Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Байкалова Маргарита Гавриловна

Цель урока: повторить правила правописания суффиксов, выявить уровень  использования правил, связанных с правописанием суффиксов; закрепить навыки с помощью упражнений тренировочного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_po_russkomu_yazyku.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по русскому языку. (НА САЙТ)

Класс: 7

Тема урока: Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов.

Цель урока: повторить правила правописания суффиксов, выявить уровень  использования правил, связанных с правописанием суффиксов; закрепить навыки с помощью упражнений тренировочного характера.

Оборудование: учебник русского языка, слайдовая презентация, интерактивная доска.

Ход урока.

Оргмомент.  Прежде чем начать урок, откроем тетради , запишем число и на полях не забывайте ставить знаки после каждого вашего ответа, потому что вы сами себя будете оценивать сегодня на уроке и делать  анализ своих оценок.

Эпиграф на доске «А кузнечик, а кузнечик, но совсем как человечек» (К. Чуковский) Сл. №1.

У. Ребята, как вы думаете, какая «ошибкоопасность» кроется в этом предложении?

Д. (В словах кузнечик и человечек суффиксы произносятся одинаково, но пишутся по-разному , кузнечик с гласной  И, а человечек с Е.

У. Определите тему нашего урока. О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Д. Мы будем сегодня говорить о суффиксах.

У.  Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

Д. Научиться  правильно писать суффиксы с частями речи.

У.  Для того, чтобы усвоить всё о суффиксах, вы на уроке должны быть очень внимательными и помогать мне самой разобраться в правописании суффиксов в русском языке, так как мы с вами сегодня партнёры по усвоении правила правописания суффиксов. Обратите внимание: слово кузнечик, в настоящее время  являющееся непроизводным, исторически образованно от слова кузнец при помощью чего?

Д. С помощью уменьшительно-ласкательного суффикса – ИК.

У. Докажите, что у Чуковского слова кузнечик и человечек написаны правильно? Что мы должны сделать для этого? Сделайте вывод.

Д.  Проверять в Р.П.  Е – это  гласная, которая называется беглой -она может убежать из слова при изменении. Если изменить падеж слов КУЗНЕЧИК и ЧЕЛОВЕЧЕК, то получится КУЗНЕЧИКА и ЧЕЛОВЕЧКА. Из слова ЧЕЛОВЕЧКА – Е убежало. (Проверка ответов учащихся Сл. № 2).

У. Откройте учебники упр. 116, стр. 48 и внимательно прочитайте задание  и запишите в тетради. (Устная проверка задания с анализом).  Карман - карманчик – нет карманчика,  цветок – цветочек –  нет цветочка, сучок – сучочек – нет сучочка и т. д.

У. Один чудак написал словарный диктант, который вы видите на доске. Пожалуйста, отредактируйте его работу.  (Сл. № 3).

Платочик, строчек, листочик, билетик, песочик, зубчик, кармашик, слоник, хвостек, лучик, мячик, вечерочек, орешек. (проверка, оценивание себя). Определите часть речи.

Вывод: «Написание синквейна» (слайд  № 7). Учащиеся должны написать  синквейн, то есть краткое обоснование об усвоенном материале.

Суффиксы – ИК -, - ЕК -.

Гласный, уменьшительно-ласкательный.

Изменяем, не выпадат,, выпадает.

Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать.

Внимание.

У.  Какие ещё можно назвать словообразовательные суффиксы. Посмотрите на доску и прочитайте стихотворение-шутку В. Левина, определите значение суффиксов в данных словах и найдите, кто лишний в этом списке?  Запишите их в тетради.  (Слайд № 5)

Д.На доске выделены суффиксы, которые обозначают профессию людей и в этом стихотворении лишние слова с суффиксом – АРЬ-  являются словарь, рыцарь, государь, лодырь, знахарь, вратарь, звонарь. Проверка работы учащихся Они отвечают устно и ставят себе оценки

У. Какие мы знаем  ещё суффиксы  в русском языке, обозначающие профессию людей?

Д.   Суффиксы  -ЩИК - и – ЧИК -.

У. На доске я написала, что суффиксы ЧИК и ЩИК – дружная пара. А почему? Как вы думаете? Они нам в письме причиняют  много неприятностей,  вы согласитесь со мной.

Д. Они при произношении так же как суффиксы ИК и ЕК сходятся в произношении.

У. Запишите в два столбика в тетради эти слова: в один с суффиксом ЧИК, в другой с ЩИК.

Переплётчик, докладчик, гардеробщик, сварщик, переписчик, резчик, сортировщик, стекольщик, рассказчик, барабанщик, каменщик, буфетчик, разведчик, переписчик.  ( вывод  - Слайд № 6).

У. Сделайте разбор по составу ПЕРЕПЛЁТЧИК и обоснуйте свой ответ, как слово образованно.

У. Теперь составим к этому правилу самоинструкцию:

- определяю, от какого слова образованно существительное с суффиксом – ЧИК -, - ЩИК-

- смотрю, какая буква стоит перед суффиксами: Д, Т, З, С, Ж – пишу суффикс – ЧИК -, другие буквы – ЩИК.

У. Вы старались сделать сами выводы по правописанию разных суффиксов и если сравнить их с правилами правописания суффиксов, то можно сказать, что частично они одинаковы. Но для полного усвоения темы урока что мы ещё должны сделать?

Д. Прочитать правило.

У. Значит,  домашним заданием у нас будет правописание суффиксов на стр.48 – 50, упр. 126. Дополнительно узнаете самостоятельно о самых коварных суффиксах, которые предоставляют нам  много неприятностей. И обязательно составьте самоинструкцию по прочитанным правилам или как я вам сказала составьте синквейн.

У. Итог урока: чем мы сегодня занимались, получили ли вы новые понятия о суффиксах, что вам понравилось, а что хотели бы изменить, поставьте себе оценки за работу на уроке и дайте анализ: за что поставили себе эти оценки. Спасибо вам урок, сотрудничество со мной. Надеюсь,  мы и дальше будем работать совместно.

Приём «Написание синквейна». Составление синквейна требует от вас в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам.

Напоминаю! На первой строчке записывается одно слово – имя существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо писать два прилагательных. На третьей строчке размещается целая фраза, предложение. Последняя строчка – это слово – резюме, которое даёт новое, что позволяет выразить к ней личное отношение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Календарно- тематическое планирование.

Цель курса : представить теоретическое истолкование  системы современной русской             орфографии и  пунктуации с выработкой последую...

Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Рабочая программа.

*закрепить и развить владение орфографическими и пунктуационными нормами в процессе анализа текстов- образцов ,а также при продуцировании собственных текстов. 2.Содержание обучения: требования полнос...

Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 10 класс. Базовый уровень

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и спо...

Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 11 класс

Программа рассчитана на учащихся 11 классов. Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный инт...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....

Орфография и пунктуация. Правописание -н-, -нн-. в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

План - конспект урока русского языка  Орфография и пунктуация. Правописание -н-, -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных...