Конспект урока грамматики и правописания в 7 классе. Тема "Правописание в глаголах - тся, -ться"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Бабкина Ольга Александровна

Данный материал содержит конспект урока и презентацию к уроку. Материалом могут пользоваться как учителя коррекционных школ, так и учителя общеобразовательных школ.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока грамматики и правописания в 7 классе.

Тема: Правописание глаголов с –тся, -ться.

Цели:

- Создать условия для знакомства с правописанием глаголов с –тся, -ться;

- способствовать развитию мышления через умение делать выводы, упражнения на исключение лишнего; расширению кругозора;

- содействовать развитию речи учащихся.

1. Орг.момент.

- Сядет тот, кто назовёт пропущенную букву в слове.  ( у каждого ребёнка на карточке)

- Какой сейчас урок?

- В наших силах сделать наш урок интересным и познавательным. Я надеюсь, вы будете внимательными вдумчивыми и справитесь со всеми заданиями.

2. Актуализация знаний.

Слайд 1.

Бежит   включит  кричал   растут    трактор


- Как вы думаете, какое слово здесь лишнее и почему? Сформулируйте свой ответ с доказательством.

- Что такое глагол?

- Что вы уже знаете о глаголе?


Слайд 2.

Тает     прошли   расцветёт     прилетят  

- Назовите, где находится глагол настоящего времени.  (в правом верхнем углу)

- Глагол прошедшего времени мн. числа.?   ( по середине)

- Глагол будущего времени  ед. числа?  В нижнем правом углу)

- Глагол будущего времени мн. числа?

- С какими словами дружат глаголы?  ( с существительн)

- Подберите существительные к данным глаголам, чтобы получился небольшой рассказ.


(Уже тает снег. Прошли морозы и холода. Скоро расцветёт подснежник. Прилетят в свои края птицы.)

Слова уже, скоро на доске.

Слайд 3.

- Какая картинка соответствует нашему рассказу. (4 времени года)

3. Подготовка к новой теме.

Слайд 4.

Смеётся                          удивляться

Стараться                       смеяться

Удивляется                    старается

- Прочитайте внимательно слова и подумайте как их можно разделить на 2 столбика.  (на листочках подумать)

- Запишите эти глаголы в 2 столбика и подчеркните части, которыми они различаются.

Слайд 5.

- Давайте проверим правильность выполненного.

4. Постановка учебной проблемы.

- А как вы думаете почему вроде бы одинаковые глаголы пишутся по разному – одни с Ь, другие – без?

- А если я предложу вам 2 вопроса?


Что делать?  что  делает?

5. Сообщение темы и целей урока.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

Правописание глаголов с –тся, -ться.

- Какую цель поставим для себя?


- Давайте рассмотрим 2 уже знакомых глагола  и подробнее расскажем чем и почему они различаются.

Слайд 6

СМЕЁТСЯ                                             СМЕЯТЬСЯ

Что делает?                                            что делать?

Наст. вр.                                                  н.ф.

Ь не пишется                                          Ь пишется


- Прочитайте вывод, который мы сейчас делали на листочках, которые лежат у вас на партах.


Если глаголы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЮТ? , то это глаголы 3 лица. В них Ь пишется.

Если глаголы отвечают на вопросы  ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?,  это глаголы неопределённой формы и в них Ь не пишется.


- А как вы думаете, как проще запомнить правописание таких глаголов, на всю жизнь. Ведь данное правило мы наверняка уже завтра забудем.


Если в вопросе есть Ь, то и в слове он пишется. Если в  вопросе нет Ь, то писать его не надо.


- Молодцы. А сейчас нам предстоит учиться задавать вопросы, чтобы узнать как правильно написать такие глаголы.


Слайд 7.

С мастерством люди не родят . ся, а добытым ремеслом гордят . ся.

Нужно трудит . ся – будет и хлеб в доме водит . ся.


- Определите, где надо писать Ь, а где нет.

- Вспомним, что для этого нужно сделать?  (задать вопрос)

- О чём эти пословицы?

- Следующее задание будет тоже  о труде, о вашем труде. Поэтому пишите правильно и вдумчиво.

6. Самостоятельная работа.









Беседа.

-  Сейчас вы самостоятельно попробуете определить наличие Ь в глаголе.

(работа по карточкам)

Какая профессия тебе нравит .ся? Ты уже в 7 классе и должен задумыват .ся о своём будущем. Чем престижнее будет профессия, тем легче тебе будет устроит . ся в жизни. Выбрав профессию, которая тебе будет нравит . ся, ты будешь приносить пользу другим людям, стране. Твой труд даст тебе возможность «поднят . ся на ноги» и стать настоящим человеком.

- Скажите, какие профессии мы можем с вами выбрать, окончив школу?

- Выбрали ли вы свою будущую профессию?

- Представляете ли вы или может быть узнавали примерно какая з/п у человека данной профессии?

- Знаете ли вы что делает человек вашей профессии?

- Хорошо, что вы уже интересуетесь, потому что не за горами то время, когда вам придётся шагнуть в  жизнь. А кто ещё не знает – узнавайте, интересуйтесь, пробуйте.

- Давайте проверим. Называйте глаголы по очереди и написали ли вы Ь или нет.

7.Итог. Рефлексия.

- Что изучали на уроке?

- пригодятся ли нам эти знания в жизни? Где?

- вспомните, какую цель вы ставили в начале урока?

- Достигли ли вы цели?

- Вот так, ребята и в жизни. Если вы поставите перед собой цель и будете её упорно добиваться своим трудом, то всё обязательно получится.

8. Д/задание.

Карточки.

Задание:  Определи, в каких глаголах надо писать Ь, а в каких нет.

Дело мастера боит . ся.

Хозяин тот, кто трудит . ся.

Нужно наклонит . ся, чтобы воды из ручья напит . ся.

К чему душа лежит, к тому и руки приложат .ся.

Любишь катат . ся, люби и саночки возить.

Кто сразу за всё берёт . ся, тому ничего не удаёт . ся.

Что летом родит .ся, то зимой пригодит . ся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии. Программное обеспечение ФГОС-3. Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Глагол. Грамматические признаки глагола"

Данный урок русского языка предполагает использование новых современных образовательных технологий: в системно-деятельностном подходе с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Глагол».

Цели:·        систематизировать изученный материал по теме «Глагол»;·        продолжить развитие у детей орфографических и речевых...

План-конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Глагол как часть речи»

Данные материалы подготовлены для использования преподавателями русского языка при изучении или повторении частей речи в 5-6 классе....

Конспект урока русского языка в 6 классе "Условное наклонение глагола"

Углубление знаний о глаголе,   повторение пройденного материала и применение этих знаний для решения новых учебных задач; знакомство  с признаками условного наклонения....

Конспект урока русского языка в 6 классе "Употребление безличных глаголов"

Тема "Употребление безличных глаголов" является довольно сложной для изучения. Данный материал поможет учителю тщательно подготовиться к уроку, выбрав для детей оптимальные по трудности зада...

Конспект урока английского языка в 7 классе Тема «Фразовый глагол “make”.» (УМК “Rainbow English”) Unit 4 step 8

закрепить представление о понятии «фразовый глагол»;ввести правило употребления фразовых глаголов;научить использовать приобретённые знания и умения при составлениипредложений с фразовым г...