Стили речи (систематизация изученного). Стилистический разбор текста
методическая разработка по русскому языку по теме
Языковые и внеязыковые признаки, среди которых есть такие, которые принципиально отличают стили друг от друга, и такие, которые раскрывают особенности каждого стиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yaz.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
Жалимбетова С.М. преподаватель русского языка и литературы
Актюбинского технического колледжа
Тема: Стили речи (систематизация изученного)
Стилистический разбор текста
Цель:
1)Формирование умения определять стиль текста по речевой ситуации
2)Коррекция умений выполнять действия «подведение под понятие» и «выведение следствия из понятия»
3)Воспитание активной гражданской позиции
Презентация:
Что такое стилистический разбор?
Ход урока
Целеполагание
Преподаватель называет тему урока и предлагает вспомнить все изученные стили речи.
Учащиеся перечисляют стили речи.
Преподаватель демонстрирует таблицу «Стили речи» и обращает внимание на классификацию функциональных стилей (слайд №3).
Затем предлагает учащимся подумать, на основе каких признаков различаются стили речи между собой.
Учащиеся называют различные признаки, например: где используется, какая лексика преобладает, каков грамматический строй предложений и т.д.
Преподаватель. Были названы языковые и внеязыковые признаки, среди которых есть такие, которые принципиально отличают стили друг от друга, и такие, которые раскрывают особенности каждого стиля. Зависит ли от этого порядок стилистического разбора?
Учащиеся. Да. В первую очередь следует отметить самые существенные признаки стиля.
Преподаватель. Определите цель урока.
Учащиеся. Выяснить, какие признаки лежат в основе различения стилей речи, и какие действия нужно выполнить при выполнении стилистического разбора.
Анализ структуры речевой ситуации
Преподаватель. Рассмотрите структурную основу речевой ситуации и назовите основания для анализа стиля (слайд №4)
Ответьте на вопросы:
- С кем происходит общение?
- Где используется?
- Зачем организуется общение?
Учащиеся. отвечая на вопросы, называют три основания для анализа стиля, или три признака речевой ситуации:
- Условия общения
- Характер обстановки
- Задача речи
Преподаватель. Повторим признаки речевой ситуации (слайд №5)
Практическое задание №1
Прочитайте текст упражнения 445 (стр. 210)
Ответив на 3 вопроса, составьте схему речевой ситуации
Учащиеся составляют схему речевой ситуации и комментируют её:
Данная речь применяется при общении с широкими массами людей (1-много), в официальной обстановке (о/о), а именно: в газете, с целью воздействия на читателя.
Преподаватель. Проверяем схему (слайд № 6 – РС -1).
Можно на основе речевой ситуации определить стиль речи?
Учащиеся. Да. Это текст публицистического стиля.
Практическое задание №2
Выполните обратное действие: подберите текст к заданной схеме (слайд № 6 – РС-2) и охарактеризуйте его, пользуясь памяткой (слайд № 7).
Памятка
Как грамотно построить высказывание
«Характеристика стиля по РС»
Данный текст ________________________стиля, так как применяется
- В условиях общения _____________________________
- В ____________________________ обстановке, а именно: ___________________
- Задача речи - ______________________
(воздействие, сообщение, общение)
Текст 1(слайд № 8)
Книжные слова характеризуются, с одной стороны, связью с книжными стилями речи, а с другой, большей или меньшей их неуместностью в разговорно-бытовом стиле речи. Для правильного употребления слов очень важно различать, во-первых, стилистическую окраску слова, его принадлежность к определённому стилю речи и, во-вторых, эмоционально-экспрессивную окраску, связанную с отношением говорящего к высказыванию. Следовательно, чтобы не нарушить стилистических норм, необходимо уметь выбрать наиболее уместное средство для выражения данного содержания.
Текст 2 (слайд № 9)
Ох уж эти любители сомнительной славы! Как они хотят запечатлеть собственные имена в самых неподобающих местах: на молоденькой берёзке, на скалах, на древних стенах. Вот, мол, смотрите, и я бывал тут.
Вот прекрасный уголок – Таэваскоя. Большое озеро, корабельные сосны, отвесные скалы. Но вот скалы все испещрены автографами. Чудесная тишина лесного озера была сразу нарушена. Будто ворвались сюда с улюлюканьем грубые люди и надругались над природой.
А вот классический крымский пейзаж. Любуешься задумчивыми соснами, убегающими вверх по холму виноградниками, не можешь налюбоваться на санаторий, похожий на сказочный белый замок. И как пощёчина – эти надписи, начисто стирающие красоту.
И не понимает сей надругатель, что проявил просто-напросто невежество, бескультурье, неуважение к нашей земле и к нашим людям.
Учащиеся. Данный текст научного стиля, так как используется в высказываниях, обращённых ко многим людям, интересующимся нормами литературной речи. Этим стилем пользуются в научной литературе, а именно: в учебнике по русскому языку или справочнике. Задача речи – сообщение теоретической информации, объяснение правильного употребления слов в речи или стилистических нормах.
