Авторская программа внеурочной деятельности фольклорного кружка "Лаадуухай"
материал (5, 6, 7 класс)
Фольклор – как средство нравственного,
духовного и патриотического воспитания детей и подростков.
«Чтобы уничтожить нацию, не обязательно её истреблять, достаточно лишить её своей культуры, искусства и родного языка, и она будет обречена на самоуничтожение» - слова генерал-губернатора царской России М.Скобелева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_folklornoy_gruppylaaduuhay.doc | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Авторская программа
фольклорного кружка «Лаадуухай»
«Традиции и обычаи бурятского народа»
СОСТАВИТЕЛЬ: Будаева Дарима Аюшеевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В кризисное время школа ищет пути возрождения человека-культуры и использует вековой опыт нации, традиции, народной педагогики, именно, этнопедагогика учебно-воспитательного процесса сегодня является актуальной социальной проблемой.
Воспитание ребенка всегда начинается с семьи, затем у него появляются друзья. Поэтому в процессе общения с природой и окружающими его людьми, он начинает формироваться как личность. А ядром личности являются субъективные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Личность обязана знать свои корни, истоки, народные традиции и обычаи. Под обычаями и традициями принято понимать исторически сложившиеся нормы и принципы общественного поведения, образа жизни и быта, передаваемые из поколения в поколение.
Актуальность: Этническое воспитание на современном этапе вызвано необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. В настоящее время ощущается необходимость в изучении истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Программа курса «Традиции и обычаи бурятского народа» ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней, и направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об особенностях бурятского языка, его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм бурятского литературного языка, речевого этикета.
Содержание занятий кружка ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа фольклорного кружка предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие детей. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды внеурочной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации системно - деятельностного подхода к изучению и приобщению к духовному богатству бурятской культуры.
На основе разработанной программы изучения фольклора были выделены и обоснованы следующие педагогические условия:
1) актуализация личностного смысла, побуждающего изучать народное творчество и интерпретировать фольклорные произведения в собственной творческой деятельности;
2) обеспечение межпредметной интеграции в процессе изучения фольклора;
3) учет специфических особенностей регионального народного творчества при изучении национального фольклора.
Технология реализации данных педагогических условий включала:
- целевой (цели, задачи программы фольклорной группы «Лаадуухай»);
- содержательный (основные направления программы, ключевые понятия, темы занятий);
- процессуальный (методы, приемы, формы, средства);
- результативный (прогнозированный) компоненты.
- Доступность, познавательная наглядность
- Учет возрастных особенностей.
Сочетание теоретических и практических форм деятельности. Цель программы – духовно-нравственное развитие и воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, нравственности общей культуры через изучение традиций и обычаев бурятского народа, приобщение детей к ним и, как высшая цель – привитие любви к народному творчеству.
Задачи программы:
- формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;
- приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства;
- развитие у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности;
- формирование навыков элементов исследовательской деятельности;
- воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций;
- обеспечение духовной и культурной преемственности поколений;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
Программа включает следующие основные направления деятельности:
«Материальная культура бурятского народа»
«Духовная культура бурятского народа»
«Искусство и культура Бурятии»
«Национальная культура и история бурятского народа»
При реализации программы используются следующие методы, приемы, формы обучения:
Методы:
- словесные – рассказ, беседа, выразительное чтение;
- наглядные – показ народных игр, демонстрация иллюстративного материала, презентации, видеосюжеты;
- практические – апробирование народных игр, сбор материала, выполнение заданий по написанию исследовательских работ, показательные выступления (концерты, инсценировки).
Приемы:
- импровизация на свободную или заданную тему, использование метафор, притч, сказок, увлечение творческим поиском;
- организация групповой деятельности, творческая игра, коллективное творческое дело, творческие соревнования, конкурсы, фестивали.
Формы проведения занятий:
- интегрированные занятия;
- инсценированные представления;
- экскурсии;
- комбинированные занятия;
- тематические вечера;
- занятия по интересам;
Принципы, на которых реализуется программа:
- Доступность, познавательная наглядность
- Учет возрастных особенностей.
