№ учебного занятия | Раздел, тема |
| Часы |
| Формы контроля результата | Материал к учебному занятию |
Родной язык (3 часа)
|
|
|
|
|
|
|
1 | Роль родного языка в жизни человека. |
| 1 |
| зачет | таблица «Современный русский язык» |
2-3 | Общее представление о функциональных разновидностях языка: разговорном языка, функциональных стилях (научном, публицистическом, официально-деловом), языке художественной литературы. |
| 2 |
| Устный опрос, тест | Таблица «Стили языка» карточки дидактические материалы |
Русская орфография как система правил (14 часов)
|
|
|
|
|
|
|
4-5 | Орфография как раздел правописания. Орфография – система правил правописания. Правописание корней. |
| 2 |
| Текущий контроль | таблица карточки |
6-7 | Правописание приставок. |
| 2 |
| Текущий контроль | дидактические материалы |
8-9 | Правописание суффиксов. |
| 2 |
| Текущий контроль | таблица |
10 | Правописание окончаний.
|
| 1 |
| словарный диктант | дидактические материалы |
11-12 | Употребление букв ё(е)-о после шипящих и ц
|
| 2 |
| зачет | Таблица, карточки |
13-14 | Употребление ь и ъ |
| 2 |
| Текущий контроль | Таблица |
15 | Слитное, раздельное и дефисное написание (повторение)
|
| 1 |
| зачет | таблица |
16 | Р.Р. Изложение по рассказу В.Костылёва «Береза»
|
| 1 |
| изложение | учебник |
17 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Орфография»
|
| 1 |
| Контрольный диктант | Тетрадь для контрольных работ |
Синтаксис и пунктуация (26 часов) |
|
|
|
|
|
|
18 | Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса |
| 1 |
| Устный опрос | Таблица, карточки |
19 | Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь слов. Виды словосочетаний: именные и глагольные. |
| 1 |
| Сочинение-миниатюра | Раздаточный материал |
20 | Окончание как формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в словосочетании. |
| 1 |
| Устный опрос | таблица |
21 | Словосочетание и фразеологизм; их общие и отличительные черты |
| 1 |
| Устный опрос | карточки |
22 | Основные признаки предложения: смысловая, интонационная, грамматическая законченность; соотнесенность с действительностью. |
| 1 |
| Фронтальный опрос | Раздаточный материал |
23 | Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побудительных предложений. |
| 1 |
| Устный опрос | Дидактический материал |
24 | Односоставные и двусоставные предложения. Особенности грамматических основ в двусоставных предложениях
|
| 1 |
| Устный опрос | Дидактический материал |
25 | Типичные способы выражения подлежащего и сказуемого. Основные типы грамматических основ. |
| 1 |
| Устный опрос | Дидактический материал |
26 | Р.Р. Изложение по отрывку из рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы» |
| 1 |
| изложение | учебник |
27-29 | Простое осложненное предложение. Виды осложнения простого предложения: однородными членами, вводными словами, обращениями, сравнительными оборотами, обособленными членами. |
| 3 |
| Текущий контроль | таблица карточки
|
30 | Сложное предложение и его виды: союзное (сложносочиненное и сложноподчиненное) и бессоюзное. |
| 1 |
| самостоятельная работа | Дидактический материал |
31 | Сложносочиненное предложение
|
| 1 |
| Устный опрос | Дидактический материал |
32 | Сложноподчиненное предложение
|
| 1 |
| Самостоятельная работа | Дидактический материал |
33 | Бессоюзное предложение |
| 1 |
| Устный опрос | Дидактический материал |
34-35 | Способы передачи прямой речи. Прямая речь и слова автора.
