Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности обучающихся
презентация к уроку
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom._hodkova_tatyana_aleksandrovna.ppt | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом». В.А. Сухомлинский «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д.Дидро
Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новая государственная программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев). Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов. PISA – международная программа по оценке качества обучения, в которой Россия принимает участие с самого первого экзамена в 2000 году. Тесты по определению грамотности чтения, математической и естественнонаучной грамотности проводятся среди 15-летних школьников по всему миру. И если в 2000 году Россия занимала в этом рейтинге 27 место, то в 2012 – только 34 - е .
Большой объём текста Неадаптированный текст Информация, представленная в виде рисунков, схем, диаграмм, таблиц, графиков Задания, для выполнения которых требуется интеграция знаний из разных предметов Задания, в которых неясно, к какой области знаний нужно обратиться.
Функциональное чтение – это чтение с целью.
В современном мире понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по-прежнему остается связанным с пониманием самых различных текстов. Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими. Четко распределить тексты по определенным категориям или критериям невозможно, так как один и тот же текст, как правило, имеет различные признаки и может относиться сразу к нескольким группам. В методических целях удобно использовать классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA. Они делят тексты на сплошные и несплошные.
К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе: описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.); повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов); рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).
«То, что вы вынуждены открыть сами, оставляет в вашем уме дорожку, которой вы можете воспользоваться, когда в этом возникает необходимость». Г.К. Лихтенберг
Чтение – сложный, многогранный процесс. Он подразумевает решение важнейших познавательных и коммуникативных задач – понимание (общее, полное, критическое), нахождение конкретной информации, интерпретация содержания. Чтение как деятельность определяют механизмы восприятия, узнавания, понимания, осмысления, рефлексии. Процесс чтения состоит из трех фаз.
Просмотр 2) Установление значений слов 3) Нахождение соответствий 4) Узнавание фактов 5) Воспроизведение и пересказ. 1) Упорядочивание 2) Объяснение 3) Сравнение и сопоставление 4) Анализ, обобщение 5) Соотнесение с собственным опытом 6) Размышление над контекстом. 1) Выдвижение гипотез, высказывание предположений 2) Формулирование суждений 3) Моделирование и обобщение 4) Применение в жизни, учёбе.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. На развитие читательской грамотности направлена технология формирования типа правильной читательской деятельности . Автором данной технологии является Наталия Николаевна Светловская. Характеризуя технологию, она говорит, что это “…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)”
I этап. Работа с текстом до чтения. 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. II этап. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения. 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной нормы). Виды творческих заданий: - сфера осмысления содержания: рассказ о герое (событии), выборочный краткий пересказ, составление плана, постановка вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы и др. - сфера воображения: составление диафильма, киносценария, комикса к тексту, творческий пересказ от лица разных персонажей, иллюстрирование, изготовление карт. Схем. Макетов, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др. - эмоциональная сфера: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др. - реакция на художественную форму: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком художественного текста и др. Я использую технологию «Педагогическая мастерская» на уроках литературы. Приведу примеры вопросов и заданий, которые я использую на уроках по этой технологии.
Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения. Задания «множественного выбора»: 1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов; 2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту; 3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста. Задания «на соотнесение»: 1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами); 2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т. п.; 3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов).
Задания «на дополнение информации»: 1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом; 2) дополнение (завершение) предложений. Задания «на перенос информации»: 1) заполнение таблиц на основе прочитанного; 2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного. Задания «на восстановление деформированного текста»: 1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности. Задания с ответами на вопросы могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности
1. Попробуйте расшифровать следующий текст. 2. Удалось ли понять смысл текста? Как вы это сделали? 3. Какие выводы вы сделали? оп рзелутьаттам исселовадний одонго англигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бкувы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, всѐ-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Причрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльености, а всѐ слово цликеом. Цель подобного чтения: Научиться структурировать информацию и восстанавливать ее недостающие элементы – это также вопрос развитости навыка чтения.
