Рабочая программа по русскому языку 7 класс (автор учебника: С.И. Львова)
рабочая программа (русский язык, 7 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку (7 класс) составлена на основе авторской программы С.И. Львовой «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» - М: «Мнемозина», 2009 г. и рассчитана на 4 часов в неделю (136 часов в год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabochaya_programma_7_kl..docx | 78.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Ставропольский край Буденновский район с. Орловка
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО _________ Батаева Е.В. Протокол № ___ от «___» ___ 2011 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ № 14 с. Орловки ________ Иванова В.И. «___» __________2011г | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ СОШ № 14 с. Орловки _______ Степанченко М.В. Приказ № _______ от «___» ________2011г. |
Рабочая программа педагога
Глушенко Елены Николаевны
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
учителя русского языка и литературы II квалификационной категории
по русскому языку
(наименование учебного предмета \ курса)
7б класс
(ступень образования \ класс)
базовый
(уровень)
принята на заседании педагогического совета протокол № 1 от « 30 » августа 2011 г |
2011-2012 учебный год
№ урока | Форма контроля | Тема урока | Количество часов | Дополнительная литература | Использование ИКТ | Дата | |
план | факт | ||||||
ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ | 2ч | ||||||
Понятие о языке как развивающемся явлении. (§1) | 1 | И.П. Васильевых. Уроки русского языка.Урок.1. | 1 | 03.09.2011 | |||
Элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях языка. | 1 | И.П. Васильевых. Уроки русского языка.Урок.2. | 3 | 05.09.2011 | |||
РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ (на основе изученного в 5-6 классах) | 37ч | ||||||
Фонетика и орфоэпия (§ 2). Звуки и буквы. | 1 | И.П. Васильевых. Уроки русского языка.Урок.2. | 5 | 07.09.2011 | |||
В.к. | Входной контроль. | 1 | 7 | ||||
Орфоэпия как раздел лингвистики. Звукопись. | 1 | 8 | |||||
Словообразование самостоятельных частей речи (§ 3). Основные способы образования. Основные способы образования существительных и прилагательных. Омонимичные морфемы. | 1 | 10 | |||||
Основные способы образования существительных и прилагательных (продолжение). | 1 | 12 | |||||
Основные способы образования наречий. | 1 | 14 | |||||
Неморфемные способы образования слов. | 1 | 15 | |||||
К.д. 1 | Контрольный диктант № 1 с языковым анализом текста (РЯШ 6, 2009 с.104) | 1 | 17 | ||||
Лексика и фразеология (§ 4). Лексика как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные. | 1 | 19 | |||||
Переносное значение слова. Фразеологизмы | 1 | 21 | |||||
Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 1 | 22 | |||||
Устаревшие слова. | 1 | 24 | |||||
Грамматика: морфология и синтаксис (§ 5). Части речи. | 1 | 26 | |||||
Именные части речи | 1 | 28 | |||||
Именные части речи (продолжение) | 1 | 29 | |||||
Глагол | 1 | 1 | |||||
Причастие и деепричастие как особые формы глагола | 1 | 3 | |||||
Причастные и деепричастные обороты | 1 | 5 | |||||
РР К. соч.1 | Подготовка к контрольному сочинению № 1 «Гимн русской земле» (по картинам И.И. Шишкина и К.Ф. Юона) (упр. 176) | 1 | 6 | ||||
Виды предложений | 1 | 8 | |||||
Простое осложненное предложение | 1 | 10 | |||||
Орфография (§ 6). Разделы русской орфографии. Правописание морфем. | 1 | 12 | |||||
Правописание морфем (продолжение). | 2 | 13 | |||||
15 | |||||||
Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. | 1 | 17 | |||||
Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных (продолжение). | 1 | 19 | |||||
Правописание н и нн в полных и кратких прилагательных и причастиях. | 1 | 20 | |||||
Слитные, раздельные и дефисные написания. | 1 | ||||||
Правописание не с причастиями. | 1 | ||||||
Пунктуация ( § 7). Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения. | 1 | ||||||
Предложения с обособленными членами. | 1 |
