Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской "Язык и речь. Язык и человек"
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему
Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской "Язык и речь. Язык и человек" содержит краткое описание урока с основными видами деятельности, интересные примеры, задания, тексты для работы на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материалы к уроку | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
1 урок. Вводный. Язык и речь. Язык и человек
Цель:
- Познакомить со значениями слов “речь”, “язык”, “слово”,
- Развивать умение отличать значения данных слов в контексте.
- Формировать навык работы со словарями.
- Воспитывать любовь к родному языку.
Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”
Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, беседа, постановка проблемных вопросов
Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, дети. Мы с вами сегодня начинаем длительное путешествие в страну под названием «русский язык». Как и в любой другой стране, здесь есть свои правила, свои законы. В этой стране дома состоят из морфем, а по улицам ходят части речи. С жителями этой страны – русского языка – мы будем знакомиться на протяжении шести лет. И от нас зависит будет ли это путешествие увлекательным или же оно будет омрачено несерьезным отношением к языку.
Давайте подведём итоги нашего занятия. Что нового вы узнали сегодня на уроке? - в мире существуют “бессловесные” языки - словесный язык универсален - в мире множество языков - русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира - язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми с помощью слов, речи - речь бывает письменная и устная | Вывод. Слово учителя. Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького: – Ты таким языком со мной не смей говорить! Ребята, я думаю всем понятно, в каких значениях употреблено слово “Язык”. Ведь мы сегодня говорили об этом целый урок. | VII. Домашнее задание. Подобрать пословицы и поговорки со словами “речь”, “язык” и “слово”. |
Еще материал по теме, который можно привлечь:
Язык-речь-человек
- Ребята, ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных (таких детей называют маугли). И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество. Как вы думаете, почему это происходило
Вариант домашнего задания: каждому ученику выдается карточка с цитатами о русском языке. Задание: объяснить (устно) все высказывания, списать одно (на выбор):
Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. (Л.Н.Толстой.)
Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С.Тургенев.)
...Русский язык чрезвычайно богат, глубок для выражения простых, естественных понятий... В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до 10 и более глаголов одного корня, но разных видов. (В.Г.Белинский.)
Исследования английских ученых. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем Попробуйте прочитать (текст с “абракадаброй” раздаем каждому ученику):
Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае ундитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзелульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.
Словарная работа.
слово “речь” многозначное. Заглянем в словарную статью.
- Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.
- Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.
- Звучащий язык. Русская речь музыкальна.
- Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.
- Публичное выступление. Выступать с речью.
– В толковом словаре есть словарная статья к слову “слово” – “единица речи”, “речь”. Оба эти значения неразрывно связаны.
– Слово “язык” тоже многозначное:
- Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.
- Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.
- Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
- Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.
- Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.
- Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.
задание
Мы познакомились со значениями слова “речь”. Давайте поучимся различать значения этого слова в предложениях. Запишем их и в скобках обозначим цифрой значение 1, 2, 3, 4 или 5.
1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. (5.)
2) Об этом не может быть и речи. (4.)
3) У этого мальчика затруднительная речь. (1.)
4) Звучит многоязычная речь. (3.)
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью. (2.)
6) О чем речь? (5.)
– А в каком из этих пяти значений слово “речь” употреблено в теме нашего урока? (1.)
Вывод: Русский язык (русскую речь) мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выражать свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться рассказывать и писать так, чтобы слушающим и читающим было не только понятно, но и интересно.
Работа с текстом “Язык”. (Текст должен быть распечатан для каждого учащегося.)
Язык.
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок 4 класс УМК Enjoy English
Знакомство учебником, введение новой лексики. ее отработка в речи, работа в парах....
Физика и познание мира. Вводный урок. 10 класс.
Представленный материал может помочь учителю "украсить"материал вводного урока физики в 10 классе....
Вводный урок 2 класс."Знакомство с предметом. Немецкий язык".
данный материал поможет учителю решить проблему визуализации....
Конспект урока литературы "Роль книги в жизни человека" (вводный урок, 5 класс)
Конспект вводного урока литературы в 5 классе на тему "Роль книги в жизни человека". Урок разработан с применением технологии развития критического мышления....
План-конспект вводного урока. 5 класс, Французский язык. Второй иностранный язык.
laquo;Bonjour, La France!», «Здравствуй, Франция!"...
Функции русского языка. Вводный урок 8 класс
Функции русского языка. Вводный урок 8 класс...
Урок русского языка для 5-го класса по теме "Язык и речь. Язык и человек
Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) ч...