- Сочетание теоретических и практических форм деятельности
- Психологическая комфортность
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности: игровой и познавательной.
Режим занятий:
На занятия внеурочной деятельности фольклорной группы «Лаадуухай» отводится 2 часа в неделю.
Возраст детей, участвующих в реализации программы - 9-12лет
Сроки реализации – 4 года
Режим занятий – 2 академических часа в неделю
Наполняемость кружка – не менее 15 человек
Механизм реализации программы:
- организация экскурсий: дацан, Центр Детского Творчества;
- посещение концертов фольклорных коллективов района, республики;
- сбора материалов и паспортизация;
- проведение тематических недель и праздников народного календаря;
- отчетные показательные выступления.
Прогнозируемые результаты:
Программа предусматривает проведения итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, праздники народного календаря, проектные и исследовательские работы.
Прогноз: развитие у детей чувства любви к традиционной культуре бурят, родному краю через знания по истории и культуре родного языка и края; формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
Формы подведения итогов реализации программы:
- участие в выставках народного декоративно-прикладного искусства;
- организация праздников народного календаря;
- участие в районных, республиканских, региональных конференциях;
- участие в научно-практических конференциях разного уровня.
Ожидаемые результаты данных занятий.
Проведение данных кружковых занятий предполагает приобщить обучающихся к изучению родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям.
Используя занятия кружка, учитель расширяет образовательную среду школьников через общение с ней при посещении концертов, музеев, народных праздников.
Требования к уровню освоения содержания.
Все формы занятий должны быть направлены на духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа. Раскрыть для ребят богатейший мир родного языка и его выразительных средств, научить понимать художественное слово и то ценное, что оно несёт, вызвать интерес к родному языку
Учащиеся должны знать:
- традиционный речевой этикет;
- свою родословную;
- обычаи почитания старших и родителей;
- обычаи признания человеческой жизни, сохранения здоровья;
- поверья и приметы, связанные с охраной животных и природы;
- легенды, предания, мифы, песни, сказки;
- магическую функцию почитания в Бурятии животных, деревьев, кустарников;
- устное народное творчество: ёхор, народные игры.
Учащиеся должны уметь:
- играть традиционные игры;
- участвовать в исполнении обрядов и ритуалов народных праздников
- собирать и паспортизировать материалы.
Дидактические материалы:
в качестве дидактических материалов при реализации программы используются:
- настольные игры;
- игровой инвентарь для проведения народных игр;
- художественные альбомы и пособия по народной культуре;
- электронный учебник бурятского языка «Буряад хэлэн»;
- видеоматериал «Мунгэн дуhалнууд» («Серебряные капли»);
- слайдовые презентации, диски.
- интернет- ресурсы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1год обучения (68 ч.)
Раздел 1. Вводное занятие. (1ч)
Знакомство с группой. Техника безопасности и правила поведения на занятиях в помещении и на улице.
Раздел 2. Устное народное творчество. (16ч)
Фольклор и фольклорные жанры. Назначение устного народного творчества в жизни, его место в обществе, в коллективе. Чтение и исполнение поговорок, пословиц, загадок, песен. Собирание устного народного творчества у старейшин села.
Практические занятия. Прослушивание и просмотр записей фольклора. Посещение фольклорных праздников.
Раздел 3.Материальная культура бурят.(9 ч)
Приобретение знаний материальной культуры бурят. Изучение экологических традиций, обычаев, обрядов бурят, связанных с деревом в сфере обслуживания. Бурятское жилище в фольклоре, литературе, изобразительном искусстве. Традиции и обычаи бурят, связанные с деревом. Защита письменных работ по творчеству мастеров, работающих с деревом.
Раздел 4. Духовная культура бурят.(9 ч)
Проявление культа лошади в материальной и духовной культуре бурят. Изучение образа лошади в бурятском фольклоре, литературе, изобразительном и декоративно- прикладном искусстве.