К.с.д.1 | Постановка знаков препинания перед союзом и. Предложения с прямой речью. Контрольный словарный диктант № 1 | 1 | |||||
РР К. изл.1 | Контрольное изложение № 1 с творческим заданием (упр. 284) | 1 | |||||
Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи ( § 8). Правильное употребление имен существительных. | 1 | ||||||
Правильное употребление имен прилагательных. | 1 | ||||||
Правильное употребление местоимений | 1 | ||||||
Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий | 1 | ||||||
ТЕКСТОВЕДЕНИЕ | 17ч | ||||||
Текст как произведение речи (§ 9). Основные признаки текста (повторение). Этапы работы над сочинением. | 1 | ||||||
Этапы работы над сочинением (продолжение). | 1 | ||||||
Точность и логичность речи ( § 10). Точность и логичность речи. Композиция текста. | 1 | ||||||
Виды связи предложений в тексте. | 1 | ||||||
РР Соч. 1 | Подготовка сочинению № 1 по картине А.А. Пластова «Первый снег» (упр. 395). | 1 | |||||
Языковые средства выразительности (§ 11). Выразительность речи. | 1 | ||||||
Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования. | 1 | ||||||
Лексические средства выразительности. | 2 | ||||||
Морфологические средства выразительности. | 2 | ||||||
Синтаксические средства выразительности. | 2 | ||||||
Рассуждение как тип речи (§ 12). Общее содержание, композиционные особенности и основные средства оформления текстов-рассуждений. | 1 | ||||||
РР Изл. 1 | Изложение-миниатюра № 1 (упр. 459). | 1 | |||||
Сочетание разных типов речи в тексте (§ 13). Типы речи и их сочетание в тексте. | 1 | ||||||
Типы речи и их сочетание в тексте (продолжение). | 1 | ||||||
МОРФОЛОГИЯ Наречие | 75ч 33ч | ||||||
Точность и логичность речи (§ 14). Наречие как часть речи. | 1 | ||||||
Разряды наречий по значению (§ 15). Разряды наречий. | 1 | ||||||
Местоименные наречия. | 1 | ||||||
Различие грамматических омонимов. Выразительные возможности наречий. | 1 | ||||||
Слова категории состояния. | 1 | ||||||
Степени сравнения наречий (§ 16). Образование степеней наречий. | |||||||
Образование степеней наречий (продолжение). | 1 | ||||||
Правописание наречий (§ 17). Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. | 1 | ||||||
К.с.д.2 | Слитное, раздельное и дефисное написание наречий (продолжение). Контрольный словарный диктант № 2 | 1 |
Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний. | 1 | ||||||
Дефисное написание наречий. | 1 | ||||||
Т.к. 1 | Тестовый контроль № 1 за I полугодие | 1 | |||||
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий (повторение и обобщение). | 1 | ||||||
Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями. | 1 | ||||||
К.д. 2 | Контрольная работа № 2. Разученный диктант с творческим заданием (на материале упр. 568). | 1 | |||||
Правописание н и нн в наречиях на -о (е). | 1 | ||||||
Суффиксы -о и -а на конце наречий. | 1 | ||||||
О и е(ё) на конце наречий после шипящих. | 1 | ||||||
Употребление ь на конце наречий после шипящих. | 1 | ||||||
РР Изл. 2 | Сжатое изложение № 2 (упр. 587). | 1 | |||||
Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий» | 2 | ||||||
К.д. 3 | Контрольный диктант № 3 с языковым анализом текста по теме «Правописание наречий». | 1 | |||||
Наречие в словосочетании и предложении (§ 18). Синтаксическая роль наречия. | 1 | ||||||
Синтаксическая роль местоименных наречий в предложении. | 1 | ||||||
Наречие в тексте (§ 19). Функции наречий в тексте. | 3 | ||||||
РР Соч. 2 | Сочинение-миниатюра № 2 (упр. 612). | 1 |
Культура речи. Правильное употребление наречий (§ 20). Правильное произношение наречий. | 1 | ||||||
Правильное образование форм степеней сравнения наречий. | 1 | ||||||
Лексические нормы. | 1 | ||||||
РР Изл. 3 | Сжатое изложение № 3 (упр. 640). | 1 | |||||
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ И МЕЖДОМЕТИЯ Самостоятельные и служебные части речи | 42ч 1ч | ||||||
Роль служебных частей речи (§ 21). Служебные части речи. | 1 | ||||||
Предлог | 11ч | ||||||
Предлог как служебная часть речи (§ 22). Предлог как часть речи. | 1 | ||||||
Предложное управление. | 1 | ||||||
Грамматическое значение предлогов. | 2 | ||||||
