Программа внеурочной деятельности, Фольклорный кружок "Сулпылар"
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности, Фольклорный кружок "Сулпылар"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
городского округа город Сибай Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по ВР _________ Л.И.Кирикова «__» ________ 2023г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ СОШ № 7 ____________ Г.Г. Байзигитов Приказ № ____ от «___» _________ 2023г. |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Фольклорный кружок «Сулпылар»
Направление: художественно- эстетическая, творческая деятельность
Класс: 1-4
Уровень: начальное общее образование
Срок реализации: 2023-2024 учебный год
Составитель: Арсланова Светлана Талгатовна
2023г.
Пояснительная записка
Память народов Башкортостана на протяжении тысячелетий сохраняла шедевры фольклора – мифы и эпические сказания, легенды и предания, песни и баиты, которые и сегодня доставляют нам огромное эстетическое наслаждение. Многовековая непрерывность традиций показывает, что народ сумел сохранить свою духовную культуру. Через смутные времена, через превратности событий пронес он свою речь, свою песню, свою радость.
Фольклор народа, народные мелодии пробуждают чувства и волю человека. Фольклорная песня является хорошим средством для воспитания любви, уважения к народным традициям, родному краю, искусству, культуре.
Это все мы должны передать подрастающему поколению: наши национальные обычаи, народные праздники, фольклор, костюмы, узоры, блюда и танцы.
Основная цель работы кружка – формирование целостной личности учащегося, обогащенной достижениями национальной культуры, сохранить народные богатства его жанров и региональных особенностей, формирование гармонической развитой личности, достойного гражданина Башкортостана.
Основные задачи кружка:
продолжить знакомство учащихся с видами устного народного творчества, народными обычаями, праздниками, национальными костюмом и бытом. Дать понятие об обрядах и обрядовом фольклоре;
воспитать интерес, уважение к истории семейно-бытовых традиций народов Башкортостана, к быту и философии своего народа, любви к родному краю. Дать возможность почувствовать себя частью нашей Родины, быть патриотом Отечества;
углубить знания о древних эпических жанрах: кубаир, баит, мунажат. Пробудить интерес к изучению культуры и классификации фольклорных жанров.
Цели:
Возрождение народных традиций родного языка.
Формирование национального самосознания, культуры, привитие эстетики, нравственности, чувство национальной гордости.
Воспитывать любовь к родному языку, народным традициям, праздникам, к устному народному творчеству.
Задачи:
Ознакомление с башкирскими народными праздниками.
Выпуск альбомов о народных праздниках.
Изучение жанров устного народного творчества.
Оформление книжек по афористическим жанрам УНТ.
Овладение навыками общения и коллективного творчества
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление
Развивать дикцию на материале скороговорок, считалок.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, к людям.
Воспитывать культуру поведения, общения, внешнего вида.
В кружке занимаются 10 учащихся. Количество групп: 1.
Количество часов в неделю 2 часа. Всего в год: 68 часов.
Финансово-материальная база программы:
фонограммы
Костюмы
Аудио-видео
Список учащихся фольклорного кружка
1. Аминова Н. 3в
2. Галимова А. 4б
3. Фаттахова А. 4б
4. Хисматуллина А. 4б
5. Яппарова А. 4б
6. Салахутдинова А. 4а
7. Кунафина И. 3в
8. Хайруллин Р. 4б
9. Хайдаров Р. 4б
10. Саттаров Д. 4б
Расписание фольклорного кружка:
Вторник
Пятница
Программа
Введение.
Ознакомление с задачами, программой. Инструктаж по технике безопасности.
Виды устного народного творчества.
Ознакомление с возникновением, развитием и видами народного творчества.
Знакомство с происхождением, содержанием, видами загадок, считалок, скороговорок.
Знакомство с происхождением, содержанием народных сказок
3. История возникновения народных праздников.
Ознакомление с башкирскими праздниками.
Работа над содержанием, знакомство со сценарием праздника
4. Национальный костюм и быт.
Знакомство с историей национального костюма, с его элементами.
Знакомство с бытовыми принадлежностями, домашней утварью.
5. Башкирские национальные блюда и напитки.
Ознакомление с национальными блюдами. Виды блюд. Рецепты напитков.
Игры и их виды.
Знакомство с происхождением игр. Разучивание коллективных, умственных, подвижных игр.
Народные песни, частушки, танцы.
Знакомство с историей некоторых народных песен.
Разучивание народных песен, частушек.
Разучивание танцев.
Подведение итогов за год.