Раздел 5. Традиции и обычаи бурят.(9ч)
Изучение традиций и обычаев бурят. Научиться ритуалам приветствия, прощания, обычаям гостеприимства, почитаниям старших. Разучивание и декламирование благопожеланий. Составление сценарии к народному празднику.
Раздел 6. Неписаные законы о нравственности у бурят.(4ч)
Изучение трактатов из «Зерцала мудрости» Эрдэни – Хайбзун Галшиева. Объяснение о скромности, порядочности, чистоплотности на трактатах Методы сопоставления и научного исследования.
Раздел 7. Народные и игры.(9ч)
История изучения и организации народных игр. Знаменитые собиратели и организаторы игр. Игровая терминология. Народные игры – основа игровой культуры. Материальная и духовная игровая культура бурят. Роль и место игры в жизни людей. Методика записи игр, интервью об играх.
Раздел 8. Народные праздники.(3ч)
Обычаи и проведение народных праздников. Сагаалган. Сурхарбан. Алтаргана. Разучивание благопожеланий. Посещение и участие в традиционных праздниках. Отбор игр для праздника. Организация, проведение и участие игр на праздниках.
Раздел 9. Священные места.(4ч)
Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. Беседы о долге, обязанностях человека. Объяснить возрождение, значение священных мест Челсана Буурал Баабай, Джарун Хашорой субарга, Кижингинского дацана «Даша Лхумболинг». Экскурсии на священные места.
Раздел 10. Подведение итогов(5ч)
Презентация своих работ. Показательное выступление. Проектная работа.
2год обучения. (68 ч.)
Раздел 1. Моя родословная. (7ч)
Знакомство со своей родословной. Составление родословного древа. Разучивание благопожеланий.
Раздел 2. Народные песни (10ч)
Разучивание народных песен. Встреча с известными исполнителями народных песен села. Посещение концертов, фольклорных праздников. Прослушивание и просмотр записей фольклора.
Раздел 3. Бурятский фольклор. (4ч)
Фольклор и фольклорные жанры. Назначение устного народного творчества в жизни, его место в обществе, в коллективе. Чтение и исполнение поговорок, пословиц, загадок, песен. (Продолжение)
Раздел 4. Бурятские имена. (5ч)
Значение бурятских имен. Проектная работа «Что означает твое имя ?»
Раздел 5. Национальная одежда(11ч)
Ознакомление обычаев и обрядов бурят, связанных с национальным костюмом. Национальная одежда. Верхняя одежда. Обувь (одежда летняя и зимняя).Головные уборы. Бурятский костюм в фольклоре и песенно- музыкальном жанрах. Символика дополнений костюма..
Раздел 6. Традиционная бурятская пища. (10ч)
Пища как часть культуры народа. Традиционные бурятские блюда. Мясные блюда. Молочная пища, растительная пища.
Ознакомление обычаев и обрядов бурят, связанных с бурятской кухней. Бурятская кухня в фольклоре и песенно- музыкальном жанрах.
Раздел 7. Бурятская республика.(7ч)
Приобретение знаний об истории столицы, памятных местах Бурятии. Герб, флаг, гимн Бурятии. Посещение музеев, памятных мест Бурятии.
Раздел 8. Бурятский орнамент.(8ч)
Использование орнамента в материальной культуре бурят. Отражение в орнаменте стихий огня, воды, дерева, воздуха, земли. Чтение орнаментов и иллюстраций, составление благопожеланий, поздравлений на основе орнаментов. Художественное творчество Бурятии.
Раздел 9. Подведение итогов. (4ч)
Презентация своих работ. Показательное выступление. Проектная деятельность
3 год обучения. (68 ч.)
Раздел 1. Традиции и обычаи бурят.(7ч)
Свадьба, свадебные обряды, благопожелания, поздравления, игры, песни. Оформление личной книжки собирателя игр. Опрос информаторов об играх. Запись игры. Опробование и оценка игры. Систематизация собранного материала. Сравнительный анализ.
