Урок по теме "Стилистический разбор текста"(УМК Разумовской М.М.)
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме

Бурматова Ольга Владимировна

Конспект урока  и презентация по разделу "Речь"(7 класс) содержат материалы для повторения и обобщения изученного по теме "Стили речи" и обучения стилистическому разбору текста, включающему анализ речевой ситуации и языковых средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_7_klass.doc50.5 КБ
Office presentation icon stilisticheskiy_razbor_teksta_izm..ppt318.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

7 класс

(УМК Разумовской М.М.)

Составитель: О. В. Бурматова, учитель русского языка и литературы МСКОУ «Школа № 154»

Тема: Стили речи (систематизация изученного)

             Стилистический разбор текста

Цель:

 1)Формирование умения определять стиль текста по речевой ситуации

  2)Коррекция умений выполнять действия «подведение под понятие» и «выведение следствия из понятия»

  3)Воспитание активной гражданской позиции

Презентация: 

Что такое стилистический разбор?

Ход урока

Целеполагание

Учитель называет тему урока и предлагает вспомнить все изученные стили речи.

Ученики перечисляют стили речи.

Учитель демонстрирует таблицу «Стили речи» и обращает внимание на  классификацию функциональных стилей (слайд №3).

 Затем предлагает учащимся подумать, на основе каких признаков различаются стили речи между собой.

Ученики называют различные признаки, например: где используется, какая лексика преобладает, каков грамматический строй предложений и т.д.

Учитель.  Были названы языковые и внеязыковые признаки, среди которых есть такие, которые принципиально отличают стили друг от друга, и такие, которые раскрывают особенности каждого стиля. Зависит ли от этого порядок стилистического разбора?

Ученики. Да. В первую очередь следует отметить самые существенные признаки стиля.

Учитель. Определите цель урока.

Ученики. Выяснить, какие признаки лежат в основе различения стилей речи, и какие действия нужно выполнить при выполнении стилистического разбора.

Анализ структуры речевой ситуации

Учитель. Рассмотрите структурную основу речевой ситуации и назовите основания для анализа стиля (слайд №4)

Ответьте на вопросы:

  1. С кем происходит общение?
  2. Где используется?
  3. Зачем организуется общение?

Ученики, отвечая на вопросы, называют три основания для анализа стиля, или три признака речевой ситуации:

  1. Условия общения
  2. Характер обстановки
  3. Задача речи

Учитель. Повторим признаки речевой ситуации (слайд №5)

Практическое задание №1

Прочитайте текст упражнения 445 (стр. 210)

Ответив на 3 вопроса, составьте схему речевой ситуации

Ученики составляют схему речевой ситуации и комментируют её:

Данная речь применяется при общении с широкими массами людей (1-много), в официальной обстановке (о/о), а именно: в газете, с целью воздействия на читателя.

Учитель. Проверяем схему (слайд № 6 – РС -1).

 Можно на основе речевой ситуации определить стиль речи?

Ученики. Да. Это текст публицистического стиля.

Практическое задание №2

Выполните обратное действие: подберите текст к заданной схеме (слайд № 6 – РС-2) и охарактеризуйте его, пользуясь памяткой (слайд № 7).

Памятка

Как грамотно построить высказывание

«Характеристика стиля по РС»

Данный текст  ________________________стиля, так как применяется

  1. В условиях общения _____________________________
  2. В ____________________________ обстановке, а именно: ___________________
  3. Задача речи - ______________________

(воздействие, сообщение, общение)

Текст 1(слайд № 8)

Книжные слова характеризуются, с одной стороны, связью с книжными стилями речи, а с другой, большей или меньшей их неуместностью в разговорно-бытовом стиле речи. Для правильного употребления слов очень важно различать, во-первых, стилистическую окраску слова, его принадлежность к определённому стилю речи и, во-вторых, эмоционально-экспрессивную окраску, связанную с отношением говорящего к высказыванию. Следовательно, чтобы не нарушить стилистических норм, необходимо уметь выбрать наиболее уместное средство для выражения данного содержания.

Текст 2 (слайд № 9)

Ох уж эти любители сомнительной славы! Как они хотят запечатлеть собственные имена в самых неподобающих местах: на молоденькой берёзке, на скалах, на древних стенах. Вот, мол, смотрите, и я бывал тут.

Вот прекрасный уголок – Таэваскоя. Большое озеро, корабельные сосны, отвесные скалы. Но вот скалы все испещрены автографами. Чудесная тишина лесного озера была сразу нарушена. Будто ворвались сюда с улюлюканьем грубые люди и надругались над природой.

А вот классический крымский пейзаж. Любуешься задумчивыми соснами, убегающими вверх по холму виноградниками, не можешь налюбоваться на санаторий, похожий на сказочный белый замок. И как пощёчина – эти надписи, начисто стирающие красоту.

И не понимает сей надругатель, что проявил просто-напросто невежество, бескультурье, неуважение к нашей земле и к нашим людям.  

