Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
презентация к уроку русского языка (8 класс) по теме
Цели урока:
Образовательные:
Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенствовать навыки графического комментирования пунктограмм, познакомить учащихся с написанием лингвистического сочинения, с заданиями в формате ГИА.
Развивающие:способствовать развитию коммуникативных умений учащихся в лингвистической сфере использования языка и обогащению словарного запаса, формировать умение самостоятельно мыслить и работать, развивать навыки рассуждения и обобщения.
Воспитательные:воспитывать бережное отношение к наследию прошлого, самостоятельность, творческий подход к изучению и закреплению материала.
Оборудование:
■ карточки с дополнительными заданиями, мультимедийный проектор, экран.
ХОД УРОКА:
1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Наш урок сегодня необычен. Я приглашаю вас в путешествие по реке Свирь, второй большой реке Ленинградской области, конечный пункт нашего маршрута - Онежское озеро острова Кижи.
Слайд 1.
Но мы сможем достичь деревянной сказки севера, как называют Кижи, если выполним ряд заданий, которые помогут нам вспомнить тему, с которой мы познакомились на прошлом уроке. На уроке мы закрепим изученные правила, проверим, как умеете применять их на практике. Ближе к концу урока напишем небольшую самостоятельную работу, которая позволит выявить круг вопросов, требующих дополнительного повторения.
Итак, приступим.
С какими разделами языкознания мы знакомимся в этом году?
(синтаксис и пунктуация).
Над какой темой одного из разделов вы работали на прошлом уроке?
(тире между подлежащим и сказуемым)
Как называется раздел языкознания, изучающий правила постановки тире?
(пунктуация).
Наше путешествие началось: мы прошли Неву, вошли в Ладогу, она пропустила нас благодушно, и вот Свирь.
Первая остановка
Наш разговор о тире начнём с проверки домашнего задания.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1.Вам предстояла дома нелёгкая работа: найти тексты, выписать из них предложения с тире. Как вам удалось справиться с этой задачей, сейчас узнаем. Давайте ВЫРАЗИТЕЛЬНО прочитаем подобранные вами предложения.
1-й вариант Выписать предложения с тире из учебника Алгебры или Геометрии
2-й вариант Выписать предложения с тире из учебника Литературы
2.Читаются предложения с тире, выписанные из текстов разных стилей речи
Прослушав выписанные вашими одноклассниками предложения с тире,к какому выводу вы пришли? Ученики самостоятельно формулируют вывод.
Вывод: (Тире - очень распространённый (востребованный) знак. Он встречается во всех стилях речи (следовательно, необходимо изучение правил постановки тире).
Сегодня мы с вами говорим о тире. Но знаем ли мы истоки его происхождения.
Сообщение о происхождении термина тире. (1 мин.)
Тире в русскую пунктуацию ввёл Н.М. Карамзин.
Пунктуационный термин тире восходит к французскому слову «чёрточка»... В старых русских грамматиках тире называли « молчанка», термин подсказывал, что на месте тире необходима пауза.
Путешествие по Свири проходит теплым солнечным днем, чтобы восхищаться окружающей нас природой и суметь поделиться своими впечатлениями, давайте поработаем со словами.
Вторая остановка
Слайд 2-3. Словарная работа
Слова ПЕЙЗАЖ и ЛАНДШАФТ.
Слайд 4. Составить предложения с этими словами
Наше путешествие продолжается
Слайд 5. Широка и величава Свирь
3. ПОВТОРЕНИЕ
Слайд 6. Работа по схемам
Давайте на примерах записанных схем попробуем систематизировать правила, составив теоретический блок:
1БЛОК «Тире между подлежащим и сказуемым ставится»
2БЛОК «Тире между подлежащим и сказуемым НЕ ставится»
Слайд 7. Придумайте предложения на каждый случай
Итак, мы повторили правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Вижу, вы с ним неплохо справились. Теперь проверим, как вы применяете знания на практике.
Слайд 8. Задание в формате ЕГЭ, списать себе в тетрадь
В каком предложении постановка тире объясняется правилом: « Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, то между ними ставится тире.
1) Мой путь в мир русской сказки - древние Кижи.
2) И плывущие по небу облака, и березка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель - все прекрасно в природе.
3) «В Кижи теперь многие ездят», - сказал лодочник Савелий Васильевич.
4) Мало дошло до нас замечательных старинных деревянных сооружений
- они гибли от частых пожаров и военных лихолетий.
Ответ: 1.
Работа по вопросам
- В чём особенность постановки тире во 2 , в 3 предложениях? (тире после однородных членов перед обобщающим словом), (тире при прямой речи)
- Не все тире мы можем пока объяснить, это материал 9 класса. (4 предложение)
- Написав предложения, к какому выводу вы пришли? (тире ставится не только между подлежащим и сказуемым)
Делается обобщающий вывод о постановке тире.
ВЫВОД: Тире может ставиться в простом предложении как между подлежащим и сказуемым, так и при прямой речи, при однородных членах предложения
Слайд 9. Определите стиль текста, который вам предложен
4. ОБОБЩЕНИЕ
Слайд 10. Восстановите текст. ( Задание подготавливает к написанию сочинения на лингвистическую тему.)