Работа со сплошным текстом Текст с заданиями Кожа на них потрескалась и стала мягче лошадиных губ. В приличном обществе в таких сапогах не появишься. Я этого и не делаю — сапоги предназначены для иного. Мне сшил их старый софийский сапожник десять лет назад. Он содрал с меня десять лир и сказал: « Господин, из меня уже давно репей вырастет, а ты все еще будешь носить эти сапоги и вспоминать Исаака добрым словом » . Не прошло и года, и на раскопках ассирийского города в Междуречье у левого сапога отлетел каблук. Мне пришлось вернуться в лагерь одному. Я хромал по раскаленному песку, ругал старого софийского мошенника последними словами и клялся, что сожгу сапоги на костре. Мои коллеги, британские археологи, не добрались до раскопок — на них напали всадники Рифат-бека и вырезали всех до одного. Я не сжег сапоги, я сменил каблук и заказал серебряные подковки. В 1873 году, в мае, когда я направлялся в Хиву, проводник Асаф решил завладеть моими часами, моим ружьем и моим вороным ахалтекинцем Ятаганом. Ночью, когда я спал в палатке, проводник бросил в мой левый сапог эфу, чей укус смертелен. Но сапог просил каши, и эфа уползла в пустыню. Утром Асаф сам рассказал мне об этом, потому что усмотрел в случившемся руку Всевышнего. Полгода спустя пароход « Адрианополь » напоролся на скалу в Термаикосском заливе. Я плыл до берега два с половиной лье. Сапоги тянули меня ко дну, но я их не сбросил. Я знал, что это будет равносильно капитуляции, и тогда мне не доплыть. Сапоги помогли мне не сдаться. До берега добрался я один, все остальные утонули. Сейчас я там, где убивают, на войне. Каждый день над нами витает смерть. Но я спокоен. Я надеваю свои сапоги, за десять лет ставшие из черных рыжими, и чувствую себя под огнем, как в бальных туфлях на зеркальном паркете ( По Б. Акунину)
1. О чём этот текст? Выбери правильный вариант ответа. Это текст об увлекательном путешествии. Это текст о качестве обуви. Это текст о ― «счастливых» сапогах. 2. Озаглавь текст (предложи 2-3 варианта заглавия). ________________________________________________________________________________________
Верно Неверно Нет информ . 1. Сапоги сшил старый финикийский сапожник 10 лет назад. 2. Британские археологи занимались раскопками Трои. 3. Я не сжёг сапоги, а сменил серебряные подковки и заказал каблук. 4. Я не сбросил сапоги, даже когда они мешали мне плыть. 5. Асаф хотел украсть у меня ружьё, Ятагана и часы.
Сапоги спасают/спасали меня
Кожа на сапогах стала мягче, чем… Проводник хотел убить меня, бросив в сапог… Пароход «Адрианополь» в Термаикосском заливе… Я чувствую себя под огнѐм…
Слова для справок: паркет, лье, ахалтекинец, эфа, капитуляция ________________________ – прекращение вооружённой борьбы и сдача вооружённых сил одного из воюющих государств. _________________________ – верховая порода лошадей _________________________ – старинная французская единица измерения расстояния _________________________– напольное покрытие
1. Ты будешь носить эти сапоги даже тогда, когда… 2. Я хромал по раскаленному песку и клялся, что… 3. Британские археологи не добрались до раскопок, потому что… 4. За десять лет сапоги…
задник голенище подкладка каблук носок подошва
доброе слово / добрый человек раскалѐнный песок / раскалённая сковорода тянуть ко дну / тянуть время серебряные подковки / серебряный голос содрать 10 лир / содрать обои
10. Составь два предложения, в которых слово ПРОВОДНИК употреблено в разных значениях. 11. Расскажи в 5-7 предложениях о том, какая вещь и почему стала для тебя талисманом.
Результативность При выполнении различных заданий по развитию функциональной грамотности ученик будет мотивирован на: осмысленное чтение и восприятие на слух, а также продуцирование тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; поиск и критическую оценку информации из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов.
При использовании на уроках литературы указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами». (И.Г. Песталоцци).
«Я стану вашим последним учителем. Не потому, что я лучший учитель, с которым вы когда - либо сталкивались, но потому, что от меня вы научитесь тому, как учиться. Когда вы научитесь учиться, то осознаете, что нет никаких учителей, есть лишь люди, которые учатся, и люди, которые учатся тому, как облегчить обучение». М. Фельденкрайз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности
Как разнообразить работу с текстом на уроке и во внеурочной деятельности? Чтобы сделать работу над пониманием текста интересной для учащихся, необходимо использовать тексты необычные, вызывающие...
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности учащихся
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности учащихся. Материал можно использовать для самостоятельного изучения, а также для выступления на методическом ...
Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...
Программа вебинара по русскому языку и литературе на тему “ Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения”.
Сформировать обучающую основу для эффективной работы с текстом...
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения
Для развития функциональной грамотности чтения необходимо работать с обучающимися на уровне осмысленного чтения....
Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"
Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...
Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"
Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...