Ученики. Данный текст научного стиля, так как используется в высказываниях, обращённых ко многим людям, интересующимся нормами литературной речи. Этим стилем пользуются в научной литературе, а именно: в учебнике по русскому языку или справочнике. Задача речи – сообщение теоретической информации, объяснение правильного употребления слов в речи или стилистических нормах.

Сравнение речевых ситуаций

Учитель. Сравни схемы (слайд № 6). Найди общее и различное в них, реши, какой из признаков самый существенный.

Ученики. Общими являются условия общения и характер обстановки. Задача речи у них разная, в одном случае – воздействие, в другом – сообщение. Значит задача речи – это самый существенный признак при определении стиля текста.

Учитель. Подумайте, достаточно ли только этого признака, чтобы определить стиль. Рассмотрите схемы РС других стилей и сделайте вывод.

(Схемы РС на стр. 197)

Ученики. Недостаточно, так как у художественного и публицистического стилей одинаковая функция, также у научного и делового стилей совпадает основная задача речи.

Демонстрация слайдов №10 и №11

Учитель. Функция речи – это существенный, но недостаточный признак, необходимо подключение другого стилевого признака. Какого?

Ученики. Характер обстановки. Важно выяснить, где именно происходит общение.

Учитель. Уточним характер обстановки. Где используется каждый из стилей?

Ученики. Публицистический стиль используется в газетах, журналах, в передачах радио и телевидения, на собраниях, митингах и т. п. Художественный – в книгах (художественной литературе), в авторской речи. Научный – в учебниках, энциклопедиях, справочниках и другой научной литературе. Деловой – в инструкциях, заявлениях, приказах и других документах.

Учитель. Таким образом, данный признак позволяет отличить художественный стиль от публицистического, деловой – от научного.

Назовите 5-й стиль речи.

Ученики. Разговорный (слайд № 12).

Учитель. Сравни РС разговорного стиля с остальными и сделай вывод.

Ученики. Этот признак позволяет разделить речь на 2 вида: разговорную и книжную, в основе которых лежат принципиально разные условия общения. Разговорный стиль используется в неофициальной обстановке при персональном общении со знакомыми людьми. Книжные стили применяются в условиях массовой коммуникации.

Составление плана стилистического разбора

Учитель. Повторим, что нужно сделать, чтобы определить стиль речи.

Ученики. Воссоздать речевую ситуацию по 3-м признакам.

Учитель. Это 1-ое действие стилистического анализа.

Какое будет 2-ое действие?

Ученики. 2-ое действие – поиск языковых средств, с помощью которых раскрываются особенности стиля: характерные слова, выражения, строение предложений, способы связи предложений в тексте и т. п.

Учитель. Таким образом, стилистический анализ состоит из 2-х действий (слайд №14).

Практическое задание №3

  1. Выполните 1-ое действие стилистического анализа и определите стиль речи каждого текста (слайды №15,16, 17,18,19) 
  2. Выполните 2-ое действие стилистического анализа текста №4 и дайте его полную характеристику.

Ученики.

  1. Данный текст публицистического стиля, так как используется в условиях массовой коммуникации, адресован многим лицам, в официальной обстановке. Этот текст можно встретить в газете, в нём автор привлекает внимание читателей к предстоящему астрономическому событию. Задача речи – воздействие на чувства.
  2. Высказывание злободневно по тематике, яркое, эмоциональное. Языковое выражение этих особенностей следующее:
  1. Смешение книжных (территория, астрообсерватория, наступление часа «Х») и разговорных (поглазеть, наползать) слов, экспрессивная лексика (нынешнее чудо).
  2. Помимо повествовательных предложений побудительные, восклицательные предложения, по строению основы - односоставные (Смотрите и не говорите потом, что вы никогда не видели!), неполные (Следующего придётся ждать до 2015.); с вводными конструкциями (впрочем, по данным американских газет); параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов.

Подведение итогов

Учитель. Подведите итоги своей работы, составив высказывание в научном стиле «Для чего нужно владеть знаниями стилей речи?»

Ученики. Знание стилей речи позволяет лучше понять основную мысль текста, уместность использования тех или иных языковых средств, научиться самим создавать высказывания различных стилей, не совершать стилистических ошибок.

Домашнее задание. Выполнить стилистический анализ текста упражнения № 422.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку русского языка по разделу «Речь» (УМК Разумовской М.М.) 7 класс Составитель: О. В. Бурматова, учитель МСКОУ «школа № 154»

Слайд 2

Стили речи Что такое стилистический разбор?

Слайд 3

Стили речи разговорный книжные художественный публицистический научный деловой

Слайд 4

Речевая ситуация С кем? Где? Зачем? Назови основания для анализа стиля речи: Условия общения Характер обстановки Задача речи

Слайд 5

Признаки речевой ситуации: Условия общения Характер обстановки Задача (функция) речи С кем? Где? Зачем?

