урок-путешествие "Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие по теме
«Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения».
Цель урока:
Повторить и закрепить изученные синтаксические признаки простого предложения, правила постановки знаков препинания в простом предложении. Научить учащихся выполнять синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения.
Ход урока.
- Орг. Момент
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок.
В некотором царстве, в некотором государстве живёт король Синтаксис и королева Пунктуация. Сейчас мы отправимся к ним в гости. Как в любой сказке, на пути нас ожидают разные препятствия, которые нужно будет преодолеть. Только тогда мы достигнем цели. Путь в это царство неблизкий, поэтому мы поедем. Представьте себе, что из класса мы вышли на улицу и подошли к остановке. А какие слова нам понадобятся, чтобы потом рассказать о путешествии? Давайте их запишем и прокомментируем.
Словарный диктант.
Автобус, троллейбус, трамвай, пассажир, переход, светофор, пешеход, впереди, сзади, машина, тротуар, велосипед, остановка, дорога, автомобиль.
Вот как раз к остановке подъехали автобус, троллейбус и трамвай. Ученики 1-го ряда садятся в автобус, 2-го – в троллейбус, 3-го – в трамвай.
Итак, отправляемся в путь. А чтобы ехать было веселей, давайте вспомним:
- Что такое синтаксис?
- Что называется предложением?
- Какими бывают предложения по цели высказывания?
- По интонации?
- По своему строению?
- Что называется грамматической основой?
-Какие предложения являются односоставными, а какие – двусоставными?
- Чем может быть осложнено простое предложение?
Вот на нашем пути первое препятствие: сердитым красным глазом горит светофор. Чтобы он пропустил нас дальше, составьте 3 предложения со словами из диктанта: 1-е – повествовательное, 2-е побудительное с обращением, 3-е вопросительное.
Молодцы!
Едем дальше.
- А чем правит королева Пунктуация?
- Какие знаки препинания вы знаете, на какие группы они делятся?
(таблички)
И вот опять мы остановились, на нашем пути пешеходный переход.
Послушайте сказку.
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял восклицательный знак и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял вопросительный знак и перестал задавать вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в Космосе, на земле или даже в его собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал людям объяснять свои поступки.
К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной мысли, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки.
Берегите знаки препинания!
Перед вами текст, спишите его и расставьте знаки препинания.
Ребята, будьте внимательны на дороге! Переходите улицу по пешеходному переходу. Не спешите, смотрите по сторонам. На дорогах очень много транспорта: машин, автобусов, троллейбусов.
А вот и следующая остановка – домик членов предложения. Послушайте их историю.
(таблички – повторение вопросов)
Было у Синтаксиса пятеро детей: Подлежащее, Сказуемое, Дополнение, Определение и Обстоятельство. До чего они любили задавать вопросы! У отца просто голова шла кругом. Начинало обычно Подлежащее:
-А это кто? А это что?
Затем подбегало Сказуемое:
-А что делает? А что будет делать?
Определение задумчиво вопрошало:
-А какой? Какая? Какие? Чей?
Определение потому так и называлось, что любило всё определять.
-Давайте дополним сведения, - подскакивало Дополнение.
- Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?
- Давайте проясним обстоятельства, допытывалось Обстоятельство. -Где? Куда? Откуда? Когда? Как?
И так целыми днями: вопросы, вопросы, вопросы.
Синтаксис рыскал по библиотекам, рылся в энциклопедиях, не спал ночами, чтобы ответить на все вопросы, но как только он находил ответ на один вопрос, на него тотчас же обрушивались десятки других. Наконец ему надоела такая жизнь, и он объявил:
- Всё! Перерыв! Идите поиграйте, а я отдохну!
Дети убежали играть, а Синтаксис прилёг вздремнуть. И вот лежит он, лежит… Тишина… Покой… Не вытерпел он, спрыгнул с кровати, побежал к детям. Так и есть! Новый парадный костюм Синтаксиса изодран на ленточки, в клочки!
Подлежащее ленточку расстелило, будто это дорога, напевает:
-Эх, дороги, пыль да туман!
Сказуемое 2 ленточки расстелило, будто это рельсы железнодорожные, выводит тоненьким голоском:
- Наш паровоз, вперёд лети!
Определение ленточку изогнуло змеёй, будто это волны, мурлычет под нос:
-Я на лодочке катаюсь!
Дополнению одни клочки остались, оно пунктир изображает. Обстоятельству- клочки и пуговицы, оно пунктир с точкой выкладывает, и все они вместе придумывают, какие им песни петь.
Схватился Синтаксис за голову и закричал:
-Всё, хватит с меня! Бездельники! Хватит на моей шее сидеть! Пусть идут работать в предложение! Сами кусок хлеба добывают! Тогда не будут новые костюмы кромсать! Тогда узнают, как копеечка добывается! Пришлось Подлежащему, Сказуемому, Дополнению, Определению и Обстоятельству устраиваться на работу членами предложения. И что вы думаете? Оказывается, удовлетворяя любопытство своих детей, отец дал им такое прекрасное воспитание, что теперь они сами на все вопросы отвечают.
А вместо знаков отличия Синтаксис им ленточки, клочки и пуговицы от парадного костюма подарил. И теперь Подлежащее подчеркивается одной чертой, Сказуемое – двумя, Определение – волнистой линией, Дополнение – пунктиром, Обстоятельство – пунктиром с точкой.
Хорошо в гостях у членов предложения, но нам надо ехать дальше.
Кто это на нашем пути? Работник ГРАИ. Специальный сотрудник грамматической инспекции. Мы должны выполнить его задание – сделать синтаксический и пунктуационный анализ предложений. К доске выйдут капитаны, пассажиры работают в тетради.
- Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.
- Всюду: на мягкой зелени листьев, на траве сверкали солнечные блики.
- Ребята, активно занимайтесь спортом, делайте зарядку.
Итак, мы благополучно добрались во дворец Синтаксиса и Пунктуации. Во время пути пополнили свой багаж знаний. А что будет дальше – это уже другая история.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе (ДЦП) по теме: "Пунктуационный разбор простого предложения"
Данный урок русского языка проведён в 5 классе с обучающимися с диагнозом ДЦП и ставит своей целью повторение и закрепление изученного на уроках материала по теме “Синтаксис п...
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений
Цель: научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения. Задачи:Образовательные: совершенствовать умение определят...
Пунктуационный разбор сложносочинённого предложения (&9).
Цель: развитие умений анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочинённых предложений, выполнять его пунктуационный разбор; соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной р...
Конспект урока "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения", 9 класс
Конспект урока русского языка по теме "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения", 9 класс...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённых предложений"
Методическая разработка предназначена для урока русского языка в 9 классе....
Презентация урока русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения" (9 класс)
Учебный материал по теме урока в 9 классе "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения"...
Разработка урока русского языка в 9 классе "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения"
План -конспект урока "Синтаксический и пунктуационный разбор ССП"...