Календарно-тематический план
Темы занятий | Всего часов | Беседы | Практич. | |
1,2 | Введение а) ознакомление с планом работы обьединения б) инструктаж по технике безопасности | 2 | 2 | |
3,4 | Что такое хорошо, что такое плохо? | 2 | 2 | |
5,6 | Кто быстрее всех! (скороговорки, правильное произношение) | 2 | 1 | 1 |
7,8 | Самый умный, самый быстрый! (отгадывание загадок, ребусов) | 2 | 1 | 1 |
9,10 | В мире сказок. Знакомство с происхождением, содержанием, видами сказок. | 2 | 1 | 1 |
11,12 | Моя любимая сказка. (иллюстрации) | 2 | 2 | |
13 | Народные праздники | 1 | 1 | |
14-17 | Национальные костюмы Орнаменты Украшения Смотр видиофильма “Башкирский национальный костюм” | 4 | 3 | 1 |
18-19 | Башкирские народные танцы. Просмотр видиофильмов. Легенды. | 2 | 1 | 1 |
20-22 | Разучивание танца а) Знакомство с танцем: б) Прослушивание музыки: в) Определение темпа, определение характера, определение стиля или жанра танцевального произведения. г) Просмотр танца. | 3 | 1 | 2 |
23-24 | Разучивание танцевальных движений: а) Танцевальный шаг, бег, поскоки б) Движения рук в) Движения ног | 2 | 2 | |
25,26 | Формирование плавности и сглаженности движений | 2 | 2 | |
27 | Движения с предметами. Отдельные характерные танцевальные элементы | 1 | 1 | |
38-30 | Разучивание рисунка танца: а)Начало движений после музыкального вступления б)Выполнение построений и перестроений под музыку в)Движения в парах. | 3 | 3 | |
31-33 | Окончательная доработка танца: а) Согласование движений с музыкой и друг с другом б) Формирование легкости и четкости движений в) Работа над эмоциональностью и выразительностью исполнения. | 3 | 3 | |
34 | Исполнение изученного танца (четко, согласованно, выразительно) | 1 | 1 | |
35 | Выступление на линейке, перед сверстниками. | 1 | 1 | |
36,37 | Башкирские национальные инструменты Курай, кубыз | 2 | 2 | |
38 | Башкирские национальные блюда и напитки.
| 1 | 1 | |
39-40 | Прослушивание аудио-видеозаписей (Мелодии курая, кубыза) Пробная игра на этих инструментах | 2 | 1 | 1 |
41-43 | Тара-тара-тара-ра начинается игра... а) знакомство с национальными играми б) разучивание напевок в) игра | 3 | 1 | 2 |
44-45 | Башкирские народные песни | 2 | 1 | 1 |
46-47 | Колыбельные песни. Разучивание. | 2 | 1 | 1 |
48,49 | Знакомство с народными праздниками “Ҡарға бутҡаһы” “Һабантуй” “Кәкүк сәйе” Сбор материалов о праздниках | 2 | 2 | |
50,51 | Работа над сценарием праздника а) знакомство с сценарием б) смотр видеофильма | 2 | 2 | |
52-54 | Распределение ролей, чтение с листа Чтение с места с тоном и характером героев | 3 | 3 | |
55,56 | Разучивание художественных элементов | 2 | 2 | |
57-59 | Инсценирование | 3 | 3 | |
60,61 | Инсценирование и рассмотрение, изготовление костюмов | 2 | 2 | |
62 | Генеральная репетиция | 1 | 1 | |
63 | Выступление перед учащимися школы | 1 | 1 | |
64 | Башкирская народная песня. Виды песен. | 1 | 1 | |
65 | Знакомство с песнями и детскими башкирскими вокальными группами | 1 | 1 | |
66,67 | Разучивание песни | 2 | 2 | |
68 | Итоговое занятие а) Подведение итогов кружка б) Поощрение самых активных | 1 | 1 |
Заключение
За время работы кружка учащиеся должны освоить специфику башкирского фольклора, узнать историю изучения фольклорных жанров башкирского народа, понять, что мы являемся свидетелями появления, развития, функционирования современного народного творчества.
Башкирский фольклор развивался и совершенствовался на протяжении длительного периода и представляет собой ценнейшее культурно-эстетическое наследие. Он отражает мировоззрение народа на разных ступенях его развития.
Изучение обрядового фольклора позволяет глубже узнать образ и уклад жизни наших предков, приобщиться к культурным и историческим памятникам, что поможет возродить национальное самосознание и осознать свою роль и место в многонациональной среде.
Изучение устного народного творчества должно помочь детям освоить традиции словесного искусства башкирского народа, понять и принять его морально-эстетические, философские, педагогические, гуманистические представления, его многовековой опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Фольклорный ансамбль «ЛОЖКАРИ» Возраст детей 8 – 10 лет Срок реализации 3 года
Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Краеведческий кружок детского фольклорного объединения «Истоки»
Настоящая программа является программой воспитания патриотизма у школьников. Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащимися знаниями о...

Авторская программа внеурочной деятельности фольклорного кружка "Лаадуухай"
Фольклор – как средство нравственного,духовного и патриотического воспитания детей и подростков.«Чтобы уничтожить нацию, не обязательно её истреблять, достаточно лишить её своей культуры, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»
для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...