Слайд 6

Речевая ситуация 1-много официальная обстановка воздействие Речевая ситуация 1-много официальная обстановка сообщение Сравни:

Слайд 7

Памятка Как грамотно построить высказывание «Характеристика стиля по РС» Данный текст ________________________стиля, так как применяется в условиях общения _____________________________ в ____________________________ обстановке, а именно: ___________________ Задача речи - ______________________ (воздействие, сообщение, общение)

Слайд 8

1. Какой схеме соответствует данный текст? Дайте характеристику стиля речи (см. памятку ). Книжные слова характеризуются, с одной стороны, связью с книжными стилями речи, а с другой, большей или меньшей их неуместностью в разговорно-бытовом стиле речи. Для правильного употребления слов очень важно различать, во-первых, стилистическую окраску слова, его принадлежность к определённому стилю речи и, во-вторых, эмоционально-экспрессивную окраску, связанную с отношением говорящего к высказыванию. Следовательно, чтобы не нарушить стилистических норм, необходимо уметь выбрать наиболее уместное средство для выражения данного содержания.

Слайд 9

2. Какой схеме соответствует данный текст? Дайте характеристику стиля речи (см. памятку ). Ох уж эти любители сомнительной славы! Как они хотят запечатлеть собственные имена в самых неподобающих местах: на молоденькой берёзке, на скалах, на древних стенах. Вот, мол, смотрите, и я бывал тут. Вот прекрасный уголок – Таэваскоя. Большое озеро, корабельные сосны, отвесные скалы. Но вот скалы все испещрены автографами. Чудесная тишина лесного озера была сразу нарушена. Будто ворвались сюда с улюлюканьем грубые люди и надругались над природой. А вот классический крымский пейзаж. Любуешься задумчивыми соснами, убегающими вверх по холму виноградниками, не можешь налюбоваться на санаторий, похожий на сказочный белый замок. И как пощёчина – эти надписи, начисто стирающие красоту. И не понимает сей надругатель, что проявил просто-напросто невежество, бескультурье, неуважение к нашей земле и к нашим людям.

Слайд 10

Речевая ситуация 1-много официальная обстановка воздействие Художественный Публицистический

Слайд 11

Речевая ситуация 1-много официальная обстановка сообщение Научный Деловой Где именно?

Слайд 12

Речевая ситуация 1\1 Неофициальная обстановка общение Разговорный

Слайд 13

воздействие общение сообщение Художественный Публицистический Разговорный Научный Деловой Задача речи

Слайд 14

Порядок стилистического разбора На основе РС определи стиль речи. Найди языковые средства, характерные для данного стиля: лексические грамматические

Слайд 15

Определи стиль речи Текст №1 - Слушай, Коля, а не махнуть ли нам сегодня на рыбалку? Ты говорил, что в километрах десяти есть глубокий омут. Может, туда закатимся с ночевкой? Нам бы хоть двадцать окуней наловить и ушицы сварить на берегу. Как ты на это смотришь, Коля? -Я так на это смотрю: до двенадцати – сборы, затем запрягаю в дрожки Воронка, и – айда. разговорный

Слайд 16

Определи стиль Текст №2 Волейбол – командная спортивная игра с мячом на площадке, разделённой пополам сеткой. Играющие стремятся ударами рук по мячу перебросить его на половину соперника . научный

Слайд 17

Текст №3 художественный Выстроились в ряд покривившиеся берёзы. На их голых ветвях множество грачиных гнёзд, вокруг которых суетятся хозяева этого птичьего «посёлка», оглашая окрестность неумолчным гомоном. За бревенчатым забором возвышается колокольня старой церквушки. До самого леса, узкой лентой синеющего на горизонте, раскинулись побуревшие поля с остатками нестаявшего снега.

Слайд 18

Текст №4 Смотрите и не говорите потом, что вы никогда не видели! Отпрашивайтесь с работы, сбегайте с уроков… Впрочем, умные начальники и учителя сами должны предупредить своих подчинённых о наступлении часа «Х». Столь же полное солнечное затмение на территории России можно было наблюдать 25 лет назад – в 1981 году. Следующего придётся ждать до 2015. Ради такого нынешнего чуда из Северной Америки только в российские астрообсерватории приехали 1000 астрономов. По данным американских газет, десятки тысяч человек купили специальные солнечные туры в Египет и Турцию, чтобы поглазеть, как Луна будет находить на Солнце . публицистический

Слайд 19

Определи стиль Текст №5 Подключите прибор к электросети и загрузите тосты в приёмные отверстия. Установите таймер в одно из положений (1-7). Опустите загрузочный рычаг. По окончании поджаривания тостер автоматически отключится и поднимет тосты. деловой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)

1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа....

Стили речи (систематизация изученного). Стилистический разбор текста

Языковые и внеязыковые признаки, среди которых есть такие, которые принципиально отличают стили друг от друга, и такие, которые раскрывают особенности каждого стиля....

Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской "Язык и речь. Язык и человек"

Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской "Язык и речь. Язык и человек" содержит краткое описание урока с основными видами деятельности, интересные примеры, задания, тексты для работы на уроке...

Речеведческий разбор текста.

В презентации представлен материал для спецкурса по русскому языку  в 11 классе....

Лексико-грамматический разбор текста.

В презентации представлен материал для спецкурса по русскому языку в 11 классе....

Технологическая карта урока.5 класс (УМК М.М.Разумовская)

тема: Правописание личных безударных окончаний глаголов...