Раздел 2. Символика в традиционной культуре бурят.(8ч)
Использование символики чисел в обрядах жизненного цикла (рождении, создании семьи, рождении и воспитании детей). Использование цветовой символики в декоре предметов материальной культуры. Посещение музеев и выставок народного искусства.
Раздел 3.Мифы и легенды.(9ч)
Чтение легенды о Байкале. Прослушивание записи легенды о Бальжин хатан.
Собирание и изучение легенд малой родины. Исследовательская деятельность
Раздел 4. Эрын 3 наадан. (5ч)
Состязания по стрельбе из лука, конной скачке, национальной борьбе. Выступление детских фольклорных коллективов на праздниках.
Раздел 5. Буддийская религия (7ч)
Ознакомление с религией бурятов и божествами. Прослушивание и просмотр записей. Священные места. Беседа о долге, обязанностях человека. Святой долг перед родной землёй, сородичами, грядущим поколением. Отношение человека к природе в наше время.
Раздел 6. Пять разновидностей животных. (8ч)
Значение разведения разновидностей животных. Собирание пословиц и поговорок, загадок о животных.
Раздел 7.Музыкальные инструменты.(4ч)
Ознакомление с бурятскими инструментами. Просмотр видео записей. Экскурсия в детскую музыкальную школу.
Раздел 8. Восточный календарь.(7ч)
Ознакомление с календарем монголоязычных народов. Система бурятского календаря животного цикла. Легенды и сказки о животных. Знания бурят в области метеорологии и астрономии.
Раздел 9. Народные игры и танцы бурят. (11ч)
Разновидности «Шагай наадан». Сравнительный анализ народных игр и традиционных праздников, опубликованных в сборниках, и современного их бытования. Особенности хороводного танца «Ёхор», дуу буляалдаан.
Раздел 10. Подведение итогов. (5ч)
Презентация своих работ. Показательное выступление. Проектная деятельность
4 год обучения. (68 ч.)
Раздел 1. Кто такие буряты?(7ч)
Становление бурятской народности. Племена и роды бурят. Бурятский фольклор. Жанры бурятского фольклора. Понятие о мифах. Предания и рассказы. Легенды. Сказки.
Раздел 2.Духовная культура бурят. (16ч)
Традиции общения у бурят: приветствие, прощание, гостеприимство. Правила поведения в общественных местах. Традиции, обычаи, этикет.
Культура речи. Красота и богатство родного языка.
Юрта. Дом. Внутреннее убранство жилища. Бурятский двор. Надворные постройки. Значение «сэргэ». Обряды, связанные с сооружением и заселением жилища. Благопожелания.
Раздел 3.Семья и семейный быт у бурят.(6ч)
Семья и традиции семейных отношений. Традиции и обряды, связанные с рождением и воспитанием ребенка.
Раздел 4. Моя малая родина.(6ч)
Об истории возникновения Кижинги. Собирание материалов о малой родине.
Раздел 5. Духовная культура.(11ч)
Представления народа о человеке (пословицы, поговорки, благопожелания). 10 белых благодеяний, 10 черных грехов. Традиции и обычаи бурят
Раздел 6. Байкал. (3ч)
История Байкала. Легенды и предания о Байкале. Прослушивание и просмотр записей
Раздел 7. Культура и искусство Бурятии. (3ч)
Бурятский театр оперы и балета. Бурятский драматический театр им. Х.Намсараева. Русский драматический театр. Известные артисты наших дней. Посещение театра.
Раздел 8. Предметы украшений.(5ч)
Предметы украшений. Женские украшения. Мужские украшения. Пояс (значение).Посещение музеев, выставок. Встречи с народными мастерами.
Раздел 9. Учебные заведения Бурятии.(6ч)
Учебные заведения: БГУ, ВСГАКИ, ВСГТУ, БГСХА и т.д. История нашей школы.