Разряды предлогов (§ 23). Разряды предлогов по происхождению и по составу. | 1 | ||||||
Разряды предлогов по происхождению (производные и непроизводные) | 1 | ||||||
РР Изл. 4 | Изложение № 4 (упр. 695). | 1 | |||||
Правописание производных предлогов (§ 24). Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 1 | ||||||
Слитное и раздельное написание производных предлогов (продолжение). | 1 |
Предлог в предложении и в тексте (§ 25). Роль предлогов в словосочетании и предложении. | 1 | ||||||
Использование предлогов в соответствии со стилистической задачей. | 1 | ||||||
Союз | 14ч | ||||||
Союз как служебная часть речи (§ 26). Союз как часть речи. | 1 | ||||||
Разряды союзов (§ 27). Разряды союзов по синтаксической роли и по значению. | 1 | ||||||
Синтаксическая роль союза и | 1 | ||||||
Синтаксическая роль союза и (закрепление). | 1 | ||||||
Синтаксическая роль подчинительных союзов. | 1 | ||||||
РР К.соч.2 | Подготовка к контрольному сочинению № 2 по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 751) | 1 | |||||
Морфологический разбор союза. | 1 | ||||||
Различие союзов и союзных слов. | 1 | ||||||
Правописание союзов (§ 28). Правописание составных союзов. Различие омофонов. | 1 | ||||||
Правописание союзов разных разрядов. | 1 | ||||||
Союз в предложении и в тексте (§ 29). Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов. | 1 | ||||||
К.с.д.3 | Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов (продолжение). Контрольный словарный диктант № 3 | 1 | |||||
Повторение и обобщение по теме «Союз» | 1 | ||||||
К.д. 4 | Контрольный диктант № 4 с языковым анализом текста | 1 |
Частица | 14ч | ||||||
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц (§ 30). Понятие о частице. Разряды частиц. | 1 | ||||||
Разряды частиц (продолжение). Формообразующие частицы. | 1 | ||||||
Правописание частиц (§ 31). Слитное, раздельное, дефисное написание частиц. | 1 | ||||||
Правописание не и ни. | 2 | ||||||
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи. | 2 | ||||||
РР К.изл. 2 | Контрольное изложение № 2 с элементами сочинения (упр. 843 или 879). | 1 | |||||
Частицы в предложении и тексте (§ 32). Роль частиц в речи. | 1 | ||||||
Роль частиц в предложении. Роль частиц в тексте. | 1 | ||||||
Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов и частиц (§ 33). Орфоэпические нормы. | 1 | ||||||
Грамматические нормы. | 1 | ||||||
К.с.д.4 | Повторение и обобщение пройденного по теме «Служебные части речи». Контрольный словарный диктант № 4. | 1 | |||||
К.д. 5 | Контрольный диктант № 5 по теме «Служебные части речи». | 1 | |||||
Междометие | 2ч | ||||||
Междометие и звукоподражательные слова (§ 34). Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова. | 1 | ||||||
Т.к.2 | Тестовый контроль № 2 за II полугодие. | 1 | |||||
ОМОНИМИЯ СЛОВ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ Трудные случаи разграничения языковых явлений | 3ч 3ч | ||||||
Омонимия слов разных частей речи (§ 35). Омонимия и многозначность. Использование омонимии как средства художественной выразительности. | 1 | ||||||
Различие грамматических омонимов | 1 | ||||||
К.д.6 | Контрольный диктант № 6 с языковым анализом и творческим заданием по итогам года. | 1 | |||||
Повторение изученного | 2ч | ||||||
Правописание: орфография и пунктуация. Культура речи (§ 36). Нормы орфографии | 1 | ||||||
Нормы пунктуации | 1 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку (6 класс) составлена на основе авторской программы С.И. Львовой «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» - М: «Мнемозина», 2009 г. и рассчитана на 4 часов в неделю (136 часов в год).
Цели программы:
Освоение знаний в устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка.
Развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
Формирование умений и навыков использования языка в устной и письменной речи.
Воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края.
Задачи:
Углубить знания учащихся о функциональных разновидностях русского языка (разговорная речь, официально-деловой, научный, публицистический и художественный стили речи).
