Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения
статья по русскому языку
Для развития функциональной грамотности чтения необходимо работать с обучающимися на уровне осмысленного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения.
Читать-это ещё ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое-
вот в чём главное дело.
К.Д. Ушинский.
Человечество перешло к новой стадии своего развития – стадии построения информационного общества. На этой стадии основное внимание будет уделено не передаче человеку знаний, а научению его способам получения знаний, развитию его способностей к обучению и самообучению в условиях неопределенности.
Именно поэтому во всем мире ХХI век начался с привлечения внимания к чтению и письму, составляющих в их неразрывном единстве понятие грамотности.
Функциональная грамотность – это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Грамотность чтения – это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.
В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Мы прекрасно знаем, что процесс чтения имеет две стороны: технику чтения и понимание текста.
Понимание текста является целью чтения, а техника чтения выступает как средство достижения этой цели.
Под техникой чтения понимается механизм связи слова видимого и произносимого.
Чтобы овладеть техникой чтения, необходимо:
-уметь правильно произносить написанное;
-уметь соотносить букву и звук;
-знать и правильно использовать правила чтения;
-уметь прогнозировать развёртывание языкового материала;
-уметь членить предложения на синтагмы;
- уметь интонационно оформить предложения и синтагмы, отрезки текста.
Какие же существуют уровни развития грамотности чтения?
Международные эксперты выделили и описали пять уровней грамотности, каждый из которых замерялся по параметрам:
« поиск и восстановление информации»,
« интерпретация текста и обоснование выводов»,
«рефлексия и оценивание»
Эти уровни характеризуют различную по сложности деятельность учащихся с текстом.
Психологи выделяют несколько уровней понимания:
1) уровень понимания отдельных слов;
2) уровень понимания отдельных словосочетаний;
3) уровень понимания отдельных предложений;
4) уровень понимания общего содержания текста;
5) уровень понимания общего содержания и деталей текста;
6) уровень понимания эмоционально-оценочной информации текста;
7) уровень понимания побудительно-волевой информации текста
Первые пять уровней связаны с планом значения текста, последние два- с планом смысла текста
Результаты проведенного исследования показали, что существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения. Поэтому самой большой задачей учителя на сегодняшний день является целенаправленная работа по формированию у обучающихся навыков осмысленного чтения.
Проблема осмысленного чтения в общеобразовательной школе- это проблема всех учителей.
Что объединяет учителей, преподающих разные предметы? Необходимость воспитания грамотного читателя.
Какие современные педагогические технологии помогают учителю организовать работу с текстом?
Одним из путей развития читательской грамотности является подход к обучению смысловому чтению.
Что такое смысловое чтение?
- Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
- Смысловое чтение – один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
- Смысловое чтение – универсальное учебное действие.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить».
Поэтому важно научить ребёнка читать осмысленно. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а в дальнейшем и письменная речь.
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно;
- пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
- определять эмоциональный характер текста;
- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- формулировать тему небольшого текста;
- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, составлять высказывания по заданному заголовку;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая - наиболее точно выражает главную мысль;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте.
Вопрос о необходимости обучения смысловому чтению одним из первых поставил известный психолог А.А. Леонтьев, отметив, «что сегодняшняя школа учит в основном технике чтения, но оказалась неспособной учить собственно чтению, смысловому восприятию, адекватному пониманию содержательной стороны целостного текста. . Перед учителем ставится очень важная задача - привить интерес учащихся к чтению, научить их «читать.
Об актуальности данной темы более подробно расскажет вам Асанова Эльмира Бекеновна – руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников
Тема выступления на МО учителей начальных классов...
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности
Как разнообразить работу с текстом на уроке и во внеурочной деятельности? Чтобы сделать работу над пониманием текста интересной для учащихся, необходимо использовать тексты необычные, вызывающие...
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности учащихся
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности учащихся. Материал можно использовать для самостоятельного изучения, а также для выступления на методическом ...
Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...
Программа вебинара по русскому языку и литературе на тему “ Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения”.
Сформировать обучающую основу для эффективной работы с текстом...
Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"
Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...
Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"
Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...