Раздел 10. Подведение итогов. (4ч)
Презентация своих работ. Показательное выступление. Проектная деятельность
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | |||
Теорет. | Практич. | Всего | ||
1год обучения. (68 ч.) | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
1.1. | Техника безопасности и правила поведения на занятиях в помещении и на улице. | 1 | 1 | |
2 | Устное народное творчество. | 6 | 10 | 16 |
2.1 | Фольклор и фольклорные жанры. | 1 | 2 | 3 |
2.2. | Чтение и исполнение поговорок, пословиц, загадок, песен. | 2 | 2 | 4 |
2.3. | Сбор устного народного творчества у старейшин села | 1 | 3 | 4 |
2.4. | Прослушивание и просмотр записей фольклора. Посещение фольклорных праздников. | 2 | 3 | 5 |
3 | Материальная культура бурят. | 3 | 6 | 9 |
3.1 | Дерево в культуре бурят | 1 | 1 | 2 |
3.2 | Традиции и обычаи бурят, связанные с деревом. | 1 | 2 | 3 |
3.3. | Бурятское жилище | 1 | 1 | 2 |
3.4. | Защита письменных работ | 2 | 2 | |
4 | Духовная культура бурят. | 3 | 6 | 9 |
4.1 | Лошадь в культуре бурят | 1 | 1 | 2 |
4.2 | Стихи, пословицы, загадки о лошади | 1 | 2 | 3 |
4.3 | Хвалебные песни о лошади | 1 | 1 | 2 |
4.5 | Составление этномузыкального материала по играм для фольклорной группы. | 2 | 2 | |
5 | Традиции и обычаи бурят. | 3 | 6 | 9 |
5.1 | Традиции и обычаи бурят (ритуалы приветствия, прощания, обычаям гостеприимства, почитания старших). | 2 | 2 | 4 |
5.2 | Разучивание и декламирование благопожеланий. | 1 | 2 | 3 |
5.3 | Составление сценарии к народному празднику. | 2 | 2 | |
6 | Неписаные законы о нравственности у бурят. | 2 | 2 | 4 |
6.1 | Трактаты из «Зерцала мудрости» Эрдэни – Хайбзун Галшиева. | 1 | 1 | 2 |
6.2 | Методы научного исследования | 1 | 1 | 2 |
7 | Народные и игры. | 3 | 6 | 9 |
7.1 | Народные игры – основа игровой культуры. Бэhэлиг нюулга | 1 | 2 | 3 |
7.2 | Шагай наадан | 1 | 2 | 3 |
7.3 | Подвижные детские игры | 1 | 2 | 3 |
8 | Народные праздники. | 1 | 2 | 3 |
8.1 | Сагаалган. Прием гостей | 1 | 1 | 2 |
8.2 | Сурхарбан | 1 | 1 | |
9. | Священные места. | 2 | 2 | 4 |
9.1 | Челсана Буурал Баабай, Джарун Хашорой субарга. Кижингинский дацан «Даша Лхумболинг» | 1 | 1 | 2 |
9.2 | Легенды и предания. | 1 | 1 | |
9.3 | Экскурсии на священные места. | 1 | 1 | |
10 | Подведение итогов | 5 | 5 | |
10.1 | Презентация своих работ | 2 | 2 | |
10.2 | Показательное выступление. | 1 | 1 | |
10.3 | Проектная работа | 3 | 3 | |
2год обучения. (68 ч.) | ||||
1 | Моя родословная. | 2 | 5 | 7 |
1.1 | Знакомство со своей родословной. | 1 | 1 | 2 |
1.2 | Составление родословного древа | 1 | 3 | 4 |
1.3 | Разучивание благопожеланий. | 1 | 1 | |
2 | Народные песни | 3 | 7 | 10 |
2.1 | Разучивание народных песен | 2 | 2 | 4 |
2.2 | Посещение концертов, фольклорных праздников вне школы. | 1 | 2 | 2 |
2.3 | Выступление группы | 3 | 4 | |
3 | Бурятский фольклор. | 2 | 4 | 6 |
3.1 | Фольклор и фольклорные жанры. | 1 | 2 | 3 |
