежском озере водным путём по Волге. Путь следования отразить в контурных картах.
- Вспомнить о водных ресурсах страны, вспомните определения: река, водохранилище, канал, озеро.
Расскажите о значении Волги в жизни России( географ. )
- Сделать остановку в Ярославле.
- Дать краткую историческую справку городу ( историк ).
- Рассказать об архитектурных памятниках города ( искусствовед )
- в своем выступлении использовать наглядный материал: произведения искусств, стихи, песни , фотографии.
приложение 3
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 2
- Совершить путешествие от Нижнего Новгорода до острова Кижи в Онежском озере водным путём , отправившись в путь по Оке. Путь следования отразить в контурных картах.
- Вспомнить о водных ресурсах страны, вспомните определения: река, водохранилище, канал, озеро.
Расскажите о значении каналов в жизни России( географ. )
- Сделать остановку в Москве.
- Дать краткую историческую справку городу ( историк ).
- Рассказать об архитектурных памятниках города ( искусствовед )
- в своем выступлении использовать наглядный материал: произведения искусств, стихи, песни , фотографии.
Предварительный просмотр:
приложение 2
Домашнее задание по МХК к теме урока
« Архитектура России 16 – 18 веков. Путешествие от Нижнего Новгорода до Кижей».
- Повторить изученный материал по теме « От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля». учебник МХК 10 класс, тема 15, стр. 313.
- Найдите дополнительный материал по архитектурным памятникам Нижнего Новгорода ( Кремль, Архангельский собор,), Москвы ( Кремль, Собор Василия Блаженного, Благовещенский собор, Колокольня Иван Великий), Ярославля (церковь Ильи Пророка, Церковь Иоанна Златоуста, Спасский монастырь). (искусствоведы)
- Найдите стихи , посвященные Москве, Нижнему Новгороду, Волге. ( искусствоведы).
- Вспомните из курса истории , когда возникли эти города, кто их основал, их роль. ( историки ).
- Из курса географии 6, 8 класса вспомните следующие определения: река, озеро, приток, канал, водохранилище.
( географы)
- Перечертите в тетрадь таблицу:
Архитектурные памятники | Местоположение, год создания, автор | Архитектурные особенности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф …Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых Великий князь Константин Романов . Все на свете уходит – остается искусство. В Боровицкая .
1. Обобщить и закрепить изученный материал по архитектуре России 16 -18 веков. 2. повторить материал по теме « Водные ресурсы России» 3. изучить архитектурный ансамбль Кижей. Цели урока:
1. Совершить путешествие от Нижнего Новгорода до острова Кижи в Онежском озере водным путём. Путь следования отразить в контурных картах. 2. Вспомнить о водных ресурсах страны, рассказать о значении Волги в жизни России( группа географов) 2. Сделать остановки в Москве, Ярославле. 3. Дать краткую историческую справку этим городам ( группа историков). 4. Рассказать об архитектурных памятниках городов ( группа искуствоведов ) Маршрутный лист
Нижний Новгород Ярославль Москва Онежское озеро Кижи Ока Волга
Первые славянские поселения на месте слияния Оки и Волги появились в 12 в. Город Нижний («Нижний» относительно уже стоявшего вверх по Оке Старого городка) был основан в 1221 владимирским князем Юрием Всеволодовичем как крепость. Современное название появилось в 14 в. В 1341 добился самостоятельности и стал столицей крупного Нижегородско-Суздальского княжества. В 1372 вместо дубового кремля началось возведение каменных стен. В городе работал выдающийся иконописец (изограф) Феофан Грек. В Нижнем Новогороде была создана древнейшая из сохранившихся в подлиннике русских летописей — Лаврентьевская, по имени местного монаха Лаврентия. Нижний Новгород. Историческая справка.
Культурное наследие Нижегородский кремль
Маршрут первой группы Нижний Новгород
Пейзажи Волги О Волга! яростна, ужасна, Столь в благости мила, прекрасна: Ты образ божий в мире сем! Теки, Россию украшая; Шуми, священная река, Свою великость прославляя.
