Правописание пре-и при-
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Открытый урок с раздаточным материалом для учащихся 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pre-_pri-_10_klass.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Пижмаринская СОШ»
Балтасинского муниципального района
Республики Татарстан
"Гласные в приставках пре- и при-"
Открытый урок для учителей по русскому языку в 10 классе по профильному уровню.
Учитель русского языка и литературы,
английского языка 1 квалификацион-
ной категории Галимуллина И. Р.
Тема «Правописание приставок пре- и при-»
Цели урока:
- познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв “е” и “и” в приставках пре-, при-;
- выработать умение распознавать приставки пре- и при-;
- учить анализировать изучаемое орфографическое правило;
- развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту;
- воспитывать потребность овладения грамотным письмом.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Эмоциональный настрой.
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой осень в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
III. Актуализация знаний учащихся.
1.
- Я хочу начать урок с чтения стихотворения Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы». Во время моего чтения постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем недолго
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном. Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?
НИВА – засеянное поле
ДРЕМЛЕТ – находится в полусне, состоянии, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза
ЗАПРЯГАЛСЯ – соединялся с повозкой, санями упряжью
СЖАТЫ – срезаны под корень
- О чём стихотворение Сергея Есенина? (о поздней осени)
- Какие образы создаёт поэт в этом стихотворении, рассказывая нам о поздней осени? (Образы солнца, дороги, месяца.)
- К каким приёмам прибегает автор, создавая эти образы? (Олицетворение, сравнение.)
- Сергей Есенин воспевал красоту природы в стихотворениях, и его орудие – слово, а великие русские художники выражали своё восхищение в полотнах, с помощью красок и кисти, а композиторы перекладывали стихи на музыку.
- Сегодня я предлагаю вашему вниманию музыкальную композицию на стихи С.Есенина.
(Музыкальная композиция)
- Помогает ли музыка и репродукции картин усилить настроение Есенина, переданное в стихотворении «Нивы сжаты…»?
2. Устный выборочный диктант.
- Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки и графически объясняя их написание. Но прежде чем вы приступите к выполнению этого задания вспомните, на какие три группы делятся приставки. В зависимости от чего они разделяются на 3 группы.
Сжаты
Скатилось
Взрытая
Примечталось
Осталось
Увидал
Запрягал
IV. Изучение нового материала.
1.
- Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, е или и, надо писать в приставке слова примечталось.
- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
(Сообщение темы и цели урока)
2. Самостоятельная работа.
Прочитайте материал параграфа № 32. Выясните, что нужно знать, чтобы правильно выбрать приставку (при- или пре-). Заполните 2 графу таблицы: «Правописание приставок при- и пре-».
Приставка | Значение приставки | Примеры |
При- | 1. 2. 3. 4. | |
Пре- | 1. 2. |
Самопроверка. Проверьте правильность заполнения таблицы. Исправьте, если есть, ошибки.
Таблица на доске
Приставка | Значение приставки | Примеры |
При- | 1. приближение 2. присоединение 3. близость к чему-либо 4. неполное действие | |
Пре- | 1. сходно со значением слова очень 2. сходно со значением приставки пере- |
Вывод по теме.
Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах?
При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?
V. Закрепление.
1. Работа с текстом
Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
Восстановите структуру текста.
Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.
«Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.
Прекрасно в осеннем лесу. Музыка в траве притихла. Мелкая листва облетела с прибрежных лозин. Ветер осторожно пригнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес призадумался. Притаился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.
«Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.
Прекрасно в осеннем лесу. Музыка в траве притихла. Мелкая листва облетела с прибрежных лозин. Ветер осторожно пригнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес призадумался. Притаился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.
Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.
-Докажите, что у вас получился текст.
- Озаглавьте его. Какова тема текста?
- Заполните 3-ю графу таблицы «Правописание приставок при- и пре-» примерами из текста.
Таблица на доске
Приставка | Значение приставки | Примеры |
При- | 1. приближение 2. присоединение 3. близость к чему-либо 4. неполное действие | 1.Приближению 2.Приобрел, принес 3.Прибрежных, пригорке 4.Присмотреться, притихла, пригнул, призадумался, притаился, присядешь |
Пре- | 1. сходно со значением слова очень 2. сходно со значением приставки пере- | 1.Прекрасно, преспокойно |
- Какая группа получилась самая обширная, а какая осталась незаполненной?
- Добавьте в свободную графу свое слово, которое будет соответствовать правилу, (преграда, преступить).
-Найдите в тексте слова соответствующие схеме: ¬∩۸۸۸ (присмотреться, забираться).
- Найдите слово в тексте соответствующее схеме: ¬¬∩۸۸۸ (призадумался)
- В третьем абзаце укажите слова, у которых нет окончания. ( Прекрасно, осторожно, преспокойно).
- Выпишите из текста все глаголы с приставкой при-. Укажите вид глаголов.
(Присмотреться, приобрела, притихла, пригнул, притаился, присядешь, принес)
Почему они все совершенного вида? (гл. сов.в обозначают результат действия, а несов. в. – процесс действия)
- Выполните синтаксический разбор предложения «Вот притаился на ветке березы дятел».
- Укажите номера сложносочиненных предложений. (5,12)
VI. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?
VII. Выставление оценок.
Домашнее задание.
Творческая работа.
По заданному началу написать сочинение.
Приближалась осень и с каждым днем природа менялась все быстрее и быстрее. Окружающий мир наполнился палитрой разнообразных красок и оттенков, поражающих воображение прекрасными сочетаниями цветов. Ранее зеленая сочная трава теперь приобрела тепловатый желтый оттенок, а кроны деревьев приоделись в золотое убранство, преобразив весь лес в яркое, насыщенное цветом и богатое оттенками полотно.
Пожалуй, осень самое прекрасное время года. Каждый год осенью приоткрываются двери в чудесный, переполненный фантазией мир, открывающий преогромные возможности для воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ход урока на тему "Правописание приставок на З-/С-. Правописание И/Ы после приставок"
Ход урока, рассчитанный на 2 академических часа....
Конспект урока грамматики и правописания в 7 классе. Тема "Правописание в глаголах - тся, -ться"
Данный материал содержит конспект урока и презентацию к уроку. Материалом могут пользоваться как учителя коррекционных школ, так и учителя общеобразовательных школ. ...
Правописание Н и НН в различных частях речи, правописание предлогов и союзов.
Комплексное повторение в 7 класссе , задачи которого совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.....
Правописание окончаний. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Правописание безударных личных окончаний глаголов. 5 класс по УМК Львова, Львов...
Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)
Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...
Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи
Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи. Тренировочный материал....
Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов.
Цель урока: повторить правила правописания суффиксов, выявить уровень использования правил, связанных с правописанием суффиксов; закрепить навыки с помощью упражнений тренировочного характера....