3.2 | Чтение и исполнение поговорок, пословиц, загадок, песен. (Продолжение) | 1 | 2 | 3 |
4 | Бурятские имена. | 1 | 4 | 5 |
4.1 | Бурятские имена | 1 | 2 | 3 |
4.2 | Проектная работа «Что означает твое имя ?» | 2 | 2 | |
5 | Национальная одежда | 3 | 9 | 11 |
5.1 | Дэгэл | 1 | 2 | 3 |
5.2 | Малгай | 1 | 2 | 3 |
5.3 | Гутал | 1 | 3 | 3 |
5.4 | Проектная деятельность | 2 | 2 | |
6 | Традиционная бурятская пища. | 4 | 6 | 10 |
6.1 | Мяхан табаг | 2 | 2 | 4 |
6.2 | Сагаан эдеэн | 2 | 2 | 4 |
6.3 | Практическая работа | 2 | 2 | |
7 | Бурятская республика. | 2 | 5 | 7 |
7.1 | Улан-Удэ-столица Бурятии. Герб, флаг, гимн Бурятии. | 1 | 2 | 3 |
7.2 | Памятные места Бурятии | 1 | 2 | 3 |
7.3 | Экскурсия по г.Улан-Удэ | 1 | 1 | |
8 | Бурятский орнамент | 4 | 4 | 8 |
8.1 | Символика орнаментов | 2 | 2 | 4 |
8.2 | Составление композиций | 2 | 2 | 4 |
9 | Проектная деятельность | 4 | 4 | |
3 год обучения | ||||
1 | Традиции и обычаи бурят. | 1 | 6 | 7 |
1.1 | Свадьба, свадебные обряды, благопожелания, поздравления, игры, песни. | 1 | 3 | 4 |
1.2 | Оформление личной книжки собирателя игр. | 3 | 3 | |
2 | Символика в традиционной культуре бурят. | 2 | 6 | 8 |
2.1 | Символика чисел в обрядах жизненного цикла (рождении и воспитании детей, создании семьи,). | 1 | 2 | 3 |
2.2 | Цветовая символика в декоре предметов материальной культуры. | 1 | 2 | 3 |
2.3 | Посещение музеев и выставок народного искусства. | 2 | 2 | |
3 | Мифы и легенды. | 2 | 7 | 9 |
3.1 | Чтение легенды о Байкале. Прослушивание записи легенды о Бальжин хатан. | 2 | 2 | 4 |
3.2 | Собирание и изучение легенд малой родины. | 3 | 3 | |
3.3 | Исследовательская деятельность | 2 | 2 | |
4 | Эрын 3 наадан. | 2 | 3 | 5 |
4.1 | Состязания по стрельбе из лука, конной скачке, национальной борьбе. | 2 | 2 | 4 |
4.2 | Выступление детских фольклорных коллективов на праздниках. | 1 | 1 | |
5 | Буддийская религия | 3 | 4 | 7 |
5.1 | Религия бурятов и божества. Прослушивание и просмотр записей. | 1 | 2 | 3 |
5.2 | Священные места. Беседа о долге, обязанностях человека. | 2 | 2 | 4 |
6 | Пять разновидностей животных | 2 | 6 | 8 |
6.1 | Табан хушуун мал | 2 | 3 | 5 |
6.2 | Собирание пословиц и поговорок, загадок о животных. | 3 | 3 | |
7 | Музыкальные инструменты | 1 | 3 | 4 |
7.1 | Бурятские инструменты. Просмотр видео записей. | 1 | 2 | 3 |
7.2 | Экскурсия в детскую музыкальную школу. | 1 | 1 | |
8 | Восточный календарь. | 3 | 4 | 7 |
8.1 | Календарь монголоязычных народов. | 2 | 2 | 4 |
8.2 | Легенды и сказки о животных. | 1 | 2 | 3 |
9 | Народные игры и танцы бурят | 3 | 8 | 11 |
9.1 | «Шагай наадан». | 1 | 4 | 5 |
9.2 | Хороводный танец «Ёхор», дуу буляалдаан. | 2 | 4 | 6 |
10 | Подведение итогов | 5 | 5 | |
10.1 | Презентация своих работ. Показательное выступление. Проектная деятельность | 5 | 5 | |
4 год обучения. (68 ч.) | 68 ч. | |||
1 | Кто такие буряты? | 4 | 3 | 7 |
1.1 | Становление бурятской народности. Племена и роды бурят. | 2 | 1 | 3 |