Ярославль
Основан в 1010 князем Ярославом Мудрым на месте селения Медвежий Угол при слиянии речки Которосли с рекой Волгой. Имел задачей охрану пути от Волги к Ростову. Впервые упоминается в летописи под 1071 годом. С 1218 — столица Ярославского княжества. В 1463 Ярославль присоединен к Московскому княжеству. В 1612, с апреля по июнь, в Ярославле находилось ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Историческая справка
Культурное наследие. Церковь Ильи Пророка
Ярославль
Онежское озеро
Маршрут второй группы Нижний Новгород
Москва
Впервые упомянута в летописи под 1147 годом. С 13 в. центр княжества, в 14 в. центр Великого княжества Московского, со 2-й половины 15 в. столица единого Российского государства Историческая справка
Культурное наследие. Московский кремль Бессмертное величие Кремля Невыразимо смертными словами! В твоей судьбе, о русская земля, В твоей глуши с лесами и холмами, Где смутной грустью веет старина, Где было все: смиренье и гордыня. Навек слышна, навек озарена, Утверждена московская твердыня!
Возведен в 1555-1561 гг. на Красной площади "на рву" 1553 г. зодчими Бармой и Постником как храм-памятник в честь покорения Иваном IV Казани в 1552 г. и во славу павших при этой битве воинов. У его стен похоронен популярный в народе в те времена юродивый Василий Блаженный , и над гробом его в северо-восточном углу храма в 1588 г. был устроен придел, давший имя собору, более употребительное, чем его основное название. Храм Василия Блаженного
Москва
Онежское озеро
ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО , на северо-западе Европейской части Российской Федерации, в Карелии, Ленинградской и Вологодской обл. 9,7 тыс. км2 . Глубина до 127 м. Впадают реки Вытегра, Суна и др., вытекает р. Свирь. Судоходство. Беломорско-Балтийским каналом соединено с Белым м. На Онежском оз. — города Петрозаводск, Кондопога, музей-заповедник Кижи (на одноименном острове). Онежское озеро
КИЖИ , остров на Онежском озере, Республика Карелия. Комплекс деревянных сооружений Кижского погоста (18-19 вв.). Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник (с 1945). ПОГОСТ – 1. кладбище. 2. в старину – территориально- административная единица, состоявшая из нескольких сел, деревень. 3. самое значительное поселение, центр района. Кижи
Церковь венчают 22 главки. В основании восьмерик с 4 прирубами. Купола отделаны лемехом - пластинами из осины, которая на солнце отливает серебром. Высота церкви - 37 метров. В ней сохранился уникальный иконостас XVIII в. Церковь Преображения Господня
Церковь Покрова Божьей Матери Вторая церковь ансамбля - зимняя, в честь Покрова Божьей Матери - построена спустя полстолетия после Преображенской. Церковь венчают девять главок.
В единый архитектурный ансамбль из двух главных церквей Кижского погоста гармонично вписывается шатровая колокольня со звонницей. Построена она в 1862-1874 гг. достаточно традиционно: восьмерик на четверике, который увенчан крестом. Высота колокольни 30 метров.
1. Где находится остров Кижи? 2. Что означало слово Кижи в древности? 3. Назовите значения слова ПОГОСТ. 4. Какие архитектурные памятники входят в Кижский погост? 5. Сколько куполов на Преображеской церкви? Из чего они сделаны? 6. С чьим именем связывают строительство Преображенской церкви? В честь чего она была построена? 7. В чем главная особенность архитектурного памятника? 8. Как вы понимаете эпиграф к уроку? Обобщение
Эпиграф …Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых Великий князь Константин Романов . Все на свете уходит – остается искусство. В Боровицкая .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок английского языка в 8 классе по теме "Путешествие"
Обобщающий урок по теме с применением компьютерных технологий, дополнительного материала...
Разработка урока английского языка в 3 классе по теме "Путешествие в страну жевунов"
Представленная разработка урока по теме "Путешествие в страну жевунов" иллюстрирует применение метода построения сказочного сюжета на уроке для повышения мотивации учащихся....
План-конспект урока немецкого языка в 6 классе по теме "Путешествие по Германии"
Данный урок является обобщающим при изучении темы "Klassenfahrten durch Deutschland". УМК И.Л.Бим, Л.В. Санниковой "Шаги 2"...
План-конспект урока немецкого языка в 8 классе по теме "Путешествие по ФРГ"
Обобщающий урок по теме "Путешествие по ФРГ" по УМК И.Л.Бим "Шаги 4". Форма проведения - урок-путешествие....
Урок английского языка для 9 класса по теме "Путешествие- способ познания мира"
Разработка урока для 9 класса по теме "Путешествие- способ познания мира"...
Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"
Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...
Урок английского языка в 6 классе по теме « Путешествие по Великобритании» по УМК И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой «Английский язык для 6 класса общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка» , издательство « Просвещени»
Обобщающий урок по ФГОС с применением технологии синвейн и ИКТ технологии...