Сравнение речевых ситуаций
Преподаватель . Сравни схемы (слайд № 6). Найди общее и различное в них, реши, какой из признаков самый существенный.
Учащиеся. Общими являются условия общения и характер обстановки. Задача речи у них разная, в одном случае – воздействие, в другом – сообщение. Значит задача речи – это самый существенный признак при определении стиля текста.
Преподаватель. Подумайте, достаточно ли только этого признака, чтобы определить стиль. Рассмотрите схемы РС других стилей и сделайте вывод.
(Схемы РС на стр. 197)
Учащиеся. Недостаточно, так как у художественного и публицистического стилей одинаковая функция, также у научного и делового стилей совпадает основная задача речи.
Демонстрация слайдов №10 и №11
Преподаватель. Функция речи – это существенный, но недостаточный признак, необходимо подключение другого стилевого признака. Какого?
Учащиеся .Характер обстановки. Важно выяснить, где именно происходит общение.
Преподаватель. Уточним характер обстановки. Где используется каждый из стилей?
Учащиеся. Публицистический стиль используется в газетах, журналах, в передачах радио и телевидения, на собраниях, митингах и т. п. Художественный – в книгах (художественной литературе), в авторской речи. Научный – в учебниках, энциклопедиях, справочниках и другой научной литературе. Деловой – в инструкциях, заявлениях, приказах и других документах.
Преподаватель . Таким образом, данный признак позволяет отличить художественный стиль от публицистического, деловой – от научного.
Назовите 5-й стиль речи.
Учащиеся. Разговорный (слайд № 12).
Преподаватель. Сравни РС разговорного стиля с остальными и сделай вывод.
Учащиеся. Этот признак позволяет разделить речь на 2 вида: разговорную и книжную, в основе которых лежат принципиально разные условия общения. Разговорный стиль используется в неофициальной обстановке при персональном общении со знакомыми людьми. Книжные стили применяются в условиях массовой коммуникации.
Составление плана стилистического разбора
Преподаватель. Повторим, что нужно сделать, чтобы определить стиль речи.
Учащиеся. Воссоздать речевую ситуацию по 3-м признакам.
Преподаватель. Это 1-ое действие стилистического анализа.
Какое будет 2-ое действие?
Учащиеся. 2-ое действие – поиск языковых средств, с помощью которых раскрываются особенности стиля: характерные слова, выражения, строение предложений, способы связи предложений в тексте и т. п.
Преподаватель. Таким образом, стилистический анализ состоит из 2-х действий (слайд №14).
Практическое задание №3
- Выполните 1-ое действие стилистического анализа и определите стиль речи каждого текста (слайды №15,16, 17,18,19)
- Выполните 2-ое действие стилистического анализа текста №4 и дайте его полную характеристику.
Учащиеся.
- Данный текст публицистического стиля, так как используется в условиях массовой коммуникации, адресован многим лицам, в официальной обстановке. Этот текст можно встретить в газете, в нём автор привлекает внимание читателей к предстоящему астрономическому событию. Задача речи – воздействие на чувства.
- Высказывание злободневно по тематике, яркое, эмоциональное. Языковое выражение этих особенностей следующее:
- Смешение книжных (территория, астрообсерватория, наступление часа «Х») и разговорных (поглазеть, наползать) слов, экспрессивная лексика (нынешнее чудо).
- Помимо повествовательных предложений побудительные, восклицательные предложения, по строению основы - односоставные (Смотрите и не говорите потом, что вы никогда не видели!), неполные (Следующего придётся ждать до 2015.); с вводными конструкциями (впрочем, по данным американских газет); параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов.
Подведение итогов
Преподаватель. Подведите итоги своей работы, составив высказывание в научном стиле «Для чего нужно владеть знаниями стилей речи?»
Учащиеся. Знание стилей речи позволяет лучше понять основную мысль текста, уместность использования тех или иных языковых средств, научиться самим создавать высказывания различных стилей, не совершать стилистических ошибок.
Домашнее задание. Выполнить стилистический анализ текста упражнения № 422.
Актобе,2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Стилистический разбор текста"(УМК Разумовской М.М.)
Конспект урока и презентация по разделу "Речь"(7 класс) содержат материалы для повторения и обобщения изученного по теме "Стили речи" и обучения стилистическому разбору текста, включающему анали...
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур»
Цели урока: Образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигу...
Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"
Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"...
Презентация на тему "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"
Презентация на тему "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"...
Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». Стилистическая роль глагола и его грамматических категорий в разных стилях речи.
Урок повторения и обобщения по теме "Глагол" на основе использования группировки слов....
Повторение изученного в 6 классе. Речь. Текст, стили речи.
Маршрутный лист дистанционного урока...