Слайд 11. Кижи - завещание потомкам
Слайд 12. Расставьте знаки препинания и проверьте себя
Слайд 13.Наше путешествие подошло к завершению - вот они, Кижи. Деревянная сказка.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА
Задание готовит к ЕГЭ (См. приложение №1)
Проверка теста в классе!
6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: НАПИСТЬ СОЧИНЕНИЕ
«Зачем нужны тире?»
Это задание готовит к новой форме итоговой аттестации в 9 классе
7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ урока:
- Наблюдая за собой в процессе работы на уроке, к каким выводам вы пришли?
- Какие упражнения вызвали наибольшее затруднение? Почему?
- Что нового открыл для вас этот урок?
- Над чем заставил задуматься?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ВАРИАНТ 1.
А1. Укажите предложение, в котором тире ставится между подлежащим
и сказуемым.
1)Дома, изгороди, дворовые постройки, беседка –все было припорошено первым
снегом.
2)Такие народные памятники - те же страницы истории, но тесно связанные с
текущею жизнью.
3) Четвёртый час - надо было торопиться к обеду.
4)«Мне нужна восковая свечка», — сказал я живо.
А2. В каком из предложений на месте пропуска не ставится тире?
1) Точность и краткость ( ) вот первые достоинства прозы.
2) Доброе слово человеку ( ) что дождь в засуху.
3) 3145 километров ( ) протяжённость Байкало-Амурской магистрали от города
Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре.
4).Байкал ( ) самое глубокое озеро земного шара.
АЗ. В каком из предложений допущена пунктуационная ошибка ?
1) Назначение каждого человека - развивать в себе всё человеческое, общее и
наслаждаться им.
2) Критика - наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств
и литературы.
3) Голова без ума - что фонарь без света.
4) Площадь Земли - 150 миллионов квадратных километров.
А4. Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска ставится
тире.
1) Озеро ( ) как блестящее зеркало.
2) Ласковое слово ( ) что весенний день.
3)Я всем чужой.
4)Труд ( ) самое лучшее лекарство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_k_uroku__v_8_klasse_tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.pptx | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пейзаж. Заимств. В XVIII веке из франц. яз. От «сельский» Картина природы, вид какой-либо местности. Картина, рисунок, изображающие природу Описание природы в литературном произведении Словарная работа
Ландшафт. Заимств. из нем. яз. В XVIII веке от «страна, земля, равнина» - То же, что и пейзаж Форма земной поверхности (геогр ) Словарная работа
Взорам путников открылся необыкновенный . Живописный расстилающейся реки впечатлил нас. пейзаж ландшафт Составьте предложения с этими словами
Широка и величава Свирь
Тире в простом предложении Тире ставится Тире не ставится Сущ.-сущ. Числ.-числ. Инфин.-инфин. Сущ.-инфин. Инфин.-сущ. Есть союз КАК Подлеж.-личн. мест. При сказуемом есть частица НЕ.
Тире в простом предложении Тире ставится Тире не ставится Примеры Москва-столица России Дважды два – четыре Курить-здоровью вредить Наша задача-хорошо учиться Хорошо учиться – долг каждого школьника Примеры Наш двор как сад Он порча, он чума , он язва здешних мест Бедность не порок
В каком предложении постановка тире объясняется правилом: «Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, то между ними ставится тире». 1. Мой путь в мир русской сказки - древние Кижи. 2. И плывущие по небу облака, и березка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель - все прекрасно в природе. 3. «В Кижи теперь многие ездят», - сказал лодочник Савелий Васильевич. 4. Мало дошло до нас замечательных старинных деревянных сооружений- они гибли от частых пожаров и военных лихолетий. Задание в формате ГИА
Определите стиль текста Научный текст Художественный текст Кижи-острова на Онежском озере. (Более 1650 островов). Комплекс деревянных сооружений Кижского погоста (18-19 в.в.), 22-главая Преображенская церковь (1714), 9-главая Покровская церковь (1764) составляют ансамбль деревянного зодчества и этнографии Карелии Кижи - две многоглавые церкви, отделенные одна от другой колокольней. Множество, множество куполов, переливающихся на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами все здание устремляется вверх, в заоблачные дали .
Восстановите предложения, придумайте свои примеры Тире в простом предложении ставится между подлежащим и сказуемым , если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже . Обычно это связано с тем, что в предложениях научного , художественного и публицистического стиля содержится характеристика, оценка предмета, события или условия. Например, «…». подлежащим и сказуемым главных существительными именительном падеже научного художественного
Кижи- завещание потомкам
Я видел Кижи ночью залитые солнцем выделяющиеся своим силуэтом на фоне вечернего неба. Кижи это величавая поступь петровских ратников. Кижи завещание потомков наказ любить свою страну. Кижи это бессмертная Древняя Русь художественное прошлое живущее в настоящем. Расставьте знаки препинания
Деревянная сказка
Ответы на тест Вариант 1 Вариант 2 -2; -2; -3; -4. -4; -2; -3; -3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....
урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...
Конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник: Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Про...
Урок в 11 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" (презентация)
В презентации содержится разнообразный дидактический материал к уроку по теме "Знаки препинания между подлежащим и сказуемым"...
Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)
Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....
Тире между подлежащим и сказуемым. Урок в 5 классе
Материал к уроку русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"...
Тире между подлежащим и сказуемым, урок в 5 классе
Этот урок новых знаний, подойдёт к любой программе....