|
| 2 |
| Самостоятельная работа | таблица карточки |
36-37 | Пунктуация как система правил (обобщение на основе изученного). Основные разделы пунктуации: знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания внутри простого предложения. |
| 2 |
| Устный опрос | таблица карточки |
38-39 | Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. |
| 2 |
| Устный опрос | таблица карточки |
40-41 | Р.Р. Сочинение по картине А.И.Корзухина «Птичьи враги» |
| 2 |
| Сочинение | Дидактический материал, картина |
42 | Урок-закрепление по теме «Синтаксис»
|
| 1 |
| Сочинение-миниатюра, тест | Дидактический материал |
43 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация» |
| 1 |
| Контрольный диктант | Тетрадь для контрольных работ |
Текстоведение (27 часов) |
|
|
|
|
|
|
44 | Текст и его признаки
|
| 1 |
| Устный опрос | Дидактический материал |
45 | Типы речи и их особенности. Стили речи (повторение) |
| 1 |
| Устный опрос | учебник |
46 | Смысловые части текста, отражение их в простом и сложном плане |
| 1 |
| Устный опрос | Раздаточный материал |
47 | Развитие мысли в тексте. Смысловая связь предложений в тексте. |
| 1 |
| Фронтальный опрос | Раздаточный материал |
48 | Виды связи предложений в тексте: последовательная (цепная) и параллельная связь
|
| 1 |
| Устный опрос | таблица карточки |
49-51 | Последовательная (цепная) связь предложений в тексте. Основные средства связи предложений: местоимения, повтор слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты и др. |
| 3 |
| Самостоятельная работа | Дидактический материал |
52 | Лексический повтор как средство связи предложений в тексте |
| 1 |
| Устный опрос | Дидактический материал |
53 | Неоправданный повтор одного и того же слова, однокоренных слов в тексте. |
| 1 |
| Самостоятельная работа | Дидактический материал |
54 | Местоимение как средство связи предложений в текстах разных стилей речи. |
| 1 |
| Устный опрос | Раздаточный материал |
55 | Параллельная связь предложений в тексте
|
| 1 |
|
| Дидактический материал |
56 | Сочетание в тексте параллельной и цепной связи предложений. |
| 1 |
| Устный опрос | Раздаточный материал |
57 | Смысловые части текста, отражение их в плане (повторение) |
| 1 |
|
|
|
58 | Сочетание в тексте цепной и параллельной связи абзацев. |
| 1 |
| Самостоятельная работа | Раздаточный материал |
59 | Закрепление изученного по теме «Связь предложений в тексте». |
| 1 |
| Тест
| Раздаточный материал |
60-61 | Р.Р. Сочинение по картине В.А.Серова «Девочка с персиками» |
| 2 |
| сочинение | Учебник, картина |
62 | Рассказ как текст повествовательного типа |
| 1 |
| Устный опрос | Дидактический материал |
63-64 | Строение рассказа (зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка). Особенности связи смысловых частей текста-повествования |
| 2 |
| Сочинение-миниатюра, словарный диктант | Раздаточный материал |
65-67 | Описание как тип речи. Разновидности описания: описание места, состояния природы, характера человека и его внешности и др. |
| 3 |
| Устный опрос | Дидактический материал |
68 | Закрепление изученного материала по теме «Текстоведение» |
| 1 |
| Тест
| Раздаточный материал |
69 | Р.Р. Изложение по тексту «Осина» из сборника «Книга природы» |
| 1 |
| изложение | учебник |
70 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Текстоведение» |
| 1 |
| Контрольный диктант | Тетрадь для контрольных работ |
Морфология (4 часа)
|
|
|
|
|
|
|
71 |
| Самостоятельные и служебные части речи
| 1 |
| Устный опрос | Дидактический материал |
72 |
| Деление самостоятельных частей речи на три группы (склоняемые, спрягаемые, неизменяемые) | 1 |
| Контрольная работа | Дидактический материал |
73 |
| Многоаспектная языковая характеристика самостоятельных частей речи: морфологические признаки; синтаксическая роль в словосочетании и предложении; типичные способы словообразования; особенности правописания и употребления в речи | 1 |
|
| карточки |
74 |
| Именные части речи, их общие признаки: изменение по числам и падежам | 1 |
| Устный опрос | Дидактический материал |
Имя существительное (25 часов)
|
|
|
|
|
|
|
75 |
| Имя существительное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение) | 1 |
| Зачет | Дидактический материал |
76 |
| Морфологические признаки имён существительных (обобщение изученного) | 1 |
| Фронтальный опрос | Дидактический материал |
77 |
| Словообразование имен существительных. | 1 |
| Устный опрос | таблица |
78 |
| Типичные морфемные модели имен существительных | 1 |
| Зачет | карточки |
79 |
| Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных | 1 |
| Фронтальный опрос | Дидактический материал |
80 |
| Приставочно-суффиксальный способ образования имен существительных | 1 |
| Самостоятельная работа | карточки |
81 |
| Бессуффиксный способ образования имен существительных | 1 |
