Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Цель урока: повторить правила правописания суффиксов, выявить уровень использования правил, связанных с правописанием суффиксов; закрепить навыки с помощью упражнений тренировочного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока по русскому языку. (НА САЙТ)
Класс: 7
Тема урока: Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов.
Цель урока: повторить правила правописания суффиксов, выявить уровень использования правил, связанных с правописанием суффиксов; закрепить навыки с помощью упражнений тренировочного характера.
Оборудование: учебник русского языка, слайдовая презентация, интерактивная доска.
Ход урока.
Оргмомент. Прежде чем начать урок, откроем тетради , запишем число и на полях не забывайте ставить знаки после каждого вашего ответа, потому что вы сами себя будете оценивать сегодня на уроке и делать анализ своих оценок.
Эпиграф на доске «А кузнечик, а кузнечик, но совсем как человечек» (К. Чуковский) Сл. №1.
У. Ребята, как вы думаете, какая «ошибкоопасность» кроется в этом предложении?
Д. (В словах кузнечик и человечек суффиксы произносятся одинаково, но пишутся по-разному , кузнечик с гласной И, а человечек с Е.
У. Определите тему нашего урока. О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Д. Мы будем сегодня говорить о суффиксах.
У. Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
Д. Научиться правильно писать суффиксы с частями речи.
У. Для того, чтобы усвоить всё о суффиксах, вы на уроке должны быть очень внимательными и помогать мне самой разобраться в правописании суффиксов в русском языке, так как мы с вами сегодня партнёры по усвоении правила правописания суффиксов. Обратите внимание: слово кузнечик, в настоящее время являющееся непроизводным, исторически образованно от слова кузнец при помощью чего?
Д. С помощью уменьшительно-ласкательного суффикса – ИК.
У. Докажите, что у Чуковского слова кузнечик и человечек написаны правильно? Что мы должны сделать для этого? Сделайте вывод.
Д. Проверять в Р.П. Е – это гласная, которая называется беглой -она может убежать из слова при изменении. Если изменить падеж слов КУЗНЕЧИК и ЧЕЛОВЕЧЕК, то получится КУЗНЕЧИКА и ЧЕЛОВЕЧКА. Из слова ЧЕЛОВЕЧКА – Е убежало. (Проверка ответов учащихся Сл. № 2).
У. Откройте учебники упр. 116, стр. 48 и внимательно прочитайте задание и запишите в тетради. (Устная проверка задания с анализом). Карман - карманчик – нет карманчика, цветок – цветочек – нет цветочка, сучок – сучочек – нет сучочка и т. д.
У. Один чудак написал словарный диктант, который вы видите на доске. Пожалуйста, отредактируйте его работу. (Сл. № 3).
Платочик, строчек, листочик, билетик, песочик, зубчик, кармашик, слоник, хвостек, лучик, мячик, вечерочек, орешек. (проверка, оценивание себя). Определите часть речи.
Вывод: «Написание синквейна» (слайд № 7). Учащиеся должны написать синквейн, то есть краткое обоснование об усвоенном материале.
Суффиксы – ИК -, - ЕК -.
Гласный, уменьшительно-ласкательный.
Изменяем, не выпадат,, выпадает.
Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать.
Внимание.
У. Какие ещё можно назвать словообразовательные суффиксы. Посмотрите на доску и прочитайте стихотворение-шутку В. Левина, определите значение суффиксов в данных словах и найдите, кто лишний в этом списке? Запишите их в тетради. (Слайд № 5)
Д.На доске выделены суффиксы, которые обозначают профессию людей и в этом стихотворении лишние слова с суффиксом – АРЬ- являются словарь, рыцарь, государь, лодырь, знахарь, вратарь, звонарь. Проверка работы учащихся Они отвечают устно и ставят себе оценки
У. Какие мы знаем ещё суффиксы в русском языке, обозначающие профессию людей?
Д. Суффиксы -ЩИК - и – ЧИК -.
У. На доске я написала, что суффиксы ЧИК и ЩИК – дружная пара. А почему? Как вы думаете? Они нам в письме причиняют много неприятностей, вы согласитесь со мной.
Д. Они при произношении так же как суффиксы ИК и ЕК сходятся в произношении.
У. Запишите в два столбика в тетради эти слова: в один с суффиксом ЧИК, в другой с ЩИК.
Переплётчик, докладчик, гардеробщик, сварщик, переписчик, резчик, сортировщик, стекольщик, рассказчик, барабанщик, каменщик, буфетчик, разведчик, переписчик. ( вывод - Слайд № 6).
У. Сделайте разбор по составу ПЕРЕПЛЁТЧИК и обоснуйте свой ответ, как слово образованно.
У. Теперь составим к этому правилу самоинструкцию:
- определяю, от какого слова образованно существительное с суффиксом – ЧИК -, - ЩИК-
- смотрю, какая буква стоит перед суффиксами: Д, Т, З, С, Ж – пишу суффикс – ЧИК -, другие буквы – ЩИК.
У. Вы старались сделать сами выводы по правописанию разных суффиксов и если сравнить их с правилами правописания суффиксов, то можно сказать, что частично они одинаковы. Но для полного усвоения темы урока что мы ещё должны сделать?
Д. Прочитать правило.
У. Значит, домашним заданием у нас будет правописание суффиксов на стр.48 – 50, упр. 126. Дополнительно узнаете самостоятельно о самых коварных суффиксах, которые предоставляют нам много неприятностей. И обязательно составьте самоинструкцию по прочитанным правилам или как я вам сказала составьте синквейн.
У. Итог урока: чем мы сегодня занимались, получили ли вы новые понятия о суффиксах, что вам понравилось, а что хотели бы изменить, поставьте себе оценки за работу на уроке и дайте анализ: за что поставили себе эти оценки. Спасибо вам урок, сотрудничество со мной. Надеюсь, мы и дальше будем работать совместно.
Приём «Написание синквейна». Составление синквейна требует от вас в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам.
Напоминаю! На первой строчке записывается одно слово – имя существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо писать два прилагательных. На третьей строчке размещается целая фраза, предложение. Последняя строчка – это слово – резюме, которое даёт новое, что позволяет выразить к ней личное отношение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Календарно- тематическое планирование.
Цель курса : представить теоретическое истолкование системы современной русской орфографии и пунктуации с выработкой последую...
Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Рабочая программа.
*закрепить и развить владение орфографическими и пунктуационными нормами в процессе анализа текстов- образцов ,а также при продуцировании собственных текстов. 2.Содержание обучения: требования полнос...
Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 10 класс. Базовый уровень
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и спо...
Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 11 класс
Программа рассчитана на учащихся 11 классов. Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный инт...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....
Орфография и пунктуация. Правописание -н-, -нн-. в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
План - конспект урока русского языка Орфография и пунктуация. Правописание -н-, -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных...