Правописание Н и НН в различных частях речи, правописание предлогов и союзов.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Аржанухина Татьяна Александровна

Комплексное повторение в 7 класссе , задачи которого совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus_yaz.v_7_kl.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 7 классе

Тема: Комплексное повторение. Правописание н и нн в разных частях речи, правописание предлогов и союзов.

Цель: Систематизировать теоретические сведения о предлоге и союзе.

Задачи: совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся; способствовать формированию «языкового чутья»; расширять словарный запас; развивать речь в единстве нравственного, интеллектуального и речевого аспектов; воспитывать способность сопереживать, понимать и воспринимать поэзию слова; углублять межпредметные связи (русский язык, литература).

Оборудование урока: демонстрационный экран, компьютер (тема урока, цель, эпиграф даются через компьютер), Львова С.И. Русский язык 7 класс.Учебник 2013г. Итоговая аттестация. 2014 г. Под редакцией Н.А. Сениной.

Методическое обоснование урока: весь используемый на уроке языковой материал (поэтический и проза) способствует обретению учащимися культуры чувств, культуры души, культуры языка и является единым источником нравственного, интеллектуального и речевого развития учащихся.

Ход урока

  • Организационный момент
  • Целевая установка
  • Учитель читает стихотворение – эпиграф к уроку (на экране).

Устная речь

…Гаснет усталая словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

В. Шефнер

Вопрос: Как смысл стихотворения соотносится с вашим пониманием значения речи в современном обществе?

  • Орфографическая пятиминутка.

Задание: прочитайте, соблюдая правильное ударение.

На экране:

Агент, револьвер, портфель, нормировать, диспансер, фарфор, мельком, документ, закупорить, километр, ненависть, исповедь, договор, договоренность, звоню, звонить, звонит.

  • Проверка домашнего задания.
  • Проверка знаний теории.

Учитель: «И вновь я хочу познакомить вас с одним из замечательных стихотворений о трепетном отношении к нашему родному языку».

На экране:

Дай Бог нам прадедов наследие сберечь,

Не притупить свой слух там, где ему все ново,

И, выплавив строку, дождаться светлых встреч

С прозреньем Пушкина и красками Рублева.

Р. Рождественский

Опрос по цепочке, работа в парах:

- Назовите, каким частям речи мы должны быть благодарны за этот поэтический шедевр.

(существительное, прилагательное, местоимение, глагол, наречие, деепричастие, предлог, союз, частица)

- Так можно ли было бы обойтись без служебных частей речи?

- Что мы знаем о предлоге как служебной части речи?

- Как влияют предлоги на форму слов, с которыми они употребляются? (был дом, был в доме)

- Как отличить предлог от приставки?

- Расскажите о предоставлении производственных предлогов.

- Что такое союз?

- Расскажите о сочинительных союзах. Какие из них выражают отношения соединения, какие  - противопоставления, какие являются разделительными?

Приведите примеры.

На экране стихотворение «Хлеб» А. Сийга.

Хлеб!

Это будни и праздник.

Хлеб!

Это – сказка и явь.

Это – пшеничное море, неодолимое вплавь.

Небо колышут комбайны, как на волне корабли…

Хлеб – это жизни основа,

Это основа Земли.

- Определите, для чего служит «и» в этом тексте.

- Есть ли в этом стихотворении еще союзы?

- К какой группе он относится?

- Для чего служат подчинительные союзы?

- На какие разряды делятся подчинительные союзы?

3.2. Подведение итога работы по систематизации теоретического материала.

3.2.1. Показательный ответ учащегося.

Вывод учителя: знания союзов крайне важны для выяснения природы синтаксических сцеплений слов и предложений в речи, различных видов зависимости между ними.

  • Повторение орфографии и пунктуации.
  • Диктант.

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною – то золотым, то посеребренным морем раскинулась и переспела спелая рожь.

Около меня солнце еще светила – горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала зловеще торжественной громадой на целой половине небосклона.

(И.С. Тургенев)

Задание: выделить все имеющиеся орфограммы и пунктограммы.

Работаете сообща в парах. Объясняете все, что выделели графически.

  • Диктант.

Мшары – это заросшие в течение десятилетий озера. (К. Паустовский) Вследствие холодного климаиа эти острова покрыты в продолжение всего года толщами льда и снега. (С. Обручев) Впоследствии я буду еще иметь много случаев поговорить о здешней охоте. (И. Тургенев)

Задание: объяснить написание предлогов.

  • Спишите, раскрывая скобки, объясните написание. (Работа в парах, индивидуальные разноуровневые задания). На экране:

      3                                                                                                          3

(От)того я смелый, что чувствую свою правоту. Нет ничего, что(бы) он не знал по-настоящему. Я то(же) стараюсь все знать. Сегодня сделай больше,

   3

за(то) завтра будет легче.

  • Используя данные схемы, составить диктант на правописание н и нн в разных частях речи. Обозначить указанные орфограммы.

  • Роль деепричастий в речи.

Обращаемся к предложениям, которые уже звучали (на экране):

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Дай Бог нам прадедов наследие сберечь,

Не притупить свой слух там, где ему все ново,

И, выплавив строку, дождаться светлых встреч

С прозреньем Пушкина и красками Рублева.

«Мозговой штурм»:

Анализируется синтаксическая роль деепричастий (признак действия), пунктуация, грамматика в предложениях с деепричастными оборотами.

  • Диагностическое тестирование по русскому языку. 9 класс.

Вариант 1 – А6. Вариант 2 – А6.

Вариант 1 – Б1. Вариант 2 –Б1.

(Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация. 2012 г. Под редакцией Н.А. Сениной. стр. 106)

  • Домашнее задание:

Выпишите из произведений художественно-публицистической литературы предложения с употреблением союзов; объясните их правописание; сделайте морфологический разбор двух союзов; повторите параграфы 146-150.

  • Итог урока
  • Задание: назвать «четвертое лишнее» (на экране)
  • Закипевший, припудренным, торжественную, разбитый.
  • Изображать, обследовав, уничтожая, взошел.
  • Потому что, и, так как, хотя.
  • Для того чтобы, в течение, вследствие, из-за.
  • Задание: дайте сигнал, если в предложении на слух обнаружите подчинительный союз.

Я понял, что летчик должен знать свойства воздуха, все его наклонности и капризы. Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель и падают снежинки на тихую, задумчивую ель. И трава зеленеет сквозь иней, и рябина сквозь иней горит. Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз.

III Блок – аналитико-обобщающий

  • Самоанализ урока учителем.
  • Обсуждение предлагаемого метода.
  • Обмен собственным опытом (педагогами).
  • Подведение итогов работы мастер-класса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр и проверочный тест "Правописание НЕ и НИ с различными частями речи"

Данный ресурс поможет проверить и усовершенствовать знания и умения  учащихся по теме "Правописание НЕ и НИ с различными частями речи"...

"Россия, Родина, Отечество" (правописание не и ни с различными частями речи)

Обобщающий урок русского языка в 7 классе "Россия, Родина, Отечество" (правописание не и ни с различными частями речи)....

Презентация "Правописание Н и НН в различных частях речи.

В презентации повторяется правило  правописания  Н и НН в различных частях речи и тренировочный тест с ответами...

Правописание Н - НН в суффиксах различных частей речи

Дидактический материал позволяет активизировать отработку орфографического навыка написания Н - НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных....

Тест на правописание -н- и -нн- в различных частях речи

Материал взят из открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ с сайта ФИПИ...