| Текущий контроль | Дидактический материал |
82 |
| Образования имен существительных способом сложения. | 1 |
| Устный опрос | таблица |
83 |
| Виды сложения: сложение без соединительной гласной, сложение с соединительной гласной | 1 |
| Тест | Дидактический материал |
84 |
| Сложение с одновременным присоединением суффикса | 1 |
| Зачет | таблица |
85 |
| Сложносокращенные имена существительные, особенности их образования и употребления в речи | 1 |
| Устный опрос | Дидактический материал |
86 |
| Правописание сложных имен существительных. | 1 |
| Текущий контроль | таблица |
87-88 |
| Р.Р. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Ковер-самолет» | 2 |
| сочинение | Учебник, картина |
89 |
| Культура речи. Правильное употребление имен существительных. | 1 |
| Устный опрос | Дидактический материал |
90 |
| Употребление имен существительных в соответствии с грамматическими нормами | 1 |
| Самостоятельная работа | Дидактический материал |
91 |
| Употребление имен существительных в соответствии с лексическими нормами | 1 |
| Текущий контроль | карточки |
92 |
| Имя существительное в словосочетании и предложении. | 1 |
| Словарный диктант | карточки |
93 |
| Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении | 1 |
| Текущий контроль | Дидактический материал |
94 |
| Имя существительное в тексте. Роль имён существительных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи | 1 |
| Устный опрос | Словарь антонимов и синонимов |
95 |
| Сравнение как изобразительно-выразительный прием. | 1 |
| Фронтальный опрос | Дидактический материал |
96-97 |
| Р.Р. Обучающее изложение «Заяц Черное Ушко»
| 2 |
| Обучающее изложение | учебник |
98 |
| Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Имя существительное» | 1 |
| Тест | Раздаточный материал |
99 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»
| 1 |
| диктант | Тетрадь для контрольных работ |
Имя прилагательное (25часа) |
|
|
|
|
|
|
100 |
| Имя прилагательное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | 1 |
| Устный опрос | карточки |
101 |
| Морфологические признаки имен прилагательных
| 1 |
| Проверочная работа | Дидактический материал |
102-103 |
| Р.Р. Сочинение по картине А.Г.Венецианова «Девушка в клетчатом платке» | 2 |
| сочинение | Картина, учебник |
104 |
| Словообразование имен прилагательных | 1 |
| Фронтальный опрос | Дидактический материал |
105 |
| Типичные морфемные модели имен прилагательных | 1 |
| Самостоятельная работа | Дидактический материал |
106-107 |
| Основные способы образования имен прилагательных: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение (разные виды) | 2 |
| Устный опрос | таблица |
108 |
| Типичные модели приставочно-суффиксального образования имен прилагательных | 1 |
| Текущий контроль | Дидактический материал |
109 |
| Образование имен прилагательных разными способами сложения | 1 |
| Самостоятельная работа | карточки |
110 |
| Цепочка однокоренных слов как словообразовательная единица. | 1 |
| Текущий контроль | таблица |
111 |
| Гнездо однокоренных слов. Структурные и смысловые различия слов, включённых в словообразовательную цепочку или гнездо однокоренных слов
| 1 |
| Зачет | Дидактический материал |
112-113 |
| Р.Р. Сочинение по картине Г.Г.Мясоедова «Косцы»
| 2 |
| сочинение | картина |
114 |
| Переход некоторых имен прилагательных в существительные | 1 |
| Устный опрос | Дидактический материал |
115-116 |
| Правописание букв н-нн в именах прилагательных, образованных от существительных | 2 |
| Зачет | Дидактический материал |
117 |
| Правописание сложных имен прилагательных | 1 |
| Словарный диктант | Дидактический материал |
118-119 |
| Слитное и раздельное написание не с именами существительными и прилагательными | 2 |
| Фронтальный опрос | Дидактический материал |
120 |
| Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных. | 1 |
| Самостоятельная работа | Дидактический материал |
121 |
| Синтаксическая роль имён прилагательных в составе словосочетания и предложения | 1 |
| Фронтальный опрос | Дидактический материал |
122 |
| Имя прилагательное в тексте. Роль имён прилагательных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи. | 1 |
| Фронтальный опрос | Дидактический материал |
123 |
| Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» | 1 |
| Тест | карточки |
124 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» | 1 |
| диктант | карточки |
Глагол и его формы (42 час) Глагол (15 часов) |
|
|
|
|
|
|
125 |
| Глагол как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение) | 1 |
| Устный опрос | Дидактический материал |
126 |
| Морфологические признаки глагола (обобщение изученного)
| 1 |
| Текущий контроль | таблица |
127-128 |
| Р.Р. Сочинение по картине В.И.Сурикова «Взятие снежного городка» | 2 |
| сочинение | картина |
129 |
| Словообразование глаголов.