1.2 | Бурятский фольклор. Жанры бурятского фольклора. Понятие о мифах. Предания и рассказы. Легенды. Сказки. | 2 | 2 | 4 |
2 | Духовная культура бурят | 8 | 8 | 16 |
2.1 | Традиции общения у бурят: приветствие, прощание, гостеприимство. | 2 | 2 | 4 |
2.2 | Правила поведения в общественных местах. Традиции, обычаи, этикет. | 2 | 2 | 4 |
2.3 | Красота и богатство родного языка. | 2 | 2 | 4 |
2.4 | Юрта. Дом. Внутреннее убранство жилища. Бурятский двор. Надворные постройки. Значение «сэргэ». Обряды, связанные с сооружением и заселением жилища. | 2 | 2 | 4 |
2.4 | Благопожелания. | 1 | 1 | 2 |
3 | Семья и семейный быт у бурят. | 4 | 2 | 6 |
3.1 | Семья и традиции семейных отношений. | 2 | 1 | 3 |
3.2 | Традиции и обряды, связанные с рождением и воспитанием ребенка | 2 | 1 | 3 |
4 | Моя малая родина. | 3 | 3 | 6 |
4.1 | Об истории возникновения Кижинги | 2 | 1 | 3 |
4.2 | Собирание материалов о малой родине | 1 | 2 | 3 |
5 | Духовная культура. | 3 | 3 | 6 |
5.1 | Представления народа о человеке (пословицы, поговорки, благопожелания). 10 белых благодеяний, 10 черных грехов | 2 | 1 | 3 |
5.2 | Традиции и обычаи бурят | 1 | 2 | 3 |
6 | Байкал | 3 | 2 | 5 |
6.1 | История Байкала. Легенды и предания о Байкале. | 2 | 2 | 4 |
6.2 | Прослушивание и просмотр записей | 1 | 1 | |
7 | Культура и искусство Бурятии. | 3 | 3 | |
7.1 | Бурятский театр оперы и балета. Бурятский драматический театр им. Х.Намсараева. Русский драматический театр. | 2 | 2 | |
7.2 | Известные артисты наших дней. | 1 | 1 | |
7.3 | Посещение театра. | 1 | ||
8 | Раздел 8. Предметы украшений | 2 | 3 | 5 |
8.1 | Предметы украшений. Женские украшения. Мужские украшения. Пояс (значение) | 2 | 1 | 4 |
8.2 | Посещение музеев, выставок. | 1 | 2 | |
8.3 | Встречи с народными мастерами. | 1 | 2 | |
9 | Учебные заведения Бурятии. | 4 | 2 | 6 |
9.1 | Учебные заведения: БГУ, ВСГАКИ, ВСГТУ, БГСХА и т.д. | 2 | 1 | 3 |
9.2 | История нашей школы. | 2 | 1 | 3 |
10 | Подведение итогов | 4 | 4 | |
10.1 | Презентация своих работ. Показательное выступление. Проектная деятельность | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности "Шахматная школа"
Программа кружка "Шахматы"...
Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"
Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс
Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...
Авторская программа внеурочной деятельности по математике "Математический клуб 5-6 класс
Авторская программа внеурочной деятельности по математике 5-6 классы по ФГОС...
Авторская программа внеурочной деятельности "Театр на английском языке"
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного ...
Авторская программа внеурочной деятельности «психолого-педагогические нормы нравственности» (1-4 классы)
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Фольклорный ансамбль «ЛОЖКАРИ» Возраст детей 8 – 10 лет Срок реализации 3 года
Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах...