Правописание Н и НН в различных частях речи, правописание предлогов и союзов.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Комплексное повторение в 7 класссе , задачи которого совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus_yaz.v_7_kl.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 7 классе
Тема: Комплексное повторение. Правописание н и нн в разных частях речи, правописание предлогов и союзов.
Цель: Систематизировать теоретические сведения о предлоге и союзе.
Задачи: совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся; способствовать формированию «языкового чутья»; расширять словарный запас; развивать речь в единстве нравственного, интеллектуального и речевого аспектов; воспитывать способность сопереживать, понимать и воспринимать поэзию слова; углублять межпредметные связи (русский язык, литература).
Оборудование урока: демонстрационный экран, компьютер (тема урока, цель, эпиграф даются через компьютер), Львова С.И. Русский язык 7 класс.Учебник 2013г. Итоговая аттестация. 2014 г. Под редакцией Н.А. Сениной.
Методическое обоснование урока: весь используемый на уроке языковой материал (поэтический и проза) способствует обретению учащимися культуры чувств, культуры души, культуры языка и является единым источником нравственного, интеллектуального и речевого развития учащихся.
Ход урока
- Организационный момент
- Целевая установка
- Учитель читает стихотворение – эпиграф к уроку (на экране).
Устная речь
…Гаснет усталая словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
В. Шефнер
Вопрос: Как смысл стихотворения соотносится с вашим пониманием значения речи в современном обществе?
- Орфографическая пятиминутка.
Задание: прочитайте, соблюдая правильное ударение.
На экране:
Агент, револьвер, портфель, нормировать, диспансер, фарфор, мельком, документ, закупорить, километр, ненависть, исповедь, договор, договоренность, звоню, звонить, звонит.
- Проверка домашнего задания.
- Проверка знаний теории.
Учитель: «И вновь я хочу познакомить вас с одним из замечательных стихотворений о трепетном отношении к нашему родному языку».
На экране:
Дай Бог нам прадедов наследие сберечь,
Не притупить свой слух там, где ему все ново,
И, выплавив строку, дождаться светлых встреч
С прозреньем Пушкина и красками Рублева.
Р. Рождественский
Опрос по цепочке, работа в парах:
- Назовите, каким частям речи мы должны быть благодарны за этот поэтический шедевр.
(существительное, прилагательное, местоимение, глагол, наречие, деепричастие, предлог, союз, частица)
- Так можно ли было бы обойтись без служебных частей речи?
- Что мы знаем о предлоге как служебной части речи?
- Как влияют предлоги на форму слов, с которыми они употребляются? (был дом, был в доме)
- Как отличить предлог от приставки?
- Расскажите о предоставлении производственных предлогов.
- Что такое союз?
- Расскажите о сочинительных союзах. Какие из них выражают отношения соединения, какие - противопоставления, какие являются разделительными?
Приведите примеры.
На экране стихотворение «Хлеб» А. Сийга.
Хлеб!
Это будни и праздник.
Хлеб!
Это – сказка и явь.
Это – пшеничное море, неодолимое вплавь.
Небо колышут комбайны, как на волне корабли…
Хлеб – это жизни основа,
Это основа Земли.
- Определите, для чего служит «и» в этом тексте.
- Есть ли в этом стихотворении еще союзы?
- К какой группе он относится?
- Для чего служат подчинительные союзы?
- На какие разряды делятся подчинительные союзы?
3.2. Подведение итога работы по систематизации теоретического материала.
3.2.1. Показательный ответ учащегося.
Вывод учителя: знания союзов крайне важны для выяснения природы синтаксических сцеплений слов и предложений в речи, различных видов зависимости между ними.
- Повторение орфографии и пунктуации.
- Диктант.
Я стоял на вершине пологого холма; передо мною – то золотым, то посеребренным морем раскинулась и переспела спелая рожь.
Около меня солнце еще светила – горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала зловеще торжественной громадой на целой половине небосклона.
(И.С. Тургенев)
Задание: выделить все имеющиеся орфограммы и пунктограммы.
Работаете сообща в парах. Объясняете все, что выделели графически.
- Диктант.
Мшары – это заросшие в течение десятилетий озера. (К. Паустовский) Вследствие холодного климаиа эти острова покрыты в продолжение всего года толщами льда и снега. (С. Обручев) Впоследствии я буду еще иметь много случаев поговорить о здешней охоте. (И. Тургенев)
Задание: объяснить написание предлогов.
- Спишите, раскрывая скобки, объясните написание. (Работа в парах, индивидуальные разноуровневые задания). На экране:
3 3
(От)того я смелый, что чувствую свою правоту. Нет ничего, что(бы) он не знал по-настоящему. Я то(же) стараюсь все знать. Сегодня сделай больше,
3
за(то) завтра будет легче.
- Используя данные схемы, составить диктант на правописание н и нн в разных частях речи. Обозначить указанные орфограммы.
- Роль деепричастий в речи.
Обращаемся к предложениям, которые уже звучали (на экране):
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Дай Бог нам прадедов наследие сберечь,
Не притупить свой слух там, где ему все ново,
И, выплавив строку, дождаться светлых встреч
С прозреньем Пушкина и красками Рублева.
«Мозговой штурм»:
Анализируется синтаксическая роль деепричастий (признак действия), пунктуация, грамматика в предложениях с деепричастными оборотами.
- Диагностическое тестирование по русскому языку. 9 класс.
Вариант 1 – А6. Вариант 2 – А6.
Вариант 1 – Б1. Вариант 2 –Б1.
(Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация. 2012 г. Под редакцией Н.А. Сениной. стр. 106)
- Домашнее задание:
Выпишите из произведений художественно-публицистической литературы предложения с употреблением союзов; объясните их правописание; сделайте морфологический разбор двух союзов; повторите параграфы 146-150.
- Итог урока
- Задание: назвать «четвертое лишнее» (на экране)
- Закипевший, припудренным, торжественную, разбитый.
- Изображать, обследовав, уничтожая, взошел.
- Потому что, и, так как, хотя.
- Для того чтобы, в течение, вследствие, из-за.
- Задание: дайте сигнал, если в предложении на слух обнаружите подчинительный союз.
Я понял, что летчик должен знать свойства воздуха, все его наклонности и капризы. Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель и падают снежинки на тихую, задумчивую ель. И трава зеленеет сквозь иней, и рябина сквозь иней горит. Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз.
III Блок – аналитико-обобщающий
- Самоанализ урока учителем.
- Обсуждение предлагаемого метода.
- Обмен собственным опытом (педагогами).
- Подведение итогов работы мастер-класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренажёр и проверочный тест "Правописание НЕ и НИ с различными частями речи"
Данный ресурс поможет проверить и усовершенствовать знания и умения учащихся по теме "Правописание НЕ и НИ с различными частями речи"...
"Россия, Родина, Отечество" (правописание не и ни с различными частями речи)
Обобщающий урок русского языка в 7 классе "Россия, Родина, Отечество" (правописание не и ни с различными частями речи)....
Презентация "Правописание Н и НН в различных частях речи.
В презентации повторяется правило правописания Н и НН в различных частях речи и тренировочный тест с ответами...
Правописание Н - НН в суффиксах различных частей речи
Дидактический материал позволяет активизировать отработку орфографического навыка написания Н - НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных....
Тест на правописание -н- и -нн- в различных частях речи
Материал взят из открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ с сайта ФИПИ...
Грамматические особенности слов категории состояния. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Грамматические особенности слов категории состояния. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.
маршрутный лист дистанционного урока...