Продолжить изучение морфологии русского языка (наречия, служебные части речи, междометия).
Закрепить навыки фонетического орфоэпического, лексического, морфемно-словообразовательного и морфологического разборов.
Совершенствовать умение в сжатой и подробной форме излагать тексты разных стилей и жанров.
Совершенствовать умение создавать собственные монологические высказывания в разных стилях и жанрах речи.
Особенности программы
Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны – интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
В связи с этим главной особенностью программы является её направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен.
В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т.п.
Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций определили и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с разными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковых словарях, но и другие единицы языка.
Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Особенно ярко раскрываются подобные связи, когда для анализа предлагаются языковые факты, имеющие частичное или полное внешнее сходство, например, разные виды омонимов. Изучению подобных явлений в курсе отводится особое место.
Установление структурно-семантических особенностей языковых фактов предупреждает формализм в изучении грамматико-орфографической теории, развивает языковое чутье ребенка и приучает школьника обращать внимание на смысловое наполнение языковой единицы в процессе проведения языкового анализа, в том числе и орфографического.
Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи, и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.
Отличительная особенность данного курса – внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове. Такую работу помогает организовать учебный этимологический словарь, с которым школьники начинают работать с первых уроков в 5-м классе.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это, прежде всего, в выделении дополнительного материала (он обозначен знаком *), расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися.
Необходимо также отметить, что программа реализует культурологический аспект в обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии. Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художественных текстах, объединение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей. Таким образом, формируется представление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.
В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логичного мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Речевая деятельность.
Аудирование. Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; осознавать коммуникативную цель аудирования и в соответствии с ней организовывать свою работу; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи; составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный или письменный); обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника.
Чтение. Осознавать коммуникативную цель чтения и в соответствии с ней организовывать свою работу; дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую; находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение; проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.); составлять тезисный план исходного текста; владеть ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым видами чтения; прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух.
Говорение. Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана; формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п.; размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные); уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации.
Письмо. Сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; писать тексты-размышления на лингвистические, а также на морально-этические темы дискуссионного характера; соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные); уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы с связном тексте; использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста; редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии.
Текстоведение. Анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста; устанавливать в тесте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением; определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте.
Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; правильно произносить широко употребляемые наречия и служебные части речи; анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование. По типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов; определять способы образования слов разных частей речи; анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря; составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи); с помощью школьного этимологического словарика комментировать исторические изменения в морфемной структуре слов.
Лексикология и фразеология. Соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами лексических словарей; находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении.
Морфология. Различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; правильно, уместно и -
выразительно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.
Орфография. Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания; аргументировать тезис о системном характере русской орфографии.
Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи; различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в речи. Устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Содержание тем учебного курса.
Язык как развивающееся явление -2ч
Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах) - 37ч
Текстоведение – 17ч
Морфология – 75ч
Наречие – 33ч
Самостоятельные и служебные части речи – 46ч
Самостоятельные и служебные части речи – 1ч
Предлог – 11ч
Союз – 14ч
Частица – 14ч
Междометие – 2ч
Омонимия слов разных частей речи.
Трудные случаи разграничения языковых явлений – 3
Повторение изученного – 2ч
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс 7 б
Учитель Глушенко Е.Н.
Количество часов в год 136, в неделю 4 часа
Плановых часов на входной контроль 1.
Плановых контрольных диктантов 6.
Плановых контрольных словарных диктантов 4.
Плановых контрольных тестов 2.
Плановых контрольных изложений 2.
Плановых контрольных сочинений 2.
Плановых часов на развитие речи учащихся 18.
Плановых часов на региональный компонент 14.
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основе следующих документов:
1. Программа для 7 класса по русскому языку. Авторы: С.И. Львова, В.В. Львов, изд-во «Мнемозина»
2. Минимум образования
Программа соответствует учебнику "Русский язык" для 7 класса общеобразовательных учреждений М. "Мнемозина"
Перечень учебно-методического обеспечения
- Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы./Автор-составитель С.И. Львова – М.:Мнемозина, 2009.
- Русский язык. 7 класс. В 3 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.:Мнемозина, 2007.
Учебный год 2011/2012
Учебно-тематический план (сетка).