| 1 |
| Самостоятельная работа | карточки |
130 |
| Типичные морфемные модели глаголов. Морфологический разбор глагола. | 1 |
| Устный опрос | карточки |
131 |
| Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы. | 1 |
| Зачет | Дидактический материал |
132 |
| Правильное употребление глаголов. Грамматические нормы. | 1 |
| Текущий контроль | Дидактический материал |
133 |
| Правильное употребление глаголов. Лексические нормы. | 1 |
| Словарный диктант | Дидактический материал |
134 |
| Синтаксическая роль глаголов в словосочетаниях и предложениях разных конструкций.
| 1 |
| Устный опрос | Дидактический материал |
135-136 |
| Р.Р. Изложение «Пешком из Россоши»
| 2 |
| изложение | учебник |
137 |
| Работа над ошибками. Глагол в тексте. | 1 |
| Защита проектов | учебник |
138 |
| Роль глагола в достижении точности, информативности и выразительности речи. | 1 |
| Мини-сочинение | карточки |
139 |
| Обобщающий урок по теме «Глагол»
| 1 |
| Тест | Раздаточный материал |
Деепричастие и причастие как глагольные формы (2 часа)
|
|
|
|
|
|
|
140 |
| Деепричастие и причастие как глагольные формы, совмещающие грамматические признаки глагола и других частей речи. | 1 |
| Текущий контроль | Дидактический материал |
141 |
| Суффиксы деепричастий и причастий | 1 |
| Текущий контроль | Дидактический материал |
Деепричастие (10 часов) |
|
|
|
|
|
|
142 |
| Деепричастие. Грамматические признаки деепричастия, типичные суффиксы. | 1 |
| Фронтальный опрос | Дидактический материал |
143 |
| Деепричастный оборот. Текстообразующая роль деепричастий | 1 |
| Текущий контроль | Дидактический материал |
144 |
| Р.Р. Сжатое изложение «Братишка»
| 1 |
| изложение | учебник |
145 |
| Работа над ошибками. Образование деепричастие совершенного и несовершенного вида. | 1 |
| Текущий контроль | Дидактический материал |
146 |
| Раздельное и слитное написание не с деепричастиями | 1 |
| Зачет | Дидактический материал |
147 |
| Культура речи. Правильное употребление деепричастия. | 1 |
| Текущий контроль | Дидактический материал |
148 |
| Правильное употребление деепричастий в соответствии с основными орфоэпическими, грамматическими и лексическими нормами. | 1 |
| Самостоятельная работа | учебник |
149 |
| Синтаксическая роль деепричастия в словосочетании и предложении. | 1 |
| Текущий контроль | Дидактический материал |
150 |
| Деепричастие в тексте. Роль деепричастия в достижении точности и выразительности речи.
| 1 |
| Проверочная работа | учебник |
151 |
| Обобщающий урок по теме «Деепричастие». Словарный диктант | 1 |
| Словарный диктант, тест | Раздаточный материал |
Причастие (15 час) |
|
|
|
|
|
|
152 |
| Причастие. Грамматические признаки причастия, типичные суффиксы. Текстообразующая роль причастий | 1 |
| Проверочная работа | карточки |
153 |
| Семантические различия прилагательного и причастия. Склонение причастий. | 1 |
| Фронтальный опрос | Дидактический материал |
154-155 |
| Р.Р. Сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень» | 2 |
| сочинение | Картина, учебник |
156 |
| Причастный оборот.
| 1 |
| Самостоятельная работа | Дидактический материал |
157 |
| Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени | 1 |
| Устный опрос | таблица |
158 |
| Грамматические различия причастий и деепричастий, причастного и деепричастного оборотов. | 1 |
| Проверочная работа | Дидактический материал |
159 |
| Причастия полные и краткие | 1 |
| Текущий контроль | таблица |
160 |
| Р.Р. Изложение «Растение и хищник»
| 1 |
| изложение | учебник |
161 |
| Культура речи. Правильное употребление причастий в соответствии с орфоэпическими, грамматическими и лексическими нормами. | 1 |
| Устный опрос | Дидактический материал |
162 |
| Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении. | 1 |
| Фронтальный опрос | Дидактический материал |
163 |
| Причастие в тексте. Роль причастия в достижении точности и выразительности текстов разных стилей речи.