№ п/п | Разделы | Количество часов | Формы контроля | |||||
В.к. | К.д. | Изл. | Соч. | К.с.д. | Т.к. | |||
Язык как развивающееся явление | 2 | |||||||
Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах) | 37 | В.к. | К.д.1 | К.изл.1 | К.соч.1 | К.с.д.1 | ||
Текстоведение | 17 | Изл.1 | Соч.1 | |||||
Морфология. Наречие | 33 | К.д.2 К.д.3 | Изл.2 Изл.3 | Соч.2 | К.с.д.2 | Т.к.1 | ||
Служебные части речи и междометия. Самостоятельные и служебные части речи | 1 | |||||||
Предлог | 11 | Изл.4 | ||||||
Союз | 14 | К.д.4 | К.соч.2 | К.с.д.3 | ||||
Частица | 14 | К.д.5 | К.изл.2 | К.сд.4 | ||||
Междометие | 2 | Т.к.2 | ||||||
Омонимия разных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений | 3 | К.д.6 | ||||||
Повторение изученного | 2 | |||||||
Резервные часы | 0 | |||||||
Итого: | 136 час. | 6 | 6 | 4 | 4 | 2 |
Таблица сокращений
В.к. | Входной контроль |
К.д. | Контрольный диктант |
Изл. | Изложение |
К.изл. | Контрольное изложение |
Соч. | Сочинение |
К.соч. | Контрольное сочинение |
К.с.д. | Контрольный словарный диктант |
Т | Тест |
Т.к. | Тестовый контроль |
Перечень контрольных работ
Раздел | Вид работы |
Разделы лингвистики | Входной контроль |
Контрольный диктант № 1 с языковым анализом текста | |
Контрольное сочинение № 1 «Гимн русской земле» (по картинам И.И. Шишкина и К.Ф. Юона) (упр. 176) | |
Контрольный словарный диктант № 1 | |
Контрольное изложение № 1 с творческим заданием (упр. 284) | |
Морфология. Наречие | Контрольный словарный диктант № 2 |
Тестовый контроль № 1 за I полугодие | |
Контрольная работа № 2. Разученный диктант с творческим заданием (на материале упр. 568). | |
Контрольный диктант № 3 с языковым анализом текста по теме «Правописание наречий». | |
Союз | Контрольное сочинение № 2 по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 751) |
Контрольный словарный диктант № 3 | |
Контрольный диктант № 4 с языковым анализом текста | |
Частица | Контрольное изложение № 2 с элементами сочинения (упр. 843 или 879). |
Контрольный словарный диктант № 4. | |
Контрольный диктант № 5 по теме «Служебные части речи». | |
Междометие | Тестовый контроль № 2 за II полугодие. |
Трудные случаи разграничения языковых явлений | Контрольный диктант № 6 с языковым анализом и творческим заданием по итогам года. |
Список литературы
№ п/п | Название пособия |
Методический журнал "Русский язык в школе" | |
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.: ВАКО, 2009. | |
Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. | |
Горашова Н.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык: 7 класс». – 3-е изд., перераб. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. | |
Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку: 6 класс. – М.: Издательство "Экзамен", 2009. | |
Уроки русского языка. 7 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 7 класс»/И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2011. | |
Русский язык. 7 класс: учебное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Л.Г. Ларионова; под. ред. С.И. Львовой. М.: Мнемозина, 2010. | |
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5-9 класс/Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2009. |
Средства обучения
- Орфографические, орфоэпические, толковые, этимологические, фразеологические словари.
- Словари синонимов, антонимов.
- Раздаточный и дидактический материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника А.Г. Мордкович
В рабочую программу входят пояснительная записка, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся 7 класса и календарно-тематическое планирование...
рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника Ю. Н. Макарычев
В программу входят пояснительная записка, региональный компонент, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по алгебре 8 класс автор учебника Ю.Н.Макарычев
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, календарно тематическое планирование....
рабочая программа по алгебре 9 класс автор учебника А.Г. Мордкович
содержит пояснительную записку, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, тематическое планирование к учебнику выпуска 2010 года...
рабочая программа по геометрии 9 класс автор учебника Л.С. Атанасян
содержит пояснительную записку, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, два варианта планирования...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по литературе 6 класс автор учебника Полухина программа Коровиной 102 часа
В рабочей программе содержится тематическое, календарно - тематическое планирование, содержание учебного предмета....