| 1 |
| Текущий контроль | Дидактический материал |
164 |
| Переход некоторых причастий в разряд прилагательных. | 1 |
| Тест | Раздаточный материал |
165-166 |
| Р.Р. Сочинение по картине К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы». | 2 |
| сочинение | картина |
Числительное (16 часов) |
|
|
|
|
|
|
167 |
| Имя числительное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение). | 1 |
| Зачет | Дидактический материал |
168 |
| Отличие имён числительных от других слов, связанных с понятием числа (пятак, впятером, двойник, трёшка и др.) | 1 |
|
|
|
169 |
| Общее значение числительного и употребление в речи. Различие постоянных и непостоянных морфологических признаков имен числительных. | 1 |
| Текущий контроль | Дидактический материал |
170 |
| Разряды имён числительных по значению и грамматическим признакам. Количественные и порядковые числительные; их значение, морфологические и синтаксические особенности. | 1 |
| Самостоятельная работа | учебник |
171 |
| Собирательные числительные. Дробные числительные. | 1 |
| Самостоятельная работа | учебник |
172 |
| Склонение и правописание количественных числительных.
| 1 |
| Текущий контроль | Дидактический материал |
173 |
| Склонение собирательных числительных. Склонение дробных числительных
| 1 |
| Зачет | карточки |
174 |
| Разряды имён числительных по строению. Числительные простые, сложные и составные. | 1 |
| Самостоятельная работа | учебник |
175 |
| Склонение составных количественных числительных | 1 |
| Устный опрос | карточки |
176 |
| Склонение порядковых числительных | 1 |
| Текущий контроль | карточки |
177 |
| Культура речи. Правильное употребление имен числительных в соответствии с орфоэпическими и грамматическими нормами. | 1 |
| Индивидуальный опрос | Дидактический материал |
178 |
| Правильное употребление имен числительных в соответствии с лексическими нормами | 1 |
| Самостоятельная работа | Дидактический материал |
179 |
| Синтаксическая роль имён числительных в словосочетании и предложении. | 1 |
| Устный опрос | таблица |
180 |
| Имя числительное в тексте. Роль имени числительного в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.
| 1 |
| Словарный диктант | Дидактический материал |
181 |
| Контрольный диктант по теме «Имя числительное»
| 1 |
| диктант | Тетрадь для контрольных работ |
182
|
| Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Имя числительное» | 1 |
| Тест | Раздаточный материал |
Местоимения (18 часов) |
|
|
|
|
|
|
183 |
| Местоимение как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
| 1 | Текущий контроль |
| Дидактический материал |
184 |
| Особенности местоимения как части речи (его указательно-заместительная функция). Общее значение местоимений и употребление их в речи. Морфологические и синтаксические особенности местоимений, замещающих имена существительные, имена прилагательные, имена числительные. | 1 | Самостоятельная работа |
| Дидактический материал |
185 |
| Разряды местоимений. Распознание, склонение и правописание местоимений разных разрядов. | 1 | Устный опрос |
| карточки |
186 |
| Личные местоимения. Возвратное местоимение | 1 | Защита проектов Работа в парах |
| карточки |
187 |
| Притяжательные местоимения | 1 | Зачет |
| карточки |
188 |
| Вопросительно-относительные местоимения | 1 | Устный опрос |
| карточки |
189 |
| Неопределенные местоимения
| 1 | Самостоятельная работа |
| карточки |
190 |
| Отрицательные местоимения | 1 | Текущий контроль |
| карточки |
191 |
| Указательные местоимения | 1 | Зачет |
| карточки |
192 |
| Определительные местоимения | 1 | Устный опрос |
| карточки |
193 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение» | 1 | диктант |
|
|
194 |
| Особенности склонений местоимений разных разрядов; их морфологические и синтаксические признаки. | 1 | Устный опрос |
| карточки |
195 |
| Культура речи. Правильное употребление местоимений в соответствии с орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами. | 1 | Фронтальный опрос |
| Дидактический материал |
196 |
| Синтаксическая роль местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении.
| 1 | Самостоятельная работа |
| Дидактический материал |
197 |
| Местоимение в тексте. Морфологический разбор местоимения. | 1 | Фронтальный опрос |
| Дидактический материал |
198-199 |
| Р.Р. Сочинение по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» | 2 | сочинение |
| картина |
200 |
| Закрепление по теме «Местоимение»
| 1 | Тест |
| Раздаточный материал |
Повторение изученного (4 часа) |
|
|
|
|
|
|
201-202 |
| Слово как основная единица языка | 2 |
| Устный опрос | карточки |
203 |
| Итоговый контрольный диктант | 1 |
| диктант | Дидактический материал |
204 |
| Работа над ошибками. Правописание: орфография и пунктуация. | 1 |
| Устный опрос | Дидактический материал |